Особенности занятия спортом детей школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются следующие задачи:
1. Сущность спорта в общетеоретическом аспекте.
2. Определить особенности спортивной деятельности с учетом школьного возраста.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. Теория спорта
1.1 Характеристика спорта
1.2 Классификация видов спорта
1.3 Соревнования - генеральный атрибут спорта
1.4 Основные задачи тренировочного процесса, как части тренировочного действия
1.5 Организация и методика спортивного отбора в России
ГЛАВА II. Сущность детского спорта
2.1 Массовый спорт
2.2 Цель детско-юношеского спорта
2.3 Организационные основы подготовки юного спортсмена
2.4 Требования к занятиям спортом
2.4.1 Взаимосвязь нагрузки и закономерностей развития растущего организма
2.4.2 Особенности спортивной подготовки юных спортсменов
2.4.3 Физическая подготовка юных спортсменов
2.4.4 Условия жизни юных спортсменов
2.5 Требования к тренеру юных спортсменов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая тфк.docx

— 71.85 Кб (Скачать файл)

Б.А. Ашмарин(1990) в свою очередь, большое значение уделяет классификации  соревнований на основе правил, положений  и календарей соревнований, разделяя их:

·  По признакам цели; Основные – главные для определенного периода времени (Олимпийские игры, чемпионаты мира, страны). Подводящие – которые служат подготовкой к основным. Отборочные – для отбора участников заключительного этапа соревнований или формирования сборных команд. Контрольные служат средством подготовки спортсменов, для внесения корректив в ее содержание. Помимо выше перечисленных, автор выделяет еще зрелищные, массовые и коммерческие соревнования, которые служат для обеспечения соответствующих функций спорта.

·   По составу соревновательных действий соперников существует большое разнообразие соревнований: по плаванию, бегу, волейболу и т.д. Состав соревновательных действий является отличительным признаком вида спорта. В некоторых соревновательных действиях фиксируется конечный результат (время бега, высота прыжка, вес поднято штанги, количество забитых мячей), а способ выполнения хотя и обусловлен, но не “входит” в результат. В других - результатом является сам процесс выполнения (гимнастика, фигурное катание на коньках).

·   По контингенту соперников соревнования подразделяются по возрасту, полу, квалификации, территориальной или ведомственной принадлежности, индивидуальные или командные, открытые или закрытые.

·  По способу ведения соревновательного противоборства соревнования бывают с непосредственным контактом соперников (борьба) и с опосредованным контактом (фехтование), с выполнением соперниками соревновательных действий без помех со стороны друг друга (легкая атлетика, плавание, гимнастика) и с преодолением сопротивления (спортивные игры, единоборства). Бывают очные, когда участники находятся вместе в одно время, и заочные, проходящие в одно время, но территориально разделенные.

·  По условиям проведения соревнований выделяется признак периодичности (ежегодно, один раз в год, один раз в четыре года, единичные, традиционные и т.п.) и признак места проведения (закрыты помещения, на открытом воздухе, на равнине, в среднегорье, высокогорье).

·  По типу судейства (способу определения победителя) выделяют соревнования с субъективными оценками действий участников (гимнастика, спортивные игры) и с объективными оценками (бег, метание), соревнования с выбыванием проигравшего, соревнования с различным числом стартов.

Роль и место различных  соревнований существенно зависят  от этапа многолетней подготовки. Так, на начальных ее этапах планируются  подготовительные, контрольные соревнования и др. По мере роста квалификации спортсменов, на последующих этапах многолетней подготовки, число соревнований увеличивается. Число и роль отборочных и главных возрастает на этапе  максимальной реализации индивидуальных возможностей спортсменов.

По-мнению Курамшина Ю.Ф.(2004), соревнования возникают, когда у  человека появляется как минимум  установка “сделать что-то лучше, чем  кто-то” и превзойти кого-либо в каком-либо отношении. Автор отмечает, что более полноценным является вариант, когда все соперники  осознают соревновательность своих  действий и одновременно имеют установку  на выигрыш друг у друга. Особый статус имеет “рекордный” вариант соревновательного  проявления, когда спортсмен имеет  установку ”сделать что-то лучше  всех” в прошлом, настоящем и  будущем.

