Подготовка юного тяжелоатлета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является методика развития силы у юных тяжелоатлетов.
Целью работы является рассмотреть эффективность методики развития силы у юных тяжелоатлетов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методические аспекты развития силы юных тяжелоатлетов.
2. Выявить наиболее эффективную методику развития силы юных тяжелоатлетов.

Содержание работы

Введение ……………………………………………….……..

Глава 1.
Подготовка юного тяжелоатлета…………………………

1.1.
История становления теории и методики тяжелой атлетики ..

1.2.
Развитие организма детей и подростков …………………....

1.3.
Особенности тренировки юных тяжелоатлетов …….………..

1.4.
Силовая подготовка у юных тяжелоатлетов…………………

1.5.
Воспитательная работа и психологическая подготовка юных тяжелоатлетов …………………………………………………..


Выводы по первой главе ……………………………………..

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 89.35 Кб (Скачать файл)

Прежде чем приступить к самостоятельным тренировкам, следует изучить тип своего телосложения. Известно, что различные типы телосложения по-разному реагируют на тренинг. То, что приемлемо для одного типа тела, может быть совершенно неприемлемо  для другого. Поэтому вначале  необходимо определить тип своего телосложения: к какому тип относитесь – эктоморфному, мезоморфному или эндоморфному.

Эктоморф (ectomorph) характеризуется короткой верхней частью туловища, длинными руками и ногами, длинными и узкими ступнями и ладонями и очень небольшим запасом жира, а также узостью грудной клетки и плеч и тонкими длинным мускулами.

У мезоморфа (mesomorph) — большая грудная клетка, удлиненный торс, прочная мускульная структура и огромная сила.

Для эндоморфа (endomorph) характерны мягкая мускулатура, круглое лицо, короткая шея, широкие бедра и большой запас жира.

Разумеется, в природе  нет четко выраженного типа, а  скорее всего существует сочетание всех трех типов. Например, если ваше телосложение можно определить как мезоморфное и эндоморфное, то в результате получится эндо - мезоморф, т.е. человек с хорошо развитой мускулатурой, но склонный к избытку жировых отложений.

Остановимся на методических рекомендациях по тренировке людей  с различным типом телосложения. Особенности тренировка эктоморфа. Основная задача эктоморфа состоит в том, чтобы набрать вес, предпочтительно в виде качественной мускульной массы. У него, как правило, не будет ни сил, ни возможностей для ускорения тренировки, он очень скоро поймет, что мускульная масса набирается очень медленно и будет заставлять его потреблять достаточное количество пищи для того, чтобы обеспечить рост. В связи с этим для эктоморфа рекомендуется следующее:

1. Придерживайтесь основных  упражнений, включая достаточное  количество силовых движений  по программе построения максимальной  мускульной массы.

2. Полностью выполняйте  основную тренировочную программу,  но периоды отдыха должны быть  более продолжительными для того, чтобы дать возможность вашему  телу справиться с уровнем  нагрузок.

3. Внимательно следите  за питанием, потребляйте больше  калорий, чем обычно, и в случае  необходимости пейте высококалорийные  и протеиновые  напитки в дополнение к принимаемой пище.

4. Проводите занятия на  воздухе – бег, плавание и  другие виды спорта – с минимальной  нагрузкой для сохранения калорий,  необходимых для развития мускулов.

Тренировка мезоморфа. Для мезоморфа создание мускульной массы будет сравнительно легким делом, но ему потребуется включить в свою программу разнообразный набор упражнений с тем, чтобы мускулы развивались пропорционально, приобрели достаточно хорошую форму, а не были просто толстыми и объемными. Поэтому для мезоморфа рекомендуется следующее:

1. Сочетание силовых движений  и различных упражнений для  создания формы. Чем разнообразнее  программа, тем лучше качество, пропорции и симметрия телосложения.

2. Длительные упражнения  и короткие передышки. Однако  помните, что мезоморфное телосложение  очень легко поддается тренировке и в излишне длительных тренировках необходимости нет.

3. Сбалансированное питание  с большим количеством протеинов  и уровнем калорийности, позволяющим  сохранять от 4 до 6 кг соревновательного  веса в течение всего года.

Тренировка эндоморфа. Как правило, у эндоморфа не бывает проблем со «строительством» мускулатуры, но ему следует избавиться от жировых отложений, внимательно относиться к питанию, не допускать прибавления в весе. Для таких лиц рекомендуется следующее:

1. Очень интенсивные тренировки  и очень короткие паузы, чтобы  избавиться от лишнего жира.

2. Дополнительные упражнения  циклического характера – велосипед,  бег или другие виды деятельности, интенсивно поглощающие кислород.

