Подготовка юного тяжелоатлета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является методика развития силы у юных тяжелоатлетов.
Целью работы является рассмотреть эффективность методики развития силы у юных тяжелоатлетов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методические аспекты развития силы юных тяжелоатлетов.
2. Выявить наиболее эффективную методику развития силы юных тяжелоатлетов.

Содержание работы

Введение ……………………………………………….……..

Глава 1.
Подготовка юного тяжелоатлета…………………………

1.1.
История становления теории и методики тяжелой атлетики ..

1.2.
Развитие организма детей и подростков …………………....

1.3.
Особенности тренировки юных тяжелоатлетов …….………..

1.4.
Силовая подготовка у юных тяжелоатлетов…………………

1.5.
Воспитательная работа и психологическая подготовка юных тяжелоатлетов …………………………………………………..


Выводы по первой главе ……………………………………..

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 89.35 Кб (Скачать файл)

 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное  образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный  социально - педагогический университет»

ФГБОУ ВПО  "ВГСПУ"

Кафедра физической культуры, теории и методики

Подготовка юного  тяжелоатлета

Курсовая работа

по дисциплине: "Теория и методика физической культуры и  спорта"

Зав. кафедрой: к. п. н.,  доцент

Головинова  Ирина  Юрьевна

 

_________________________

Выполнил:

Казанцев Олег Геннадьевич

ФК – 41 (ОЗО)

________________________

Работа допущена к защите

 

_______________________

(подпись)

Научный руководитель: 

к.п.н. , доцент  Бахнова Татьяна Валентиновна

 

________________________


Волгоград 2011г.

 

 

Оглавление

Стр.

 

Введение ……………………………………………….……..

 

Глава 1.

Подготовка юного  тяжелоатлета…………………………

 

1.1.

История становления теории и методики тяжелой атлетики ..

 

1.2.

Развитие организма детей  и подростков …………………....

 

1.3.

Особенности тренировки юных тяжелоатлетов …….………..

 

1.4.

Силовая подготовка у юных тяжелоатлетов…………………

 

1.5.

Воспитательная работа и  психологическая подготовка юных тяжелоатлетов  …………………………………………………..

 
 

Выводы по первой главе ……………………………………..

 
     
     
     
     
     
     
     

Введение

Актуальность.    Во второй половине XX века в развитии теории тяжелоатлетического спорта происходило интенсивное накопление знаний по тренировке спортсменов. Однако многочисленные научные данные, полученные в различных методических условиях, не рассматривались в качестве целостного объекта в теории этого вида спорта. Многие исследователи рассматривают занятия с отягощениями в качестве средства достижения эффективной силовой подготовки подрастающего поколения и воспитания на этой основе спортсменов высокого класса. Эти исследования позволили достаточно убедительно доказать, что широкое использование различных средств и методов тяжелоатлетического спорта в наибольшей степени позволяет обеспечить совершенствование одного из основополагающих физических качеств человека – мышечной силы. Ряд работ указывают на то, что современная воинская служба и повседневный производственный и сельскохозяйственный труд требуют оптимального уровня развития силы с применением значительных отягощений.

Итак, анализ ряда литературных данных говорит о том, что решению  многих вопросов в теории спорта придается  большое значение с точки зрения не столько собственно соревновательной деятельности, сколько более глубокого  раскрытия сущности ее социально-педагогических и биологических аспектов.

Отмечая исключительную важность применения физических упражнений с  отягощениями с целью оптимального и целесообразного развития силы у детей школьного возраста, ряд  авторов указывают на необходимость  упорядочивания системы воздействия  на естественные процессы физического  совершенствования и развития подрастающего  поколения. Задача общей теории, по мнению Л.П. Матвеева, состоит в том, чтобы дать единую методологическую концепцию в решении проблемы физического воспитания.

