Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:26, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются следующие задачи:
1. Сущность спорта в общетеоретическом аспекте.
2. Определить особенности спортивной деятельности с учетом школьного возраста.
Введение
ГЛАВА I. Теория спорта
1.1 Характеристика спорта
1.2 Классификация видов спорта
1.3 Соревнования - генеральный атрибут спорта
1.4 Основные задачи тренировочного процесса, как части тренировочного действия
1.5 Организация и методика спортивного отбора в России
ГЛАВА II. Сущность детского спорта
2.1 Массовый спорт
2.2 Цель детско-юношеского спорта
2.3 Организационные основы подготовки юного спортсмена
2.4 Требования к занятиям спортом
2.4.1 Взаимосвязь нагрузки и закономерностей развития растущего организма
2.4.2 Особенности спортивной подготовки юных спортсменов
2.4.3 Физическая подготовка юных спортсменов
2.4.4 Условия жизни юных спортсменов
2.5 Требования к тренеру юных спортсменов
Заключение
Список литературы
Основным методическим требованием при проведении отбора является обязательная комплексная программа оценки каждого индивида по антропометрическим, врачебно физиологическим, педагогическим и психологическим показателям.
По мнению М.П.Шестакова
с соавт.(1989),анализ полученных данных
следует вести по трем структурно-функциональным
уровням: клеточному, организменному,
социальному. По мнению специалистов,
специализированную тренировку надо понимать
не как педагогический процесс, следующий
за отбором, а как его составную
часть. Окончательные качества кандидатов
могут быть надежно оценены лишь
после длительного периода
Принимая во внимание факт
весьма ограниченной ценности обучения
технике в период интенсивного роста,
следует проводить отбор и
начинать специализированные тренировки
до начала фазы интенсивного роста (Солодко
А.С., Сологуб Е.Б., 2001) (календарный
возраст для мальчиков с 7 лет).
Губа В.П (2003) считает, что младший
школьный возраст (7-10 лет) - наиболее ответственный
период в формировании двигательных
координаций ребенка. В этом возрасте
закладываются основы культуры движений,
успешно осваиваются новые, ранее
неизвестные, упражнения и действия,
физкультурные знания. В этот период
происходит становление индивидуальных
интересов и мотиваций к
Как показали исследования (Губа В.П., 2003; Шестаков М.П., Селуянов В.Н, 2000), возрастной интервал 7-10 лет наиболее благоприятен для закладки практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности человека.
Согласно Матвееву Л.П. (1991),-координация
есть деятельность, обеспечивающая движению,
выполняемому множеством мышц, целостную
слитность и структурное
Координация базируется в основном не на особенностях процессов в отдельных функциональных единицах ЦНС, а на определенной организации взаимодействия центральных и периферических структур сенсомоторной системы. Координационный потенциал индивида может быть оценен комплексом генетически детерминированных и изменчивых признаков, относящихся к: а) нейродинамике; б) специфической проприоцепции (в частности, проявление кинетической чувствительности, чувства дистанции и пространства, чувства времени); в) психодинамике (объем и скорость сенсорных восприятия и переработки информации, запечатление и воспроизведение движений, импровизация движений в изменяющихся ситуациях, устойчивость координации в экстремальных ситуациях, оперативное управление движениями на основе экстраполяций).
Необходимо учитывать
возрастные различия по степени генетических
влияний и восприимчивости к
тренировке отдельных компонентов
координационной особенности. Оценка
эффективности отбора должна основываться
на возможно более точных научных
принципах. Надежное суждение об эффективности
отбора может быть, высказано лишь
на основании объективных
В организационно-методическом отношении весь процесс отбора юных спортсменов делится, по мнению белорусских специалистов, на 4 этапа:
I. Этап предварительного отбора детей и подростков;
II. Этап углубленной проверки соответствия отобранного контингента занимающихся требованиям того или иного вида спорта;
III. Этап спортивной ориентации;
IV. Этап отбора в сборные команды спортивных организаций. (Сахновский, Фесенко, 1990; Булгакова с соавт., 1990).
Таким образом, спортивный отбор
рассматривается как
Исследования сделанные
Сахновским и Фесенко показали, что
одни и те же показатели имеют различную
степень информативности в
Предлагается, что спортивный отбор может стать эффективным при функционировании таких специализированных органов, как центры отбора (Запорожанов, Сахновский, 1990).
Эффективное функционирование центра отбора во многом зависит от того, на сколько правильно определен контингент спортсменов, попадающих в зону его действия. В связи с этим были изучены вопросы размещения центров отбора как в системе подготовки спортивных резервов, так и в рамках территории. Относительно определения размещения центров отбора в регионе установлено, что основными показателями служат: количество учащихся в местных спортивных школах; традиции того или иного вида спорта в регионе; наличие научной (учебной) базы для организации центра отбора, его потенциальная пропускная способность.
