Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 21:52, реферат

Описание работы

Данные обстоятельства предопределили выбор темы, постановку цели, задач и основные направления настоящего дипломного исследования. Теоретической и методической основой дипломной работы стали современные концепции организации педагогического контроля, труды ведущих российских ученых в области физкультуры и спорта. Исследования проводились с учетом нормативной базы. Внедрение в практику разработанных в дипломной работе положений позволяет повысить действенность педагогического контроля за физической подготовленностью школьников. Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы совершенствования педагогического контроля; определение методов, средств и форм физической подготовленности школьников старших классов на уроках физической культуры.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. О развитии физической подготовленности школьников (История вопроса). 11
Глава II. Физическая подготовленность учащихся школы № 723 старших классов 25
2.1. Контрольные испытания (тестирования) 28 2.2. Анализ результатов физической подготовленности в процессе возрастного развития 31
2.2.1. Обязательные тестовые упражнения 31
2.2.2. Дополнительные тестовые упражнения 34
2.2.3. Тесты для определения общефизической подготовленности школьников. 36
2.3. Характеристика программы физической подготовки учащихся школы № 723 47
Глава III. Сравнительный анализ результатов тестирования по программе «Тесты Мэра» учащихся ВАО и школы № 723 53
Выводы. 55
Рекомендации. 56
Список использованной литературы. 60

Файлы: 1 файл

педагогический контроль за физической подготовленностью старшеклассников.docx

— 85.80 Кб (Скачать файл)

 

 

Контрольные упражнения помогают выявить уровень развития различных  двигательных качеств, сравнить подготовленность как отдельных занимающихся, так  и целых групп. Испытания проводятся для определения состояния или  отдельных учеников, занимающихся физкультурой по тестам, причем учитывается стабильность теста, т.е. воспроизводимость результатов при его повторении через определенное время в одинаковых условиях. Тогда можно видеть динамику физической подготовки.

 

 

Для того чтобы достигнуть высокой результативности учебно-воспитательного  процесса на уроках физической культуры, необходимо акцентировать внимание на обеспечение ряда определяющих условий  и соблюдение основных организационных  и методических требований.

 

 

Чтобы обеспечить процесс  физической подготовленности учащихся, каждый учитель должен иметь четкую программу физической подготовки. При  разработке этой программы учитель  должен ясно представлять себе конечную цель процесса физического воспитания на установленный им период времени. В данном случае такой целью является подготовка учащихся к сдаче нормативов программы по физической культуре.

 

 

Прежде чем разрабатывать  программу направленной физической подготовки нужно знать физические и антропометрические данные каждого  ученика. Учитель с помощью тестов и контрольных испытаний должен установить исходное состояние управляемой  системы, затем произвести расчет времени  и последовательности прохождения  программы. Чтобы правильно спланировать программу направленной физической подготовки учащихся, необходимо учитывать  учебные задачи, климатические условия, подготовленность учащихся, оснащенность учебно-материальной базы.

 

 

В условиях урочной работы, программой направленной физической подготовки является годовой план прохождения  материала программы и поурочное  планирование. Структура поурочного планирования предусматривает следующие  пункты: конкретные учебные задачи урока, соответствующий материал по теоретическим сведениям, двигательным навыкам и умениям, умению самостоятельно заниматься, дозировку, домашние задания, методические указания, а также межпредметные связи, содействующие на данном уроке лучшему усвоению упражнений.

 

 

Важное условие при  разработке программы - соблюдение преемственности  между предыдущим и последующим  материалом. Следует учитывать также  ряд важных условий и принципов: объем времени, который необходим  на прохождение того или иного  вида материала в зависимости  от его сложности, постепенность  усложнения изучаемых упражнений в  серии уроков, закрепление навыков  путем повторения через определенные промежутки времени. На пример основные упражнения легкой атлетики, разученные в I четверти, повторить в IV учебной  четверти.

 

 

При определении количества уроков, которых разучивается и закрепляется данное двигательное действие, следует  придерживаться правила: закрепление  навыка движения требует примерно половины тог времени, которое понадобилось для освоения двигательного действия. Одной из существенных сторон годового планирования является конкретизация  цели, для достижения которой подбирается  соответствующий материал. Например, учитель поставил целью шестидесятым уроком подготовить учащихся к овладению  нормативами по прыжкам в длину  с разбега. Для этого учитель  на серию уроков, предшествующих сдаче  данного норматива, планирует упражнения на развитие прыгучести, овладения  техникой прыжка, углубления знаний с  использованием межпредметных связей, ряд упражнений на развитие физических качеств в виде домашних заданий.

 

 

При планировании учебного материала (в годовом и поурочном  планах) следует предусмотреть проверку уровня физической подготовки учащихся (тесты), для регулирования процесса физической подготовки и выработки  исправляющих действий с помощью  дополнительной программы.

