Особенности занятия спортом детей школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются следующие задачи:
1. Сущность спорта в общетеоретическом аспекте.
2. Определить особенности спортивной деятельности с учетом школьного возраста.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. Теория спорта
1.1 Характеристика спорта
1.2 Классификация видов спорта
1.3 Соревнования - генеральный атрибут спорта
1.4 Основные задачи тренировочного процесса, как части тренировочного действия
1.5 Организация и методика спортивного отбора в России
ГЛАВА II. Сущность детского спорта
2.1 Массовый спорт
2.2 Цель детско-юношеского спорта
2.3 Организационные основы подготовки юного спортсмена
2.4 Требования к занятиям спортом
2.4.1 Взаимосвязь нагрузки и закономерностей развития растущего организма
2.4.2 Особенности спортивной подготовки юных спортсменов
2.4.3 Физическая подготовка юных спортсменов
2.4.4 Условия жизни юных спортсменов
2.5 Требования к тренеру юных спортсменов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая тфк.docx

— 71.85 Кб (Скачать файл)

Максимальное проявление гибкости требуют такие виды спорта как художественная и спортивная гимнастика, спортивная аэробика, акробатика и др., поэтому этому физическому  качеству необходимо уделять целенаправленные тренировки уже в младшем школьном возрасте, с первых дней занятий, конечно, учитывая индивидуальные физиологические  особенности занимающихся. Как известно, энергия необходима в любом виде спорта, для выполнения мышечной работы. Количеством выделяемой энергии, связанной  с протеканием аэробных и анаэробных процессов в организме, определяется качество – выносливость. Так анаэробные источники играют большую роль в  энергообеспечении гребли, борьбы, бокса, велосипедного спорта, бега на средние и длинные дистанции, плавание и др. А аэробные источники  энергии являются основным путем  энергообеспечения в велосипедном спорте-шоссе, бег на дистанциях 5000 и 10000 м, марафонском беге, лыжных гонках, в беге на коньках. В планировании нагрузок на первых этапах многолетнего совершенствования надо строго учитывать, половые различия и то, что анаэробную кратковременную работу юные спортсмены переносят значительно хуже, чем  равномерную длительную работу, выполняемую  в аэробных условиях. Также учитывать  особенности протекания восстановительных  процессов после нагрузок (А.А. Маркосян, 1969). Особенно важно знать тренерам по гимнастике, акробатике, прыжков  в воду, спортивным играм, где высокие  координационные возможности и  возрастные рамки развития ловкости – 6-14 лет, что является важным условием достижения успеха. Не стоит забывать про игру. Ведь игра – это та форма  деятельности детей, которая обеспечивает достижение основной цели – развитие их двигательных возможностей. Для  компенсации высоких нагрузок необходимо использовать эстафеты, упражнения на внимание, игры и т.д.

2.4.2 Особенности  спортивной подготовки детей

В последнее десятилетие  во всем мире наблюдается тенденция  к омоложению состава сборных  команд по многим видам спорта. Идея ранней спортивной специализации основывается на теории акселерации и успехах  молодежи в таких видах спорта, как спортивная и художественная гимнастики, фигурное катание и других сложнокоординированных видах. Для  осуществления этой идеи были пересмотрены программы подготовки юных спортсменов, повышены объем и интенсивность  тренировочных нагрузок.  Однако существует мнение Ашмарина Б.А. о том, что стремление к ранней специализации для достижения высоких спортивных результатов противоречит цели и задачам системы физического воспитания, приводит к нарушению ее основных принципов – всестороннего развития, оздоровления и подготовки к трудовой деятельности. Процесс омоложения в спорте становится самоцелью и приводит к преждевременному применению специализированных средств тренировки, а также нагрузок, неадекватных морфологическому и психофизическому развитию детей и ведущих к нежелательным изменениям ряда функций организма. Форсирование специализированной подготовки, по мнению автора, является причиной массового отсева: 48-72% молодых спортсменов прекращают занятия, не желая выполнять большие монотонные напряжения. В группах спортивного совершенствования 15-16-летних пловцов обнаружено всего лишь 8,2% спортсменов, начавших систематические занятия с 7-8 лет, а среди конькобежцев, лыжников, велосипедистов и того меньше:3,3%, 2,9%, 4,3% (Ашмарин Б.А.). Качество работы тренера, его статус, зарплата оцениваются, как правило, только спортивными успехами его учеников. Вместе с тем современные научные данные и опыт грамотных тренеров позволяет обеспечить такую систему спортивной подготовки детей, которая исключает отрицательное влияние спортивной специализации и гарантирует оптимальный рост достижений на базе разносторонней психофизической подготовки, хорошего здоровья и воспитанности. Задачи спортивной подготовки детей, кроме общих задач физического воспитания, заключаются в привитии стойкого интереса к спортивной деятельности, а через него – повышение двигательной активности, реализация свободного времени и подготовка резервов для “большого” спорта.

2.4.3 Физическая  подготовка юных спортсменов

Успешное осуществление  всестороннего физического воспитания юных спортсменов во многом зависит  от умелого подбора средств и  методов физической подготовки на протяжении ряда лет и в годичном цикле.

