Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 21:52, реферат

Описание работы

Данные обстоятельства предопределили выбор темы, постановку цели, задач и основные направления настоящего дипломного исследования. Теоретической и методической основой дипломной работы стали современные концепции организации педагогического контроля, труды ведущих российских ученых в области физкультуры и спорта. Исследования проводились с учетом нормативной базы. Внедрение в практику разработанных в дипломной работе положений позволяет повысить действенность педагогического контроля за физической подготовленностью школьников. Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы совершенствования педагогического контроля; определение методов, средств и форм физической подготовленности школьников старших классов на уроках физической культуры.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. О развитии физической подготовленности школьников (История вопроса). 11
Глава II. Физическая подготовленность учащихся школы № 723 старших классов 25
2.1. Контрольные испытания (тестирования) 28 2.2. Анализ результатов физической подготовленности в процессе возрастного развития 31
2.2.1. Обязательные тестовые упражнения 31
2.2.2. Дополнительные тестовые упражнения 34
2.2.3. Тесты для определения общефизической подготовленности школьников. 36
2.3. Характеристика программы физической подготовки учащихся школы № 723 47
Глава III. Сравнительный анализ результатов тестирования по программе «Тесты Мэра» учащихся ВАО и школы № 723 53
Выводы. 55
Рекомендации. 56
Список использованной литературы. 60

Файлы: 1 файл

педагогический контроль за физической подготовленностью старшеклассников.docx

— 85.80 Кб (Скачать файл)

 

 

Огромный след в развитии медицины и влиянии физических упражнений на здоровье человека оставил величайший врач древности Гиппократ (460 - 374 г.г. до н.э.). В вопросах анатомии человека вплоть до 15 - 16 в. в. непререкаемые авторитетом оставался древнеримский врач Гален (ок. 200 - 130 г.г. до н.э.). Следует отметить, что с именем чешского гуманиста Я.А. Каменского (1592 - 1670 г.г.) связано становление современной педагогики как науки.

 

 

В период новой истории, особенно в конце XIX - начале XX века, педагогические взгляды на физическое воспитание определялись новыми знаниями в области биологических  наук, спортивной физиологии, биомеханики. В 1920-е г.г. возникает новое направление  в физической культуре - профессионально-прикладная физическая подготовка. Конец XVIII - начало XIX в. знаменателен тем, что в физическом воспитании зарождаются количественные методы исследования, когда наблюдение, эксперимент, опросы, тестирование начинают входить в арсенал методов  исследования и в физическом воспитании. Таким образом, можно уже говорить о новом этапе развития науки о физическом воспитании - как об истинно научном.

 

 

В России развитие научного метода неотделимо от научно-педагогической деятельности П.Ф. Лесгафта (1837 - 1909). Его  имя неразрывно связано с созданием  отечественной научно-обоснованной системы физического образования.

 

 

В 1923 г. было создано издательство «Физкультура и спорт», которое до сего времени публикует новейшие экспериментальные исследования ведущих  отечественных и зарубежных ученых и практиков физической культуры и спорта.

 

 

В настоящее время целевые  установки физической культуры в  большей степени переориентированы  на то, что она должна быть направлена, прежде всего, на решение оздоровительных  задач школьников. На современном  этапе развития нашего общества требуется  воспитание нового человека, в котором  органически сочеталось бы духовное богатство, моральная чистота и  физическое совершенство.

 

 

Под «физическим совершенством» прежде всего понимается идеальное здоровье, гармоническое физическое развитие, хорошо развитые двигательные функции, всесторонняя физическая подготовленность. /11, 29/.

 

 

Из обширного круга  проблем, касающихся физического совершенствования, мы хотим более внимательно рассмотреть  вопрос о физической подготовленности в процессе возрастного развития школьников. В теории физического воспитания различают общую и специальную физическую подготовку /32, 35, 37/.

 

 

Специальная физическая подготовка связана с профессиональной или  спортивной деятельностью, например футболиста; подготовка водолаза, пожарника, лыжника, гимнаста, конькобежца и т.п. /17, 38/. Общая физическая подготовка включает в себя общий уровень знаний и  навыков /8, 27/. В процессе формирования двигательных умений и навыков развиваются  физические качества: ловкость, скорость, выносливость, сила и др. /24, 36, 38/.

 

 

Главная черта, характеризующая  высокий уровень общей физической подготовленности - это умение сознательно  владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие строки при наименьших затратах сил.

 

 

Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, т.к. в этих движениях участвуют  одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению  обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуется подвижность  нервных процессов /12/.