В нашей стране в начале второй половины 80-х годов был принят к внедрению комплекс программно-методических документов по созданию Единой системы отбора перспективных спортсменов.
Эффективность отбора обеспечивается
в первую очередь соблюдением
принципа иерархичности и системно-
Спортивные единоборства (борьба, бокс, фехтование)
Первостепенное внимание
при отборе детей для занятий
спортивным единоборством уделяется
диагностике скоростно-силовых
Спортивные игры
Предпочтение отдают рослым
подросткам, причем не только при отборе
будущих баскетболистов и волейболистов,
где рост во многом определяет результативность
игрока. Оценивается состояние стопы,
мышц сгибателей и разгибателей конечностей,
туловища. Проводятся тестирования. Наряду
с тестами надо предусмотреть
и оценку выносливости, поскольку
современная игра предъявляет большие
требования к этому качеству. Оцениваются
также и психофизиологические показатели
(сенсомоторные реакции), во многом
определяющие эффективность технико-
Виды спорта, связанные с координацией движений (спортивная, художественная и аэробная гимнастика, акробатика, фигурное катание и др.). Важнейшее значение для гимнастов относительной силы, подвижности в суставах, координационных возможностей, обуславливает применяемые при начальном отборе контрольные нормативы по физической подготовленности. В процессе медицинского осмотра отбираемых детей особое внимание нужно уделить состоянию опорно-двигательного и вестибулярного аппарата. Важно оценить и психологические качества детей – смелость при выполнении незнакомых упражнений, настойчивость при длительной отработке движений. Исключительно большое значение имеет оценка способности быстро осваивать новые движения, выразительность двигательной деятельности, определяющая в дальнейшем композицию ритмичность и рисунок движений, пластичность и динамичность, грациозность и изящество исполнения.
Есть еще один немаловажный
аспект начального отбора. Как известно,
часто бывает так, что дети, попробовав
свои силы в одном виде спорта, затем
в другом и потерпев неудачу, теряют
надежду стать спортсменами, испытывают
при этом горькое разочарование,
что неизбежно отражается на их личности.
Исправить это положение
Отметим, что несовпадение
фактического уровня развития отдельных
физических качеств с рекомендуемым
не является строгим противопоказанием
к отбору, поскольку успех в
различных видах деятельности, в
том числе и спорте, определяется
комплексом способностей. Есть очень
много примеров того, что даже признаки,
неблагоприятно влияющие на спортивный
результат, можно компенсировать высоким
развитием других способностей. Т.о.,
окончательное решение о
особенность занятие спорт школьник
ГЛАВА II Сущность детского спорта
2.1 Массовый спорт
Тип спорта определяется характером соревнований, содержанием подготовки спортсменов, иерархией функций спорта, деятельностью по его организации, управлению, развитию и пр.
Во всём мире, отмечает Ашмарин Б.А.(1990), существует всего лишь два вида спорта. Различаются они между собой в основном по целям и задачам, которые перед собой ставят, и теми, кто занимается тем или иным видом спорта. Это Массовый спорт и Спорт высших достижений.
Массовым спортом занимался каждый человек хоть раз в жизни бесспорно. С его помощью люди во всём мире обретают возможность совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а, следовательно, противостоять нежелательного воздействия на организм современной экологии, бешеного ритма информационной жизни, в котором сейчас крутится почти весь мир. Отсюда можно вывести цели массового спорта, которые заключаются в укреплении здоровья, улучшении своего физического здоровья и получении активного отдыха.
В массовом спорте соревнования являются стимулом для повышения двигательной активности человека. Важен сам факт участия в соревновательной борьбе. Спортивный результат имеет, прежде всего, значение для самого участника как показатель уровня его физической подготовленности. Ведущие функции – воспитательная, повышения физической активности, оздоровительная, рекреационно-культурная и производственная. Отличительная черта – доступность широким массам населения (школьникам, студентам, взрослому населению и т.д.). Здесь нет специального отбора, занятия возможны по месту работы, учебы, жительства, отдыха. Главное в массовом спорте – регулярные занятия по подготовке к соревнованиям, в самих соревнованиях – участие, стремление победить соперников, “победить” себя, улучшить личный рекорд.
Массовый спорт во многом повторяет и сходится с физической подготовкой (культурой). В отличие от него, спорт высших достижений ставит перед собой совершенно иные цели и задачи.
Главной целью спорта высших достижений является достижение максимально возможных спортивных результатов на спортивных всевозможных состязаниях, соревнованиях, и т.п., и, естественно, на Олимпиадах. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных состязаниях вносят свой вклад в поддержании и укреплении авторитета страны на международной арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у телевизоров, радио и других средств массовой информации миллионы болельщиков во всём мире. Яркий и самый, пожалуй, злободневный пример тому: футбол. В него играют тысячи, а любят его миллионы.
2.2 Цель детско-юношеского спорта
В детско-юношеском спорте
соревнования являются средством определения
эффективности системы
Информация о работе Особенности занятия спортом детей школьного возраста