Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:29, дипломная работа
В современном юношеском хоккее особое значение приобретает силовая и скоростно-силовая подготовка - один из важных факторов повышения мастерства и специальной работоспособности игроков. Проблема рационализации средств и методов силовой и скоростно-силовой подготовки спортсменов постоянно находится в поле зрения ученых и практиков спорта (Ю.В.Верхошанский, 1988, Ю.В.Корягина, 2003).
Результативность его определяется частотой и силой эффекторной импульсации, вызывающей предельные мышечные напряжения, включение большого количества ДЕ и их синхронизацию, что и обеспечивает значительный прирост силовых качеств. Кроме того, данный метод энергетически более выгоден, чем метод повторных усилий.
В тренировке хоккеистов метод максимальных усилий применяется в упражнениях на тренажерах и со штангой (жим, толчок, рывок, приседание) с предельными весами, с одним-двумя движениями в одном подходе. Всего в тренировке выполняется 3 — 4 подхода. Интервал отдыха между подходами — 3 — 5 мин. Таким образом, метод максимальных усилий и повторный метод достаточно эффективны для повышения абсолютной силы. Однако с ее ростом увеличивается и время ее достижения. Это обстоятельство ограничивает применение указанных методов в тренировке хоккеистов, так как для успешного ведения игровой деятельности необходима взрывная сила.
В настоящее время для развития взрывной силы довольно широко используется ударный метод.
Ударный метод основан на ударном стимулировании мышечных групп путем использования кинетической энергии падающего груза или веса собственного тела. Поглощение тренируемыми мышцами энергии падающей массы способствует резкому переходу мышц к активному состоянию, быстрому развитию рабочего усилия, создает в мышце дополнительный потенциал напряжения, что обеспечивает значительную мощность и быстроту последующего отталкивающего движения и быстрый переход от уступающей работы к преодолевающей.
В качестве примера использования ударного метода развития взрывной силы ног можно назвать прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх или в длину Экспериментально проверена и доказана большая эффективность этого упражнения, проводимого по следующей методике. С высоты 70 - 80 см выполняется прыжок с приземлением на слегка согнутые в коленном суставе ноги и последующее быстрое и мощное выпрыгивание вверх. Прыжки выполняются серийно 2 — 3 серии, в каждой 8—10 прыжков. Интервал отдыха между сериями 3 - 5 мин (для высококвалифицированных спортсменов). Выполняется упражнение не более 2 раз в неделю. Отягощением является вес собственного тела. При приземлении спортсмен непроизвольно максимально напрягает мышцы нижних конечностей, чтобы погасить кинетическую энергию падающей массы, и на фоне максимально напряженных мышц делает быстрое и мощное выпрыгивание вверх. Очень важен в этом упражнении быстрый переход от уступающей работы к преодолевающей.
Примером
использования ударного метода для
развития взрывной силы мышц плечевого
пояса и рук может служить
упражнение с утяжеленными шайбами,
выполняемое в парах. Партнеры становятся
на льду лицом друг к другу на
расстоянии 10 - 20 м и выполняют
прием и передачу утяжеленной
шайбы в одно касание. Чтобы остановить
брошенную партнером по льду тяжелую
шайбу, хоккеист максимально напрягает
мышцы плечевого пояса и кистей
рук и на фоне дополнительного
потенциала их напряжения вследствие
остановки шайбы выполняет
Ударный
метод целесообразно
Для развития специальных силовых качеств хоккеистов используют метод сопряженных воздействий.
Эффективность
метода сопряженных воздействий
обусловлена тем, что развитие силовых
способностей хоккеиста происходит
непосредственно при выполнении
специализированных игровых упражнений.
Иначе говоря, одновременно совершенствуются
и развиваются силовые
Очень важно
определить оптимум величины отягощений.
Чрезмерная величина может привести
к нарушению структуры
Вариативный метод предусматривает выполнение главным образом специальных упражнений с различными по весу отягощениями (меньше и больше соревновательных весов шайбы, клюшки, снаряжения).