 

 

Знание основ возрастного  развития физических качеств должно способствовать улучшению методики со школьниками. В настоящее время  уже накоплены объективные данные о возрастном развитии физических качеств (Б.А. Ашмарин /1/, В.П. Богословский /5/, В.И. Бальсевич /3/ и д.р.), но еще мало исследований, посвященных развитию движений, прежде всего основных, начиная с первого класса и кончая выпускниками средней школы.

 

 

В последние годы есть общественной мнение, что в нашей стране требуется  оценивать работу по физической культуре в школе не только по «кубкам», «грамотам» и различным призам, завоеванным  в спортивных соревнованиях, а оценивать  постановку физического воспитания в школе по данным физической подготовленности всех учащихся, состояния их здоровья и физического развития /2, 32, 42/. Оценка здоровья и физического развития школьников не вызывает больших трудностей, т.к. в настоящее время разработан и успешно применяется ряд методик /3, 5/. Оценка же физической подготовленности школьников несколько затруднительна, т.к. данных для сравнения уровня подготовленности учеников очень мало /5, 8, 25/.

 

 

Настоящее исследование было проведено в период с сентября 2002 года по апрель 2003 года во время проведения педагогической практики в школе  № 723 Восточного округа г. Москвы.

 

 

В процессе развития двигательных способностей человека особое место  занимает разносторонняя физическая подготовленность.

 

 

Б.В. Сермеев /30/, В.М. Зациорский /14/, З.И. Кузнецова /21/ характеризуют физическую подготовленность совокупностью таких физических качеств, как сила, выносливость, быстрота, ловкость. Она в значительной степени определяется морфологическими особенностями и функциональным состоянием всего организма и отдельных его систем, и в первую очередь - сердечно-сосудистой и дыхательной систем занимающегося.

 

 

А.Д. Николаев /28/ считает, что  физическая подготовка спортсмена - это  воспитание физических качеств, способностей, необходимых в спортивной деятельности, совершенствовании физического  развития, укрепление и закаливание  организма.

 

 

Н.А. Лупандина /25/ подразделяет ее на общую и специальную. Под общей физической подготовкой подразумевается разностороннее воспитание физических способностей, включая уровень знаний и навыков, основных жизненно важных, или, как говорят, прикладных естественных видов движений. Под специальной подготовкой понимается развитие физических способностей, отвечающих специфическим особенностям и требованиям избранного вида спорта.

 

 

Б.В. Сермеев /30/, Б.А. Ашмарин /1/ так же, как и Н.А. Лупандина /25/, разделяют физическую подготовку на общую и специальную, но предлагают подразделить последнюю на две части: предварительную, направленную на построение специального «фундамента», и основную, цель которой - более широкое развитие двигательных качеств применительно к требованиям избранного вида спорта.

 

 

Таким образом, Б.В. Сермеев /30/ предлагает трех ступенчатость в процессе достижения наивысшего уровня физической подготовленности, причем на первом этапе должны сочетаться специальная и общая физическая подготовка. При переходе же к высшей специальной ступени на достигнутом уровне должны поддерживаться и общая физическая подготовленность и специальный «фундамент».

 

 

Такая точка зрения согласуется  с исследованиями ряда авторов прежних  лет (А.Н. Крестовников /20/, Н.В. Зимкин /15/, А.В. Коробов /19/, З.И. Кузнецова /22/ и др.).

 

 

Понятие «физическая подготовленность»  и «тренированность» тесно связаны  и в определенной мере характеризуют  степень здоровья. Л.Б. Кофман /23/, Н.Д. Граевская /9/, В.Л. Карпман /16/ отмечают, что в процессе систематической тренировки происходит постепенное приспособление организма к нагрузкам, сопряженное с функциональной и морфологической перестройкой различных органов и систем, расширением их потенциальных возможностей.

 

 

Физиологические сдвиги в  организме в процессе систематических  занятий физической культурой и  спортом происходят параллельно  с совершенствованием двигательных навыков, развитием физических качеств, овладением техникой и тактикой избранного вида спорта. Авторы определяют тренированность  как состояние, развивающееся в  организме спортсмена в результате многократного повторения физических упражнений и характеризующие его  готовность к наиболее эффективной  мышечной деятельности.

 

 

Проблема изучения развития двигательных способностей школьников привлекала и привлекает многих исследователей. Одни изучали «моторную одаренность», как бы независимую от воспитания и обучения (Н.М. Гуревич /11/, Н. Озерецкий /29/), другие изучали «простые, жизненно необходимые движения, приобретенные в повседневной жизни». Для обследования ими предлагались «тесты», с помощью которых выявлялись умение одеться, умыться, завязать узел, вдеть нитку в иголку и т.п. (Я.В. Ермоленко /13/).

