Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 21:52, реферат

Описание работы

Данные обстоятельства предопределили выбор темы, постановку цели, задач и основные направления настоящего дипломного исследования. Теоретической и методической основой дипломной работы стали современные концепции организации педагогического контроля, труды ведущих российских ученых в области физкультуры и спорта. Исследования проводились с учетом нормативной базы. Внедрение в практику разработанных в дипломной работе положений позволяет повысить действенность педагогического контроля за физической подготовленностью школьников. Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы совершенствования педагогического контроля; определение методов, средств и форм физической подготовленности школьников старших классов на уроках физической культуры.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. О развитии физической подготовленности школьников (История вопроса). 11
Глава II. Физическая подготовленность учащихся школы № 723 старших классов 25
2.1. Контрольные испытания (тестирования) 28 2.2. Анализ результатов физической подготовленности в процессе возрастного развития 31
2.2.1. Обязательные тестовые упражнения 31
2.2.2. Дополнительные тестовые упражнения 34
2.2.3. Тесты для определения общефизической подготовленности школьников. 36
2.3. Характеристика программы физической подготовки учащихся школы № 723 47
Глава III. Сравнительный анализ результатов тестирования по программе «Тесты Мэра» учащихся ВАО и школы № 723 53
Выводы. 55
Рекомендации. 56
Список использованной литературы. 60

Файлы: 1 файл

педагогический контроль за физической подготовленностью старшеклассников.docx

— 85.80 Кб (Скачать файл)

 

 

Разработка и внедрение  в практику государственного физкультурно-оздоровительного и спортивного комплекса Российской Федерации «Президентские тесты» (далее  комплекс «Президентские тесты») осуществляется в соответствии с положениями  Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ФЗ-80 от 29 апреля 1999 года), решений Государственного Совета Российской Федерации «О повышении  роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» (от 30 января 2002 года).

 

 

Внедрение комплекса «Президентские тесты» позволяет наиболее эффективно использовать средства физической культуры и спорта в повышении мотивации  граждан к укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни  и организации активного досуга.

 

 

Комплекс «Президентские тесты» даст возможность привлечь к  занятиям физической культурой и  спортом широкие слои населения, а также будет способствовать созданию преемственности физкультурно-спортивной деятельности на разных этапах жизненного пути человека.

 

 

Внедрение комплекса «Президентские тесты» является в определенной мере возрождением отечественной традиции подготовки и сдачи нормативных  требований физической подготовленности населения в возрасте от 7 до 60 лет  и старше. На протяжении более 70 лет  в нашей стране действовала система  оценки и стимулирования физической подготовленности населения, являясь  в целом основой физического  воспитания населения.

 

 

В разных странах мира вопросам тестирования уровня физической подготовленности, стимулирования занятий физической культурой и спортом среди  различных групп населения уделяется  большое внимание. В США такая  система тестирования находится  под патронажем Президента и проводится под названием «Президентский вызов». В Канаде, Германии, Китае, Японии и  в других странах мира созданы  и реализуются свои национальные системы тестирования. В странах  Европы получает широкое распространение  единая система тестирования - Еврофит.

 

 

Формированию единой общенациональной системы тестирования, позволяющей  создать эффективный механизм стимулирования населения к занятиям физической культурой и спортом способствует: введение Правительством Российской Федерации  общероссийской системы мониторинга  физического состояния здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи; совместная с Минобразованием России разработка проекта федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по предмету «Физическая культура»; спортивно-оздоровительная программа «Президентские состязания», реализуемая в регионах Российской Федерации.

 

 

Идея внедрения комплекса  «Президентские тесты» поддержана подавляющим  большинством руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта. Как показал опрос, проведенный Госкомспортом России, эту идею также поддерживают учителя, организаторы физкультурно-спортивного движения, ученые и широкие слои общественности.

 

 

Введение комплекса «Президентские тесты» довершает создание программной  и нормативной основы отечественной  системы физического воспитания населения, в которой составляющими  компонентами станут мониторинг, стандарты  образования, программа «Президентские состязания».

 

 

Целью создания комплекса  «Президентские тесты» является активизация  физкультурно-оздоровительной и  спортивной работы среди различных  групп населения, повышение роли физической культуры и спорта в оздоровлении нации, отвлечение подростков и молодежи от вредных привычек, совершенствование  форм и методов физического воспитания.

