Особенности занятия спортом детей школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются следующие задачи:
1. Сущность спорта в общетеоретическом аспекте.
2. Определить особенности спортивной деятельности с учетом школьного возраста.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. Теория спорта
1.1 Характеристика спорта
1.2 Классификация видов спорта
1.3 Соревнования - генеральный атрибут спорта
1.4 Основные задачи тренировочного процесса, как части тренировочного действия
1.5 Организация и методика спортивного отбора в России
ГЛАВА II. Сущность детского спорта
2.1 Массовый спорт
2.2 Цель детско-юношеского спорта
2.3 Организационные основы подготовки юного спортсмена
2.4 Требования к занятиям спортом
2.4.1 Взаимосвязь нагрузки и закономерностей развития растущего организма
2.4.2 Особенности спортивной подготовки юных спортсменов
2.4.3 Физическая подготовка юных спортсменов
2.4.4 Условия жизни юных спортсменов
2.5 Требования к тренеру юных спортсменов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая тфк.docx

— 71.85 Кб (Скачать файл)

Основным методическим требованием  при проведении отбора является обязательная комплексная программа оценки каждого  индивида по антропометрическим, врачебно физиологическим, педагогическим и  психологическим показателям.

По мнению М.П.Шестакова  с соавт.(1989),анализ полученных данных следует вести по трем структурно-функциональным уровням: клеточному, организменному, социальному. По мнению специалистов, специализированную тренировку надо понимать не как педагогический процесс, следующий  за отбором, а как его составную  часть. Окончательные качества кандидатов могут быть надежно оценены лишь после длительного периода проведения специализированной тренировки. Из этого  следует, что отбор и специализированное спортивное обучение должны проводиться  параллельно (Николич, Параносич,1984).

Принимая во внимание факт весьма ограниченной ценности обучения технике в период интенсивного роста, следует проводить отбор и  начинать специализированные тренировки до начала фазы интенсивного роста (Солодко  А.С., Сологуб Е.Б., 2001) (календарный  возраст для мальчиков с 7 лет). Губа В.П (2003) считает, что младший  школьный возраст (7-10 лет) - наиболее ответственный  период в формировании двигательных координаций ребенка. В этом возрасте закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются новые, ранее  неизвестные, упражнения и действия, физкультурные знания. В этот период происходит становление индивидуальных интересов и мотиваций к знаниям  физическими упражнениями, в том  числе и спортивными.

Как показали исследования (Губа В.П., 2003; Шестаков М.П., Селуянов В.Н, 2000), возрастной интервал 7-10 лет наиболее благоприятен для закладки практически  всех физических качеств и координационных  способностей, реализуемых в двигательной активности человека.

Согласно Матвееву Л.П. (1991),-координация  есть деятельность, обеспечивающая движению, выполняемому множеством мышц, целостную  слитность и структурное единство.

Координация базируется в  основном не на особенностях процессов  в отдельных функциональных единицах ЦНС, а на определенной организации  взаимодействия центральных и периферических структур сенсомоторной системы. Координационный  потенциал индивида может быть оценен комплексом генетически детерминированных  и изменчивых признаков, относящихся  к: а) нейродинамике; б) специфической  проприоцепции (в частности, проявление кинетической чувствительности, чувства  дистанции и пространства, чувства  времени); в) психодинамике (объем и  скорость сенсорных восприятия и  переработки информации, запечатление и воспроизведение движений, импровизация движений в изменяющихся ситуациях, устойчивость координации в экстремальных  ситуациях, оперативное управление движениями на основе экстраполяций).

Необходимо учитывать  возрастные различия по степени генетических влияний и восприимчивости к  тренировке отдельных компонентов  координационной особенности. Оценка эффективности отбора должна основываться на возможно более точных научных  принципах. Надежное суждение об эффективности  отбора может быть, высказано лишь на основании объективных показателей  результатов в начале отбора и  после завершающего окончательного отбора. Для проведения такого анализа  необходимо выполнять систематические  наблюдения и регистрировать прирост  спортивных результатов, причем не только у одаренных, но и у отсеянных  юных спортсменов. Наряду с высокой  профессиональностью тренера в  отборе необходима весьма солидная документация, методологически правильные способы  наблюдения и оценки и умелое применение статических методов.

В организационно-методическом отношении весь процесс отбора юных спортсменов делится, по мнению белорусских  специалистов, на 4 этапа: 

I.  Этап предварительного отбора детей и подростков; 

II.  Этап углубленной проверки соответствия отобранного контингента занимающихся требованиям того или иного вида спорта; 

III.  Этап спортивной ориентации;  

IV.  Этап отбора в сборные команды спортивных организаций. (Сахновский, Фесенко, 1990; Булгакова с соавт., 1990).

Таким образом, спортивный отбор  рассматривается как систематический  многоступенчатый процесс, осуществляемый в ходе многолетней подготовки спортсменов. Многоступенчатый подход к организации  отбора целесообразен в связи  с тем, что надежность прогнозов, сделанных в раннем возрасте по отношению  к спортивным достижениям этих же спортсменов в более старшем  возрасте, очень низкая.