Ряд авторов отмечают, что  соревнование как неотъемлемый атрибут  спорта имеет свои специфические  особенности, отличающие от других элементов  спорта. Такие как строгая регламентация  деятельности участников соревнований, обслуживающего персонала и других лиц; наличие в каждом соревновании процесса борьбы, противоборства, конкуренции, которые проявляются в стремлении одержать победу, достигнуть максимального  результата; высокая общественная и  личная значимость для каждого спортсмена; высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максимальными физическими  и психическими напряжениями в условиях непосредственной борьбы за результат; равенство условий и сравнимость  результатов каждого участника  соревнований с помощью определенного  стандарта с результатами других спортсменов, благодаря наличию  тщательно разработанных правил, положений, института квалифицированных  судей, технический средств и  навыков фиксирования спортивных достижений.

Равные условия участия  и справедливое определение победителя создают на соревнованиях ту социально-нравственную микросреду, в которой полнее и  свободнее раскрывается спортивный потенциал, создаются предпосылки  для проявления возможного доверия  и бескорыстного обмена спортивно-техническими и духовными ценностями.

Таким образом, соревнование является не только основной формой контроля за уровнем готовности спортсменов, но и незаменимым фактором роста  спортивного мастерства. Специфические  особенности непосредственной подготовки к соревнованиям и собственно-соревновательной борьбы – мощный фактор мобилизации  функционального потенциала организма  спортсмена, дальнейшей стимуляции его  адаптационных реакций, воспитания психической устойчивости к сложным  условиям соревновательной деятельности. Поэтому естественно стремление использовать различные соревнования в качестве одной из важнейших  форм тренировки, особенно в процессе подготовки спортсменов высокого класса на завершающих этапах многолетнего совершенствования.

 

1.4 Основные задачи  тренировочного процесса, как части  тренировочного действия

Понятие “спортивная тренировка”  во многом совпадает с понятием “подготовка  спортсмена”, однако не полностью. Второе понятие значительно шире как  по содержанию, так и по объему. Подготовка спортсмена, по мнению Матвеева Л.П.(1991), представляет собой процесс целесообразного использования всей совокупности факторов (средств, методов, условий), позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечить необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. В качестве комплексной системы подготовка спортсмена включает в себя: а) спортивную тренировку; б) спортивные состязания (в той мере, в какой они служат формой подготовки); в) использование внетренировочных и внесоревновательных факторов. Которые дополняют тренировку и состязания и оптимизируют их эффект. Эти компоненты можно рассматривать, в свою очередь, как относительно самостоятельные системы, но они взаимосвязаны и являются дополнением друг к другу.

Ряд авторов (Курамшин Ю.Ф.,2004;Матвеев  Л.П.,1991; Харабуга Г.Д.,1974) определяют спортивную тренировку как важную составную часть подготовки спортсмена, представляющую собой педагогически организованный процесс спортивного совершенствования, направленный на развитие определенных качеств, способностей и формирование необходимых знаний, умений и навыков, обусловливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов в избранном виде спортивной деятельности. Т.е. это специализированный процесс всестороннего физического воспитания, направленный на достижение высоких спортивных результатов.

Возникает вопрос: а как  достичь спортивного совершенствования, каким способом? Курамшин Ю.Ф. считает, что спортивное совершенствование  в процессе тренировки предусматривает  использование целой совокупности тренировочных и внетренировочных факторов, позволяющих направленно  воздействовать на развитие спортсмена и, в конечном счете, на повышение  уровня его работоспособности (тренированности), т.е. приспособленности его организма  к конкретной работе.

По мнению автора, целью  спортивной тренировки является достижение максимально возможного для данного  спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего демонстрацию запланированных спортивных результатов  в ответственных соревнованиях.

Обзор разных взглядов по определению  задач решающих цели спортивной тренировки показал, что наиболее подробно и  доступно изложил Курамшин Ю.Ф. По его  мнению для достижения данной цели в процессе тренировки решаются следующие  основные задачи:

1)Освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины.

2)Развитие физических способностей и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемых результатов.

3)Совершенствование психических процессов, функций, морально-эстетических, эмоционально-волевых, этических, интеллектуальных и других психических качеств личности спортсменов, обеспечивающих максимальную концентрацию и мобилизацию усилий спортсмена во время тренировок и соревнований.

4)Приобретение теоретических и практических знаний, позволяющих наиболее рационально строить тренировку, управлять ею, обеспечивать тесное содружество спортсмена, тренера, научного работника и врача.

