Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:29, дипломная работа
В современном юношеском хоккее особое значение приобретает силовая и скоростно-силовая подготовка - один из важных факторов повышения мастерства и специальной работоспособности игроков. Проблема рационализации средств и методов силовой и скоростно-силовой подготовки спортсменов постоянно находится в поле зрения ученых и практиков спорта (Ю.В.Верхошанский, 1988, Ю.В.Корягина, 2003).
Занятие общефизической подготовкой в младшем школьном возрасте наилучшим образом влияет на ЦНС и разносторонне воздействует на костномышечный аппарат.
Привлечение детей 7-10 лет к регулярным занятиям хоккеем позволяет удлинить начальный период обучения, уделить большее внимание постепенному овладению двигательными навыками, физической, технической и тактической подготовке.
Тренировка в детском возрасте должна носить игровой характер. Игры детям доставляют удовольствие, развивают у них трудолюбие, активность и самостоятельность. Чем больше разносторонних игр и игровых упражнений применяется в детском возрасте, тем богаче становится двигательный навык ребенка, тем легче в дальнейшем он усваивает технику избранного вида спорта.
Игры можно использовать на всем протяжении годичной подготовки юных хоккеистов. Широкое их применение в тренировочных занятиях хорошо воздействует на развитие и совершенствование не только двигательных качеств, но и содействует быстрому освоению сложных технических элементов игры, создают хороший эмоциональный настрой и интерес к занятиям. Подвижная игра не должна превышать 8-10 минут. В одном занятии можно применять 2-3 игры.
На начальном этапе большое значение имеет обучение технике бега на коньках. Формирование правильного навыка передвижения на коньках предусматривает использование целой системы подготовительных, подводящих и имитационных упражнений.
По мере закрепления старых двигательных навыков постепенно переходят к разучиванию новых, более сложных, при этом вместо подводящих упражнений используются имитационные.
Продолжительность выполнения подводящих упражнений колеблется от 20 секунд до одной минуты, в занятие включается 3-4 таких упражнения. Большую пользу приносят упражнения на коньках в раздевалке, на основе элементов равновесия, укрепления мышц и связок нижних конечностей (ходьба на коньках с высоким подниманием бедра, небольшие выпады вперед, в сторону, приседания, наклоны и т.д.).
С целью облегчения подбора подготовительные, подводящие и имитационные упражнения для начинающих хоккеистов объединены в следующие группы:
1. Освоение бега на коньках .
2. Освоение техники броска шайбы.
3. Освоение приема шайбы и остановки.
4. Освоение техники обманных движений (финтов).
Обучение технике бега на коньках целесообразно начинать с базовых элементов, т.е. с правильной посадки хоккеиста, рационального толчка, постановки конька на лед, скольжения и выхода из равновесия перед толчком.
В процессе обучения следует учитывать один из главных педагогических принципов, т.е. начинать обучение с простых элементов техники: обучения бегу по прямой лицом вперед, по виражу, торможению.
Затем проводить обучение в более сложной ситуации: изменение направления бега, старты из различных исходных положений и т.д.
На ранних
этапах подготовки игры и игровые
упражнения на льду следует проводить
на уменьшенных площадках с
Клюшки должны использоваться с прямым крюком без загиба, шайбы облегченные (7-8 лет - вес шайбы 1/2 от нормального веса, 8-9 лет - 3/4 и 9-10 лет - вес 3/4 и нормальный).
Глава 2.МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ СИЛОВЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ.
Под физическим качеством "сила" понимается способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
Вся
игровая деятельность
2 |
2.1.Силовые способности как основной компонент в процессе подготовки и становления спортивного мастерства хоккеистов. |
1. Развитие силовых качеств.
Вся игровая деятельность хоккеистов носит, по существу, скоростно-силовой характер. Успешное выполнение различных игровых приемов - маневрирования на коньках, бросков и ударов шайбы, ведения и обводки, силовых единоборств — связано с максимальными силовыми проявлениями соответствующих мышечных групп. Поэтому, чтобы повысить эффективность игровой деятельности, хоккеисту необходимо в первую очередь поднять уровень специальных силовых качеств.
Под физическим
качеством понятие сила раскрывает
способность спортсмена преодолевать
внешнее сопротивление или
Максимальная сила, которую может проявить спортсмен, зависит от ряда факторов, основные из которых следующие:
1) внутримышечная координация;
2) реактивность самой мышцы;
3) межмышечная координация;
4) биомеханические характеристики движения (длина плеч рычагов, величина углов), возможности включения в работу наиболее крупных мышечных групп и т. д.
- Внутримышечная
координация определяется
- Реактивность
мышцы, т. е. ее способность
отвечать на определенный
- Межмышечная
координация является
2. Виды силы и силовые проявления
Принято различать следующие виды силы: общую и специальную, абсолютную и относительную, скоростную и взрывную, силовую выносливость.
-Общая сила это сила, проявляемая спортсменом безотносительно к специфическим движениям хоккеиста.
-Специальная сила это сила, проявляемая спортсменом в специфических движениях, адекватных соревновательным.