 

 

Основными задачами комплекса  «Президентские тесты» являются:

 

 

- повышение уровня физической  подготовленности различных групп  населения; 

 

 

- совершенствование нормативного  и программно-методического обеспечения  процесса физического воспитания;

 

 

- повышение значимости  физкультурно-спортивных занятий; 

 

 

- обеспечение преемственности  процесса физического воспитания  населения; 

 

 

- содействие формированию  навыков здорового образа жизни  среди различных социально-демографических  групп населения; 

 

 

- вовлечение детей, подростков  и молодежи в активные занятия  спортом; 

 

 

- реализация наиболее  эффективных организационных форм  занятий физической культуры  и спортом, в том числе и  по месту жительства населения. (Рожков П.А. /34/)

 

 

Но так как на данном этапе «Президентские тесты» не используются, мы не будем далее затрагивать  этот вопрос.

 

 

Ряд исследователей (Н.Н. Бинчук /4/, А.П. Кашин /17/, Л.И. Гендзегольскис /7/, Х.В. Тийк /38/) указывают на недостаточность физической подготовленности у молодежи, поступившей на 1-е курсы в ВУЗы, и объясняют это тем, что в школах еще высок процент учащихся, освобожденных от занятий физической культурой без достаточных на то оснований, а организация процесса физического воспитания во многих из них находиться не на высоком уровне. К сожалению, даже в Москве имеется ряд школ, в которых нет спортивных залов, или они находятся в таком состоянии, что дети вынуждены заниматься в коридорах, нет спортивного инвентаря и оборудования. В ряде школ нет учителей физической культуры из-за низкой оплаты труда.

 

 

Анализ состояния физической подготовленности детей, подростков и  молодёжи в различных типах учреждений образования РФ по данным весеннего (май) мониторинга 2001 г. показал, что  индекс физической готовности в среднем  по РФ составил у мальчиков 62%, у девочек - 59%. В целом уровень физической подготовленности детей и учащихся оказался на 8-11% ниже нижней границы  гигиенического норматива, составляющего 70% от должного возрастно-полового уровня, что позволяет отнести обследованную популяцию к группе «риска». Среднее значение показателя индекса физической готовности в школах составило у мальчиков 67%, у девочек - 70%. Этот уровень физической подготовленности учащихся можно расценить для мальчиков как «ниже среднего», для девочек - «средний». Хотя конкретно по Москве этот уровень составил и для мальчиков и для девочек 72%. Зато по Московской области уровень ИФГ относится к одному из самых низких. Для мальчиков 58%, для девочек - 59%. /31/

 

 

В последние годы в центре внимания исследователей, считающих  необходимым дальнейшее совершенствование  системы физического воспитания школьников (Э.С. Громадский /10/, Г.И. Кукушкин /24/, Н.А. Лупандина /25/) находятся вопрос совершенствования нормативных требований с целью более эффективного развития физических способностей школьников. Так А.Р. Джамаловым /12/ было проведено исследование физического состояния школьников и установлено, что наиболее эффективным в развитии физической подготовленности является более высокий режим двигательной деятельности, достигаемой применением комплекса разнообразных средств физической культуры и спорта. Неоднократно менялась программа по физической культуре (с 1987 г. семь программ).

 

 

В дипломной работе мы исследуем  состояние физической подготовленности школьников старшего возраста школы  № 723 г. Москвы.

 

 

Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим  содержанием которого является обучение движениям и управление развитием  физических качеств человека. Когда  необходимо подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой, обороной и иной деятельности, говорят о  физической подготовке. Процесс, направленный на улучшение физической подготовленности, называют физической подготовкой. З.И. Кузнецова /22/ физическую подготовленность предлагает называть двигательной подготовленностью. Так или иначе, физическая подготовка содействует укреплению здоровья, развитию двигательных качеств и форм тела, а также расширению двигательных представлений.

 

 

Проблема изучения развития движений школьников привлекала и привлекает многих исследователей. Одни изучали  «моторную одаренность», как бы независимую  от воспитания и обучения /9/. Другие изучали «простые жизненно необходимые  движения, приобретенные в повседневной жизни» /30/.

 

 

И.М. Яблоновский /42/, А.В. Серебровская /36/ при изучении двигательной деятельности школьников применяли испытания  по таким видам движений, которые  в какой-то степени отражали физическую подготовленность учащихся. Они изучали: прыжки с места в длину и в высоту, бег, метания и др.

 

 

Заслуживают внимания работы, выполненные группой специалистов под руководством Г.И. Кукушкина /24/ по исследованию состояния физической подготовленности учащихся по возрастным учебным нормам.

