Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 21:52, реферат

Описание работы

Данные обстоятельства предопределили выбор темы, постановку цели, задач и основные направления настоящего дипломного исследования. Теоретической и методической основой дипломной работы стали современные концепции организации педагогического контроля, труды ведущих российских ученых в области физкультуры и спорта. Исследования проводились с учетом нормативной базы. Внедрение в практику разработанных в дипломной работе положений позволяет повысить действенность педагогического контроля за физической подготовленностью школьников. Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы совершенствования педагогического контроля; определение методов, средств и форм физической подготовленности школьников старших классов на уроках физической культуры.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. О развитии физической подготовленности школьников (История вопроса). 11
Глава II. Физическая подготовленность учащихся школы № 723 старших классов 25
2.1. Контрольные испытания (тестирования) 28 2.2. Анализ результатов физической подготовленности в процессе возрастного развития 31
2.2.1. Обязательные тестовые упражнения 31
2.2.2. Дополнительные тестовые упражнения 34
2.2.3. Тесты для определения общефизической подготовленности школьников. 36
2.3. Характеристика программы физической подготовки учащихся школы № 723 47
Глава III. Сравнительный анализ результатов тестирования по программе «Тесты Мэра» учащихся ВАО и школы № 723 53
Выводы. 55
Рекомендации. 56
Список использованной литературы. 60

Файлы: 1 файл

педагогический контроль за физической подготовленностью старшеклассников.docx

— 85.80 Кб (Скачать файл)

 

 

В конце учебного года (май) преподаватель проводит обязательное итоговое тестирование. На основании  итоговых данных тестирования физической подготовленности учащихся, формируются  рекомендации для них по индивидуальной летней физкультурно-оздоровительной  деятельности и планы учебной, физкультурно-оздоровительной  работы на новый учебный год.

 

 

Физическую подготовленность мы изучали в различных по форме  движениях, в которых в той  или иной мере появляются быстрота, сила, ловкость, выносливость или их сочетание. Причем степень развития этих качеств определяет меру двигательных возможностей детей, уровень их общей  физической подготовленности, который  влияет и на овладение учебными нормативами  по физкультуре и на овладение  другими, более сложными двигательными  умениями.

 

 

Для исследования физической подготовки на каждого школьника (по полу и возрасту) заполнялась карточка, в которую вносились данные о  двигательных умениях в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май) каждого учебного года. В ней же фиксировались результаты контрольных упражнений.

 

 

К основным качествам человека относят силу, быстроту, выносливость, проявляемые в двигательной деятельности, а также прыгучесть и ловкость, непосредственно связанные с  ними морфо - функциональные свойства организма. Эти качества определяют различные физические способности  человека (силовые, скоростные, координационные  и т.д.) и реализуются в них.

 

 

В процессе возрастного развития изучались:

 

 

прыжок в длину с  места;

 

 

подтягивания на перекладине;

 

 

подъем туловища лежа на спине;

 

 

бег 1000 м;

 

 

вис на перекладине;

 

 

челночный бег 10Х5 м;

 

 

наклон вперед;

 

 

сед за 30 сек;

 

 

В методике испытаний мы придерживались следующих положений:

 

 

соблюдение единства условий  в испытаниях.

 

 

доступность и доходчивость заданий и требований.

 

 

возможность выявления максимальных достижений школьника.

 

 

простота и привычная  обстановка испытаний (зал, спорт площадка).

 

 

выражение данного учета  в цифровых показателях (см, сек).

 

 

простота записи учета.

 

 

2.1. Контрольные испытания  (тестирование).

 

 

Измерение или испытание, проводимое для определения состояния  или способности школьника, называется тестом. В качестве тестов могут  быть использованы лишь те из них, которые  удовлетворяют следующим метрологическим  требованиям:

 

 

должна быть определена цель применения того или иного теста;

 

 

следует использовать стандартизированную  методику тестирования;

 

 

необходимо, чтобы применяемые  тесты отвечали требованиям надежности и информативности;

 

 

должна быть разработана  система оценок результатов в  тестах;

 

 

необходимо указать вид  контроля (оперативный, текущий, этапный, итоговый).

 

 

Информативным называется тест, по результатам которого можно судить о свойстве (качестве, способности  и т.п.), измеряемом в ходе контроля. Иногда вместо термина «информативность»  применяют равнозначный термин «валидность». Мера информативности теста определяется сопоставлением его со спортивным результатом или с тестом-критерием.

 

 

Надежность теста - это  степень совпадения результатов  при повторном тестировании одних  и тех же людей в одинаковых условиях. Критериями надежности являются:

 

 

стабильность (воспроизводимость) - это такая разновидность надежности, которая проявляется в степени совпадения результатов тестирования, когда первое и последующие измерения разделены определенным временным интервалом;

 

 

согласованность - независимость  результатов тестирования от личных качеств человека;

 

 

эквивалентность - равнозначные результаты тестирования при использовании  контрольных упражнений.

 

 

Рассмотрим метрологически корректное описание теста «сгибание и разгибание рук из упора на гимнастических брусьях» (для школьников школы № 723).

