Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:29, дипломная работа
В современном юношеском хоккее особое значение приобретает силовая и скоростно-силовая подготовка - один из важных факторов повышения мастерства и специальной работоспособности игроков. Проблема рационализации средств и методов силовой и скоростно-силовой подготовки спортсменов постоянно находится в поле зрения ученых и практиков спорта (Ю.В.Верхошанский, 1988, Ю.В.Корягина, 2003).
Хоккеист должен все выполнять быстро: стартовать и бежать на коньках, тормозить и маневрировать, отводить соперника, вести, передавать и принимать, бросать шайбу в ворота, останавливать противника силовыми приемами или, наоборот, уклоняться от силового единоборства. Вместе с тем он должен быстро реагировать на действие соперников и партнеров, быстро оценивать игровую ситуацию, мгновенно принимать тактическое решение и сразу же его реализовывать.
Быстрота является комплексным, многофакторным двигательным качеством и определяется тремя относительно независимыми одна от другой элементарными формами: скрытым периодом двигательной реакции, скоростью одиночного сокращения и максимальной частотой движений.
Уровень развития быстроты, в первую очередь, определяется функциональными характеристиками центральной нервной системы и периферического звена нервно- мышечного аппарата хоккеистов: подвижностью нервных процессов, скоростью, силой и частотой нервных импульсов, соотношением быстрых и медленных мышечных волокон, реактивностью мышц и их вязкостью, способностью мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное. Большое значение в проявлении быстроты имеет уровень координационных возможностей хоккеистов, их технической мастерство, а также предельная мобилизация волевых качеств.
Развитие быстроты – это развитие способности быстро определять скорость двигательных действий, развитие быстроты при изменении условий деятельности. При развитии быстроты чаще всего применяются скоростные, «спринтерские» упражнения: бег на короткие дистанции с максимальной скоростью, ускорения, старты из различных исходных положений.
Методические приемы развития быстроты:
- соревновательное выполнение движений или действий;
- выполнение упражнений за лидером;
- применение различных сигналов для начала и прекращения упражнений;
- использование
дополнительных средств,
- использование стартов из различных исходных положений с места и в движении;
- упражнения в беге по склону вниз, по прямой и с изменением направлений;
- увеличение
количества повторений
выполнение упражнения;
- максимальное количество движений за определенный отрезок времени.
Работа над развитием быстроты тесно связана с развитием силовых качеств и скоростно-силовой выносливости. Современный хоккеист должен играть в высоком темпе не только на протяжении одного матча, но и в ходе всего турнира. Он должен безболезненно переносить большие тренировочные нагрузки, восстанавливать свою работоспособность в течение непродолжительных интервалов отдыха непосредственно в ходе занятиями и играми. Следовательно, эффективность тренировочной и соревновательной деятельности в современном хоккее во многом определяется уровнем развития выносливости спортсменов.
Выносливость хоккеиста – это способность эффективно выполнять игровую и тренировочную деятельность без утомления и противостоять ему, когда она может возникнуть. Выносливость является таким физическим качеством, уровень развития которого зависит от функциональных возможностей многих органов и систем организма хоккеиста. К основным из них относятся: центральная нервная система, сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная, терморегуляционная и нервно-мышечная системы.
Проявление выносливости зависит от уровня развития других двигательных качеств, технико-тактического мастерства, волевых способностей. Его психологической устойчивости и устойчивости организма к неблагоприятным условиям внутренней среды. Выносливость специфична и в каждом конкретном виде мышечной работы зависит от определенной группы факторов, в первую очередь, имитирующих работоспособность. Вот почему существуют различные виды выносливости: общая, специальная, скоростная, скоростно-силовая и другие.
Развитие гибкости. Гибкость (подвижность в суставах) – это способность игрока выполнять различные движения с большой амплитудой. Это качество необходимо хоккеисту для свободного выполнения технических приемов в игре. Гибкость зависит от морфофункциональных свойств суставного и нервно- мышечного аппарата: эластичности мышц, участвующих в движении; согласованности работы мышц, участвующих в движении; сочленения суставных поверхностей; состояния нервной системы и т.п.
Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость проявляется в максимальной амплитуде движений, выполняемых самостоятельно за счет активной работы мышц: сокращения синергистов и соответствующего растяжения антагонистов, а также сухожилий связок. Активная гибкость зависит и от состояния центральной нервной системы, координирующей силу напряжения и расслабления мышц.
Пассивная гибкость определяет предельно возможной амплитудой движений, выполняемых с помощью каких-то внешних сил (отягощений). Пассивная гибкость целиком зависит от формы суставных костей и эластичности сухожилий, связок и растягиваемых мышц. Пассивная гибкость всегда больше активной, и в большинстве случаев ее увеличения создает предпосылки для увеличения амплитуды активных движений. Гибкость существенно изменяется под влиянием утомления, причем показатели активной гибкости уменьшаются, а пассивной – увеличиваются. Снижение активной гибкости в состоянии утомления объясняется снижением силы и эластичности мышц, ухудшением способности к расслаблению. В утомленных мышцах раньше возникает охранительное напряжение. В связи с этим в состоянии утомления – а это бывает, как правило, в конце тренировочного занятия –целесообразно давать упражнения на пассивную, а не на активную гибкость.
Степень проявления гибкости зависит от температуры тела и внешней среды.
Пассивный отдых и охлаждение тела ухудшают гибкость. Показатели ее в разное время суток неодинаковы. Так, в утренние часы гибкость значительно меньше, чем днем.
Упражнения на гибкость улучшают эластичность мышц, сухожилий, связок, укрепляют их, что служит хорошей профилактикой травм всех суставов.
В целом предупреждение снижения активной гибкости под влиянием утомления необходимо иметь определенный запас “гибкости”. Это предотвратит нежелательное изменение в структуре техники, которые могут быть связаны с уменьшением амплитуды движений.
На этапе начальной специализации целенаправленно осваиваются технико- тактические приемы игры и применение их в игровой деятельности. Она включает изучение индивидуальных и групповых воздействий в нападении и в защите. Обучение Тактике игры ведется в основном через подвижные игры и игровые упражнения как на земле , так и на льду. Вместе с тем важное место продолжает занимать широкое общефизическая подготовка, обеспечивающая всестороннее гармоничное развитие организма, повышение его функциональных возможностей. Под техникой игры принято понимать совокупность специальных приемов необходимых для ее ведения : владение коньками и клюшкой.
Основные задачи обучения на данном этапе:
1. повышение
общей физической
2. воспитание быстроты, ловкости, гибкости и скоростно-силовых качеств,
3. развитие
специальных способностей и
4. обучение
основам техники владения
5. освоение игровой деятельности.
Задачи тактической подготовки юных хоккеистов.
-Обучить спортсменов возможно полнее реализовать в соревновательной
деятельности свои возможности;
-Развить у юных хоккеистов способность быстро и рационально переключатьсяс одних тактических построений на другие в зависимости от изменений игровой обстановки и игры соперника.
На этом этапе, в отличие от предыдущих, дальнейшее совершенствование
индивидуальных
и групповых тактических
наигрывания определенных тактических систем, с более строгим выполнением
занимающихся выявляется способность к игровой деятельности, начинается освоение индивидуальных и групповых тактических действий (выбор позиции, открывание, оказание помощи партнеру и т.д.) с одновременным развитием оперативного мышления, ориентировки, сообразительности, инициативы.
В качестве основных средств целесообразно использовать различные игровые упражнения, подвижные игры, эстафеты – сначала в безледовых условиях, затем и на льду хоккейного поля. Использование подвижных игр вне льда, при отсутствии сложной техники хоккея, позволяет занимающимся сосредоточить внимание на осмыслении процесса игры – оценке игровой ситуации и на их основе принимать самостоятельные решения.
