Подготовка юного тяжелоатлета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является методика развития силы у юных тяжелоатлетов.
Целью работы является рассмотреть эффективность методики развития силы у юных тяжелоатлетов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методические аспекты развития силы юных тяжелоатлетов.
2. Выявить наиболее эффективную методику развития силы юных тяжелоатлетов.

Содержание работы

Введение ……………………………………………….……..

Глава 1.
Подготовка юного тяжелоатлета…………………………

1.1.
История становления теории и методики тяжелой атлетики ..

1.2.
Развитие организма детей и подростков …………………....

1.3.
Особенности тренировки юных тяжелоатлетов …….………..

1.4.
Силовая подготовка у юных тяжелоатлетов…………………

1.5.
Воспитательная работа и психологическая подготовка юных тяжелоатлетов …………………………………………………..


Выводы по первой главе ……………………………………..

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 89.35 Кб (Скачать файл)

Исследования А.А. Янчевского показали, что применение отягощений весом в 70% от максимального позволило увеличить на большую величину уровень скоростно-силовых показателей, чем тренировка с другими отягощениями. В то же время, по мнению Р.А. Романа, наибольший прирост силы дают тренировки с отягощениями весом в 90—100% от максимального. Однако автор указывает при этом, что быстрота и точность подъема максимального (соревновательного) веса развиваются при тренировках с отягощениями несколько меньшего веса. Это связано с тем, объясняет автор, что при занятиях со штангой максимального веса нарушается структура движения. Во время тренировок со штангой весом менее 80%, отмечает далее Р.А. Роман, в большей степени совершенствуются скоростные качества атлетов, а весом более 95% – силовые.

Н.И. Лучкин считал, что надо применять в одной тренировке различные варианты тренировочной нагрузки. Данное положение автора в дальнейшем весьма убедительно подтвердил А. В. Черняк. Тем не менее, Н.И. Лучкин был сторонником преимущественного применения предельных или околопредельных весов штанги для развития максимальной силы тяжелоатлета.

За вариативность нагрузки ратует в своих работах А.А. Зейналов, который показал, что для достижения эффекта в развитии силы ног не обязательно все время тренироваться на околопредельном или предельном весе штанги. Значительного прироста результатов можно достичь, используя в тренировках преимущественно малые (до 70%) и средние (до 80%) веса (например, в приседаниях). Такие веса автор предлагает сочетать с большими и предельными отягощениями, однако их доля в среднем должна составлять не более 16% от общего объема тренировки. Эксперименты в приседании, проведенные А.А. Зейналовым, говорят о том, что заметное повышение результатов наступает примерно после 6-недельной специальной тренировки.

Согласно АС. Медведеву, тренировка с силовой направленностью (до 70% силовых упражнений – тяг, приседаний, наклонов, полутолчков) способствует лучшим достижениям в толчке, а со скоростной (до 40% силовых упражнений) – к лучшим показателям в рывке.   

А.С. Прилепин определил следующее количество подъемов штанги: 70% – 3—6, 80% – 2—4 и 90% – 1—2 повторения за подход. Он также установил, что наивысший прирост результатов в первые 5 недель тренировок оказался при подъеме штанги весом в 90%, а в следующие 5 недель – в 80% от максимального. По В.И. Родионову, оптимальное количество повторений при подъеме штанги весом в 70% от максимального составляет не более 12, в 80% – 8 и 90% – 4 раза, а оптимальное количество подъемов в одном подходе – соответственно 6, 4 и 2.   

В детском и подростковом возрасте мышечная сила и скоростно-силовые  качества выраженно нарастают при  условии активного их развития. Поэтому  эффективность применения этих упражнений как на уроках физкультуры в школе, так и при самостоятельных  занятиях особенно велика именно в  данном возрастном периоде жизни  человека. Такие занятия, как было показано в наших исследованиях и исследованиях многих отечественных и зарубежных ученых, не приводят к отрицательным изменениям в развитии функциональных возможностей организма, не задерживают рост, способствуют нормальному физическому развитию. Однако, чтобы выполнять силовые упражнения с отягощениями, надо придерживаться определенных норм нагрузки с учетом того или иного возраста. Для этого были разработаны модельные характеристики этих норм. Каждый школьник может, ориентируясь на эти нормативы, достаточно легко подобрать для себя ту нагрузку, которая соответствует его возрастной группе.

Скоростно-силовые возможности  штангиста характеризуются умением  выполнять подъем штанги с максимально  высокой скоростью. Скоростные возможности  спортсмена зависят от мышечной силы, точности выполнения упражнений, гибкости, координации, ловкости, умения эффективно расслаблять мышцы, не участвующие  в выполняемой работе, от волевых  усилий.

Многими исследователями  установлено, что развитие скоростно-силовых  качеств наиболее эффективно осуществляется в подростковом возрасте до 14 лет (B.C. Фарфель с сотр., СИ. Филатов, З.И. Кузнецова, B.C. Филин и др.). На основе экспериментальных данных B.C. Филиным сделаны следующие выводы: использование средств и методов развития скоростно-силовых качеств у юных спортсменов является высокоэффективным на этапе начальной подготовки.

