Подготовка хоккеистов 15-17 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:29, дипломная работа

Описание работы

В современном юношеском хоккее особое значение приобретает силовая и скоростно-силовая подготовка - один из важных факторов повышения мастерства и специальной работоспособности игроков. Проблема рационализации средств и методов силовой и скоростно-силовой подготовки спортсменов постоянно находится в поле зрения ученых и практиков спорта (Ю.В.Верхошанский, 1988, Ю.В.Корягина, 2003).

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 81.44 Кб (Скачать файл)


Введение

 

В современном  юношеском хоккее особое значение приобретает  силовая и скоростно-силовая подготовка - один из важных факторов повышения  мастерства и специальной работоспособности  игроков. Проблема рационализации средств  и методов силовой и скоростно-силовой подготовки спортсменов постоянно находится в поле зрения ученых и практиков спорта (Ю.В.Верхошанский, 1988, Ю.В.Корягина, 2003). В последнее время актуализируется ряд аспектов, касающихся оптимального соотношения нагрузок различной направленности, последовательности их включения в скоростно-силовую подготовку хоккеистов разного уровня мастерства и подготовленности (A.C. Денисен-ков, 2005; Р.Г. Ишматов, 2007).

              Многие современные программы  и рекомендации     разработаны  с расчетом на хоккеистов высокой  квалификации. В большинстве из  них не учтены особенности  морфофункционального развития, характерные  для большинства хоккеистов учебно-тренировочных  групп ДЮСШ, поэтому их использование  в тренировочном процессе юных  хоккеистов возможно только после  существенной предварительной переработки 

             В настоящее время еще не  получила научного обоснования  методика развития силовых и  скоростно-силовых способностей  с учетом возрастных особенностей  развития организма игроков в  условиях многолетнего процесса  спортивной тренировки, слабо отслежена  динамика уровня этих способностей  у хоккеистов 12-14 лет разных игровых  амплуа, что не способствует повышению  качества учебно-тренировочного  процесса и соревновательной  деятельности.

 Хоккеем начинают заниматься, как правило, в возрасте 7-8 лет, возможно начать занятия  и в более старшем возрасте. Главное, чтобы юный спортсмен был хорошо подготовлен физически, что позволит ему успешно осваивать технико-тактические приемы хоккея.

В детском  возрасте физическая подготовка должна быть направлена на укрепление здоровья, гармоничное развитие растущего  организма, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, всестороннее развитие двигательных качеств и  координационных способностей.

 Во  время игры хоккеисты выполняют  многочисленные рывки, ускорения,  остановки, торможения, броски, ведут  силовые единоборства и т.п.  Эффективно выполнять эти действия  могут только те хоккеисты,  у которых хорошо развита сила  мышц. Для того чтобы развить  силу, необходимо добиваться значительных  мышечных напряжений. Это может  быть достигнуто в результате  волевых усилий, а также при  использовании отягощений. При этом  необходимо учитывать специфическое  развитие мышц хоккеиста и  возрастные особенности организма.  При силовой подготовке хоккеистов  используются упражнения на снарядах, со снарядами, парные силовые  упражнения, упражнения с преодолением  веса собственного тела и сопротивления  внешней среды, обеспечивающие  работы в преодолевающем и  уступающем режиме.

 С  хоккеистами до 12 лет проводится  общая силовая подготовка с  целью разностороннего развития  всех мышечных групп, образования  достаточно крепкого мышечного  корсета, укрепления дыхательной  мускулатуры. Основное средство  отягощения – собственный вес  тела и частей тела. Упражнения  должны быть динамичными. В  силовой подготовке детей следует  использовать упражнения в лазанье  и перелезании через различные препятствия, упражнения с футбольными, баскетбольными и набивными мячами в различных исходных положениях, упражнения в висах и упорах, упражнения с гантелями и предметами весом до 3 кг, утяжеленными клюшками и шайбами, прыжки и многоскоки. Необходимо использовать как можно шире естественные условия местности: ходить и бегать по песку, по мелкой воде, по мягкому грунту.

        На этапе первоначальной подготовки  нужно обучить юного хоккеиста  упражнениям, которые в дальнейшем  будут выполнятьcя со штангой, эспандерами и другими отягощениями. Основной метод – повторный, однако упражнения выполняются не «до отказа».

