Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:29, дипломная работа
В современном юношеском хоккее особое значение приобретает силовая и скоростно-силовая подготовка - один из важных факторов повышения мастерства и специальной работоспособности игроков. Проблема рационализации средств и методов силовой и скоростно-силовой подготовки спортсменов постоянно находится в поле зрения ученых и практиков спорта (Ю.В.Верхошанский, 1988, Ю.В.Корягина, 2003).
Несмотря на существенные отличия между периодизациями, общими между ними являются не только возрастные границы, что связано и с психической симптоматикой, и с внешними, социальными условиями (например, с началом систематического обучения), но и преимущественно эволюционный подход, так как в них переход от одной ступени мышления к другой (или от одного вида мотивации к другому) происходит постепенно, а сам переход не связан с появлением негативных компонентов в различных видах деятельности.
Существует восемь основных стадий в развитии идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой.
Эти стадии являются серией критических периодов, которые должны быть преодолены в течение всей жизни
При этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качество, но и подготавливает ребенка к следующему жизненному этапу.
Каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себя идентифицировать.
Наши юные борцы-подростки 12-14-летнего возраста относятся к четвертой стадии в развитии идентичности.
В течение данной стадии у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности.
В этот период школа, учителя, одноклассники, тренеры, друзья, партнеры по спорту играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько успешно подросток учится, как у него складываются отношения с учителями, насколько серьезно он занят спортом и каковы его отношения с тренером, как все они оценивают его успехи в учебе и спорте, и зависит развитие данных качеств личности.
Может появиться
чувство отчаяния, которое всегда
связано с потерей
Основное внимание необходимо уделять кризису подростково-юношеского периода, который сопровождается важными биологическими и психологическими изменениями, так как с изменением образа своего тела меняется и образ собственного Я подростка.
Кризис идентичности осознаваться с этого времени., который происходит в этот период, является основой личностной и социальной идентичности, которая начинает
Основой
нормального личностного
Критерии развития личности подростка должны быть внутренними по отношению к развитию, и объективными - не терять своего значения на протяжении всего подросткового периода.
1.2 Анализ учебно-тренировочного процесса групп начальной подготовки хоккеистов 12-14 лет.
Одним из приоритетных вопросов теории и практики спортивной подготовки будущих спортсменов является совершенствование методики физического воспитания детей . Это связано с тем, что именно в это время формируются важные базовые умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности, из элементов которой впоследствии и складывается двигательная активность взрослого человека. Успех в организации и проведении учебно - тренировочного процесса – это подбор средств и методов обучения и тренировки, определение уровня предлагаемых физических нагрузок с учетом возрастных особенностей и возможностей занимающихся на каждом этапе обучения; все это является необходимым условием эффективности в подготовке юных хоккеистов.
Хоккей способствует воспитанию физически крепких и мужественных людей. Массовость хоккея является основой роста спортивного мастерства. А настоящее время в нашей стране специалистами хоккея создана система подготовки хоккеистов высокой квалификации, которая обеспечивает отечественному хоккею передовые позиции в мире.
Подготовка юных хоккеистов – сложный, многогранный и длительный процесс. Интерес к поиску эффективных средств учебно–тренировочного воздействия на детей 12-14 лет, обучающихся хоккею с шайбой, обусловлен в основном двумя группами факторов: с одной стороны, ребенок этого возраста весьма восприимчив к различным педагогическим обучающим и тренирующим воздействиям, с другой - именно на этом этапе возрастного развития закладывается основа почти всех характеристик физической подготовленности будущего взрослого человека.
Рассмотрим особенности обучения юных спортсменов 12-14 лет, обучающихся хоккею с шайбой.
Структура системы подготовки юных хоккеистов.
В настоящее время организационная структура многолетней подготовки хоккеистов включает: массовый хоккей, детско-юношеские хоккейные школы.
Основная задача при этом – приобщить детей к регулярным занятиям хоккеем и предоставить им возможность овладеть элементарными технико-тактическими приемами игровой деятельности.
Наиболее академичные организационные формы работы с юными хоккеистами это детско-юношеские спортивные школы и специализированные детско-юношеские школы.
Многолетний процесс обучения в ДЮСШ включает в себя ряд возрастных этапов:
1. предварительные подготовки – возраст 7-9 лет.
2. начальная специализация – возраст 10-12 лет.
3. углубленная специализация – возраст 13-16 лет.
4. спортивного совершенствования – возраст 17-18 лет.
Перед учебно-тренировочным процессом на каждом конкретном этапе становятся определенные, присущие ему, задачи. В соответствии с ними осуществляют построение учебно-тренировочного процесса, распределение нагрузок разной величины и направленности, подбор средств и методов обучения, совершенствования и контроля, исходя из возрастных особенностей контингента занимающихся.
Этап предварительной подготовки характеризуется набором и организацией работы в подготовительных группах детей 7-9 лет.
