Подготовка юного тяжелоатлета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является методика развития силы у юных тяжелоатлетов.
Целью работы является рассмотреть эффективность методики развития силы у юных тяжелоатлетов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методические аспекты развития силы юных тяжелоатлетов.
2. Выявить наиболее эффективную методику развития силы юных тяжелоатлетов.

Содержание работы

Введение ……………………………………………….……..

Глава 1.
Подготовка юного тяжелоатлета…………………………

1.1.
История становления теории и методики тяжелой атлетики ..

1.2.
Развитие организма детей и подростков …………………....

1.3.
Особенности тренировки юных тяжелоатлетов …….………..

1.4.
Силовая подготовка у юных тяжелоатлетов…………………

1.5.
Воспитательная работа и психологическая подготовка юных тяжелоатлетов …………………………………………………..


Выводы по первой главе ……………………………………..

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 89.35 Кб (Скачать файл)

3. Развивать трудолюбие, заинтересованность в результатах  спортивной подготовки, увлеченность  тренировочным процессом. Для  этого тренер должен оценивать  не только результаты спортивной  работы юного тяжелоатлета, но  и затрачиваемые им усилия.

Рис. 1 Нравственное воспитание.

4. Учить юных спортсменов  судить о поступках по их  мотивам, а не только по результатам.

5. Развивать у них необходимость  обращать внимание на переживания  других людей, проявлять сочувствие  к этим переживаниям.

6. Уделять особое внимание  организации коллективной жизни  юных спортсменов, выработке у  них правильных взаимоотношений.

При нравственном воспитании тяжелоатлетов подросткового возраста следует учитывать, что их потребности  и интересы во многом отличаются от потребностей и интересов детей.

Юные штангисты всегда с интересом слушают беседы о  выдающихся отечественных тяжелоатлетах, которые не только прославляли нашу Родину на международных соревнованиях, но и смело защищали ее в годы Великой Отечественной войны.

Среди них – первый чемпион  страны в тяжелом весе, Герой Советского Союза, заслуженный летчик СССР, профессор  Михаил Михайлович Громов; доктор медицинских  наук, профессор, заслуженный мастер спорта, двукратный олимпийский чемпион  и неоднократный чемпион мира и Европы Аркадий Никитич Воробьев; заслуженный мастер спорта, олимпийский  чемпион, чемпион мира и Европы Иван Васильевич Удодов и многие другие.

В настоящее время свой патриотический долг российские тяжелоатлеты видят в прославлении нашего спорта выдающимися спортивными достижениями.

Огромное значение в воспитательной работе с подростками имеет личный пример тренера. Юный спортсмен хочет  видеть в своем тренере не только сильного человека, образованного, хорошо знающего свое дело специалиста, но и  выдержанного, культурного человека, готового помочь своему воспитаннику в любой ситуации не только на тренировке, но и вне ее. Тренер должен быть по отношению к своим воспитанникам  честным, объективным и доброжелательным. Слово у него не должно расходиться  с делом. Например, говоря в беседе с юными спортсменами о вреде  курения для организма, тренер не должен курить сам.

Успех в воспитательной работе во многом зависит от взаимного доверия  и теплоты отношений, установившихся между тренером и спортсменами. Многие тренеры периодически организуют совместные туристические походы, коллективный выезд на экскурсию, посещение театров  и музеев. В это время тренер более тесно общается со своими воспитанниками, имеет возможность глубже изучить  их интересы, характер. Но во взаимоотношениях воспитателя и учеников должны соблюдаться  определенные границы. Было бы ошибкой  искать доверие у своих учеников различного рода поблажками и заигрыванием. Немаловажное значение имеет внешний  вид тренера. Элегантная повседневная одежда, аккуратная и красивая спортивная форма у тренера обязывают  учеников следить за своим внешним  видом. К такому тренеру ни один ученик не придет на занятия неопрятным. Единая тренировочная форма, опрятный внешний  вид юных спортсменов и самого тренера значительно повышают эффект тренировки.

Тренер обязан постоянно  следить за своей профессиональной подготовкой, совершенствовать педагогическое мастерство, интересоваться новинками  методической, научной и художественной литературы, не бояться вводить новые  методы в тренировочный процесс. При работе с детьми и подростками, учитывая их возрастные особенности, лучше  пользоваться больше методом совета, нежели методом беспрекословных  указаний, тем самым предоставляя юному спортсмену возможность больше проявить самостоятельность. Такой  подход полезен, например, при обучении детей и подростков технике классических упражнений, когда они не только осваивают новое для себя движение, но и ищут наиболее оптимальный вариант его выполнения с учетом индивидуальных морфологических и физических особенностей, т.е. совместно с тренером занимаются творческим поиском рациональной техники выполнения классических упражнений.

