Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 21:52, реферат

Описание работы

Данные обстоятельства предопределили выбор темы, постановку цели, задач и основные направления настоящего дипломного исследования. Теоретической и методической основой дипломной работы стали современные концепции организации педагогического контроля, труды ведущих российских ученых в области физкультуры и спорта. Исследования проводились с учетом нормативной базы. Внедрение в практику разработанных в дипломной работе положений позволяет повысить действенность педагогического контроля за физической подготовленностью школьников. Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы совершенствования педагогического контроля; определение методов, средств и форм физической подготовленности школьников старших классов на уроках физической культуры.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. О развитии физической подготовленности школьников (История вопроса). 11
Глава II. Физическая подготовленность учащихся школы № 723 старших классов 25
2.1. Контрольные испытания (тестирования) 28 2.2. Анализ результатов физической подготовленности в процессе возрастного развития 31
2.2.1. Обязательные тестовые упражнения 31
2.2.2. Дополнительные тестовые упражнения 34
2.2.3. Тесты для определения общефизической подготовленности школьников. 36
2.3. Характеристика программы физической подготовки учащихся школы № 723 47
Глава III. Сравнительный анализ результатов тестирования по программе «Тесты Мэра» учащихся ВАО и школы № 723 53
Выводы. 55
Рекомендации. 56
Список использованной литературы. 60

Файлы: 1 файл

педагогический контроль за физической подготовленностью старшеклассников.docx

— 85.80 Кб (Скачать файл)

 

 

Этот тест заимствован  из «президентских тестов США». Расстояние между стопами ног 20 - 30 см. Нормативы (в см), которые приняты в США, где оценка двух уровней - «выполнено»  и «не выполнено» (см. приложение 3, табл. 3).

 

 

Тест «Вис на перекладине» (для оценки силы и статической  выносливости мышц плечевого пояса).

 

 

После принятия И.п. висе на перекладине с максимально сложенными (согнутыми) руками, подбородок расположен выше перекладины, но не касаясь ее и не помогая удерживаться в висе, включают секундомер. Оценивается максимально возможное время удержания в висе: от старта до момента начального разгибания рук. Этот тест характеризует силовую выносливость.

 

 

Перед проведением тестирования необходимо обучить учащихся правильно  выполнять каждое тестовое упражнение за счет подводящих упражнений и предварительных  прикидок. Преподаватель должен добиться, чтобы каждый учащийся технически правильно  мог выполнить тестовое упражнение. Тестирование рекомендуется начинать в конце сентября и начале мая  после полной отработки и ознакомления учащихся с контрольными упражнениями. Перечень необходимого инвентаря для  школы и проведения тестирования приведен в табл. 5.

 

 

 

 

2.2.3. Тесты для определения  общей физической подготовленности  школьников.

 

 

Тесты для определения  собственно силовых возможностей:

 

 

1. Бросок набивного мяча, движение руками из-за головы, сидя на полу, ноги врозь. Определяет  силу мышц разгибателей туловища, плечевого пояса и частично  рук. Измеряется дальность броска  в метрах от линии стоп. Вес  набивного мяча выбирается в зависимости от подготовленности учащихся. Ориентировочно - 3 кг.

 

 

2. Сгибание и разгибание  рук из упора на гимнастических  брусьях. Определяется сила мышц  рук и плечевого пояса путем  подсчета числа выполненных движений (процедура этого теста подробного  представлена в разделе 3.1.).

 

 

 

 

Тесты для определения  скоростно-силовых возможностей:

 

 

1. Прыжок вверх с места.  Определяется высота выпрыгивания  вверх в см. для этого используется прибор конструкции В.М. Абалакова. В практике нашей школы тестирование проводим так: на полу обозначается квадрат 40Х40 см, в середине его к полу шурупами крепится планка длиной 8 - 10 см и толщиной 1,5 - 2 см, на нее сверху накладывается другая планка длиной 4 - 6 см. эти две планки скрепляются между собой шурупами. Между планками пропускается сантиметровая лента, плотность зажима которой регулируется шурупами, скрепляющими эти две планки. Верхний конец сантиметровой ленты прикрепляется к поясу испытуемого.

 

 

В И.п. стоя в основной стойке в квадрате 40х40 см фиксируется в  нижнем протягивающем устройстве начальная  цифра на ленте. Испытуемый получает задание выполнить максимальный подскок вверх с обязательным приземлением в обозначенном квадрате. Лента при выполнении прыжка, естественно, протягивается, и разница между  начальной цифрой на ленте и цифрой на ленте после прыжка и будет высотой выпрыгивания. Например, начальная величина была 41 см, а после прыжка - 69 см. следовательно, высота выпрыгивания составила 28 см (69 - 41 = 28).

 

 

Можно каждому испытуемому  дать по две попытки. Лучшая из них  заносится в протокол. Тест может  выполняться со взмахом рук и без взмаха.

 

 

2.Количество приседаний  за 10 сек. Второй вариант - определяется  время выполнения десяти приседаний. Требование к упражнению: при  выполнении полностью ноги выпрямлять  в верхнем положении и полностью  их сгибать при приседании. Второй  вариант позволяет более точно  определить результат. 