5)Комплексное совершенствование способности к реализации достигнутого уровня подготовленности в ответственных стартах и соревнованиях сезона. Совокупность перечисленных задач определяет содержание спортивной тренировки. Каждая группа задач тесно связана с основными видами (сторонами) подготовки спортсмена в процессе тренировки – технической, тактической, физической, психологической, теоретической (интеллектуальной) и интегральной. В результате решения этих задач обеспечивается соответствующий уровень физической, технической и других видов подготовленности, которые в целом и характеризуют готовность спортсмена к спортивным достижениям в избранном виде спорта.

Но основные задачи Курамшин Ю.Ф. еще и детализирует в зависимости  от: 1)индивидуальных особенностей спортсменов (пола, возраста, состояния здоровья, квалификации и др.); 2)специфики вида спорта и отдельной спортивной дисциплины; 3) периода, этапа тренировки и целого ряда других факторов.

В результате такой детализации  определяются конкретные частные задачи спортивной тренировки на отдельное  тренировочное занятие, тренировочный  день и более крупные фрагменты  тренировочного процесса (месяц, один год, несколько лет и т.п.).

Таким образом, обобщая мнения изученных авторов, в процессе спортивной тренировки осуществляется не только обучение, но и воспитание занимающихся, которое имеет исключительное значение, как в формировании личности, так  и в решении практических задач. При воспитании спортсмена формируются  его чувства, навыки и привычки, нравственные убеждения и мировоззрения. 

 

1.5 Организация  и методика спортивного отбора  в России

Отбор детей и подростков, перспективных для занятий спортом  – основная проблема, с которой  приходится сталкиваться тренеру.

Эффективность оценки перспективности  новичка имеет чрезвычайно важное значение. И, прежде всего потому, что  слишком велика здесь цена ошибок. Таким образом, значение эффективного решения проблемы отбора имеет уже  этическую, экономическую, социальную значимость. Что же касается чисто  спортивной значимости, то без преувеличения  можно утверждать, что недостаточное  качество спортивного отбора – одна из главных причин, сдерживающих прогресс национального спорта.

Поиск перспективных спортсменов  усложняется с каждым годом. Уже  и сегодняшний уровень рекордов в большинстве видов спорта доступен лишь спортсменам с отменным здоровьем, особым телосложением, а также комплексом находящихся на высоком уровне развития физических качеств, функциональных способностей и психологических признаков.

Результаты завтрашнего  дня предъявят еще большие  требования к спортсмену, еще сложнее  будет разыскать спортивный талант, сочетающий такие качества и способности, которые определяют успех в том  или ином виде спорта.

Из 500 новичков, отобранных для  целенаправленного совершенствования  в плавании, лишь один становиться  мастером спорта (Платонов В.Н., Сахновский К.П.).

Отбор и спортивная ориентация – проблемы многолетние и проводятся в течение ряда лет на нескольких этапах, совпадающих с этапами  многолетней тренировки (см. Табл.1), так как необходимо выяснить по крайней  мере две характеристики индивида: во-первых, успешность его продвижения  в учебном процессе; во-вторых, эффективность  его действий в дальнейшей реальной рабочей обстановке со всеми возможными усложненными ситуациями, включая экстремальные  условия.  

 

Таблица 1. Связь этапов отбора с этапами многолетней тренировки (Платонов В.Н., Сахновский К.П.)

Этап отбора

Задача отбора

Этап многолетней тренировки

Начальный

Установление целесообразности занятий данным видом спорта

Начальной подготовки

Промежуточный

Выявление у спортсменов  способностей к эффективному спортивному  совершенствованию

Предварительный и специализированной базовой подготовки

Заключительный

Установление у спортсменов  возможности достижения результатов  международного класса

Подготовки к высшим достижениям


Для прогнозирования последующих  успехов необходимо уже на первых этапах отбора оценить именно те качества, которые обеспечат итоговые достижения. Признаки, имеющие временный характер и проявляющиеся только при обучении, не могут быть использованы для разработки критериев отбора.

Н.Ж.Булгакова (1978) считает, что  на первом этапе отбора определяют целесообразность вида спорта, учитывая соответствие физических качеств ребенка  требованиям, предъявляемым этим видом. На втором этапе отбора выявляются способности к прогрессированию в процессе обучения и тренировки. Третий этап решает задачу выбора наиболее талантливых спортсменов, способных  показывать результата международного класса.

Информация о работе Особенности занятия спортом детей школьного возраста