 

 

Некоторые авторы изучали  «моторную деятельность» (Р.И. Тамуриди /37/, И.М. Яблоновский /42/). По методике А.В. Ермоленко /13/ изучались: ходьба по прямой, по кругу, хватания перепрыгивания (в длину, с разбега), умение быстро встать и лечь, переноска тяжестей и др.

 

 

И.М. Яблоновский /42/, М.В. Серебровская /36/ при изучении двигательной деятельности школьников применяли испытания  по таким видам движений, которые в какой то степени отражали физическую подготовленность учащихся. Они изучали: бег, прыжки с места в длину и в высоту, метания и др. Но в различных возрастных группах в их методиках предлагались разные задания и требования: в беге - разные дистанции, в метании - предметы для метания, неодинаковое расстояние до цели и т.п. отсюда крайняя затрудненность выявление особенностей возрастного развития оп некоторым видам движений. Однако эти работы в свое время послужили некоторым обоснованием к программе по физическому воспитанию школьников. Развитию движений у киевских школьников были посвящены работы Р.И Тамуриди (1985 г.) /37/. Автор изучала развитие таких движений, как прыжки, метания и др. В результате была показана по некоторым движениям возрастная динамика.

 

 

За последние годы выполнен ряд работ физиологами (В.С. Фарфель /40/, Н.В. Зимкин /15/, В.В. Васильева /6/, З.И. Кузнецова /22/). В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» определены задачи и пути перестройки среднего образования, формирование мировоззрения и высоких гражданских качеств учащихся, улучшение трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации. Этот документ дает конкретные направления физического совершенствования учащихся.

 

 

Из обширного круга  проблем, касающихся физического совершенствования, мы хотим более внимательно рассмотреть  вопрос физической подготовленности в процессе физического воспитания школьников. В теории физического воспитания различают общую и специальную физическую подготовку. Если общая физическая подготовка включает в себя уровень знаний и умений в жизненно важных прикладных естественных, основных видах движений, то специальная физическая подготовка связана с профессиональной или спортивной деятельностью (подготовка гимнаста, лыжника, легкоатлета и т.п.).

 

 

Главная черта, характеризующая  высокий уровень общей физической подготовленности - это умение сознательно  владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате  сил /22/. Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, т.к. в этих движениях участвуют  одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению  обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствование подвижности  нервных процессов.

 

 

Разносторонняя физическая подготовленность базируется н высоком уровне развития основных двигательных качеств (выносливости, силы, ловкости, быстроты и т.п.), которые достигаются планомерной работой на уроках физической культуры, а также в процессе внеурочной спортивно массовой работы. Человек, в отличие от животных, не рождается на свет с готовой способностью выполнять естественные для него движения. Движения в ходьбе, беге, метаниях, прыжках, подтягивании, лазании выработались в процессе эволюции человека, в результате взаимодействия его с окружающей средой. Этим движениям человек научился в процессе жизни. Всем известно, как дети любят бегать, бросать, метать, ловить предметы, лазать.

 

 

Физическую подготовленность школьников, как указывает З.И. Кузнецова /22/, характеризуют два показателя:

 

 

Степень владения техникой движений.

 

 

Уровень развития двигательных (физических) качеств.

 

 

Физическая подготовленность (двигательная) у учащихся совершенствуется в результате обучения на уроках, но лишь при одном условии: если учитель  обучает детей правильно выполнять  двигательные действия, воспитывает  у них физические качества.

 

 

Чтобы управлять учебным  процессом, вовремя вносить коррективы, нужно вести контроль за двигательной подготовленностью школьников. Однако этому вопросу до сего времени не уделяется должного внимания в научных исследованиях. Имеющиеся литературные данные изучения основных движений детей школьного возраста указывают на отсутствие единой апробированной методики обследования. Обследование по различным заданиям в возрастных группах у мальчиков и девочек и в различных условиях испытаний не дает возможности выявить характерные особенности возрастно-полового развития.

 

 

Давно уже надвигается  настоятельная необходимость разработки единой методики учета развития основных движений и сбора материала, могущего послужить отправными данными для оценки физической подготовленности школьников разных возрастных групп. Некоторой попыткой создания единой системы контроля в настоящее время в общеобразовательных школах и средних специальных учебных заведениях г. Москвы, стало проведение испытаний «Тесты мэра г. Москвы», а в масштабах России - «Президентские состязания», куда включены испытания по скоростному бегу, бегу на выносливость, прыжкам, подтягиваниям, наклонам. Развитие двигательных навыков и физических качеств школьников в процессе физического воспитания является основной целью в практической работе учителей физического воспитания.

 

 

В будущем учебном году на смену «Тестам Мэра» придёт более улучшенный и адаптированный вариант тестов - «Президентские тесты».

Информация о работе Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников старших классов