Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 11:41, курсовая работа
Предметом исследования является методика развития силы у юных тяжелоатлетов.
Целью работы является рассмотреть эффективность методики развития силы у юных тяжелоатлетов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методические аспекты развития силы юных тяжелоатлетов.
2. Выявить наиболее эффективную методику развития силы юных тяжелоатлетов.
Введение ……………………………………………….……..
Глава 1.
Подготовка юного тяжелоатлета…………………………
1.1.
История становления теории и методики тяжелой атлетики ..
1.2.
Развитие организма детей и подростков …………………....
1.3.
Особенности тренировки юных тяжелоатлетов …….………..
1.4.
Силовая подготовка у юных тяжелоатлетов…………………
1.5.
Воспитательная работа и психологическая подготовка юных тяжелоатлетов …………………………………………………..
Выводы по первой главе ……………………………………..
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский
ФГБОУ ВПО "ВГСПУ"
Кафедра физической культуры, теории и методики
Подготовка юного тяжелоатлета
Курсовая работа
по дисциплине: "Теория и методика физической культуры и спорта"
Зав. кафедрой: к. п. н., доцент Головинова Ирина Юрьевна
_________________________ |
Выполнил: Казанцев Олег Геннадьевич ФК – 41 (ОЗО) ________________________ |
Работа допущена к защите
_______________________ (подпись) |
Научный руководитель: к.п.н. , доцент Бахнова Татьяна Валентиновна
________________________ |
Волгоград 2011г.
Оглавление |
Стр. | |
Введение ……………………………………………….…… |
||
Глава 1. |
Подготовка юного тяжелоатлета………………………… |
|
1.1. |
История становления теории и методики тяжелой атлетики .. |
|
1.2. |
Развитие организма детей и подростков ………………….... |
|
1.3. |
Особенности тренировки юных тяжелоатлетов …….……….. |
|
1.4. |
Силовая подготовка у юных тяжелоатлетов………………… |
|
1.5. |
Воспитательная работа и психологическая подготовка юных тяжелоатлетов ………………………………………………….. |
|
Выводы по первой главе …………………………………….. |
||
Введение
Актуальность. Во второй половине XX века в развитии теории тяжелоатлетического спорта происходило интенсивное накопление знаний по тренировке спортсменов. Однако многочисленные научные данные, полученные в различных методических условиях, не рассматривались в качестве целостного объекта в теории этого вида спорта. Многие исследователи рассматривают занятия с отягощениями в качестве средства достижения эффективной силовой подготовки подрастающего поколения и воспитания на этой основе спортсменов высокого класса. Эти исследования позволили достаточно убедительно доказать, что широкое использование различных средств и методов тяжелоатлетического спорта в наибольшей степени позволяет обеспечить совершенствование одного из основополагающих физических качеств человека – мышечной силы. Ряд работ указывают на то, что современная воинская служба и повседневный производственный и сельскохозяйственный труд требуют оптимального уровня развития силы с применением значительных отягощений.
Итак, анализ ряда литературных данных говорит о том, что решению многих вопросов в теории спорта придается большое значение с точки зрения не столько собственно соревновательной деятельности, сколько более глубокого раскрытия сущности ее социально-педагогических и биологических аспектов.
Отмечая исключительную важность применения физических упражнений с отягощениями с целью оптимального и целесообразного развития силы у детей школьного возраста, ряд авторов указывают на необходимость упорядочивания системы воздействия на естественные процессы физического совершенствования и развития подрастающего поколения. Задача общей теории, по мнению Л.П. Матвеева, состоит в том, чтобы дать единую методологическую концепцию в решении проблемы физического воспитания.
Результативность процесса спортивной тренировки во многом зависит от правильного планирования средств и методов развития физических качеств. Тренер-преподаватель должен хорошо знать основные средства и методы развития и совершенствования разных двигательных способностей. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств и методов их совершенствования применительно к конкретным условиям.
В связи с выше изложенным данное исследование является весьма актуальным.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс подготовки юных тяжелоатлетов.
Предметом исследования является методика развития силы у юных тяжелоатлетов.
Целью работы является рассмотреть эффективность методики развития силы у юных тяжелоатлетов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-
2. Выявить наиболее эффективную методику развития силы юных тяжелоатлетов.
Гипотеза – предполагается, что применение эффективной методики позволит повысить уровень развития силы у юных тяжелоатлетов.
Глава 1. Подготовка юного тяжелоатлета
Освещение наиболее принципиальных вопросов многолетней подготовки юных тяжелоатлетов направлено на расширение познаний в области теории и методики тяжелоатлетического спорта в неразрывном единстве с известными положениями и закономерностями теории спорта. В 2005 году отмечалось 120-летие отечественной тяжелой атлетики. Высокие достижения в современной мировой тяжелой атлетике – это результат широкого внедрения передовых методов тренировки, многолетнего опыта подготовки спортсменов высокого класса различного возраста и пола, накопленного в лидирующих в тяжелой атлетике странах мира (России, США, Германии, Японии, Китае, Болгарии, Польше и др.), и применения новейших научных разработок и технологий и врачебного контроля.