 

 

цель применения теста: определение  силовой выносливости мышц рук и  плечевого пояса.

 

 

возраст школьников: 16 - 17 лет.

 

 

пол: упражнений выполняют  только юноши.

 

 

оборудование: параллельные брусья, их высота устанавливается  так, чтобы испытуемый, выполняя упражнение, не касался ногами пола.

 

 

процедура тестирования: И.п. - упор на прямых руках. Сгибая руки в  локтях, опуститься до полного их сгибания. Затем отжаться, выпрямив руки до И.п. При выполнении упражнения тело держать  в вертикальном положении, раскачивание не допускается. Выполнить максимально  возможное количество повторений («до  отказа»).

 

 

надежность теста: r = 0,90, если повторное измерение проводилось на следующий день. Если же вторая попытка следовала сразу за первой, то надежность была низкая r = 0,56.

 

 

согласованность оценок результатов  в тесте: 0,99.

 

 

информативность теста: по результатам  логической экспертизы признана высокой.

 

 

оценка результатов: баллы  начисляются в зависимости от количества повторений по следующей  шкале.

 

 

 

Количество повторений  

 

Оценка 

 

 

25 и более раз  

 

Отлично

 

 

24 - 18 раз  

 

Хорошо 

 

 

17 - 9 раз  

 

Удовлетворительно

 

 

8 -4 раза  

 

Плохо

 

 

3 - 0 раз  

 

Очень плохо 

 

 

 

Школьное физическое воспитание направлено, прежде всего, на общую  физическую подготовленность учащихся, поэтому учителю необходимо знать  тесты для определения уровня развития основных физических качеств, особенно те тесты, которые можно  использовать в условиях школы.

 

 

 

 

2.2. Анализ результатов  исследования физической подготовленности  в процессе возрастного развития.

 

 

При анализе таблицы 1 по каждому виду испытаний можно  видеть, что уровень физической подготовленности, как девушек, так и юношей, повышается, но по каждому виду испытаний рост достижений имеет свои особенности: в одних видах идет неуклонное и почти равномерное нарастание достижений у мальчиков и девочек; в других - рост достижений идет в  виде «ножниц»: чем старше возраст, тем больше разница в результатах  у мальчиков и девочек.

 

 

2.2.1. Обязательные тестовые  упражнения.

 

 

Тест «прыжок в длину  с места» (для измерения динамической силы мышц нижних конечностей). Из исходного  положения стоя, стопы вместе или слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой, выполнить прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. Участник предварительно сгибает ноги, отводит руки назад, наклоняет вперед туловище, смещая вперед центр тяжести тела и с махом рук вперед и толчком двух ног выполняет прыжок. Определяется прыжка с двух ног в см. Для этого теста целесообразно в спорт зале разметить краской место - черту, от которой будет выполняться прыжок, и перпендикулярную ей черту с размеченными делениями через 1 см для определения длины прыжка. При тестировании дается три попытки.

 

 

Характерной особенностью возрастного  развития движений по прыжкам с места  в длину является то, что достижения мальчиков и девочек нарастают  неравномерно. Небольшая величина прыгучести и равномерное увеличение результата в младшем возрасте от 8 до 13 лет (106.0 - 146.2 см у девочек и 119.8 - 184.2 см у  мальчиков), с 13-летнего возраста у  мальчиков прыгучесть резко увеличивается (194.1 - 216.5 см), тогда как у девочек (152.9 - 170.7 см) увеличивается незначительно. Эти половые различия сохраняются  в последующие годы, у мальчиков  результаты достоверно увеличиваются, достигая 216.5 см, а у девочек только 170.7 см.

 

 

Полученные данные позволяют  сделать практические выводы, связанные  с контрольными упражнениями по прыжкам  для учебных занятий на уроках. Постепенное равномерное повышение  требований по прыжкам не совпадают  с фактическими возможностями школьников, особенно девочек. Потому для мальчиков  с 14 лет требования к прибавке длины  прыжка должны быть несколько меньше по сравнению с другими возможностями. У девочек же последовательное повышение  возможно до 14 лет. А далее, с 15 лет  и старше очень важно сохранить  уровень достигнутый к этому возрасту результатов (при двух часах в неделю на уроки физической культуры).

 

 

Результат достижений по возрастным группам и по классам представлены в приложении 1 (табл.1).

 

 

Тест «бег на 1000 метров» (для  определения общей выносливости) проводится на стадионе или ровной грунтовой дорожке после предварительной  разминки. Рекомендуется присутствие  медперсонала. Время засекают с точностью до 0.1 сек.

 

 

В целях обеспечения медицинской  безопасности тестированию обязательно  должны предшествовать подводящие упражнения:

 

 

Пробегание укороченных отрезков (200 - 400 м) с интенсивностью 50 % от максимума и при ЧСС 120 - 140 уд/мин;

 

 

Пробегание всей дистанции по отрезкам в интервальном режиме (5 раз по 200 м с 5-минутным интервалами отдыха и ЧСС120 - 140 уд/мин;

 

 

Пробегание всей дистанции по отрезкам в интервальном режиме (5 раз по 200 м с уменьшающимися интервалами отдыха и постепенным увеличением интенсивности ЧСС от 120 - 140 уд/мин до 150 - 170 уд/мин;

 

 

Контрольные прикидки с учетом времени пробегания всей дистанции с постепенно возрастающей интенсивностью: от 50% до 75% от максимума и ЧСС от 120 - 140 уд/мин до 150 - 170 уд/мин.