3. Низкокалорийное питание,  содержащее необходимый питательный  баланс. Это не значит, что некоторые  продукты должны быть «на нуле»,  организм должен потреблять достаточное  количество протеинов, углеводов  и жиров, а также витаминные  и минеральные добавки с тем,  чтобы не лишать его основных  питательных веществ.

1.4. Силовая подготовка  у юных тяжелоатлетов

Методика - специальная система методов, методических приемов обучения и форм организации занятий, направленная на решение педагогической задачи [Курамшин Ю.Ф., 2003].

Силовая методика -  специальная система методов, методических приемов обучения и форм организации занятий, направленная на развитие силовых качеств человека.

Скоростно-силовая  методика - специальная система методов, методических приемов обучения и форм организации занятий, направленная на развитие скоростно-силовых качеств человека.

Развитие мышечной силы и  выносливости тесно связано с  возникновением в результате тренировок морфологических, биохимических и  физиологических изменений в  организме. Физиологическим фактором, оказывающим влияние на развитие силы и выносливости, является, как  отмечает Н.В. Зимкин, степень мобилизации моторных функциональных единиц в мышцах-агонистах. Чем больше возбуждается моторных единиц, тем сильнее сокращается мышца. Многие исследователи считают, что данные электромиографии отражают, прежде всего, функциональное состояние мотонейронов.

В процессе развития организма  детей и подростков происходит естественное увеличение мышечной силы, причем абсолютная мышечная сила растет непрерывно и  относительно равномерно на протяжении школьного возраста. Мышечная сила у школьников увеличивается неравномерно: периоды относительно умеренного прироста силы сменяются периодами более  выраженного ее изменения [А.В. Коробкова и Ф.Г. Казаряна.]

Так, например, ускорение  физического развития подростков в  период полового созревания приводит и к увеличению прироста показателей  мышечной силы. В возрасте 13—14 лет  сила двуглавой мышцы плеча, сгибателей и разгибателей кисти и мышц большого пальца при динамической работе достигает  большей величины по сравнению с  детским возрастом (8—9 лет). Нарастание силы различных групп мышц в пересчете  на 1 кг веса тела у 13—14-летних подростков происходит более интенсивно, чем  у детей 8—9 лет и юношей 18—20 лет. Величина силы в пересчете на 1 кг веса тела у подростков в 13—14 лет  достигает таковой у взрослых людей 20—30 лет [А.В. Коробкова.]

Одной из причин увеличения мышечной силы у детей является возрастание  мышечной массы тела, т.е. увеличение мышечного поперечника. Мышечная масса  начинает возрастать с 7 лет, но более  заметный ее рост происходит в период полового созревания. Важная роль в  развитии силы в этот период принадлежит, по-видимому, дифференциации нервно-мышечного  аппарата. Это подтверждается, в  частности, исследованиями А.В. Коробкова, А.П. Тамбиевой, А.А. Маркосяна и др., которые отметили, что с возрастом происходит увеличение числа возбуждающих двигательных единиц во время мышечного напряжения.

Особая роль в увеличении мышечной силы с возрастом принадлежит  моторно-висцеральным рефлексам, которые  в подростковом возрасте становятся более совершенными, чем в детском. Формирование относительной силы различных групп мышц завершается в 16—17 лет, а ее уровень сохраняется до 41—50 [М.Р. Могендович].

На проявление мышечной силы значительное влияние оказывают  занятия физической культурой и  спортом, начиная с детского и  подросткового возраста. В советской  системе спортивной тренировки подрастающего  поколения большое значение придавалось  воспитанию различных физических качеств для всестороннего физического развития и для трудовой деятельности. По мнению СП. Летунова, Р.Е. Мотылянской, актуальность изучения проблемы силовой подготовки определяется запросами спортивной практики. При этом авторы отмечают, что создание правильной системы силовой подготовки является решающим фактором роста спортивных достижений во многих видах спорта.

Увеличение физиологической  напряженности тренировки «на силу»  в период начальной подготовки (высокий  темп движений, малые интервалы между занятиями), по Ю.В. Верхошанскому, не всегда приводит к повышению эффективности развития силы. Этот метод тренировки дает результаты только в дальнейшем, по мере повышения тренированности. Из исследований Н.В. Зимкина известно, что на протяжении восьми занятий упражнения с грузом в 45—60% от максимального были несколько эффективнее, чем с грузом в 60—75% и 75—90%. В дальнейшем, после 66 занятий наибольший эффект дали упражнения с грузом в 75—90%, а наименьший – в 45-60%.

Ежегодный прирост силы различных  групп мышц неодинаков. Так, в возрастной период от 10 до 14 лет более выраженно  увеличивается мышечная сила разгибателей нижних конечностей (85%), менее –  сгибателей плечевого пояса (24%). По мнению В.К. Кузнецова, акцент на развитие относительной силы следует делать в возрасте 13 и 15 лет. На необходимость  развития мышечной силы в период развития организма детей, подростков и юношей указывали многие авторы. Подбор силовых  упражнений для подростков и юношей должен предусматривать гармоничное  развитие мускулатуры и достаточное  развитие у них мышечной силы соответствующими для этого возраста средствами. Особенно заметно отражается на увеличении мышечной силы характер специфической мышечной деятельности при занятиях тяжелой  атлетикой. В то же время любая  мышечная деятельность в различных  видах спорта влияет на развитие силы.

