Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 11:41, курсовая работа
Предметом исследования является методика развития силы у юных тяжелоатлетов.
Целью работы является рассмотреть эффективность методики развития силы у юных тяжелоатлетов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методические аспекты развития силы юных тяжелоатлетов.
2. Выявить наиболее эффективную методику развития силы юных тяжелоатлетов.
Введение ……………………………………………….……..
Глава 1.
Подготовка юного тяжелоатлета…………………………
1.1.
История становления теории и методики тяжелой атлетики ..
1.2.
Развитие организма детей и подростков …………………....
1.3.
Особенности тренировки юных тяжелоатлетов …….………..
1.4.
Силовая подготовка у юных тяжелоатлетов…………………
1.5.
Воспитательная работа и психологическая подготовка юных тяжелоатлетов …………………………………………………..
Выводы по первой главе ……………………………………..
Приступая к тренировкам
с юными тяжелоатлетами, необходимо
учитывать, что современные дети-
Итак, какой же возрастной
градации придерживаться при подготовке
юных спортсменов? В этом вопросе
до сих пор нет единого мнения.
И как говорится, некому навести
в этом вопросе порядок. Автор
на протяжении почти 30 лет придерживается
анатомо-физиологической
Важно не только педагогам, но и врачам участвовать вместе с тренером в процессе планирования тренировочной нагрузки, особенно в период полового созревания юных атлетов. Именно факты несогласованных действий тренера и врача нередко приводят к нежелательным последствиям при занятиях с юными атлетами.
Необходимо большое внимание обратить на правильное питание юных атлетов детского и подросткового возраста. Все возрастающие объемы тренировочных нагрузок в тяжелоатлетическом спорте требуют обеспечения юных атлетов полноценным питанием. В детском и подростковом возрасте нельзя допускать дефицит витаминов, минеральных веществ, растительных и животных белков.
1.3. Особенности тренировки юных тяжелоатлетов
Физическая подготовка направлена на повышение функциональных возможностей человека, развитие его физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости и др.; техническая подготовка — на формирование определенных двигательных навыков и их совершенствование, представляющих единый тренировочный процесс.
Специалисты указывают на
необходимость более
ОФП необходима как основа развития специальной тренированности. Эта подготовка обеспечивает уже в юном возрасте рост результатов не только в данном виде упражнения, но и в других видах спорта [В.И. Шапошникова, Н.Н. Яковлев, 1971г.].
Многолетняя подготовка тяжелоатлетов – сложный процесс становления спортивного мастерства, каждый уровень которого характеризуется своими целями, задачами, средствами и организацией подготовки.
Организация учебно-тренировочного
и учебно-воспитательного
1. Комплектование спортивных
групп, организация учебно-
2. Учебные группы комплектуются
из числа наиболее способных
к занятиям тяжелой атлетикой
детей, подростков, юношей и девушек,
а также спортсменов,
3. В отдельных случаях
учащиеся, не отвечающие соответствующим
требованиям, могут быть
4. В случае, если спортсмен имеет более высокий разряд, чем члены его учебной группы, и успешно справляется с тренировочными нагрузками, он может быть переведен на следующий год обучения с согласия тренерского совета и с разрешения врача.
5. В случае, если спортсмен входит в основной состав сборной команды края (области) и выше и регулярно показывает высокие результаты, то независимо от возраста он может быть зачислен в группу высшего спортивного мастерства.
6. При выполнении нормативов
по спортивной подготовке
7. Наряду с нормативами
по спортивной подготовке при
комплектовании учебных групп
учитывается выполнение
8. Набор и прием в
спортивные школы
9. Работа в спортивных
школах проводится
10. Поступившие в спортивные школы распределяются по учебным группам с учетом возраста, уровня спортивной и общефизической подготовленности.
11. Основными формами проведения учебно-тренировочной работы в спортивных школах являются:
– групповые теоретические занятия в виде бесед тренеров, врачей, лекций специалистов по темам, изложенным в программе (по каждой теме тренер предлагает занимающимся список литературы и перечень вопросов для проведения зачета);
– практические занятия и тренировки в соответствии с требованиями программы для каждой группы по расписанию, утвержденному дирекцией школы;
– индивидуальные занятия в соответствии с планами и заданиями, установленными для спортсменов;
– участие тяжелоатлетов
в спортивных соревнованиях и
восстановительных
– учебно-тренировочные занятия, проводимые на лагерных и учебно-тренировочных сборах;
– просмотр и методический разбор учебных видеофильмов, крупных спортивных соревнований;
– тренерская и судейская практика.
12. В процессе теоретических
и практических занятий
Большое значение для реализации целей спортивной подготовки тяжелоатлетов имеет использование в работе спортивных школ передовых методов обучения, тренировки и организации учебно-тренировочного и воспитательного процесса с помощью единой методической системы, доведенной до уровня поурочных программ.
