Дисциплинированность юных
спортсменов на соревнованиях заключается
в точном соблюдении указаний тренера,
плана выступления, выполнения всех
зачетных подходов к штанге.
Воспитательная работа осуществляется
не только посредством воздействия
тренера на своего воспитанника, но
и посредством влияния сплоченного
и дружного коллектива. Опираясь на
этот коллектив, тренеру легче формировать
у подростка личность, воспитывать
у него стремление стать сильным,
ловким и смелым.
Существуют разные мнения
относительно того, можно ли тренеру
самому тренироваться вместе со своими
воспитанниками. Мы знаем немало примеров,
когда учитель и его ученик
вместе тренировались и добивались
успехов в спорте. Например, Рудольф
Плюкфельдер долгое время сам выступал
на соревнованиях, завоевывал звание чемпиона
мира и Европы и одновременно тренировал,
готовил спортсменов высокого класса.
В 1964 году, когда ему было уже 36 лет, он
стал олимпийским чемпионом, а несколькими
днями ранее его ученик Алексей Вахонин
также завоевал золотую олимпийскую медаль.
Эффект воспитательного
воздействия значительно возрастет,
если тренер увлекает своих учеников
собственным примером. Здесь уместно
вспомнить слова «отца русской
атлетики» Владимира Францевича
Краевского: «…Не голос мой, не советы,
не авторитет, а живой пример имел воздействие
на лиц, окружающих меня. Это – общий закон.
Пример увлекает. Действие примера выше
всяких слов. И теперь, когда я являюсь
в общество молодых людей и вижу их бездействие,
я не уговариваю к «работе» – я беру гири
в руки, и этого довольно.
Выводы по первой
главе
1. Методика - специальная
система методов, методических приемов
обучения и форм организации занятий,
направленная на решение педагогической
задачи [Курамшин Ю.Ф., 2003].
Силовая методика - специальная система методов,
методических приемов обучения и форм
организации занятий, направленная на
развитие силовых качеств человека
Скоростно-силовая
методика - специальная система методов,
методических приемов обучения и форм
организации занятий, направленная на
развитие скоростно-силовых качеств человека.
Развитие мышечной силы и
выносливости тесно связано с
возникновением в результате тренировок
морфологических, биохимических и
физиологических изменений в
организме.
В процессе развития организма
детей и подростков происходит естественное
увеличение мышечной силы, причем абсолютная
мышечная сила растет непрерывно и
относительно равномерно на протяжении
школьного возраста. Мышечная сила
у школьников увеличивается неравномерно:
периоды относительно умеренного прироста
силы сменяются периодами более
выраженного ее изменения [А.В. Коробкова
и Ф.Г. Казаряна.]
Одной из причин увеличения
мышечной силы у детей является возрастание
мышечной массы тела, т.е. увеличение
мышечного поперечника. Мышечная масса
начинает возрастать с 7 лет, но более
заметный ее рост происходит в период
полового созревания. Важная роль в
развитии силы в этот период принадлежит,
по-видимому, дифференциации нервно-мышечного
аппарата.
Особая роль в увеличении
мышечной силы с возрастом принадлежит
моторно-висцеральным рефлексам, которые
в подростковом возрасте становятся
более совершенными, чем в детском.
Формирование относительной силы различных
групп мышц завершается в 16—17 лет, а ее
уровень сохраняется до 41—50 [М.Р. Могендович].
На проявление мышечной силы
значительное влияние оказывают
занятия физической культурой и
спортом, начиная с детского и
подросткового возраста.
Тренировка в любом
виде спорта повышает общие функциональные
возможности организма, и на этом
фоне происходит развитие специфических
качеств, необходимых для достижения
высоких результатов в том
виде упражнений, который является
предметом тренировки.
ОФП необходима как основа
развития специальной тренированности.
Эта подготовка обеспечивает уже
в юном возрасте рост результатов
не только в данном виде упражнения,
но и в других видах спорта.
2. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ РАЗНОСТОРОННЕЙ
СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ
1. И. п. – лежа на скамейке
держа на груди штангу весом не более 70%
от максимального результата, ноги прямые.
Поднять штангу подряд 4—6 раз. Повторить
в течение тренировки 5 раз.
2. И. п.—стоя, ноги врозь,
держа на плечах хватом снизу штангу весом
до 70% от максимального результата. Присесть
4—6 раз подряд. Повторить в течение тренировки
5 раз.