 

 

Преследуя цель постоянно  совершенствовать учебный процесс, учителю целесообразно после  окончания каждого учебного года проанализировать планирование с позиции  его результативности, выявления  недостатков и просчетов с  тем, чтобы внести в планы на следующий  год соответствующие коррективы.

 

 

 

 

Глава III. Сравнительный анализ результатов тестирования по программе 

 

 

«Тесты Мэра» учащихся ВАО и школы № 723.

 

 

 

 

Изучение учебного процесса в школе № 723 и тестирования с  целью выявления уровня физической подготовленности учащихся, отражено в сравнительном аспекте и  представлены в таблице 2 (приложение 2).

 

 

Как видно из представленных данных, результаты, показанные учащимися  школы № 723 отличаются от средних  показателей школьников того же возраста Восточного административного округа г. Москвы.

 

 

Так, количество хороших  и отличных оценок у учащихся 10-х  классов школы № 723 в беге на 1000 метров на 4% у мальчиков и на 3% у девочек выше общих показателей. Показатели количества раз подтягиваний у мальчиков школы № 723 одинаково  с данными по ВАО, а у девочек  на 1% выше. Данные, полученные по результатам  подъема туловища, показывают, что  у учащихся 10-х классов школы  № 723: мальчики - 3% выше; девочки - 2% выше общих данных по округу.

 

 

Показатели хороших и  отличных оценок по прыжкам в длину  с места у мальчиков того же возраста также несколько разняться: у мальчиков - на 2%, а у девочек - на 1% выше общих показателей по округу.

 

 

В среднем показатели хороших  и отличных оценок учащихся 10-х классов  школы № 723 превышают общие показатели по округу следующим образом: у мальчиков - на 9%, у девочек - на 7%.

 

 

 

 

Сравнительный анализ результатов  тестирования физической подготовленности учащихся 11-х классов по программе  «Тесты Мэра» школы № 723 и средних  показателей по Восточному административному  округу г. Москвы учащихся того же возраста выявили следующее:

 

 

•В беге на 1000 метров показатели школы № 723: мальчики - на 2% выше, девочки - на 1% выше

 

 

•В подтягивании показатели школы № 723: мальчики - на 2 % ниже, девочки - одинаково с данными по ВАО 

 

 

•Подъем туловища показатели школы № 723: мальчики - на 1% выше, девочки - на 1% выше

 

 

•Прыжок в длину с места  показатели школы № 723: мальчики - 4% выше, девочки - одинаково с данными  по ВАО 

 

 

Таким образом, средние показатели физической подготовленности учащихся школы № 723 на 5% у мальчиков и  на 2% у девочек выше, чем средние  данные учащихся того же возраста Восточного административного округа г. Москвы.

 

 

На основании вышеизложенного, можем отметить, что программа по физическому воспитанию в школе № 723 более эффективна и позволяет учащимся в ряде тестов достичь более высоких показателей в представленной таблице.

 

 

 

 

Выводы 

 

 

Материалы обследования физической подготовленности школьников по бегу, прыжкам в длину, подтягиванию и  другим тестам показывают на неравномерность  роста достижений в этих видах  движений по возрастным группам и  по классам у юношей и девушек.

 

 

Сопоставление показателей  физического развития свидетельствует  об общей тенденции к более  высоким морфологическим и функциональным признакам, что находит свое объяснение в биологии растущего организма  в связи с акселерацией.

 

 

В беге на скорость закономерность развития достижений имеет свою особенность. Чем большее отличие в возрасте у юношей и у девушек, тем больший  разрыв результатов.

 

 

В подтягивании наблюдается  закономерный рост силы мышц плечевого  пояса, как у мальчиков, так и  у девочек. У мальчиков в 15 лет  средний показатель подтягивания равен 10-11 раз, то в 17 лет он равен 12-13 раз.

 

 

Лучшие результаты наблюдаются  у мальчиков в прыжках в  длину с места. По среднему показателю по прыжкам в длину с места  можно сделать вывод, что в 15 лет  у мальчиков и девочек наблюдаются  незаметные отличия в результатах. Так, у мальчиков средний результат  равен 2,25 м, а у девочек - 1,94 м. Начиная  с 17 лет, мальчики заметно отрываются от девочек. Средний показатель у  мальчиков 2,37 м, а у девочек он же равен 1,96 м.

 

 

Сравнительный анализ физической подготовки показывает, что уровень  физической подготовленности, как у  девочек, так и у мальчиков, повышается по каждому виду испытаний. Рост достижений имеет свои особенности. В одном  случае идет неуклонное и почти равномерное  нарастание достижений у мальчиков  и девочек. В других рост достижений едет в виде «ножниц»: чем старше возраст, тем больше разница в  результатах у мальчиков и  девочек.