Основные средства развития скоростно-силовых качеств следующие: рывок классический, в полуподсед, с виса, с плинтов, подъем штанги на грудь в сед способом разножка и ножницы, толчок от груди, прыжки со штангой на плечах, приседания со штангой на плечах. Упражнения выполняются с многократными (до 4—6 раз) повторениями и интенсивностью до 70% от максимального результата.

Из общеразвивающих упражнений основными средствами являются прыжки в длину и высоту с места  и разбега, подскоки, бег с низкого  и высокого старта на 10—40 м, спортивные игры, гимнастические и акробатические упражнения. В процессе скоростно-силовой  подготовки упражнения выполняются  несколько раз в виде серий.

Развитие скоростно-силовых  возможностей у 15—16-летних атлетов  осуществляется путем использования  тех же средств, что и в период начальной подготовки юных штангистов. Вместе с тем, в специальной подготовке интенсивность выполнения упражнений доходит до 80% от максимального результата, а в тягах и приседаниях  со штангой на плечах – до 90%. Общий  объем тренировки скоростно-силового характера возрастает с 35—40 до 50—60% от общего объема упражнений. Это связано  с тем, что в тренировку юных штангистов вводится больше тяжелоатлетических упражнений. Из средств всестороннего физического развития выполняются практически все упражнения, но с меньшим объемом и более высокой интенсивностью.

В тяжелой атлетике, как  ни в одном другом виде спорта, результаты зависят не столько от пропорций  тела, сколько от мышечной силы. В  физиологии под силой мышц подразумевают  то максимальное напряжение, выраженное в граммах и килограммах, которое  способны развить мышцы. По В.М. Зациорскому, силу человека можно определить как его способность преодолевать внешнее сопротивление. Вместе с тем величина силы зависит от веса тела. При прочих равных условиях сила пропорциональна поперечному сечению мышц (принцип Вебера). Чем значительнее вес, чем больше мышечная масса, тем больше сила. Поэтому сила у детей и подростков увеличивается с возрастом и к 17—18 годам приближается к ее уровню у взрослых. Показатели относительной силы большинства мышц (сила на 1 кг веса тела) приближаются к соответствующим показателям взрослых уже к 13—14 годам (А.В. Коробков). Эти физиологические особенности важно учитывать в подготовке юных штангистов, где решающее значение приобретает относительная сила.

Развитие силовых качеств  у тяжелоатлетов происходит с  первых шагов в спорте и этому  необходимо уделять большое внимание. Проявление мышечной силы связано с  концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного  аппарата. В то же время важно  учитывать, что у подростков, особенно у 12—13-летних, скоростно-силовые возможности  очень невелики. Поэтому развитие силы должно осуществляться осторожно  и постепенно. Для этого целесообразно  применять отягощения весом не более 70—75% от максимального результата, а также статические напряжения до 5 с при задержке дыхания и  до 15—25 с без его задержки.

Основные средства для  развития силы в специальной физической подготовке следующие: жим лежа, стоя, наклоны со штангой на плечах, тяги толчковые и рывковые (не более 80% от максимального результата), подъемы штанги на грудь, выжимание гантелей, гирь, статические напряжения для мышц спины, брюшного пресса и др. Из средств общей физической подготовки можно использовать элементы акробатики (кувырки, стойки, повороты и др.), упражнения на гимнастических снарядах (подтягивания, качи, махи, подъемы), элементы борьбы, толкание ядра, прыжки, перенос груза и т. д.

Важно помнить, что у подростков, особенно в начальный период обучения, мышцы развиты неравномерно. Поэтому  следует уделять большое внимание тем группам мышц, которые наиболее отстают в своем развитии. Это  главным образом мышцы брюшного пресса, косые мышцы туловища, спины, отводящие мышцы верхних конечностей, мышцы задней поверхности бедра, приводящие мышцы ног. Для развития сухожилий целесообразно включать в каждую тренировку упражнения на растягивание и подвижные игры. В  силовой подготовке используются разнообразные  упражнения из арсенала средств ОФП  и СФП. 

Ниже приводится примерный  комплекс таких упражнений для юных тяжелоатлетов. 
 КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ РАЗНОСТОРОННЕЙ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ

1. И. п. – лежа на скамейке держа на груди штангу весом не более 70% от максимального результата, ноги прямые. Поднять штангу подряд 4—6 раз. Повторить в течение тренировки 5 раз.

2. И. п.—стоя, ноги врозь, держа на плечах хватом снизу штангу весом до 70% от максимального результата. Присесть 4—6 раз подряд. Повторить в течение тренировки 5 раз.

3. И. п. – стоя, ноги врозь, держа на плечах хватом сверху штангу весом 30% от собственного веса. Наклониться 10 раз подряд. Повторить в течение тренировки 3 раза.

4. И. п. – лежа на спине. Поднимать ногами штангу весом 90– 100% от собственного веса в специальном станке 6—8 раз подряд. Повторить в течение тренировки 4—5 раз.

