Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:26, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются следующие задачи:
1. Сущность спорта в общетеоретическом аспекте.
2. Определить особенности спортивной деятельности с учетом школьного возраста.
Введение
ГЛАВА I. Теория спорта
1.1 Характеристика спорта
1.2 Классификация видов спорта
1.3 Соревнования - генеральный атрибут спорта
1.4 Основные задачи тренировочного процесса, как части тренировочного действия
1.5 Организация и методика спортивного отбора в России
ГЛАВА II. Сущность детского спорта
2.1 Массовый спорт
2.2 Цель детско-юношеского спорта
2.3 Организационные основы подготовки юного спортсмена
2.4 Требования к занятиям спортом
2.4.1 Взаимосвязь нагрузки и закономерностей развития растущего организма
2.4.2 Особенности спортивной подготовки юных спортсменов
2.4.3 Физическая подготовка юных спортсменов
2.4.4 Условия жизни юных спортсменов
2.5 Требования к тренеру юных спортсменов
Заключение
Список литературы
Основной критерий эффективности детско-юношеского спорта – массовость охвата. Большую роль этот спорт играет в профилактике негативных явлений в поведении детей школьного возраста.
Организационные основы подготовки юного спортсмена
Основной структурной
единицей подготовки школьников-спортсменов
остаются спортивные школы, которые
в зависимости от преимущественной
ориентации на решение задач массового
детско-юношеского спорта или подготовку
резервов для спорта высших достижений,
делятся на детско-юношеские спортивные
школы (ДЮСШ) и специализированные детско-юношеские
школы олимпийского резерва (СДЮСШОР).
В подготовке спортивных резервов возросла
роль школ-интернатов спортивного профиля
(ШИСП), где совместно проживают,
обучаются и тренируются
Спортивные школы создаются
при Государственных комитетах
по физической культуре и спорту, в
системе различных министерств
и ведомств, однако наибольшая роль
в развитии детско-юношеского спорта
принадлежит Министерству просвещения.
Подготовка школьников-спортсменов
в различных организациях имеет
свои особенности. В системе Министерства
просвещения она
В ДСО, ВФСО работа больше направлена
на подготовку ближайшего резерва сборных
команд ДСО и ведомств, городов, областей,
краев, страны (около 10% занимающихся –
группы спортивного совершенствования
и высшего спортивного
Следует отметить, что повышение
эффективности системы
В частности необходима более
тесная связь последней с системой
спортивного отбора. Основным ее критерием
должна стать перспективность
Ведь если тренер правильно
определил соответствие новичка
требованиям вида спорта, если сумел
сформировать основу двигательной подготовленности,
развил стремление к систематической
тренировке, ученик будет признан
способным к спортивному
В этой связи и система
соревнований учащихся спортивных школ
должна прежде всего решать задачу
всесторонней оценки их перспективности,
т.е. программа соревнований должна
выявлять уровень генетически
2.4 Требования к занятиям спортом
2.4.1 Взаимосвязь
нагрузки и закономерностей
Продолжается интенсивное снижение возраста занимающихся спортом, привело к тому, что современные дети приступают к серьезным тренировкам уже в 6-8 летнем возрасте. При этом, если в таких видах спорта как гимнастика, плавание, фигурное катание снижение возрастных границ для набираемых в детские спортивные школы вполне допустимо и оправдано, то в большинстве видов борьбы это явление имеет не столько позитивные последствия, сколько негативные. Вместе с тем, многие специалисты часто смешивают и не делают особых различий между целесообразным возрастом приобщения к спорту и оптимальным возрастом начала углубленной спортивной специализации.
Следует отметить, что своевременное приобщение детей к спортивным занятиям с учетом возрастных особенностей занимающихся не может иметь принципиальных возражений даже в раннем детском возрасте. Однако, форсированная и чрезмерно суженная спортивная специализация, хотя и приводит к быстрому росту спортивных результатов, наносит существенный ущерб как для конечных спортивных достижений в более зрелом возрасте, так и для полноценного развития организма и личности (Матвеев Л.П.).