 

 

Рекомендации 

 

 

При занятиях физкультурой необходимо принимать во внимание особенности  формирования скелета. Следует помнить, что резкие толчки во время приземления  при прыжках, неравномерная нагрузка на левую и правую ногу могут вызвать  смещение костей таза и неправильное их срастание. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, если окостенение  еще не закончилось, могут привести к появлению плоскостопия.

 

 

По этому одна из важных задач физического воспитания - обеспечить правильное формирование скелета, укрепление мышечной системы и предупреждение нарушений осанки.

 

 

Рекомендуется оценить учащегося  не с точки зрения его спортивных достижений в тесте, а с позиции  оценки сохранности его функционального  резерва. С тем, чтобы, оценив величину отставания конкретного двигательного  качества и стоящей за ним функциональной системы, определить содержание и адекватную индивидуальную программу его коррекции  средствами физической культуры.

 

 

Исходя из этого, становиться  очевидным неправомерный подход выставления учащемуся отметки  по предмету «физическая культура»  на основании его спортивных достижений.

 

 

Неправомерность его в  следующем: нельзя ставить оценку природе! Один учащийся от природы физически  одарен, а другой - напротив, ослаблен. Этим создается негативное отношение  к предмету.

 

 

Исходя из этого, критерием  эффективности работы специалиста  по физической культуре должны быть три  основных личностных параметра каждого  отдельного учащегося:

 

 

прирост результатов, характеризующих  динамику развития его двигательных качеств в течение года;

 

 

гармоничность развития качеств;

 

 

полученные знания о здоровом образе жизни.

 

 

Для положительного воздействия  на организм дошкольников и школьников при занятиях физической культурой  необходимо обеспечить следующие условия:

 

 

поддерживать санитарно-гигиенические  требования к местам занятий;

 

 

чистоту и достаточную  вентиляцию спортивного зала;

 

 

сохранять чистым спортивный инвентарь (особенно гимнастические маты);

 

 

на уроках физкультуры  дети должны быть в спортивной одежде и обуви.

 

 

Учитель должен выполнять  все методические требования к планированию и проведению занятий, обучать приемам  страховки и само страховки, помощи, не допускать переутомления детей. Требовать от них поддержания  дисциплины, выполнение санитарно-гигиенических  требований к местам занятий и  переодеваний.

 

 

Следует планировать усвоения материала на высшем уровне, доступном  данному контингенту обучаемых.

 

 

Физическая подготовка обучаемого должна соответствовать специфике решаемой двигательной задачи.

 

 

На основании полученных нами данных по физической подготовленности учащихся рекомендуется для усиления деятельности органов дыхания и  кровообращения использовать на уроках по физической культуре прыжки с места, прыжки со скакалкой, различные виды бега, танцевальные шаги, акробатические упражнения.

 

 

Для развития основных мышечных групп повышать функции внутренних органов. Для воспитания быстроты и  выносливости рекомендуется ходьба и бег, особенно бег на время.

 

 

Наши исследования показали, что в развитии отстает силовой  показатель, тогда как в старшем  школьном возрасте применение физических упражнений должно быть направлено на гармоничное развитие, и особенно развитие мышечной силы, на подержание необходимой подвижности и прочности  суставов, что имеет непосредственную связь с формированием осанки. Для развития силы как двигательного  качества использовать набивные мячи, гимнастические палки, упражнения в  парах с сопротивлением партнера. Лазание по гимнастической скамейке, подтягивания на перекладине, лазание  по канату, упоры, висы, статические  упражнения.

 

 

Способность человека преодолевать внешнее сопротивление (динамическая сила) можно развить силовыми упражнениями, начиная с первого класса.

 

 

При выполнении силовых упражнений следует чередовать их воздействие  на различные мышечные группы частей тела, начиная с малых мышечных групп постепенно включая в работу все более крупные мышцы.

 

 

Силовые упражнения сочетать с упражнениями на гибкость и расслабление. При этом необходимо уделять внимание развитию мышц брюшного пресса и спины.

 

 

На основании опыта  учителей и нашего небольшого опыта  представляется возможность планировать  на уроках физкультуры для развития силовых физических качеств следующие  упражнения: с набивными мячами и  гантелями (различной массы), упражнения с партнерами, перетягивание каната, подтягивания на высокой перекладине и на низкой из виса лежа, лазание по канату, подъем и переноска грузов (маты, инвентарь), упражнения на гимнастических снарядах, предусмотренные школьной программой по физическому воспитанию, висы и упоры, статические упражнения, подъемы силой, прыжком и т.д.

Информация о работе Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников старших классов