 

 

Контрольные прикидки. Разрешается  в процессе бега, в случае утомления, переходить на ходьбу.

 

 

 

 

Тест «Подтягивание на перекладине» (для оценки силы и  силовой выносливости мышц плечевого  пояса).

 

 

В висе на перекладине, руки прямые, выполнить максимально возможное  число подтягиваний. Подтягивание считается  выполненным правильно, когда руки сгибаются, подбородок выше перекладины, затем разгибаются полностью, ноги не сгибаются в коленных суставах, движения без перерывов и махов. Неправильно выполненные подтягивания не засчитываются. Определяет силу мышц рук и плечевого пояса путем  подсчета количества подтягиваний. И.п. вис на перекладине прямым хватом, ноги не касаются пола. При выполнении подтягиваний не допускаются раскачивания, маховые движения ногами. При движении вверх подбородок должен оказаться  над перекладиной, при движении вниз руки полностью выпрямляются.

 

 

Тест «Подъем туловища» (для измерения скоростно-силовой  выносливости мышц сгибателей туловища). Из И.п. лежа на спине, ноги согнуты в  коленных суставах строго под углом 90º, стопы на ширине плеч, руки за головой, локти разведены в стороны, касаются пола, партнер прижимает ступни к  полу. По команде «Марш!» выполнить  за 30 сек максимально возможное  количество подъемов туловища, энергично  сгибаясь до касания локтями бедер  и возвращаясь в И.п., разводя  локти в стороны до касания  пола лопатками, локтями и затылком. Упражнение выполняется на гимнастическом мате или ковре. Для безопасности под голову кладут невысокую (не выше 10 см) подушечку. Неправильное выполнение: отсутствие полного касания пола тремя частями тела (лопатками, затылком, локтями). Участник, опуская тело в  И.п., может касаться пола последовательно  сначала лопатками, затем затылком, потом локтями. Однако в заключительной фазе тело участника должно прийти в И.п., т.е. касаться пола одновременно тремя частями тела: лопатками, затылком и локтями.

 

 

2.2.2. Дополнительные тестовые  упражнения.

 

 

1. Тест «Челночный бег 10 раз по 5 метров» (для оценки скоростной выносливости и ловкости, связанных с изменением направления движения и чередования ускорения и торможения. В зале, на расстоянии пяти метров друг от друга чертятся на полу две параллельные линии. По команде «Марш!» участники (участник) стартуют с первой линии, добегает до второй, переступает ее одной ногой, обязательно касаясь пола, поворачивается кругом и возвращается к линии старта. Необходимо выполнить максимально быстро 5 таких замкнутых циклов, поворачиваясь все время в одну и туже сторону (туда и обратно - один цикл). Не допускаются движения приставными шагами, повороты в разные стороны. Время засекается с точностью до 0.1 сек в момент пересечения линии, от которой выполнялся старт. Все участники должны быть в обуви, не дающей скольжения. Особое внимание необходимо обратить повороту во время бега. Для предотвращения травм стопы и коленного сустава отработать с учащимися правильную постановку стопы и туловища для вхождения в поворот и старт после поворота.

 

 

Испытуемый по команде  «Марш!» пробегает пятиметровый отрезок берет брусок (5Х5Х10 см), пробегает второй отрезок, кладет брусок и, пробежав третий отрезок, заканчивает тест. Определяется время пробегания трех отрезков.

 

 

Тест «Наклон вперед сидя» (для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов).

 

 

Испытуемый без обуви  садится на пол ноги врозь, расстояние между пятками 30 см, ступни вертикально, руки вперед - внутрь, ладони вниз. В  качестве измерителя можно использовать линейку или сантиметровую ленту, положенную между стопами вдоль ног. Отсчет (нулевая отметка «0») ведут от цифры, находящейся на уровне пяток испытуемого. Партнер прижимает колени к полу, не позволяя сгибать ноги во время наклонов. Выполняются три медленных наклона (ладони скользят вперед по линейке), четвертый наклон - основной. В этом положении испытуемый должен задержаться не менее 2 сек.

 

 

Лучший результат - максимально  возможная цифра, до которой дотянется  ученик, засчитывается по кончикам пальцев с точностью до 1 см. Эта  цифра записывается со знаком «+», если испытуемый смог коснуться цифры  впереди за стопами, и со знаком «-», если его пальцы не достали до уровня пяток.

 

 

Для более быстрого проведения теста используют два куба (опоры) для упора стоп и сохранения прямых ног без посторонней помощи. Между  ног у участника находится  кубик, который он во время третьего наклона старается отодвинуть пальцами рук вперед по направлению к пяткам на максимально возможное расстояние.

Информация о работе Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников старших классов