Тренер точными краткими замечаниями поправляет ошибки, объясняет  своему воспитаннику причины неудачных  попыток при выполнении упражнений, радуется вместе с ним, если получается хорошо, поощряет за успешное выполнение задания. Авторитет тренера позволяет  успешно применять в воспитательной работе метод убеждения. Его особенно важно использовать в период начальной  подготовки юных штангистов. Известно, что дети и подростки в силу возрастных особенностей стремятся  как можно быстрее узнать свои максимальные физические возможности. Но если при выполнении упражнений из арсенала средств общей физической подготовки можно позволить юным спортсменам проверить себя без  специальной подготовки (в прыжках  в длину с места, с разбега, в беге на 60-100 м, толкании ядра, подтягивании и т.д.), то при подъеме штанги требуется  определенная техническая и физическая подготовка. Подростки не всегда могут  объективно оценить свои физические возможности и нередко пытаются поднимать штангу такого веса, к  которому еще не готовы. Уже на первом году обучения тренер проводит беседу о возрастных особенностях организма  подростков, убеждает их в необходимости  сдерживать желание тренироваться  со штангой максимального веса до достижения соответствующего уровня спортивной подготовленности. Как правило, такие  беседы способствуют воспитанию сознательного  отношения к тренировочным занятиям и к выполнению тренировочных  нагрузок.

Воспитание моральных  качеств личности приобретает особую важность в настоящее время в  связи с резким омоложением основного  контингента спортсменов. У молодого гимнаста (гимнастки), достигшего высоких  спортивных результатов, появляется повышенное чувство собственной значимости. Порой спортсмен не осознает, что  для достижения последующих побед  необходимо еще больше трудиться. Забвение этого приводит к замедлению роста  спортивного мастерства.

Большую роль в моральном  воспитании играет правильное соотношение  индивидуального подхода с методами коллективного воспитания личности. Спортивный коллектив является мощным оружием в руках тренера в  проведении всей воспитательной работы. Поэтому тренеру необходимо знать  психологические основы индивидуального  и коллективного управления в  процессе воспитания личности.

Большая роль в воспитании личности должна отводиться волевой  подготовке. Воспитание волевых качеств  личности – важнейшая составная  часть психологической подготовки тяжелоатлетов. Для них в порядке  значимости среди волевых качеств  особо выделены: целеустремленность, выдержка и самообладание, смелость и решительность, настойчивость  и упорство, инициативность и самостоятельность. В основе волевой подготовки лежит постоянное преодоление субъективных и объективных трудностей.

Воспитание моральных  и волевых качеств личности предполагает, с одной стороны, активную позицию  тренера, с другой – правильно  организованный процесс самовоспитания.

В настоящее время все  большее значение приобретает знание индивидуальных психофизиологических особенностей личности спортсменов. Изучение этих особенностей личности должно осуществляться с помощью специалиста (психолога), который призван оказывать соответствующую  помощь тренеру.

Процесс обучения двигательным действиям в тяжелоатлетических видах спорта связан с преодолением существенных психологических трудностей, прежде всего при подъеме максимальных весов. Основным условием в обучении с целью преодоления этих трудностей является систематическое совершенствование  волевых качеств спортсменов. Особую группу трудностей представляют такие упражнения, которые требуют от спортсмена высокого уровня технической подготовленности (например, рывок и толчок). При обучении таким упражнениям спортсмен встречается с чрезмерной психической напряженностью, которая выражается в виде страха, боязни. Психическая напряженность – необходимый фактор готовности к выполнению сложного действия. Однако она имеет предел, за которым наступает снижение психической и двигательной активности спортсмена. В целях профилактики напряженных психических состояний целесообразно широкое применение комплекса подготовительных и подводящих упражнений.

Многообразие двигательных действий, с одной стороны, и высокие  требования к точности выполнения движений, с другой – обусловливают важность формирования и развития у тяжелоатлетов  соответствующих мышечно-двигательных представлений. Поэтому применяется  методика так называемой идеомоторной тренировки. Суть последней состоит  в целенаправленном развитии у спортсменов  способности активно представлять (в мышечно-двигательных ощущениях) выполняемое движение.