 

 

Уровень двигательных возможностей наиболее полно отражает функциональное состояние организма школьников, которое проявляется в умении выполнять различные двигательные действия при соответствующем уровне развития двигательных качеств.

 

 

Количество сгибаний и  разгибаний рук из И.п. упор лежа. Определяется количество движений за 10 сек. Второй вариант - определяется время выполнения с максимальной частотой десяти указанных движений. Требование к упражнению: при сгибании рук касаться грудью пола, при разгибании - руки полностью выпрямлены. Второй вариант - является предпочтительнее.

 

 

Количество сгибаний и  разгибаний рук из упора на гимнастических брусьях за 10 сек. Второй вариант - определяется время выполнения с максимально  возможной частотой десяти движений. Требования при выполнении теста: при  разгибании рук они полностью  выпрямляются, при сгибании - ноги не касаются пола.

 

 

Второй вариант позволяет  более точно определить результат, т.к. при первом варианте тестирования в момент истечения 10 сек. испытуемый может занимать какое-либо промежуточное  положение в указанном движении.

 

 

Количество сгибаний и  разгибаний туловища за 10 сек из И.п.: лежа на полу (или на мате), руки за голову, ноги согнуты в коленях под  углом 90°, партнер удерживает стопы  выполняющего тест, прижимая их к полу. При сгибании туловища (его подъеме) локти касаются коленей. Второй вариант  тестирования - определяется время  выполнения с максимально возможной  частотой 10 движений. Ему, при тестировании, можно отдать предпочтение.

 

 

Тесты для определения  быстроты движений.

 

 

Бег на 20 или 30 м с ходу. Фиксируется время пробегания этих дистанций, т.е. определяется максимальная скорость в беге. В 2 - 3 м от линии бега по одну или другую стороны от нее на лини старта и финиша устанавливаются по две стойки. Помощник тренера стоит на линии старта в 2 - 3 м от стойки; тренер - на линии финиша также в 2 - 3 м от стойки. Испытуемый разгоняется (для разгона обычно достаточно 10 - 15 м) так, чтобы к линии старта он набрал максимально возможную для него скорость. В момент вбегания тестируемого в стартовый створ помощник дает отмашку, по которой тренер включает секундомер, в момент же вбегания испытуемого в финишный створ он выключает секундомер. Стойки устанавливаются для того, чтобы точнее фиксировать момент страта и финиша. Отмашка помощником выполняется так: рука согнута в локте под углом примерно 90°, держится перед собой, кисть вытянута вперед, отмашка делается резким движением кисти к себе.

 

 

Частота движений в беге на месте. В первом варианте определяется число беговых шагов, которые  способен выполнить испытуемый за 10 сек; во втором - определяется время  выполнения 20 беговых шагов. Для  проведения тестирования необходимо между  двумя стойками натянуть резинку  или шнур на такой высоте, когда  нога испытуемого, согнутая в колене, займет положение «бедро параллельно  полу», коснувшись при этом натянутого шнура. По команде «Марш!» испытуемый начинает с максимально возможной  для него частотой движений бег на месте, касаясь при этом бедрами  натянутого шнура. Если тестирование проводится с выполнением 20 беговых шагов  и движение начинается, допустим, с  правой ноги, то 20-й шаг будет выполняться  левой ногой, т.е. секундомер следует  выключать под левую ногу и  наоборот. Второй вариант тестирования предпочтительнее.

 

 

Зрительно-моторная реакция  может быть определена при помощи электро или электронного секундомера. Суть это испытательной методики сводиться к определению времени двигательного реагирования на определенный световой сигнал.

 

 

В школьной практике умение брать старт и умение выполнять  стартовый разгон может быть определено разницей между временем пробегания 20 или 30 м со старта и результатом, показанным на этих же дистанциях при пробегании с ходу.

 

 

Тесты для определения  выносливости.

 

 

Их применение зависит  от конкретного вида проявления этого  физического качества.

 

 

Определение общей выносливости.

 

 

Пробегание расстояния за 5 или 6 мин. При тестировании необходимо сообщать испытуемым сколько им еще осталось бежать. При недостаточной подготовленности тестируемые могут переходить на ходьбу, а восстановившись снова начинать бег.

 

 

Пробегаемое расстояние за 12 мин (тест К. Купера). Этот тест широко распространен в мире. Методика его  применения такая же, что и в  предыдущем тесте. С его помощью  можно определить уровень развития общей выносливости, она очень  информативный показатель кардио-респираторных возможностей человека, т.е. во многом характеризует состояние его здоровья (см. приложение 3, табл. 4).

 

 

Определение критической  скорости в беге. Критическая скорость в беге - это наименьшая скорость (интенсивность), при которой достигается  максимальное потребление кислорода (МПК). А , как известно, показатель МПК во многом определяет уровень общей выносливости. Другими словами критическая скорость (Vкр.) является педагогическим выразителем физиологического показателя аэробных возможностей человека, т.е. его уровня МПК. По этому значению Vкр. Во многом характеризует степень развития общей выносливости. Наряду с этим Vкр. служит основным критерием определения интенсивности бега при развитии данного физического качества. Для вычисления Vкр. пользуются расчетным методом. С этой целью пробегают с соревновательной скоростью две дистанции. Для школьников 16 - 18 лет - 800 и 2000 м.