3. И. п. – стоя, ноги врозь,
держа на плечах хватом сверху штангу
весом 30% от собственного веса. Наклониться
10 раз подряд. Повторить в течение тренировки
3 раза.
4. И. п. – лежа на спине. Поднимать
ногами штангу весом 90– 100% от собственного
веса в специальном станке 6—8 раз подряд.
Повторить в течение тренировки 4—5 раз.
5. И. п. – стоя, ноги врозь,
держа хватом снизу штангу весом 20– 30%
от собственного веса. Поднять штангу,
сгибая руки в локтевых суставах до прямого
угла, 6—8 раз подряд. Повторить в течение
тренировки 3 раза.
6. И. п. – лежа на гиперэкстензии
лицом вниз со штангой весом 5—10 кг на
плечах, удерживая ее руками хватом сверху.
Выполнить 3—5 наклонов. Повторить в течение
тренировки 3 раза.
7. И. п. – лежа на специальном
тренажере спиной вниз со штангой весом
5—10 кг на груди, удерживая штангу руками
хватом снизу. Поднять туловище 5—8 раз.
Повторить в течение тренировки 3 раза.
8. И. п. – стоя в наклоне вперед
прогнувшись, ноги врозь, с гантелями в
руках (одна рука впереди, другая сзади).
Выполнять встречные маховые движения
прямыми руками 6—8 раз подряд. Повторить
в течение тренировки 2—3 раза.
9. И. п. – стоя в наклоне вперед
прогнувшись, ноги врозь, с гантелями в
руках (руки в стороны). Выполнять встречные
маховые движения прямыми руками 6—8 раз
подряд. Повторить в течение тренировки
2—3 раза. Во всех упражнениях с гантелями
вес гантели – от 2 до 5 кг.
10. И. п. – лежа на спине на
скамейке, руки с гантелями разведены
в стороны. Выполнять встречные движения
руками 6—8 раз подряд. Повторить в течение
тренировки 2—3 раза.
Список литературы:
- Анненков, В.Н. Система физической культуры и спорта Российской Федерации и ее субъектов: монография / В.Н. Анненков. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2007. – 105с.
- Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учеб. пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2006.
- Артемьев В.П., Шутов В.В. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб. пособ. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. – 284 с.: ил.
- Бакулин, В.С. Физиологические аспекты действия и применения сауны при занятиях спортом: монография / В.С. Бакулин. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2007. – 131с.
- Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека. М., 2000. - С.84-99.
- Богдасаров, С. Изометрическая гимнастика для развития силы // Физкультура и спорт. 2001. - №10. - С. 16-17.
- Вайнбаум Я.С. , Гигиена физического воспитания и спорта, Учебное пособие, Москва, 2003г. - 69с.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. - 336 с.
- Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
- Губа В.П., Шестаков М.П., Бубнов Н.Б., Борисенко М.П. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике: Учебное пособие для вузов физической культуры. – М.: Спорт Академ-Пресс, 2002. – 211с.
- Дворкин, JI.C. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -384
- Дворкин Л. Подготовка юного тяжелоатлета: Советский спорт; М.; 2006 -ISBN 5-9718-0078-7- 200 с.
- Дорохов, Р.Н., Губа В.П. Спортивная морфология. М.: СпортА-кадемПресс, 2002. - 230 с.
- Диордица Л.В. Предметно-рефлексивный анализ педагогических умений студентов на занятиях по физическому воспитанию // Развитие личности на разных этапах онтогенеза, ч. 3. Сургут, 2004, с. 87 - 93.
- Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264 с.
- Замота, В.М. Организация преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие / В.М. Замота, А.Н. Каинов. – Волгоград: Изд-во «Перемена», 2006.-97с.
- Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 2001
- Зимкина Н.В.Физиология человека: Физкультура и спорт, 2002. - 534 с.
- Ильинич В.И. Физическая культура студента, Гардарики, Москва 2000 - 143с.
- Ильин Е.П. Двигательные умения и навыки / Ильин Е.П. // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - N 5. - С. 45-49.
- Каинов, А.Н. Учебная работа преподавателя физической культуры в общеобразовательной школе / А.Н. Каинов, В.Н. Шипулин. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005.
- Каинов А.Н., Шинулин В.Н., Замота В.М. (и др.). Предмет «Физическая культура»: профильное обучение в общеобразовательных учреждениях / – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2007. – 67с.
- Кобяков Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека / Кобяков Ю.П. // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - N 11. - С. 20-23.
- Коваленко В. А. Физическая культура. М., 2000.