В качестве примеров можно привести упражнения с разновесовыми шайбами (легкими — 100 г, нормальными 170 г, утяжеленными 400 — 600 г), пробегание коротких отрезков с различными отягощениями (без защитной формы или в ней с утяжеленными поясами) и некоторые другие упражнения. Упражнения с разновесовыми шайбами выполняются серийно. В одной серии сначала производят 10—12 бросков утяжеленной шайбы, затем 15 бросков нормальной (соревновательной), после чего 10—12 бросков утяжеленной шайбы. Всего 3 серии. Интервал отдыха — 3-4 мин. Вариативный метод особо эффективен при развитии скоростно-силовых качеств. В условиях контрастности сопротивлений (большие, нормальные, малые) утяжеленные снаряды способствуют развитию силового потенциала, а облегченные скоростного, что позволяет повысить результат в соревновательном упражнении.
Метод изометрических напряжений мышц. Ценность изометрической тренировки для развития силы в настоящее время не вызывает ни у кого сомнений. Однако до сих пор остается дискуссионной методика изометрических упражнений, т.е. поза, количество подходов, время и сила напряжения мышц. Специалисты считают оптимальным выполнение изометрического напряжения в течение 4—6 с серийно, от 3 до 6 повторений, интервал отдыха между сериями — 2 — 3 мин. Исследования, проведенные с хоккеистами, показали достаточно высокую эффективность данного метода. Экспериментальная группа, выполнявшая комплекс изометрических упражнений, через 6 недель значительно повысила уровень силы, а вместе с увеличением силы возросла и скорость полета шайбы.
Ценность изометрических упражнений объясняется еще и тем, что они невелики по объему, не занимают много времени, достаточно просты по выполнению. Кроме того, с их помощью можно избирательно воздействовать на определенные группы мышц в необходимых позах или положениях в соответствующих суставных углах сгибания или разгибания звеньев тела.
В качестве примера можно привести следующие упражнения.
1 Давление клюшкой в уступ в позе, соответствующей основной фазе удара и броска шайбы. Выполняется в течение 4—6 с, 5-10 раз, 3 серии, интервал отдыха между сериями — 3 — 4 мин.
2. Вариант предыдущего упражнения. Выполняется в парах, давление осуществляется крюком клюшки в крюк клюшки партнера.
3. Сидя в кресле стенда силовых измерений, с силой разгибать ноги в коленном суставе из угла 100-110°. Время выполнения упражнения — 4 — 6 с, выполняется 5 — 7 повторений в одной серии, 3 серии.
4. Давление плечом в плечо партнера, чтобы столкнуть его с места (в том же режиме, что и при выполнении предыдущего упражнения).
Метод электростимуляции основан на раздражении тренируемой мышцы электрическим током, вызывающим непроизвольное максимальное ее напряжение.
Электростимуляция осуществляется с помощью прибора «Стимул-02» прямоугольными импульсами длительностью 10 мс с частотой 2,5 кГц. Продолжительность непрерывного раздражения мышц — 10 с, после чего пауза 50 с, 10 серий за тренировку для каждой мышцы.
В настоящее время метод используется в хоккее в лечебных целях.
Таким образом, все рассмотренные методы формирования силовых качеств можно успешно применять в подготовке хоккеистов высокой квалификации. Однако эффективность силовой подготовки во многом определяется разумным использованием указанных методов (в зависимости от задач конкретного тренировочного этапа, контингента занимающихся, их состояния на данный момент).
2. Средства развития силовых качеств
Силовую подготовку как основную часть физической подготовки хоккеиста с педагогической точки зрения целесообразно подразделять на общую, специализированную и специальную. Соответственно этим видам классифицируются и средства силовой подготовки.