Результативность процесса спортивной тренировки во многом зависит  от правильного планирования средств  и методов развития физических качеств. Тренер-преподаватель должен хорошо знать основные средства и методы развития и совершенствования разных двигательных способностей. В этом случае он сможет точнее подобрать  оптимальное сочетание средств  и методов их совершенствования  применительно к конкретным условиям.

В связи с выше изложенным данное исследование является весьма актуальным.

Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс подготовки юных тяжелоатлетов.

Предметом исследования является методика развития силы у юных тяжелоатлетов.

Целью работы является рассмотреть эффективность методики развития силы у юных тяжелоатлетов.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-методические  аспекты развития силы  юных тяжелоатлетов.

2. Выявить наиболее эффективную  методику развития силы юных  тяжелоатлетов.

Гипотеза – предполагается, что применение эффективной методики позволит повысить уровень развития силы у юных тяжелоатлетов.

Глава 1. Подготовка юного тяжелоатлета

  1. История становления теории и методики тяжелой атлетики

Освещение наиболее принципиальных вопросов многолетней подготовки юных тяжелоатлетов направлено на расширение познаний в области теории и методики тяжелоатлетического спорта в неразрывном  единстве с известными положениями  и закономерностями теории спорта. В 2005 году отмечалось 120-летие отечественной  тяжелой атлетики. Высокие достижения в современной мировой тяжелой атлетике – это результат широкого внедрения передовых методов тренировки, многолетнего опыта подготовки спортсменов высокого класса различного возраста и пола, накопленного в лидирующих в тяжелой атлетике странах мира (России, США, Германии, Японии, Китае, Болгарии, Польше и др.), и применения новейших научных разработок и технологий и врачебного контроля.

Главной чертой современной  многолетней тренировки спортсменов  является ее этапность. Поэтому планировать многолетнюю подготовку юных тяжелоатлетов необходимо с использованием поэтапной системы. Известно, что еще 10-15 лет назад в секцию тяжелой атлетики приходили заниматься в основном лица с хорошим физическим развитием, а в некоторых случаях – прошедшие спортивную подготовку в других секциях. Туда редко принимали желающих моложе 15 лет. Теперь же совсем наоборот. Чаще в секцию тяжелой атлетики приходят школьники 12-13 лет и даже моложе. И, следовательно, тренеру приходится в период начальной подготовки чаще иметь дело не только с очень молодым контингентом, но и физически не подготовленным для специализации в данном виде спорта.

Из воспоминаний заслуженного мастера спорта А.Н. Воробьева (1960) видно, что он пришел к регулярным занятиям тяжелой атлетикой уже будучи физически хорошо развитым, зрелым, закалившим свой характер и волю во время войны и в труде. Фактически ему понадобилось не более одного года, чтобы проявить себя способным спортсменом. Через 4 года занятий он уже завоевал звание чемпиона Европы.

Как отмечает сам АН. Воробьев, большой физической силой обладали олимпийский чемпион Трофим Ломакин  и многие другие советские атлеты. Очевидно, в течение многих десятилетий  развития тяжелой атлетики тренеры  не видели особой необходимости в  планомерной подготовке тяжелоатлетов  высокого класса из числа подростков и юношей, не говоря о детском  возрасте, хотя отдельные научные  изыскания в этой области велись с начала 50-х годов прошлого столетия.

Процесс приобщения к занятиям тяжелой атлетикой в молодом  возрасте в нашей стране шел более  осторожно и более медленными темпами по сравнению с некоторыми зарубежными странами. Так, до 70-х  годов прошлого столетия занятия  данным видом спорта практически  считались прерогативой лишь взрослых мужчин. Например, в правилах соревнований по поднятию тяжестей, датированных 1936 годом, было указано, что к состязаниям  допускаются мужчины не моложе 20 лет; в 50-е годы разрешалось соревноваться  с 16-17, а в 60-е – с 15-16 лет. Основная причина такого отношения к развитию юношеской тяжелой атлетики заключалась  в том, что в кругу врачей и  педагогов бытовало и еще бытует в настоящее время устойчивое мнение об отрицательном воздействии  тяжестей на физическое и функциональное развитие детей, подростков и юношей. Исследования юных тяжелоатлетов с  целью поиска истины в этом спорном  вопросе в довоенные годы не проводились.