Исследования сделанные  Сахновским и Фесенко показали, что  одни и те же показатели имеют различную  степень информативности в зависимости  от этапа многолетней спортивной подготовки. Прогностическая значимость критериев отбора зависит также  от возраста, стажа, специализации в  виде спорта и квалификации спортсмена. Авторы установили, что в отдельные  возрастные периоды прогностически значимые признаки не всегда влияют на уровень достижений в спорте.

Предлагается, что спортивный отбор может стать эффективным  при функционировании таких специализированных органов, как центры отбора (Запорожанов, Сахновский, 1990).

Эффективное функционирование центра отбора во многом зависит от того, на сколько правильно определен  контингент спортсменов, попадающих в  зону его действия. В связи с  этим были изучены вопросы размещения центров отбора как в системе  подготовки спортивных резервов, так  и в рамках территории. Относительно определения размещения центров  отбора в регионе установлено, что  основными показателями служат: количество учащихся в местных спортивных школах; традиции того или иного вида спорта в регионе; наличие научной (учебной) базы для организации центра отбора, его потенциальная пропускная способность.

В нашей стране в начале второй половины 80-х годов был  принят к внедрению комплекс программно-методических документов по созданию Единой системы  отбора перспективных спортсменов.

Эффективность отбора обеспечивается в первую очередь соблюдением  принципа иерархичности и системно-целевого принципа. Это требует создания относительно автономной организационной структуры  отбора на каждом этапе многолетней  подготовки.

Спортивные  единоборства (борьба, бокс, фехтование)

Первостепенное внимание при отборе детей для занятий  спортивным единоборством уделяется  диагностике скоростно-силовых качеств  и гибкости, умению управлять силовыми, пространственными и временными параметрами движений, ориентироваться  в сложной обстановке, а также  психологическим качествам –  смелости, решительности, настойчивости. При отборе подростков для занятий  спортом необходимо еще оценить  скорость приема и переработки информации, интенсивность и распределение  внимания, глубинное зрение. Необходимо предусмотреть также тщательную оценку сердечно-сосудистой и дыхательной  систем организма подростков.

Спортивные  игры

Предпочтение отдают рослым подросткам, причем не только при отборе будущих баскетболистов и волейболистов, где рост во многом определяет результативность игрока. Оценивается состояние стопы, мышц сгибателей и разгибателей конечностей, туловища. Проводятся тестирования. Наряду с тестами надо предусмотреть  и оценку выносливости, поскольку  современная игра предъявляет большие  требования к этому качеству. Оцениваются  также и психофизиологические показатели (сенсомоторные реакции), во многом определяющие эффективность технико-тактических  действий. Важнейшее значение при  отборе будущих игроков имеет  оценка способности к обучению. Оценить  эту способность можно, предложив  новичкам стандартную тренировочную  программу, отвечающую общим для  всех спортивных игр требованиям. М.С  Бриль сформулировал эти требования так:1)Три направления обучения: элементам  техника, индивидуальным тактическим  действиям и взаимодействиям; 2)необходимо иметь систему объективных оценок выполнения программы; 3) обучение должно основываться преимущественно на игровом  методе.

Виды спорта, связанные  с координацией движений (спортивная, художественная и аэробная гимнастика, акробатика, фигурное катание и др.). Важнейшее значение для гимнастов относительной силы, подвижности в суставах, координационных возможностей, обуславливает применяемые при начальном отборе контрольные нормативы по физической подготовленности. В процессе медицинского осмотра отбираемых детей особое внимание нужно уделить состоянию опорно-двигательного и вестибулярного аппарата. Важно оценить и психологические качества детей – смелость при выполнении незнакомых упражнений, настойчивость при длительной отработке движений. Исключительно большое значение имеет оценка способности быстро осваивать новые движения, выразительность двигательной деятельности, определяющая в дальнейшем композицию ритмичность и рисунок движений, пластичность и динамичность, грациозность и изящество исполнения.

Есть еще один немаловажный аспект начального отбора. Как известно, часто бывает так, что дети, попробовав свои силы в одном виде спорта, затем  в другом и потерпев неудачу, теряют надежду стать спортсменами, испытывают при этом горькое разочарование, что неизбежно отражается на их личности. Исправить это положение поможет  ориентация ребенка на занятиях той  или иной группой видов спорта, основанная на массовом тестировании всех пригодных к занятиям спортом  детей. В основе такого подхода –  очень гуманный принцип: не ребенка  отбирать для занятий видом спорта, а для каждого ребенка подбирать  вид спорта, в наибольшей степени  соответствующий его задаткам. Понятно, что реализация этого принципа требует  решения многих организационных  вопросов, и, прежде всего, хорошо налаженной связи спортивных и общеобразовательных  школ. Однако эта чрезвычайно важная задача имеет не только спортивную, но и социальную значимость, и выполнима.