 

 

Исходным положением в  этих исследованиях было то, что  «процесс физического воспитания в  школе должен быть регламентирован  едиными учебными нормами». В основу программы в тесной связи с  учебным материалом, по мнению авторов, должны быть положены возрастные учебные  нормы, стимулирующие всестороннее и гармоническое развитие физических способностей учащихся и с определенного  возраста спортивное совершенствование. В исследованиях ставилась задача сделать анализ применения учебных  норм, усовершенствовать их и сделать  важным условием дальнейшего улучшения  учебной и внеклассной работы по физическому воспитанию учащихся.

 

 

Разнообразие двигательных умений и навыков, полученных школьниками  в процессе занятий по физической культуре в школе, направлено на повышение  уровня общей физической подготовленности учащихся. Многими исследователями  и повседневной жизнью подтверждается то положение, что физически подготовленный человек имеет лучшую производительность труда, высокую работоспособность. Основными показателями общей физической подготовленности школьников были, есть и будут достижения в основных движениях. В них, как в фокусе, видно умение владеть своим телом, умение выполнять движение экономно, быстро, точно. В этих движениях выявляется уровень развития физических качеств, скорости, ловкости, силы, и др. под  качеством понимается такое свойство, которое отражается в способности  выполнения не одной какой-нибудь узкой  задачи, а более или менее широкого круга задач, объединенных психофизической  общностью. Основные движения наиболее полно вскрывают эту общность качеств. Разумеется, педагогический процесс по физическому воспитанию не ограничивается узким набором упражнений, «применимых в жизненных условиях». Чем больше двигательных условных рефлексов приобретает ученик, тем более сложные и разнообразные двигательные задачи может ставить учитель перед учениками, тем легче приобретается навык. А двигательный навык характеризуется объединением частных операций в единое целое, устранение ненужных движений, задержек, повышением точности и ритмичности движений, уменьшением времени выполнения действия в целом, строгой системностью в движениях, слаженностью различных систем организма.

 

 

Двигательный навык позволяет  экономить физические и психические  силы, облегчает ориентировку в окружающей среде, освобождает сознание для  своевременного осмысления действия. У школьников средних и старших  возрастов интерес к этим движениям  не ослабевает в зависимости от педагогических задач, постепенно осложняющихся по годам обучения, повышаются требования к рациональным способам выполнения упражнений. Двигательная деятельность растущего и формирующегося школьника  познается в развитии, где решающая роль принадлежит обучению.

 

 

Обучение учащихся основным видам движений и совершенствование  в них - одна из важнейших задач  физического воспитания в школе. Требуется не только научить школьника  правильным приемам движений; не менее  важно достигнуть того, чтобы занимающиеся были способны быстро и ловко бегать, высоко и далеко прыгать, обучение должно быть тесно связано с достижением  практических результатов. Достижения школьников в основных движениях (при  правильной воспитательной работе) определяет в основном качество постановки работы по физической культуре в школе.

 

 

Глава II. Физическая подготовленность учащихся

 

 

школы № 723 старших классов 

 

 

Одним из важнейших условий, способствующих лучшей реализации «Единой  столичной системы физического  воспитания и оздоровления учащихся», является систематическое наблюдение (педагогическая диагностика и мониторинг) за состояние и сдвигами (динамикой) показателей двигательной подготовленности учащихся, достигаемой ими в ходе учебного года.

 

 

В этих целях программой физического воспитания предусмотрены  специальные научно обоснованные тесты. Наиболее объективно отражающие степень  развития у учащихся основных физических качеств и функциональных возможностей в сочетании с состоянием их физического  развития.

 

 

Придавая большое значение тестированию учащихся в интересах  повышения эффективности их оздоровления средствами физической культуры, Московский комитет образования решением коллегии от 27 марта 1984 г. № 6/1 обратил внимание преподавателей физической культуры на введение единой системы контроля за состоянием физической подготовленности и здоровья учащихся на основе «Тест - программы мэра Москвы». Организация тестирования ставит своей целью создание личностно-ориентированной системы мониторинга физической подготовленности и здоровья учащихся школы.

 

 

На основании данных об уровне физической подготовленности учащихся, полученных в начале учебного года (сентябрь), преподаватель физической культуры корректирует систему физического  воспитания для параллели групп. Преподаватель разрабатывает специальные  рекомендации по двигательным режимам  и методические приемы доля коррекции, профилактики осложнений, характеризующих  низкие и средние уровни физической подготовленности каждого учащегося. Процесс физического воспитания подлежит корректировке, если в классе выявлено свыше 15% учащихся с низким уровнем развития одного или нескольких физических качеств, либо с дисгармоничным развитием. При высоком уровне развития физических качеств применяются учебно-тренировочные модели, по их дальнейшему развитию.

Информация о работе Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников старших классов