        В возрасте 13-15 лет повышается  роль целенаправленной тренировки  тех мышечных групп, которые  наиболее важны для хоккеиста:  мышцы-разгибатели стопы, голени  и бедра; приводящие мышцы ног,  мышцы-разгибатели спины, мышцы  брюшного пресса и кистей рук.  Используются методы повторных  и динaмичecкиx усилий. Метод повторных усилий хаpaктepезyeтcя использованием непредельных отягощений (30-40% от максимального) с предельным числом повторений «до отказа». Метод динамических усилий предусматривает предельную скорость выполнения упражнения при незначительном (10-20%) отягощении.

        Наряду с воспитанием силы  у хоккеиста развивают способность  расслаблять мышцы после их  напряжения. Поэтому тренировочные  задания силовой направленнocти необходимо сочетать с упражнениями на гибкость и расслабление (семенящий бег, бег трусцой, встряхивание и поглаживание мышц).

Чтобы избежать травм при воспитании силы, необходимо соблюдать ряд требований:

        - выполнению упражнений обязательно  должна предшествовать разминка;

        - при появлении болей в мышцах  и суставах следует прекратить  выполнение упражнения;

        - нужно избегать односторонней  неравномерной нагрузки отдельных  мышц;

        - при выполнении приседаний нужно  выбирать исходное положение,  позволяющее сохранить свободу  движения в коленнoм суставе (ноги должны         быть слегка разведены);

        - необходимо предупреждать излишнюю  нагрузку на позвоночник, для  чего желательны упражнения в положениях лежа, сидя, в упоре, в висах и         др.;

        - следует тренировать мышцы спины,  что снижает нагрузку на позвоночник;

- при всех упражнениях с отягощениями нужно следить за тем, чтобы позвоночник был прямой.

Тренировочные задания для силовой подготовки лучше использовать в конце занятия.

Таким образом, выбору темы нашего исследования послужили  данные методические аспекты в подготовке юных хоккеистов.   

Цель  исследования: Изучить методические аспекты совершенствования.

Объект  исследования: Учебно-тренировочный процесс юных хоккеистов 12-14 лет.

Предмет исследования: Методические аспекты воспитания силовых способностей юных хоккеистов.

Задачи  исследования:

  1. Изучить анатомо-физиологические особенности мальчиков 12-14 лет;
  2. Провести анализ учебно-тренировочного процесса  групп начальной подготовки хоккеистов 12-14 лет;
  3. Охарактеризовать силовые  способности как основной компонент в процессе подготовки и становления спортивного мастерства хоккеистов;
  4. Выявить методы и средства воспитания силовых способностей юных хоккеистов.

Методологическую основу исследования составили труды ученых    В.Н. Обухова, Д.И. Нестеровского, Е.Р. Яхонтова, З.Я. Кожевниковой, и др.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы; обобщение, анализ учебно-тренировочной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС хоккеистов     12-14 ЛЕТ

 

В первой главе нашего исследования, изучив научно-методическую литературу, мы рассмотрели  анатомо-физиологические особенности юных хоккеистов 12-14 лет, а также силовые способности, как основной компонент в процессе подготовки и становления спортивного мастерства юных хоккеистов.

 

1.1. Анатомо-физиологические особенности мальчиков 12-14 лет

 

Специфика развития подросткового  возраста в значительной мере определяется важнейшим биологическим фактором - половым созреванием.

Начало  полового созревания приходится у большинства  мальчиков на 12-14 лет.

Процесс полового созревания, в особенности  его начальный период, сопровождается существенными изменениями в  деятельности всех физиологических  систем, включая центральную нервную  систему.

Чем определяется столь значительное влияние полового созревания на организм подростка?

Запускающим звеном этого процесса является гипоталамус. Гипоталамус, образующий с гипофизом  единую гипоталамо-гипофизарную систему, является не только важнейшей структурой регулярной системы мозга, с которой  связаны высшие нервные функции  и психические процессы, но и центром  нейроэндокринной регуляции физиологических  систем, обеспечивающих гомеостаз.

Естественно, резкое повышение активности гипоталамуса на начальном этапе полового созревания обуславливает резкие изменения  в функционировании организма.

У подростков (мальчиков) в 12-14-летнем возрасте можно  заметить изменение темпов роста  и пропорций тела.