Чтобы решить проблему влияния  занятий тяжестями на физическое развитие и функциональное состояние  организма подростков и юношей, в 1953 году в Ленинграде были организованы комплексные исследования юных тяжелоатлетов 14-16 лет под руководством профессора А.И. Кураченкова. Итоги двухлетних исследований были исключительно положительными и показали, что занятия тяжелой атлетикой по специальной методической программе способствуют нормальному (без отклонений) развитию костно-двигательного аппарата и не приводят к задержке роста. Степень окостенения у юных штангистов не отличается от этого показателя у пловцов тех же возрастных групп. Тем не менее, в скелете юных тяжелоатлетов возникает специфическая, не присущая другим видам спорта перестройка морфологических признаков. Характер этих изменений проявляется в гипертрофии костей. Далее А.И. Кураченков отмечает, что упражнения с тяжестями не только не вызывали патологических изменений в позвоночнике, но и укрепляли его мышечный корсет, оказывали благоприятное влияние на осанку, способствовали устранению имеющихся недостатков [Кураченков А.И., 1958].

Первые крупные исследования ученых-медиков под руководством А.И. Кураченкова совместно с тренерами – преподавателями по тяжелой атлетике в начале 50-х годов по сути дела заложили основу нового научного направления в области возрастной тяжелой атлетики в нашей стране. Были получены положительные результаты, опровергающие утверждение об отрицательном влиянии занятий этим видом спорта на молодой организм. Однако эти положительные научные результаты в то время в целом не смогли серьезно повлиять на отношение спортивных функционеров к юношеской тяжелой атлетике. Так, согласно учебным программам для секций физической культуры, изданным в 1954, 1955 и 1962 годах, к занятиям тяжелой атлетикой разрешалось допускать лишь с 16-17 лет, а к соревнованиям – с 17 лет. В 1961 году вышло в свет учебное пособие «Тяжелая атлетика для юношей» М.Т. Лукьянова и А.И. Фаламеева, в котором раскрывалась методика организации занятий в этом виде спорта с 15-16-летнего возраста. Тем не менее, как отмечает АИ. Фаламеев, в 60-е годы юношеская тяжелая атлетика так и не получила широкого распространения в нашей стране, а противники ранней специализации по-прежнему тормозили развитие тяжелой атлетики. Значительный вклад в расширение познаний в области возрастной тяжелой атлетики внесли работы Б.Е. Подскоцкого. Так, еще в далеком 1963 году он отмечал, что целенаправленная тренировка силового характера с отягощениями положительно влияет на функциональное состояние сердечнососудистой системы юных штангистов 15-16 лет, способствует адаптации ее и всего организма к физическим нагрузкам. При этом автор указывал, что положительный эффект получается лишь тогда, когда тренировочные занятия с юными штангистами строятся с уклоном на всестороннее физическое развитие. Эти данные были в значительной степени подтверждены в медико-биологических исследованиях, проведенных Р.Е. Мотылянской, Л.И. Стоговой, Ф.А. Иорданской, которые убедительно доказали, что занятия с тяжестями в юношеском возрасте не оказывают неблагоприятного воздействия на рост тела и в целом на физическое развитие.

В середине 60-х годов на базе Центральной электрофизиологической лаборатории Свердловского медицинского института, спортклубов «Уралмаш»  и «Уральский трубник» начались комплексные  исследования юных тяжелоатлетов, приступивших к занятиям в секции с 13-14 лет, а  в конце 60-х – начале 70-х годов  – с 11-12 лет. Результаты этих исследований показали целесообразность ранней специализации  в этом виде спорта с 11-летнего возраста.