5. И. п. – стоя, ноги врозь, держа хватом снизу штангу весом 20– 30% от собственного веса. Поднять штангу, сгибая руки в локтевых суставах до прямого угла, 6—8 раз подряд. Повторить в течение тренировки 3 раза.

6. И. п. – лежа на гиперэкстензии лицом вниз  со штангой весом 5—10 кг на плечах, удерживая ее руками хватом сверху. Выполнить 3—5 наклонов. Повторить в течение тренировки 3 раза.

7. И. п. – лежа на специальном тренажере спиной вниз со штангой весом 5—10 кг на груди, удерживая штангу руками хватом снизу. Поднять туловище 5—8 раз. Повторить в течение тренировки 3 раза.

8. И. п. – стоя в наклоне вперед прогнувшись, ноги врозь, с гантелями в руках (одна рука впереди, другая сзади). Выполнять встречные маховые движения прямыми руками 6—8 раз подряд. Повторить в течение тренировки 2—3 раза.

9. И. п. – стоя в наклоне вперед прогнувшись, ноги врозь, с гантелями в руках (руки в стороны). Выполнять встречные маховые движения прямыми руками 6—8 раз подряд. Повторить в течение тренировки 2—3 раза. Во всех упражнениях с гантелями вес гантели – от 2 до 5 кг.

10. И. п. – лежа на спине на скамейке, руки с гантелями разведены в стороны. Выполнять встречные движения руками 6—8 раз подряд. Повторить в течение тренировки 2—3 раза.

1.5. Воспитательная  работа и психологическая подготовка  юных тяжелоатлетов

Личность каждого юного  спортсмена – это сложный сплав  врожденных качеств и способностей, это результат сочетанного воздействия  социальных и биологических факторов, конкретных форм его деятельности и  в быту, и в спорте.

Многолетняя спортивная подготовка юных тяжелоатлетов направлена не только на достижение высоких спортивных результатов. Ее цель значительно шире. Совместный труд тренера-преподавателя и спортсмена должен привести прежде всего к воспитанию высоких моральных и волевых качеств. Увлеченность спортом, где порой приходится проявлять максимальные физические и волевые усилия, помогает выработать необходимые черты характера, удовлетворить стремление подростков и юношей проверить свои силы и возможности.

Воспитательная работа с  тяжелоатлетами рассматривается как  спортивно-педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически  и духовно совершенного, морально стойкого атлета высокого класса. В  этом процессе можно выделить следующие  блоки: образование в области  спортивной тренировки (процесс формирования у молодых атлетов двигательных умений и навыков, передачи специальных  знаний в области тяжелоатлетических видов спорта), развитие физических качеств (целенаправленное развитие физических качеств спортсмена, посредством использования разнообразных дозированных нагрузок).

Спортивные тренировки и  участие в соревнованиях уже  сами по себе воспитывают нужные черты  спортивного характера. Однако для  воспитания нравственных качеств, поведения, работа особенно с юными тяжелоатлетами должна проводиться систематически и целенаправленно на всех этапах многолетней спортивной подготовки – от новичка до спортсмена высокого класса.

Педагогический процесс  воспитания личности тяжелоатлета базируется на правильном индивидуальном подходе  и предполагает знание индивидуальных психологических особенностей спортсмена. С этой целью составляется  психологическая характеристика – психологическая карта личности. В этой карте должны найти отражение следующие вопросы:

– типологические особенности  личности (особенности свойств нервной  системы и темперамента);

–  характерологические черты личности (моральные, волевые черты);

– эмоциональные проявления личности (общая эмоциональность, интенсивность  эмоциональных переживаний).

Эти основные разделы характеристики личности спортсмена должны быть представлены как в общем виде, так и в  связи с занятиями спортивной гимнастикой. Знание индивидуальных психологических  особенностей личности позволит тренеру  эффективно осуществлять индивидуальный подход при решении всех вопросов подготовки и особенно воспитания личности.

В процессе воспитательной работы можно выделить следующие  задачи: воспитание высоких моральных  качеств, воспитание волевых качеств, воспитание сознательного отношения  к тренировкам.

Нравственность – это  совокупность духовных и душевных качеств, обеспечивающих выполнение человеком  правил поведения в обществе. К  нравственным качествам относятся  дисциплинированность, ответственность, правдивость (честность), доброта и  многие другие. Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения (рис.1).

С юными тяжелоатлетами необходимо ставить следующие задачи нравственного  воспитания:

1. Формировать навыки  поведения, необходимые для выполнения  моральных правил, подкрепляя при  этом положительной оценкой даже  незначительные успехи юных штангистов  в нравственном поведении.

2. Формировать адекватное  представление юного штангиста  о его нравственности, доводя  до его сознания расхождения  между его представлением о  себе как нравственном образце  и его действительным поведением. Важно при этом добиться переживания  у ребенка этого несоответствия.

Информация о работе Подготовка юного тяжелоатлета