Ряд исследователей указали  на благоприятное воздействие занятий  тяжелой атлетикой на развитие мышечной силы в подростковом и юношеском  возрасте. Исследования А.И. Кураченкова, Л.И. Стоговой, Р.Е. Мотылянской, Ф.А. Иорданской и других говорят о положительном влиянии занятий тяжелой атлетикой на физическое развитие молодого организма и воспитание физических качеств. Наибольший темп прироста силы наблюдается в возрасте 14—15 лет, силовой выносливости – 14– 15 и 17 лет. Чаще всего хорошие и отличные годовые темпы прироста мышечной силы наблюдались у тех лиц, которые имели средние или хорошие исходные результаты в контрольных испытаниях на проявление силы [Я.П. Локо].

В многочисленных научных  работах, связанных с изучением  физических качеств в школьном возрасте, рекомендуется развивать силу различными упражнениями или вовсе без отягощений, или с отягощениями весьма малого веса. Так, определяя оптимальный вес отягощений для развития силы у школьников-спортсменов, Ф.Г. Казарян делает вывод о недопустимости максимальных по величине напряжений при работе с тяжестями в 15—16-летнем возрасте. Оптимальным весом отягощений для спортсменов этого возраста являются 70—80% от их собственного веса, при этом количество повторений составляет 2—3, а серия – до 10 раз. Вместе с тем, основными методами развития мышечной силы у юных спортсменов, по В.П. Филину, Н.А. Фомину, являются: повторное выполнение силового упражнения с отягощением околопредельного и предельного веса (метод максимальных усилий), повторное выполнение статического силового упражнения, повторное выполнение скоростно-силовых упражнений (метод динамического усилия).

Хотя ведущим качеством  тяжелоатлетов и является мышечная сила, тем не менее способность развивать максимальную силу и умение проявлять ее в течение короткого промежутка времени не связаны между собой. Можно обладать значительной силой и в то же время не суметь ее реализовать. Следовательно, важно уже с первых шагов в тяжелоатлетическом спорте развивать скоростно-силовые способности при подъеме штанги не только малых и средних, но и больших весов, т.е. вырабатывать «взрывную» силу. Тренировки со штангой весом в 80—95% эффективно развивают скоростно-силовые качества, 50—80% – скоростные, а более 95% – силовые [А.С. Медведева, Л.С. Дворкина, А.Н. Воробьева, Р.А. Романа, А.В. Черняка].

В тренировке тяжелоатлетов, как ни в каком другом виде спорта, четко прослеживается проявление различных  мышечных напряжений: динамических, статических  и уступающих. Однако, по мнению АС. Медведева, статические напряжения при их выполнении без сочетания  с другими видами напряжений не приводят к заметному приросту силы. Ю.И. Иванов рекомендует использовать статические  напряжения с максимальным усилием  и длительностью 6 секунд. В подростковом возрасте на начальном этапе подготовки спортсменов эффективно применять  статические напряжения для развития отдельных групп мышц длительностью  в 20– 25 секунд с нагрузкой в 25—30% от альтернативных динамических упражнений.

Для эффективного развития скоростно-силовых качеств не обязательно  все время тренироваться на околопредельных или предельных весах штанги. Более высокого результата можно достичь, используя в спортивной подготовке преимущественно малые (до 70%), средние (до 80%) веса штанги в сочетании с большими и максимальными отягощениями (не более 16% от общего объема). Для улучшения подвижности в суставах, эластичности мышц и связок А.А. Зейналов предлагает уделять внимание не только занятиям со штангой (приседаниям), но и кроссам, ускорениям, прыжкам в высоту и в длину с места и с разбега, спортивным играм. Наиболее оптимальное отношение достижений в приседаниях к толчку составляет 134%.   

В развитии максимальной силы существенное значение имеет вес  отягощения, темп, количество повторений упражнения и интервал отдыха между  упражнениями и занятиями. В результате экспериментальных исследований вес штанги, близкий к пределу, лучше развивает силу; в процессе тренировочных занятий выгоднее как можно больше сокращать период постепенного увеличения нагрузки, переходя к оптимальному, близкому к максимальному весу, и на этом уровне тренироваться в течение определенного времени; уровень же нагрузки от упражнения к упражнению должен постепенно возрастать. Целый ряд исследователей доказывали преимущества тренировочной нагрузки в 75—90% от максимального. 

Информация о работе Подготовка юного тяжелоатлета