- Корягина, Ю.В. Физиология силовых видов спорта: Уч. пособие. Омск, 2003. - 60 с.
- Кофман, Л.Б. Детско-юношеский спорт и физическое воспитание молодежи. М.: ТерраСпорт, 2000. - С. 26 - 38.
- Краевский, В.В. Общие основы педагогики. -М., 2003
- Курмашин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры /под ред. Ю.Ф. Курмашина. - Москва: Советский спорт, 2003.
- Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник. - 3-е изд., стереотип. – М.: Советский спорт, 2007. – 464 с.
- Курамшин Ю.Ф., Теория и методика физической культуры: Учебник. – М.: Советский спорт 2003
- Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. - М.: Воронеж, 2001. - 253 с.
- Лотоненко, А.В. Управление физической культурой и спортом в субъекте Российской Федерации: автореф. дис… канд. пед. наук / А.В. Лотоненко. – Воронеж, 2003. – 32с.
- Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. — М.: Советский спорт. — 2003. — 224 с.
- Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник.- М.: Физическая культура, 2005. – 544с.
- Менхин, Ю.В., Менхин A.B. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.
- Михалкин Г.П., Все о спорте А.С.Т. 2000 - 151с.
- Мильнер Е.Г. ,Физическое воспитание: Учебник для студентов ВУЗов. М.: Высшая школа, 2006. - 176с.
- Михалкин Г.П., Все о спорте А.С.Т. 2000 - 151с.
- Никульников Э. Психология в спорте, психология победы 2011г.
- Никульников Э. Психология в споте, психорегуляции, управление страхом 2011г.
- Никитюк Б.А. Интеграция знаний в науках о человеке. — М.: СпортАкадемПресс, 2000. 440 с.
- Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать/ Н.Г. Озолин. – М.: АСТ-Астрель, 2004.
- Пути повышения социальной значимости физической культуры и спорта: материалы Всерос. науч.-практ.конф., 15-16 окт. 2002г. Казань: РЦИММ, 2003. – 350с.
- Подскоцкий Б.Е. По курсу ОБЖ. Не делай этого // Физическая культура в школе. - 2000. - N 2. - С. 80.
- Подскоцкий Б.Е. По международным стандартам... // Спорт в школе. - 2000. - N 17-18. - С. 20.
- Ромашов, A.B. Особенности развития двигательных способностей // Актуальные вопросы оптимизации тренировочного процесса в видах спорта: Межвуз. сб. науч. тр. Смоленск, 2001. - С. 87-92.
- Ромашов, A.B. Физиологические особенности мышечной деятельности: Учебное пособие. — Смоленск: СГАФКСТ, 2007. 88 с.
- Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: Учебн. Пособие для студентов вузов физической культуры. - М.: Спорт Академ-Пресс, 2001. – 184с.
- Семенов И.Н Проблемы рефлексивной психологии, педагогики, акмеологии профессионального образования: Матер. междунар. семинара - М.: ИРПТГО. 2000. - 86 с.
- Солодков, A.C., Сологуб Е. Б. Возрастная физиология. СПб.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2001. - 188 с.
- Ситкевич, Г.Н., Карась Д.Н. Развитие силы у юношей 9-11 классов // Формирование здорового образа жизни, организация физкультурно-оздоровительной работы с населением: Матер. Между-нар. науч.-практ конф. Витебск: УО «ВГТУ», 2007. - С. 261-262.
- Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2001. - 364 с.
- Столбов, В.В. История физической культуры и спорта / В.В. Столбов, Л.А. Финогенова, Н.Ю. Мельникова. – М.: ФИС, 2001. – 423с.
- Тихнинская Е. Медицина / переживания в спорте / спортивная психология / 2008г.
- Тухватулин, P.M. Мышечная сила и основы методики ее воспитания у спортсменов: Учебное пособие. Смоленск, 2000. - 39 с.
- Тхоревский В.И. Физиология человека: учеб. для вузов физ. культуры и фак. физ. воспитания пед. вузов / РГАФК; М.: ФОН, 2001. -491 е.: ил.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
- Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта, : Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.
- Чайковский: Перспективные технологии и методики в спорте, физической культуре и туризме: сб. материалов Всерос. науч. – практ. конф., 22-24 окт. 2002г. – ЧГИФК, 2002. – 309с.
- Шклярук В. Я. Основы физического воспитания и физической подготовки студентов.- Саратов: Издат. Центр CГСЭУ, 2005.-164 с.