Полноценная физическая подготовка, которая представляет собой целенаправленный процесс формирования физических качеств  у спортсмена и является основой  спортивной тренировки (Матвеев Л.П., 1991), включает общую (ОФП) и специальную  подготовку (СФП), между которыми существует тесная связь. Например, включение ОФП  в программу соревновательного  периода помогает дальнейшему росту  специальной подготовленности, сохранению высокой спортивной формы, обеспечивает активный отдых и лучшее восстановление организма. Такое разделение подготовки, по мнению Филина В.П., позволяет лучше  построить педагогический процесс, используя различные средства, методы и формы проведения занятий с  детьми, подростками и юношами.

Рациональное соотношение  общей и специальной физической подготовки в годичном цикле тренировки на начальном этапе подготовки закладывает  базу для реализации и продолжения  успешной спортивной карьеры в будущем  и вообще является основой для  роста результатов. Т.к. каждая из выше перечисленных видов физической подготовки имеет свое место и  немаловажное значение на различных  этапах подготовки спортсмена.

Ряд авторов (Курамшин Ю.Ф., Матвеев  Л.П., Филин В.П.) определяют специальную физическую подготовку как непосредственно направленную на развитие физических качеств, отвечающих специфике избранного вида спорта (например, скоростно-силовых качеств и специальной выносливости спринтера, специфической ловкости борца и т.д.).

А общая физическая подготовка направлена, прежде всего, на общее физическое развитие спортсмена, т.е. развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости), которые хотя и не являются специфичными для избранного вида спорта, но необходимы с точки зрения всестороннего повышения функциональных возможностей организма, атлетического развития. Способствует гармоничному развитию всего организма, всей его мускулатуры, укреплению систем и повышение его функциональных ОФП обогащает спортсмена двигательным опытом и самыми разнообразными навыками.

Но не следует забывать, что в зависимости от этапа  спортивной подготовки (“начальная”, “специализированная”, “спортивное  совершенствование”, “высшие спортивные достижения”, “завершение спортивной карьеры” ( Козлов И.М., Орлова Н.А.,2005)) комплекс средств ОФП претерпевает определенные изменения. А также  сроки и продолжительность этапов подготовки обуславливаются специфическими особенностями видов спорта.

Имеются некоторые данные, проведенные Филиным В.П., что  в группе видов спорта, в которых  для достижения высших результатов  от спортсмена требуется преимущественно  совершенство движений (“искусство движений”) при отсутствии продолжительных  напряжений, - I группа (например, фигурное катание, слалом, прыжки в воду, художественная гимнастика и др.) - этап начальной  подготовки (НП)продолжается до 9-11 лет.

В группе видов спорта, в  которых спортсменам приходится развивать максимальные усилия скоростного  и скоростно-силового характера  сравнительно небольшой продолжительности (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метание и др.), а также  видов спорта, в которых кратковременные  скоростно-силовые нагрузки чередуются с фазами относительного отдыха (спортивные игры), - II группа - этап начальной подготовки продолжается до 14-15 лет.

В группе видов спорта, в  которых достижение высоких результатов  связано с предельными напряжениями в выносливости и силе, - III группа (бег на средние и длинные дистанции, велоспорт, лыжные гонки, борьба, тяжелая  атлетика и др.) – этап НП продолжается до 16-17 лет. 

Предложенное автором  деление видов спорта на три группы носит условный характер и не может  быть применено ко всем без исключения видам. Так, бокс, который по характеру  нагрузки должен быть отнесен ко II группе (скоростно-силовые виды спорта), вследствие высоких нервных напряжений и  ударов, имеющих место у боксера  во время боя, целесообразно отнести  к III группе (предельные напряжения). Поэтому  тренерам различных специализаций  необходимо грамотно, целесообразно  продумывать и подбирать те или  иные средства, методы, способы подготовки юных спортсменов в соответствии с намеченными целями и задачами, этапом подготовки, а также индивидуальными  особенностями занимающихся.

В настоящее время трудно представить квалифицированного тренера, который не понимал бы значения ОФП  как одного из решающих факторов спортивного  совершенствования. Однако есть и другие.

Филин В.П. отмечает, что значение общей физической подготовки для  роста спортивных достижений трудно переоценить. Несмотря на это, вопросы  ОФП в практике спорта не всегда находят свое правильное решение. Недооценка значения разносторонней подготовки –  один из крупных недостатков в  первую очередь тренеров, а также  секций, коллективов физической культуры и сборных команд, который влечет за собой довольно низкие показатели развития физических качеств, замедляет  процесс спортивных достижений (переходы в старшие группы).

Во всестороннем физическом воспитании юных спортсменов роль ОФП  особенно велика. Имеются мнения Матвеева Л.П., Филина В.П. и Платонова В.Н., о том, что учебно-спортивная работа с детьми, подростками и юношами  должна строиться с ориентацией  не на достижение высокого спортивного  результата в первые годы обучения (такая форсированная подготовка, как правило, приводит к последующей  приостановке результатов), а с перспективой на многолетний спортивный рост, продолжающийся и после перехода занимающихся в  группу взрослых.