Параллельность с освоением индивидуальных тактических действий начинается обучение групповым и командным. Сначала изучают простейшие групповые взаимодействия партнеров в парах и тройках на месте и в движении. Затем можно переходит к простым тактическим действиям. Обучение начинают с теоретического занятия, где с помощью макета хоккейного поля, видеозаписи или кинофильма показывают и объясняют расположение игроков на поле, их основные обязанности, простейшие перемещения и действия по зонам в соответствии с занимаемым амплуа и правилам игры. После этого осваивают практическую расстановку и перемещение игроков на размеченной площадке (вне льда), сначала без мяча, затем с передачами мяча руками. Для освоения командных тактических действий лучше использовать модифицированные под хоккей спортивные игры: гандбол и баскетбол.
На этапе углубленной специализации благодаря интенсивному развитию логического мышления, двигательного и зрительного анализаторов юных хоккеистов представляются хорошие возможности к углубленному освоению или индивидуальных, групповых командных тактических действий.
На этом этапе индивидуальные и групповые тактические действия совершаются в тесной взаимосвязи с техническими приемами игры при использовании комплексных игровых упражнений. Занятия проводятся сначала в стандартных (упрощенных), затем в усложненных условиях игровой деятельности с подключением противоборства соперника. Одновременно осваиваются основные варианты тактических построений (систем) в обороне и атаке. При этом очень важно создать у юных хоккеистов четкое представление об изучаемой системе с помощью теоретического занятия и использования различных технических средств. Затем в упрощенных условиях (в движении на невысокой скорости, без сопротивления) осваиваются все основные передвижения и взаимодействия партнеров в рамах этой системы в отдельных зонах. После этого тактическая система может выполняться в целом и постепенно увеличивающимся противодействием противника. При разучивании каких-либо командных тактических построений перед каждым хоккеистом ставиться конкретная и ясная тактическая задача и требуется четкое ее выполнение. В тактических упражнениях, учебных и контрольных играх наряду с предъявлением требований к выполнению заданий игроками всячески поощряется инициатива, творчество и самостоятельность решений.
4. Особенности обучения и тренировки юных хоккеистов.
Хоккей активно способствует оздоровлению и закаливанию организма,
благоприятно сказывается на деятельности органов дыхания и кровообращения, опорно- двигательного аппарата Эта игра способствует воспитанию у занимающихся ряд ценных качеств: быстрота, ловкость, силa, выносливость, гибкость, а также вырабатывает такие необходимые для современного человека свойства личности как смелость, решительность, мужество, чувство товарищества и коллективизма, дисциплинированность, выдержку и самообладание.
Выводы
Таким образом, успех в организации и проведение учебного процесса зависит от средств и методов обучения и тренировки, определения уровня физических нагрузок. В возрасте 7-10 лет у ребенка недостаточно развиты двигательные мышцы. Следует совершенствовать координационные способности. Развивать у детей мышечное чувство: различать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц, а также чувство времени и пространства.
В тренировочном процессе необходимо учитывать преимущественно подражательные способности юных хоккеистов, поэтому следует шире использовать в обучении и тренировке метод показа (демонстрации).
В обучении технико-тактическим приемам к методу показа необходимо предъявить самые высокие требования. Также в обучении следует широко применять видео запись с немедленным просмотром того или иного упражнения, выполненного занимающимися непосредственно на катке.
В ходе учебно-тренировочных занятий важно учитывать возраст формировании нервной системы ребенка, типологические особенности. В результате технической подготовки хоккеист приобретает знания о закономерностях овладения разными способами выполнения технико-тактических приемов в практической игровой деятельности. Вся система обучения и совершенствования хоккеистов направлена, в конечном итоге, на умение играть в хоккей.
Начальный этап подготовки юных хоккеистов имеет большое значение в общей системе многолетней тренировки хоккеистов. В 7-10 лет закладывается основной фундамент конькобежной подготовки, технико-тактического мастерства. Кроме того, в этом возрасте происходит приспособление систем организма, ответственных за энергетическое обеспечение повышенной двигательной активности, к новым условиям мышечной деятельности.
Количество двигательных навыков и умений в этом возрасте еще весьма ограничено, что препятствует плодотворному обучению техническим приемам и правильным навыкам передвижения на коньках.