Наконец, самый сложный  вопрос психологии обучения соревновательным упражнениям связан с учетом фактора  осознанного понимания спортивных движений. Педагогические указания тренера  в процессе обучения должны в первую очередь базироваться на знании того, каким должно быть соотношение сознательной и неосознаваемой форм регуляции  движений, выполняемых на разных фазах  обучения и тренировки. Современные  представления об организации целенаправленного  поведения (деятельности) свидетельствует  о том, что сознательная регуляция  всегда прерывиста, а неосознаваемая – непрерывна. Поэтому обе формы  регуляции всегда присутствуют в  управлении движениями. Но управлять  ими в процессе воздействия на спортсмена тренер может лишь на основе осознанной формы регуляции.

Готовность к соревнованию формируется в процессе непосредственной предсоревновательной подготовки к  конкретному соревнованию. Цель последней состоит в том, чтобы обеспечить условия для успешной реализации потенциальных возможностей спортсмена.

Готовность к конкретному  соревнованию зависит от установки, т.е. от того, какого результата хочет  добиться спортсмен в данном соревновании. Педагогическая задача тренера состоит  в том, чтобы сформировать у своего ученика верную установку, предполагающую самооценку, адекватную его возможностям.

Установка как готовность определенным образом выступить  в соревновании наиболее полно реализуется  при правильном соотношении психической  напряженности и устойчивости.

Психическая напряженность  как фактор мобилизации личности является непременным условием успешной соревновательной деятельности. Уровень  ее определяется «высотой» соревновательной установки. Однако в силу различных  обстоятельств психическая напряженность может быть чрезмерной (что бывает чаще всего) либо недостаточной. В обоих случаях необходима соответствующая коррекция уровня психической напряженности за счет регуляции психического состояния спортсмена. Здесь требуется умение спортсменов пользоваться методами регуляции состояний (самовнушение, регуляция внимания, дыхания, специальные формы разминки и т.п.). Большую помощь в этом может оказать метод аутогенной тренировки, который описан в специальной  литературе. Вторым фактором, необходимым для эффективной реализации сформированной установки, является фактор психической устойчивости. Психическая устойчивость – это способность успешно выполнять соревновательные действия в условиях повышенной психической напряженности. Здесь ведущую роль также играет умение спортсмена регулировать свое психическое состояние.

Таким образом, подготовка к  конкретному соревнованию должна предполагать решение трех психолого-педагогических задач: – формирование установки, адекватной возможностям спортсмена;

– обеспечение необходимого уровня психической напряженности (мобилизованности);

– создание необходимого уровня психической устойчивости. Решение  этих трех взаимосвязанных задач  осуществляется в процессе непосредственной подготовки и участия в соревновании.

Волевого спортсмена характеризуют  целеустремленность, настойчивость  и упорство в достижении поставленной цели, самостоятельность и инициатива, решительность и смелость, выдержка и самообладание, дисциплинированность и трудолюбие.

Для воспитания целеустремленности у юных тяжелоатлетов тренер должен ясно определить ближайшие и перспективные  задачи, средства и методы их достижения. Цели и задачи он планирует совместно  с молодым спортсменом в перспективных (этапных), годовых, месячных и недельных планах тренировки.

Характерной чертой проявления упорства и настойчивости в тяжелой  атлетике является умение мобилизовать силы для достижения высоких результатов.

Решительность и смелость — это готовность действовать  без колебаний и активно для  достижения поставленной цели. Эти  качества воспитываются у юных спортсменов  при систематическом участии  в соревнованиях, создании на тренировках  таких условий, в которых они  должны проявлять смелость и решительность.

В тяжелоатлетическом спорте нельзя добиться высоких результатов, если не хватает выдержки и самообладания, нет умения сконцентрировать все свои силы на выполнении упражнения. Эти качества воспитываются у юных штангистов как в процессе тренировки, так и на соревнованиях. Тренеру необходимо сдерживать излишнюю эмоциональность молодых спортсменов. Опытный тренер создает на спортивных занятиях такую обстановку, которая способствует выработке у юных тяжелоатлетов сдержанности в проявлении своих чувств при удачах и неудачах, уравновешенности характера. Как правило, эти качества закрепляются на соревнованиях.

Одна из важнейших задач  воспитательной работы с юными спортсменами – воспитание трудолюбия. На конкретных примерах нужно показывать, что успехов  в современном спорте достигают  лишь те спортсмены, которые на протяжении многих лет выполняют огромную тренировочную  работу.

Воспитание дисциплинированности начинается с требования систематически посещать спортивные занятия, соблюдать  тренировочный режим, строго выполнять  правила поведения во время тренировки и указания тренера. Особенно большое  значение придается дисциплинированности на соревнованиях.

Информация о работе Подготовка юного тяжелоатлета