Главной чертой современной многолетней тренировки спортсменов является ее этапность. Поэтому планировать многолетнюю подготовку юных тяжелоатлетов необходимо с использованием поэтапной системы. Известно, что еще 10-15 лет назад в секцию тяжелой атлетики приходили заниматься в основном лица с хорошим физическим развитием, а в некоторых случаях – прошедшие спортивную подготовку в других секциях. Туда редко принимали желающих моложе 15 лет. Теперь же совсем наоборот. Чаще в секцию тяжелой атлетики приходят школьники 12-13 лет и даже моложе. И, следовательно, тренеру приходится в период начальной подготовки чаще иметь дело не только с очень молодым контингентом, но и физически не подготовленным для специализации в данном виде спорта.
Из воспоминаний заслуженного мастера спорта А.Н. Воробьева (1960) видно, что он пришел к регулярным занятиям тяжелой атлетикой уже будучи физически хорошо развитым, зрелым, закалившим свой характер и волю во время войны и в труде. Фактически ему понадобилось не более одного года, чтобы проявить себя способным спортсменом. Через 4 года занятий он уже завоевал звание чемпиона Европы.
Как отмечает сам АН. Воробьев, большой физической силой обладали олимпийский чемпион Трофим Ломакин и многие другие советские атлеты. Очевидно, в течение многих десятилетий развития тяжелой атлетики тренеры не видели особой необходимости в планомерной подготовке тяжелоатлетов высокого класса из числа подростков и юношей, не говоря о детском возрасте, хотя отдельные научные изыскания в этой области велись с начала 50-х годов прошлого столетия.
Процесс приобщения к занятиям тяжелой атлетикой в молодом возрасте в нашей стране шел более осторожно и более медленными темпами по сравнению с некоторыми зарубежными странами. Так, до 70-х годов прошлого столетия занятия данным видом спорта практически считались прерогативой лишь взрослых мужчин. Например, в правилах соревнований по поднятию тяжестей, датированных 1936 годом, было указано, что к состязаниям допускаются мужчины не моложе 20 лет; в 50-е годы разрешалось соревноваться с 16-17, а в 60-е – с 15-16 лет. Основная причина такого отношения к развитию юношеской тяжелой атлетики заключалась в том, что в кругу врачей и педагогов бытовало и еще бытует в настоящее время устойчивое мнение об отрицательном воздействии тяжестей на физическое и функциональное развитие детей, подростков и юношей. Исследования юных тяжелоатлетов с целью поиска истины в этом спорном вопросе в довоенные годы не проводились.
Чтобы решить проблему влияния занятий тяжестями на физическое развитие и функциональное состояние организма подростков и юношей, в 1953 году в Ленинграде были организованы комплексные исследования юных тяжелоатлетов 14-16 лет под руководством профессора А.И. Кураченкова. Итоги двухлетних исследований были исключительно положительными и показали, что занятия тяжелой атлетикой по специальной методической программе способствуют нормальному (без отклонений) развитию костно-двигательного аппарата и не приводят к задержке роста. Степень окостенения у юных штангистов не отличается от этого показателя у пловцов тех же возрастных групп. Тем не менее, в скелете юных тяжелоатлетов возникает специфическая, не присущая другим видам спорта перестройка морфологических признаков. Характер этих изменений проявляется в гипертрофии костей. Далее А.И. Кураченков отмечает, что упражнения с тяжестями не только не вызывали патологических изменений в позвоночнике, но и укрепляли его мышечный корсет, оказывали благоприятное влияние на осанку, способствовали устранению имеющихся недостатков [Кураченков А.И., 1958].
Первые крупные исследования
ученых-медиков под
В середине 60-х годов на
базе Центральной
С 1968 года в ДЮСШ тяжелой атлетики стали принимать подростков с 14 лет. Почти 10 лет понадобилось, чтобы решением Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР было утверждено Положение о ДЮСШ, в котором разрешено начинать заниматься тяжелой атлетикой с 13-летнего возраста. В то же время в 1977 году в Софии была издана «Единая программа и методика тренировки в тяжелой атлетике» (авторы – Д. Гюрков и И. Иванов), где на первом этапе (первоначальная подготовка) допускались три возрастные группы: 11-12, 12-13 и 13-14 лет.
В декабре 1984 года Комитет
по физической культуре и спорту при
Совете Министров СССР утвердил новое
Положение о спортивных школах по
тяжелой атлетике, введенное в
действие с сентября 1985 года. В соответствии
с этим Положением о физкультурно-
Например, Владислав Луканин, выполнив в 12-летнем возрасте с большим запасом норматив мастера спорта и став чемпионом России среди юношей до16 лет, не мог получить этого звания до исполнения ему 15 лет. А в 15 лет он на 22,5 кг превысил норматив МСМК, стал чемпионом России и Европы, но и в этом случае также должен был дожидаться, когда ему исполнится 16 лет, чтобы ему присвоили это высокое звание.
Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др. [Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2000].
1.2. Развитие организма детей и подростков
В секцию тяжелой атлетики пришли дети 7-10 лет. Те, кто мало знаком с современными представлениями о методике тренировки в этом виде спорта, будет уверен, что тренер в секцию тяжелой атлетики их не примет и порекомендует заняться более «подходящим» для их возраста видом спорта, например спортивными играми, плаванием или фигурным катанием. Вполне допускаю, что во многих случаях так и происходит в крупных городах, где есть плавательные бассейны, стадионы и ледовые дворцы. Ну, а если это станица, небольшой районный центр, небольшой город, которых в России огромное количество и в которых нет возможности заниматься детям многими видами спорта, какими имеют возможность заниматься дети, проживающие в крупных городах?
Разумеется, следует знать,
что работа с этим возрастным контингентом
имеет специфические