Если  ранее темпы роста были сравнительны низки, а удлинение тела происходило  в основном за счет туловища, то в  данном возрастном периоде ускоряется рост конечностей в длину. В первую очередь увеличивается длина  рук, затем ног.

В результате на смену детскому телосложению с  пропорциональным развитием туловища и конечностей приходит подростковый, голенастый тип, для которого характерна некоторая длиннорукость и длинноногость.

Отставание  в темпах роста туловища, наблюдающееся  в начале подросткового периода, имеет глубокие физиологические  последствия и сказывается на динамике развития всех внутренних органов.

Так, в  этот период замедляется рост сердца, и соответственно его функциональные возможности могут временно отставать  от потребностей растущего тела.

Тормозится  прирост легочных объемов, и соответственно снижаются функциональные возможности  дыхательной системы. В первую очередь  это сказывается на кислородном  снабжении работающих мышц.

 

 

 

 

 

Скелетные мышцы конечностей интенсивно растут, однако больших изменений в строении мышечных волокон не происходит, т.е. качественные характеристики мышц остаются прежними.

В то же время биохимическая ситуация в  мышечных клетках (волокнах) из-за усиления процессов синтеза, необходимых  для роста, существенно меняется: энергетический обмен в клетках становится более напряженным и менее устойчивым. Особенно напряженно вынуждены работать митохондрии, обеспечивающие клетку необходимым резервом АТФ за счет окисления углеводов и жиров. В этой ситуации любые дополнительные затраты энергии (например, связанные с повышением двигательной, силовой активности выше определенного уровня) приводят к использованию менее экономичных, но зато безотказных источников энергетического обеспечения. В результате происходит активация процессов анаэробного (бескислородного) происхождения, в мышцах и крови накапливается молочная кислота, это приводит к нарушению внутренней среды организма, что отрицательно сказывается на мышечной работоспособности подростков.

Другое  следствие биохимических сдвигов - снижение возможности длительно  поддерживать постоянный уровень функциональной активности. Поэтому происходит временное  уменьшение выносливости и работоспособности.

Следует подчеркнуть, что у подростков, регулярно  занимающихся спортом, такого ослабления работоспособности не наблюдается, так как адаптация к мышечной деятельности позволяет им с минимальными потерями преодолевать этот сложный  возрастной этап.

Однако  и существенных приростов в циклических  видах мышечной деятельности не происходит. На состоянии работоспособности  сказываются поведенческие стереотипы. Появление первых признаков пубертата связано с резким снижением двигательной игровой активности, которая до этого была естественным тренингом, поддерживающим необходимый уровень физической работоспособности. 

С этого  возраста двигательная активность подростка  в основном определяется развитием  нового комплекса мотиваций, обуславливающих  необходимость систематических занятий физической культурой (например, желанием достичь известных спортивных результатов).

При планировании занятий физической культурой и  спортом с подростками 12 - 14 лет  необходимо учитывать, что их возможности  ограничены даже по сравнению с более младшими детьми.

Поэтому развитие общей выносливости затруднено, и основное внимание при организации  занятий должно быть уделено развитию скоростно-силовых качеств, а также ловкости.

         Первые психологические периодизации были созданы в начале ХХ века, при этом основным вопросом, как и при создании периодизации развития психике в филогенезе, стал вопрос об объективном критерии, который давал бы возможность выделить различные этапы формирования психики.

И для  ученых, и для практиков, занимавшихся обучением и воспитанием детей, важно было определить их психологическое  содержание, характерное для каждого  возрастного периода, исходя из которого можно было разрабатывать методы воспитания и обучения.

Наиболее  значимыми для понимания природы и механизмов психического развития стали периодизации, построенные на основании чисто внутренних, психологических параметров, прежде всего изменений в интеллектуальной и мотивационной сферах.

Критерием деления детства на периоды служат переходы от одного вида познания к  другому.

Необходимо  учитывать значение родителей в  развитии личности ребенка, именно от них во многом зависит способ происхождения  периодов психического развития, а  травмы, полученные при общении со взрослыми в первые годы жизни, являются причиной психических и социальных отклонений в поведении, которые могут проявиться и значительно позже.

Информация о работе Подготовка хоккеистов 15-17 лет