Цель общеподготовительных силовых упражнений укрепление опорно-двигательного аппарата, гармоническое развитие основных мышечных групп. Они проводятся в основном во внеледовый период и являются фундаментом специальной подготовки. Группа общеподготовительных упражнений включает в себя упражнения:
- со снарядами (штанга, диски от штанги, набивные мячи, эспандеры, гантели, металлические палки, различные тренажерные устройства, скакалки и др.);
- на снарядах (перекладина, брусья, гимнастическая стенка, скамейка, канат, «Геркулес» и другие тренажерные устройства);
- с партнером;
- с преодолением веса собственного тела (приседания, отжимания из упора лежа, стойка на кистях, различные прыжковые упражнения);
- из других видов спорта (плавание, гребля, борьба, модифицированные спортивные игры с силовыми единоборствами, легкая атлетика, езда на велосипеде, акробатика).
Указанные упражнения в соревновательном периоде можно использовать как средство активного отдыха и восстановления от больших соревновательных и тренировочных нагрузок. Переключение с основного вида деятельности на другой позитивно влияет на состояние спортсмена и его последующую соревновательную деятельность.
Специально-подготовительные силовые упражнения направлены на развитие специальных качеств хоккеиста. Они воздействуют преимущественно на те мышечные группы, которые участвуют в выполнении различных приемов соревновательной деятельности.
Такие упражнения должны быть адекватны соревновательным по структуре и нервно-мышечным усилиям.
Специально-подготовительные силовые упражнения выполняются преимущественно вне льда (в зале, манеже, на спортплощадке) и занимают ведущее место в тренировочном процессе в конце общеподготовительного и начале специально-подготовительного этапа годичного цикла.
Среди группы специально-подготовительных упражнений можно выделить:
-имитационные силовые упражнения: имитация бега на коньках с различными отягощениями; имитация броска шайбы; ведение шайбы; прыжковые имитационные упражнения; имитационные упражнения с поясным эспандером;
-упражнения, выполняемые на специальных тренажерных устройствах, например на силовом стенде УДС-4, для мышц ног и рук, толчковые движения плечом, грудью, задней частью бедра в подвесные мешки и чучела;
-модифицированные к хоккею спортивные игры: гандбол, баскетбол, регби, футбол (с применением силовых единоборств согласно хоккейным правилам).
Основные (соревновательные) силовые упражнения проводятся на льду хоккейного поля непосредственно в процессе формирования основных двигательных навыков. Эти упражнения одновременно воздействуют и на технику выполнения игровых приемов.
Среди группы основных силовых упражнений можно выделить следующие:
-для мышц ног: старты, рывки, торможения, челночный бег; то же самое, но с отягощением в виде утяжеленных поясов, отягощений на конек, поясного эспандера (выполняются без шайбы и с шайбой),
-для мышц плечевого пояса и кистей рук: с утяжеленными клюшками, шайбами, броски, ведение, передачи; упражнения с поясным эспандером в ведении и передаче шайбы;
-для комплексного воздействия на основные мышечные группы, участвующие в соревновательных движениях: игровые упражнения технико-тактической направленности, связанные с силовыми проявлениями; игровые упражнения с выполнением силовых приемов и силовых единоборств.
При использовании
различных средств силовой
3. Организация силовой подготовки
В хоккее
для силовых занятий с детьми
существуют определенные методические
требования. Так, необходимо начинать
тренировки с легкими отягощениями.
Это обеспечит гармоничное
Так, тяжести, используемые в этот период, должны быть такими, чтобы спортсмены могли повторить каждое упражнение не менее десяти раз подряд. Эти упражнения выполняются преимущественно в положении лежа и с виса.
Когда чувствуется, что груз, с которым работают спортсмены, стал для них уже легким, тренер может увеличить нагрузку, теперь уже исходя из индивидуальных особенностей каждого подростка. На основании практической деятельности и наблюдений, если тренер решил ввести упражнения со штангой для развития юных спортсменов больших мышечных групп (спины, ног), то вес штанги должен определяться согласно возрасту:
10-11 лет - 30% от веса тела;
11-12 лет - 70% от веса тела;
12-13 лет - 75% от веса тела;
с 13 лет - 100% один раз в 15 дней;
в 13-15 лет - около 60% от максимальных отягощений (каждое упражнение повторяется 10 раз).
Кроме ограничения
веса и количества повторений. Необходим
постоянный медицинский контроль за
морфологическим и
Выводы.
1. Разработка
проблемы различных сторон