Поэтому, как показывает передовой спортивный опыт, отмечают авторы, всемерно содействовать гармоническому развитию всех органов и систем, создать условия для дальнейшего, еще более быстрого, роста достижений юных спортсменов позволяет рациональное использование разнообразных физических упражнений – средств СФП и  ОФП (в зависимости от этапа подготовки, целей, задач, индивидуальных особенностей занимающихся), правильное теоретическое  и практическое решение вопроса  о роли и месте видов подготовки.

2.4.4 Условия жизни

Эффективная подготовка спортсменов  в настоящее время не может  быть осуществлена только средствами и методами спортивной тренировки. Большую роль играют и другие факторы, как непосредственно связанные  со спортивной тренировкой, так и  имеющие к ней косвенное отношение.

Одним из главных факторов, по мнению Платонова В.Н, Сахновского  К.П., определяющих эффективность подготовки спортсмена – условия его жизни. Они должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечивали эффективную ежедневную подготовку и полноценный отдых, а с другой – позволяли на высоком уровне решать задачи образования и воспитания.

Полноценные условия жизни  предлагают, прежде всего, рационального распорядка дня (см. Таблицу-Приложение). Главная отличительная черта такого распорядка – регулярность и систематичность ежедневного выполнения одних и тех же действий, улучшающие жизнедеятельность организма и повышающие работоспособность. Одним из главных условий рационального режима дня является гигиена сна, а также достаточное пребывание на свежем воздухе. Полноценный сон – залог крепкого здоровья, нормального развития и высокой работоспособности человека. Однако под условиями жизни нельзя понимать только хорошие условия для проживания, рациональный распорядок дня. Они предлагают и тщательную организацию досуга спортсмена. Вне зависимости от того, в каких организационных формах осуществляется подготовка юного спортсмена (школах-интернатах спортивного профиля, центрах олимпийского резерва и др.), нужно сделать все, чтобы обеспечить условия жизни, соответствующие требованиям всестороннего развития и эффективного спортивного совершенствования.

Платонов В.Н и Сахновский К.П. выделили материально-технические условия подготовки, которые предполагают широкий комплекс ее обеспечения, включающий характеристику спортивных баз, наличие в них специального оборудования и инвентаря, восстановительных центров и научных лабораторий с диагностической аппаратурой, дающей возможность объективно оценивать состояние основных функциональных систем организма, а также условий для проживания спортсменов, организации их учебы и досуга, полноценного питания.

Большое значение для здоровья человека имеет рациональное питание, а для спортсмена – особенно, поскольку является непременным условием достижения успеха и сохранения здоровья при напряженных тренировках. Для юного спортсмена оно имеет принципиальное значение, т.к. учитывается не только воздействие нагрузки, но и естественные процессы роста и развития организма. Рациональным принято считать питание, при котором суточная калорийность пищи соответствует расходу энергии, потребление всех необходимых человеку веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов и воды, а также соблюдение правил подбора продуктов и распределение суточного пайка. Однако юные спортсмены нередко увлекаются приемом витаминов, что имеет нежелательные последствия. Тренер и врач обязательно должны объяснить необходимость строгой дозировки приемов витаминов и др. элементов (А. С. Солодков, Сологуб Е.Б., 2001). Планирование рациона питания спортсменов – вопрос довольно сложный. Он должен предполагать учет спортивной специализации и преимущественной направленности тренировочного процесса.

Эффективность подготовки юного  спортсмена во многом зависит от правильного  отношения тренера к восстановительным средствам, а также от осознания им того, что использование многих восстановительных средств в работе с юными спортсменами – совсем не безобидная мера, способная лишь ускорить протекание восстановительных процессов. В работе с детьми и подростками, исходя из исследований Платонова В.Н. и Сахновского К.П., можно применять лишь наиболее простые средства, главным образом, педагогические, т.е. целесообразное сочетание работы и отдыха, рациональный подбор тренировочных средств и методов. Но при этом должны широко применяться периоды активного отдыха, восстановительные микроциклы. Наиболее простые и распространенные: банные процедуры, массаж, восстановительные ванны и др.

2.5 Требования  к тренеру юных спортсменов

Л.Н.Толстой писал: “Если  учитель имеет только любовь к  делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к  ученику, как отец, мать, он будет  лучше того учителя, который прочел все книги, но не умеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель  объединяет в себе любовь к делу и к ученикам – он совершенный  учитель”. Этими словами писатель как нельзя лучше подчеркнул, что  главное в работе педагога – любовь к детям. Ведь только тот, кто неизменно  находит удовольствие в общении  с детьми, живо интересуется всеми  их делами, живет жизнью учеников, может  заслужить их взаимную любовь, без  чего невозможен успех в педагогической работе.

Существует масса мнений по поводу характеристик, какими должен обладать спортивный педагог. И каждый трактует это по-своему, опираясь на свой опыт, жизненные принципы и  позиции – “сколько людей –  столько и мнений”. Нет четкой картины идеального тренера. Это  плохо, хорошо? Нет, это так, как должно и быть.

Информация о работе Особенности занятия спортом детей школьного возраста