Рациональная подготовка
юного спортсмена невозможна без
учета закономерностей развития
растущего организма. Игнорирование
этого – сама опасная ошибка в
работе тренера, учителя физкультуры,
узловая причина допускаемых
при подготовке юного спортсмена
просчетов. Поэтому знание закономерностей
развития растущего организма
В результате анализа и обобщения информации авторов (Курамшина Ю.Ф., Матвеева Л.П., Харабуги Г.Д., Филина и др.) принято считать, что школьный возраст классифицируется на младший, средний или подростковый и юношеский.
Младший школьный возраст (7-12 лет – мальчики; 7-11 лет - девочки) – наиболее “спокойный” в развитии ребенка. Он характеризуется умеренными темпами роста, плавностью развития, постепенностью изменения структур и функций. Филин В.П. отмечает, что тренеру, который в работе с детьми этого возраста не нарушает принципов доступности, систематичности и постепенности, нечего опасаться неприятностей. Вероятность появления всевозможных травм, перенапряжений и переутомлений значительно повышается несколько позже, уже в подростковом возрасте.
Средний школьный, или подростковый, возраст (13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки). В этом возрасте происходит резкий скачок в развитии, переводящий организм в качественно новое состояние. Происходит не только быстрое половое созревание, но и стремительно развиваются все органы и системы, значительно повышается интенсивность обменных процессов, быстрые нейроэндокринные перестройки оказывают влияние как на вегетативную нервную систему (частые колебания пульса, неустойчивость кровяного давления, сердечнососудистые расстройства), так и на высшую нервную деятельность, что проявляется в частой смене настроения, преобладании процессов возбуждения над процессами торможения, высокой эмоциональной возбудимости (Сологуб Е.Б., Солодков А.С.). Проведенные наблюдения Платоновым В.Н. и Сахновским, свидетельствуют, что подростковый возраст в спортивной среде нередко называют “возрастом кризиса”, поскольку именно в этом возрасте чаще всего допускается основная ошибка, которая отрезает путь в большой спорт многим юным спортсменам, и происходит это по очень простой схеме. Организм подростка очень реактивен, моментально отвечает на тренировочные воздействия приспособительными перестройками. Увеличив нагрузку, добавляет Филин В.П., легко улучшить результат, и малоопытные тренеры, видя в стремительном прогрессе ученика подтверждение правильности выбранной методики подготовки, продолжают наращивать объем и интенсивность тренировочной работы, расширять соревновательную практику. Однако через некоторое время рост спортивных результатов неизбежно прекращается и, что значительно хуже, наносит вред здоровью подростков. Массовое форсирование подготовки подростков – основная беда резервного спорта. Обобщая мнения авторов, можно сказать, что вершины спортивного мастерства, как правило, достигают те, кто успешно минует “опасную подростковую зону”, сохранив функциональные и психологические резервы для дальнейшего совершенствования.
Юношеский возраст (17-21 год у юношей, 16-20 лет у девушек). С достижением его верхней границы обычно заканчивается формирование организма, большинство его функций достигают максимума развития, поэтому в работе с юношами и девушками тренер может применять почти все имеющиеся в его распоряжении тренировочные средства и методы, ограничивая применение наиболее мощных из них в тех видах спорта, где максимальный результат достигается в период зрелости – после двадцати лет (Солодков А.С., Сологуб Е.Б.). В таких видах спорта как плавание, художественная и спортивная гимнастика, фигурное катание юношеский возраст – оптимальный для достижения наивысших результатов и тренеры здесь свободны в выборе тренировочных средств и методов.