С 1968 года в ДЮСШ тяжелой  атлетики стали принимать подростков с 14 лет. Почти 10 лет понадобилось, чтобы  решением Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров  СССР было утверждено Положение о  ДЮСШ, в котором разрешено начинать заниматься тяжелой атлетикой с 13-летнего возраста. В то же время  в 1977 году в Софии была издана «Единая  программа и методика тренировки в тяжелой атлетике» (авторы –  Д. Гюрков и И. Иванов), где на первом этапе (первоначальная  подготовка) допускались три возрастные группы: 11-12, 12-13 и 13-14 лет.

В декабре 1984 года Комитет  по физической культуре и спорту при  Совете Министров СССР утвердил новое  Положение о спортивных школах по тяжелой атлетике, введенное в  действие с сентября 1985 года. В соответствии с этим Положением о физкультурно-оздоровительных  группах в группу общей физической подготовки с силовой направленностью  разрешалось принимать детей  с 10 лет. В 2001 году опубликована «Единая  Всероссийская спортивная классификация 2001-2005 гг.», в которой оговорены  следующие условия выполнения разрядных  норм и званий: пункт 2 – «Разряды присваиваются: для женщин и мужчин – с 11 лет; МС – с 15 лет; МСМК –  с 16 лет. КМС присваиваются, начиная  со следующих весовых категорий: у мужчин с 34 кг, а у женщин с 38 кг, соответственно МС присваиваются  у мужчин с 46 кг, а у женщин с 44 кг и МСМК – у мужчин с 56 кг, а  у женщин с 48 кг. Следовательно, согласно данной квалификации современная тяжелая  атлетика стала значительнее либеральней, но еще остались большие ограничения  возрастного характера, что никак  не способствует дальнейшему развитию этого вида спорта.

Например, Владислав Луканин, выполнив в 12-летнем возрасте с большим запасом норматив мастера спорта и став чемпионом России среди юношей до16 лет, не мог получить этого звания до исполнения ему 15 лет. А в 15 лет он на 22,5 кг превысил норматив МСМК, стал чемпионом России и Европы, но и в этом случае также должен был дожидаться, когда ему исполнится 16 лет, чтобы ему присвоили это высокое звание.

Формирование двигательного  навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения  скорости в развитии навыка, закон  «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др. [Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2000].

1.2. Развитие организма  детей и подростков

В секцию тяжелой атлетики пришли дети 7-10 лет. Те, кто мало знаком с современными представлениями  о методике тренировки в этом виде спорта, будет уверен, что тренер в секцию тяжелой атлетики их не примет и порекомендует заняться более «подходящим» для их возраста видом спорта, например спортивными  играми, плаванием или фигурным катанием. Вполне допускаю, что во многих случаях  так и происходит в крупных  городах, где есть плавательные бассейны, стадионы и ледовые дворцы. Ну, а если это станица, небольшой районный центр, небольшой город, которых в России огромное количество и в которых нет возможности заниматься детям многими видами спорта, какими имеют возможность заниматься дети, проживающие в крупных городах?

Разумеется, следует знать, что работа с этим возрастным контингентом имеет специфические особенности. Многочисленные исследования ученых показали, что деятельность внутренних органов  и систем в детском возрасте, и  особенно в период полового созревания, заметно отличается от таковой в  зрелом возрасте. Подростковый период приходит на смену периоду детства, для которого характерен относительно спокойный и равномерный рост в развитии человека. В течение  периода полового созревания происходит бурное развитие всего организма. Доказательством  этого являются значительное увеличение роста, веса, окружности грудной клетки и мускулатуры, повышенная работа сердца, глубокие изменения в деятельности центральной нервной системы, и  особенно в деятельности половых  желез. Этот период длится у мальчиков  в среднем с 12 до 16 лет, а у девочек  – с 11 до 15 лет. Детский и подростковый возрастные периоды являются основными  в жизни человека на пути к полному  расцвету его сил, когда совершенствуются физические и функциональные возможности, происходит становление личности и  характера.

Информация о работе Подготовка юного тяжелоатлета