Отметим, что несовпадение фактического уровня развития отдельных  физических качеств с рекомендуемым  не является строгим противопоказанием  к отбору, поскольку успех в  различных видах деятельности, в  том числе и спорте, определяется комплексом способностей. Есть очень  много примеров того, что даже признаки, неблагоприятно влияющие на спортивный результат, можно компенсировать высоким  развитием других способностей. Т.о., окончательное решение о привлечении  подростка к целенаправленным занятиям спортом должно основываться на комплексной  оценке перспективности. Особая важность комплексного подхода при начальном  отборе обусловлена тем, что спортивный результат не свидетельствует о  перспективности новичка.

особенность занятие спорт  школьник

 

ГЛАВА II Сущность детского спорта 

 

2.1  Массовый спорт

Тип спорта определяется характером соревнований, содержанием подготовки спортсменов, иерархией функций  спорта, деятельностью по его организации, управлению, развитию и пр.

Во всём мире, отмечает Ашмарин  Б.А.(1990), существует всего лишь два  вида спорта. Различаются они между  собой в основном по целям и  задачам, которые перед собой  ставят, и теми, кто занимается тем  или иным видом спорта. Это Массовый спорт и Спорт высших достижений.

Массовым спортом занимался  каждый человек хоть раз в жизни  бесспорно. С его помощью люди во всём мире обретают возможность  совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять  здоровье и продлевать творческое долголетие, а, следовательно, противостоять нежелательного воздействия на организм современной  экологии, бешеного ритма информационной жизни, в котором сейчас крутится почти весь мир. Отсюда можно вывести  цели массового спорта, которые заключаются  в укреплении здоровья, улучшении  своего физического здоровья и получении  активного отдыха.

В массовом спорте соревнования являются стимулом для повышения  двигательной активности человека. Важен  сам факт участия в соревновательной борьбе. Спортивный результат имеет, прежде всего, значение для самого участника  как показатель уровня его физической подготовленности. Ведущие функции  – воспитательная, повышения физической активности, оздоровительная, рекреационно-культурная и производственная. Отличительная  черта – доступность широким  массам населения (школьникам, студентам, взрослому населению и т.д.). Здесь  нет специального отбора, занятия  возможны по месту работы, учебы, жительства, отдыха. Главное в массовом спорте – регулярные занятия по подготовке к соревнованиям, в самих соревнованиях  – участие, стремление победить соперников, “победить” себя, улучшить личный рекорд.

Массовый спорт во многом повторяет и сходится с физической подготовкой (культурой). В отличие  от него, спорт высших достижений ставит перед собой совершенно иные цели и задачи.

Главной целью спорта высших достижений является достижение максимально  возможных спортивных результатов  на спортивных всевозможных состязаниях, соревнованиях, и т.п., и, естественно, на Олимпиадах. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и  победы на крупнейших международных  состязаниях вносят свой вклад в  поддержании и укреплении авторитета страны на международной арене. Поэтому  нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у телевизоров, радио и других средств массовой информации миллионы болельщиков во всём мире. Яркий  и самый, пожалуй, злободневный пример тому: футбол. В него играют тысячи, а любят его миллионы.  

 

2.2 Цель детско-юношеского  спорта

В детско-юношеском спорте соревнования являются средством определения  эффективности системы подготовки спортивных резервов и физического  совершенствования подрастающего  поколения. Ведущие функции –  соревновательная, воспитательная, повышение  физической активности, познавательная, оздоровительная и рекреационно-культурная. Детско-юношеский спорт связан со спортом высших достижений, так как  обеспечивает его спортивными резервами, и с массовым спортом, ибо является эффективным средством решения  образовательных, воспитательных и  оздоровительных задач. Цель подготовки резервов высококвалифицированных  спортсменов состоит в том, чтобы  юные спортсмены, переходя в спорт  высших достижений, обладали возможностями  для подготовки из них спортсменов  высокого класса. Содержание работы определяется тремя факторами: модельными требованиями квалифицированных спортсменов, спецификой вида спорта, возрастными возможностями  юных спортсменов. Особое значение приобретает  воспитательная работа по предупреждению негативных явлений, связанных с  отчислением “неперспективных”, форсированной  подготовкой “на результат”, симптомами “звездной болезни” и т.п.

Информация о работе Особенности занятия спортом детей школьного возраста