Тренировочная работа с юными спортсменами не должна быть направлена на достижение высокого спортивного результата в первые годы обучения.
Такая форсированная подготовка приводит, как правило, к остановке роста результатов. Спортивную тренировку в начальный период обучения следует проводить с перспективой на многолетний спортивный рост, продолжающийся и после перехода в группу взрослых [Филин В.П., 1999].
СФП в юном возрасте должна опираться на хорошую ОФП, которая в каждом виде спорта имеет свои специфические особенности. Соотношение ОФП и СФП имеет свои характерные черты в различных видах спорта. В начальный период тренировки юных спортсменов на ОФП отводится в среднем от 50 до 80% тренировочного времени [Филин В.П., 1999].
Разносторонняя физическая
подготовка должна учитывать особенности
избранного вида спорта. Например, как
отмечает А.В. Коробков, не всякая разносторонняя
тренировка рациональна. Действительный
рост технических результатов
Чем выше уровень тренированности
спортсмена, тем больший удельный
вес приобретает СФП. При наличии
высокого спортивного мастерства даже
ОФП должна иметь специальную
направленность. Развитие физических
качеств на этом этапе тренировки
обеспечивается преимущественно занятиями
избранным видом спорта или упражнениями,
близкими к нему по структуре и
по физиологическому эффекту. Так, А.Н.
Воробьев (1987) указывает, что ОФП
не может заменить специальную работу
в конкретном виде спорта. Специфика
вида мышечной деятельности отражается
и на функциональных, и на морфологических
особенностях организма спортсмена.
Каждый конкретный вид спорта формирует
специальную морфо-
Исследования юных тяжелоатлетов, проведенные Б.Е. Подскоцким (1966); М.Г. Лукьяновым (1976); А.И. Фаламеевым (1982) и другими специалистами, показали эффективность всестороннего физического развития в период начальной подготовки и при дальнейшей специализации.
Поэтому при планировании учебного времени в тренировочном процессе юных штангистов наряду с СФП большое внимание уделяется ОФП. Если проследить, как изменялось отношение авторов программ по тяжелой атлетике на распределение учебных часов на ОФП и СФП, то, например, Б.Е. Подскоцкий в 1968 году на занятия ОФП в группе начальной подготовки отводил 104 ч, а на СФП – 182 ч в год, в 1974 году Н.С. Ипполитов и А.И. Фаламеев – соответственно 130 и 306 ч, АД. Ермаков в 1977 году — 170 и 414 ч в год, В.Ф. Скотников, В.Е. Смирнов, Я.Э. Якубенко в 2005 году – 180 и 175 часов.
Известно, что деление процесса многолетней подготовки спортсменов во многих видах спорта от возрастных границ существенно не зависит. Нет такой строгой зависимости и в тяжелоатлетическом спорте. Поэтому отправной точкой для начала поэтапного планирования подготовки молодых тяжелоатлетов могут быть рекордные достижения, которые показывают современные отечественные атлеты в возрасте в среднем от 18 до 25 лет. В то же время зона оптимальных достижений тяжелоатлетов как у мужчин, так и женщин лежит в более широких возрастных границах – от 15 до 28-30 лет.
С учетом этого положения многолетняя подготовка юных спортсменов должна строиться таким образом, чтобы подготовка к этой зоне спортивных достижений по своей продолжительности была достаточно основательной. Как правило, она не может быть меньше 4-5 лет [А.С. Медведев, 1972г.]. Наши исследования, а также исследования зарубежных ученых позволили доказать то, что тренировочные занятия с тяжестями с 11-12 лет и даже с более молодого возраста, если они учитывают возрастные особенности растущего организма, приводят к выработке более совершенных приспособительных механизмов нервно-мышечной и функциональной систем организма юных штангистов. Многолетняя подготовка молодых тяжелоатлетов должна быть строго ориентирована на их возрастные возможности (в первую очередь), а также строиться в соответствии с уровнем физической, технической и функциональной готовности организма.
Специфическое влияние двигательной
деятельности наиболее отчетливо проявляется
у юных спортсменов. Например, штангиста
можно легко отличить от гимнаста
или борца. Но значение этого фактора,
как указываю многие исследователи,
отчасти проявляется уже в
юношеском возрасте. Анализ физического
развития спортсменов, специализирующихся
в тяжелой атлетике, беге на средние
дистанции, прыжках в высоту, баскетболе
и др., в плане возрастной динамики
дает основание говорить о том, что
в формировании типа телосложения естественный
и искусственный отбор играют
не основную роль. Представители различных
видов спорта отличаются не только
тотальными размерами и пропорциями
тела, но и некоторыми конституционными
особенностями, соотношением фракционных
значений веса тела (мышц, подкожного и
общего жира скелета). Об этом говорят
исследования А.Н. Воробьева, указывающие
на то, что упражнения с отягощениями,
особенно значительного веса или
при большом напряжении, оказывают
специфическое биологическое