 

 

S2 - S1

 

 

Vкр. = ----------- ,

 

 

t 2 - t 1

 

 

 

 

Где S1 - длина первой дистанции, м;

 

 

S2 - длина второй дистанции,  м;

 

 

t 1 - время, показанное на первой дистанции, с;

 

 

t 2 - время, показанное на второй дистанции;

 

 

При развитии общей выносливости целесообразно использовать интенсивность  в беге 70 -80 % от Vкр.

 

 

Объем нагрузки находится  так: определяется в беге до отказа то расстояние, которое способен преодолеть школьник с развивающей общую  выносливость скоростью (интенсивность  в беге 70 %). Допустим, он с этой скоростью  способен пробежать N мин, т.е. N м. Это  будет его максимальная нагрузка. Нагрузка 25% от нее считается низкой, 50% - средней, 75% - высокой и 100% - максимальной. Постепенно, начиная с низкой нагрузки, наблюдая, как школьники переносят  ее, регулируют степень воздействия  на организм.

 

 

Через год снова определяется Vкр. и соответственно ей подбирается, развивающая общую выносливость, физическая нагрузка. Так, использую объективный критерий Vкр., можно методически правильно регулировать нагрузку при развития данного физического качества.

 

 

 

Определение скоростной выносливости:

 

 

Определение времени пробегания 600 м школьниками 16 - 18 лет.

 

 

Определение пробегания расстояния за 90 сек.

 

 

Определение силовой выносливости:

 

 

Количество приседаний на одной ноге. Испытуемый, придерживаясь (чтобы не потерять равновесие) рукой  за гимнастическую стенку, приседает  на ближней к стенке ноге, затем, повернувшись к стенке другим боком, приседает на другой ноге. Хват руки за гимнастическую стенку - на уровне опущенной  руки в положении основной стойки.

 

 

количество сгибаний и  разгибаний туловища за 1 мин из И.п.: лежа на полу

 

 

(или на мате), руки за  голову, ноги согнуты в коленях  под углом 90°, партнер удерживает  стопы выполняющего тест, прижимая  их к полу. При сгибании туловища (его подъеме) локти касаются  коленей. 

 

 

Определение выносливости в  статическим усилиям (статическая  выносливость):

 

 

Удержание рук с грузом 1 кг в горизонтальном положении. И.п. - основная стойка, руки в стороны, в  каждой груз 1 кг (в качестве груза  могут использоваться гантели). Рядом  с кистями рук устанавливают  планки с делениями по 1 см. Измеряется статическая выносливость мышц плечевого  пояса. В зависимости от подготовленности тестируемых, вес груза может быть увеличен до 2 кг.

 

 

Удержание положения «угла» в висе на гимнастической стенке (в  зависимости от подготовленности тестируемых, этот тест можно выполнять в упоре  на гимнастической скамейке, в упоре  на параллельных брусьях, в упоре  сидя на скамейке). Определяется время  удержания положения «угла» до момента  опускания ступней более чем  на 10 см. Выявляется уровень статической  выносливости мышц брюшного пресса.

 

 

Удержание положения «полуприседа». И.п. - стоя на носках в положении полуприседа, угол между бедрами и голенями - 90°, туловище вертикально, руки вперед - вверх. Измеряется уровень статистической выносливости мышц бедер и голени.

 

 

Удержание положения «лежа  на груди лежа на столе». И.п. - лежа на груди на столе так, чтобы край стола находился на уровне пояса, ноги вытянуты параллельно полу, тестируемого удерживают за плечи. Определяется время удержания указанного положения до момента опускания стоп более чем на 10 см. Выявляется статическая выносливость мышц спины.

 

 

Поочередное удержание ног  в положении «угла». И.п. - основная стойка, выпрямленная нога поднята  до прямого угла (90°) по отношению  к туловищу, руки на поясе. Рядом  со стопой устанавливается планка с  делениями по 1 см. Определяется время  удержания ноги до момента опускания  стопы более чем на 10 см. Измеряется статическая выносливость тазового пояса.

 

 

Определение гибкости:

 

 

Наклон вперед с выпрямленными  ногами. Испытуемый стоит на гимнастической скамейке в основной стойке. Затем, не сгибая ног, плавно наклоняется вперед - вниз до предела, проталкивая пальцами рук фиксатор, размеченной через 1 см, планки. В конечном положении  наклона необходимо зафиксировать  положение кистей на 1 - 2 сек. Измеряется величина наклона в см, причем за отметку «0» принимают уровень скамейки, вверх от нее разметка со знаком «-», вниз - со знаком «+». Тест проводится два раза подряд, лучший результат заносится в протокол. Выявляется гибкость (подвижность) в тазобедренном суставе.

Информация о работе Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников старших классов