-Абсолютная сила характеризуется предельными силовыми возможностями спортсмена, проявляемыми в движениях глобального характера. В хоккее она имеет существенное значение для силовых единоборств.
-Относительная сила, т е. сила, приходящаяся на 1 кг веса спортсмена, является показателем возможности хоккеиста преодолевать массу собственного тела, что имеет существенное значение в быстроте маневрирования на коньках.
-Скоростная сила выражается в способности мышц к быстрому выполнению движения без отягощения или движения с преодолением относительно небольшого внешнего сопротивления.
-Взрывная сила характеризуется способностью спортсмена к быстрому развитию значительных напряжений мышц в рабочем усилии. Взрывную силу оценивают величиной градиента, т е. отношением максимума силы в данном движении ко времени его достижения.
-Силовая выносливость это способность спортсмена к проявлению мышечных усилий в течение длительного времени.
Эффективность силовых проявлений в каких-либо движениях во многом определяется режимом напряжения мышц. Различают три основных вида режима напряжения мышц: изотонический, изометрический и ауксотонический.
При изотоническом режиме меняется длина мышц, а напряжение остается относительно постоянным. Изометрический режим характеризуется постоянной длиной мышцы и изменением ее тонуса. При –ауксотоническом - (динамическом) режиме меняются длина и напряжение мышцы.
В соревновательной и тренировочной деятельности хоккеисту приходится проявлять различные виды силы и режимы работы мышц. Например, прижимая соперника к борту в силовых единоборствах на «пятачке» и в углах площадки или прижимая его клюшку, хоккеист проявляет силу в изометрическом режиме, а при беге на коньках, бросках, ударах, ведении шайбы — взрывную силу в динамическом режиме. В первом случае хоккеист проявляет свои собственно-силовые возможности, во втором - скоростно-силовые, т.е. способность проявить максимум силы в кратчайший промежуток времени за счет выполнения движения с большой скоростью. Такая многообразность проявления силовых качеств с различными режимами напряжения мышц в игровой деятельности хоккеиста и определяет специфику методики их воспитания.
2.2. Методы и средства воспитания силовых способностей юных хоккеистов.
1. Методы развития силовых качеств
Многочисленными исследованиями было показано, что нельзя увеличить силу, не прибегая к максимальным мышечным напряжениям.
Поэтому основная задача при использовании любого метода — создание максимальных напряжений мышц.
Основными
стимуляторами мышечного
- волевое усилие, проявляемое главным образом в изометрических упражнениях;
- внешнее сопротивление выполняемому движению (упражнения, выполняемые с отягощением штангой, эспандером и др.);
- кинетическая энергия собственного тела или движущегося снаряда («ударное» стимулирование);
- электрический ток (электростимулирование).
Указанные стимуляторы мышечных напряжений лежат в основе практикуемых в настоящее время методов воспитания силовых качеств.
К основным из них относятся следующие: а) повторных усилий; б) максимальных кратковременных усилий; в) прогресирующих отягощений; г) ударный; д) сопряженных воздействий; е) вариативный; ж) изометрических напряжений; з) электростимуляции.
Метод повторных усилий чаще других используется в хоккее. Его суть заключается в том, что спортсмен повторно выполняет упражнение с преодолением среднего веса. Наилучший эффект дает вес отягощения, равный 70 — 80% от максимального при выполнении упражнения до «отказа». В этом случае в последних повторениях усиливается эффекторная импульсация из ЦНС, способствующая адаптационно-трофическим перестройкам в мышцах, что и обеспечивает прирост силовых возможностей.
Данный метод предполагает серийное выполнение силового упражнения. Каждая серия — до «отказа», всего 3 — 4 серии, интервал отдыха между сериями — 3 — 4 мин.
Повторный
метод менее выгоден в
Разновидностью метода повторных усилий является метод динамических усилий. Он характеризуется выполнением упражнений с предельной скоростью при отягощении 20 —30 % от максимума. При этом значительные мышечные напряжения достигаются за счет не веса отягощения, а высокой скорости движения.
Метод прогрессирующих отягощений предполагает постепенный рост величины сопротивления как в одном тренировочном занятии, так и в последующих.
В тренировочном занятии в первом подходе рекомендуется начинать с отягощения, равного 50 % от веса, который спортсмен может поднять 10 раз (10 МП). Во втором подходе упражнение выполняется с весом 75 % от 10 МП, в третьем — с весом 10 МП. Всего за тренировку делается 3 подхода. Интервал отдыха между подходами — 2—4 мин. В каждом подходе упражнение выполняется с предельной скоростью до явного утомления.
Данный
метод достаточно эффективен при
совершенствовании силовых
В практике подготовки хоккеистов этот метод используют преимущественно в упражнениях со штангой и на тренажерных устройствах, так как с помощью этих снарядов можно оперативно и точно дозировать величину отягощения.
Метод максимальных усилий в настоящее время считается наиболее эффективным для повышения абсолютной силы мышц. Он предполагает работу с предельными и околопредельными весами.