Основные задачи обучения на данном этапе:
1. укрепление здоровья занимающихся,
2. овладение широким кругом двигательных умений и навыков, в частности, основании техники естественных движений (бег, прыжки, метания и другие), повышение физической подготовленности,
3. выявление одаренных и способных к хоккею детей,
4. воспитание физических качеств, быстроты, ловкости, гибкости,
5. обучение основам техники и тактики игры,
6. повышение интереса к систематическим занятиям хоккеем,
7. воспитание дисциплины, трудолюбия, коллективизма, и многих других качеств и черт характера,
В содержание занятий на данном этапе входят:
- общефизическая подготовка с широким диапазоном средств всестороннего физического воздействия,
- отбор способных и одаренных детей для занятия хоккеем на основе разработанных тестов,
- подготовительные упражнения, способствующие овладению технико-тактическими приемами,
- подведение и основные упражнения, способствующие овладению технико- тактическими приемами,
- подготовительные игры и игровые упражнения,
- теоретические занятия по программе,
- важное место в обучении и воспитании занимают встречи с известными хоккеистами, тренерами и другими интересными людьми.
Основы обучения юных хоккеистов.
Основы обучения и физическая подготовка юных хоккеистов направлена на укрепление, всестороннее и гармоничное развитие всех органов и систем, на воспитание основных двигательных качеств. С этой целью используются широкий круг средств общей физической подготовки с акцентом на развитие быстроты, ловкости и гибкости. Обучение имеет своей целью формирование знаний, умений и навыков юных хоккеистов.
Процесс обучения включает в себя :
1. Первоначальное изучение, в процессе которого формируется умения выполнять действие в его основном варианте в общих чертах.
2. Углубленное разучивание, в результате которого формируется умение
выполнять действие с необходимой точностью.
3. Закрепление и дальнейшее совершенствование действий, что связано с
возникновением двигательного навыка, а также умением использовать его
в различных условиях.
Для достижения поставленной цели важную роль приобретает планирование, содержание подобранных средств и качество проведения учебно-тренировочных занятий. Для обучения используют приемы : рассказ, показ, анализ техники выполнения приема, практическое апробирование три-четыре раза, исправление ошибок, закрепление разучиваемого технического приема в специфических условиях путем спортивной тренировки .
Спортивная тренировка.
В содержании спортивной тренировки принято рассматривать следующие виды подготовки:
- физическую;
- технико-тактическую;
- морально-волевую (психологическую);
- теоретическую;
- игровую (соревновательную).
Тренировку необходимо рассматривать как процесс всестороннего воспитания, предусматривающий гармоничное развитие физических, умственных и морально волевых качеств, овладение разнообразными двигательными навыками и умениями, формирование общекультурного роста , духовного развития, сознательного профессионального отношения к учебно – тренировочным занятиям и быту.
В процессе обучения и тренировки, для большего эффекта в совершенствовании мастерства занимающихся, широко используются подготовительные, подводящие, специально-подготовительные и специальные упражнения, по структуре и содержанию отвечающие игровой деятельности хоккеистов. Квалифицированный подбор разнообразных средств, их объем и дозировка с учетом возрастных особенностей и подготовленности хоккеистов является важным условием в работе тренера.
К методам тренировки относятся :
- метод стандартно-повторного упражнения;
- метод переменно-вариативного упражнения.
Физическая подготовка в хоккее – это процесс воспитания двигательных
способностей и поддержание их на уровне, обеспечивающем высокую эффективность игровых действий.
Физическая подготовка разделяется на общую и специальную.
Общая физическая подготовка повышает функциональные возможности организма, способствует разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья. Она улучшает физические качества и двигательные возможности спортсменов, расширяет запас движений, что, в свою очередь, способствует более быстрому и качественному освоению специальных навыков.
Общая физическая подготовка юных хоккеистов строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные и соревновательные.
Специальная физическая подготовка направлена на развитие двигательных способностей, необходимых в хоккее. Она может проводиться как на льду, так и вне льда. В связи с этим в специальной физической подготовке целесообразно выделить специализированную (вне льда) подготовку. В качестве средств специальной физической подготовки используются упражнения на нервно-мышечные усилия пространственно временным характеристикам и режимам работы адекватные основным хоккейным движениям. К ним относятся упражнения, включающие весь технико-тактический арсенал хоккея и разработанные на их основе специально подготовленные упражнения. Круг средств специальной физической подготовки значительно меньше, чем обычной.
В ходе специальной физической подготовки обеспечивается как комплексное, так и избирательное воздействие на специальные физические качества и способности хоккеистов.
В тренировочном процессе обе части физической подготовки взаимосвязаны и дополняют друг друга. В свою очередь, физическая подготовка тесно связана с другими видами подготовки: технической, тактической, психологической. Так, упражнения направленные на развитие различных видов выносливости, одновременно воспитывают и морально – волевые качества хоккеистов: умение выполнять работу в условиях нарастающего истощения через «не могу»; прививают трудолюбие и другое. В настоящее время в тренировочном процессе широко используется метод сопряженного воздействия, позволяющий одновременно совершенствовать специальную физическую и технико-тактическую подготовленность, а также игровое мышление юных хоккеистов.
Особенности развития основных двигательных качеств у юных
Особенности развития основных двигательных качеств у юных хоккеистов это –развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. В качестве методов развития силы используются, главным образом, повторный и прогрессирующий варианты методов упражнений для увеличения силовой нагрузки : измерение величины отягощений, скорость движений, количество повторений.