По мнению авторов, занимающихся возрастной, спортивной физиологией, важно учитывать, что достоверно установленный “код” биологического развития – это основа индивидуализации планирования многолетней тренировки спортсмена. С одной стороны, его знание поможет не пропустить благоприятный момент для максимальной реализации индивидуальных возможностей потенциальных “звезд” юношеского спорта, а с другой – планомерно и терпеливо осуществлять подготовку тех спортсменов, чей талант может полностью раскрыться лишь по достижении биологической зрелости. Острая необходимость долгосрочного прогнозирования биологического развития очевидна, т.к. объективно установлено, что даже при рациональном планировании многолетней тренировки определенный контингент спортсменов способен добиваться успеха лишь в юношеском возрасте. И происходит это не из-за ошибок в планировании тренировочного процесса, а потому, что многие спортсмены полностью или почти полностью реализуют свои возможности в юношеском возрасте (Филин В.П.).
Проанализировав информацию Сологуб Е.Б. и Солодкова А.С., следует что, возрастные особенности формирования скелета строго учитывают в процессе подготовки юного спортсмена. Нельзя забывать, что резкие толчки при прыжках, ассиметричные нагрузки в гимнастике и спортивных играх, неравномерные нагрузки на правые и левые конечности, чрезмерные нагрузки, могут привести к смещению костей таза и неправильному их сращиванию, нарушению нормальных изгибов позвоночника. Важно не забывать о том, что чрезмерные нагрузки на нижние конечности нередко приводят к плоскостопию, негативно сказываются на общем росте трубчатых костей. Все это требует тщательной дозировки нагрузок в упражнениях, предъявляющих большие требования к опорно-двигательному аппарату. Выполнение таких элементов надо чередовать с разгрузочными и корригирующими упражнениями.
Существенные изменения с возрастом претерпевает и микроструктура мышц, отмечают авторы. Развивается мышечная система неравномерно. Поэтому тренеру и учителю физкультуры нужно обязательно учитывать возрастные закономерности развития мышечной системы. Следовательно, надо осторожно применять силовые упражнения. Увлечение ими может привести к разрывам мышц, растяжению связок и другим травмам опорно-двигательного аппарата, затормозить общий рост организма. Необходимо предусмотреть и различия в дозировке нагрузок для спортсменов различного пола. Ведь относительная масса мышц у девушек примерно на 13% меньше, чем у юношей, а функциональные характеристики мышц существенно ниже (Платонов, Сахновский).
Рациональному планированию тренировочных нагрузок способствует и учет неравномерности в развитии различных мышечных групп, например, темпы роста мышц ног существенно опережают тем роста мышц рук, а развитие мышц разгибателей опережает развитие мышц сгибателей.
Сологуб Е.Б. и Солодков А.С.
в своих работах уделяют
Незамеченным остается и изменения сердечно-сосудистой и функциональной систем организма. По мере роста и формирования организма увеличиваются объем и масса сердца, меняется соотношение различных его отделов и положения в грудной клетке, совершенствуется нервная регуляция кровообращения. В процессе развития ССС повышаются и изменяются ее функциональные возможности: увеличивается минутный и ударный объемы крови при напряженной работе, часто изменяется ритм сердечных сокращений (выражена дыхательная аритмия, при которой ЧСС возрастает на вдохе и уменьшается на выдохе), повышается и экономичность работы сердца. Тренеру нельзя забывать об ограниченных функциональных возможностях ССС детей и подростков, о том, что она “нагружена” бурным ростом и развитием организма, и если злоупотреблять, можно принести существенный вред здоровью ученика.
Возрастные изменения функциональных возможностей основных систем организма в решающей мере определяют и возрастные изменения уровня физических качеств, неодновременность и неравномерность их развития (Филин В.П.).
Автор отмечает, что наиболее
благоприятный возраст для
И советует, что тренеру очень важно не пропустить возраст 9-13 лет для совершенствования быстроты, т.е. с первых дней занятий спортом вести целенаправленную работу по развитию этого качества. Особенно это важно в тех видах спорта, где уровень быстроты в решающей мере определяет достижение успеха – легкоатлетическом спринте и прыжках, велосипедных гонках на треке, плавании. В младшем школьном и подростковом возрасте развитие быстроты должно осуществляться в основном повышением частоты движений, а в юношеском – за счет развития силовых и координационных способностей, гибкости.
Информация о работе Особенности занятия спортом детей школьного возраста