Повышение мотивации к физическим упражнениям средствами черлидинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:33, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать процессы формирования интереса к занятиям физическими упражнениями у девушек старшего школьного возраста средствами черлидинга.
Научная новизна - впервые была выявлена и проанализирована взаимосвязь между уровнем заинтересованности к занятиям физическими упражнениями и черлидингом, как средством физического воспитания у девушек старшего школьного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ЧЕРЛИДИНГ В ПРАКТИКЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Особенности черлидинга как средства физического воспитания
История черлидинга
Значение занятий черлидингом
Организация и проведение соревнований по черлидингу
Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе
1.2.1 Спортивные секции
1.2.2 Физкультурно-оздоровительные клубы для учащихся в школе
1.2.3 Организация занятий черлидингом в школе
1.3 Особенности физического воспитания девушек старшего школьного
возраста
Психологические и социальные особенности
Физиологические особенности
1.4 Заключение к главе

Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ У ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМИ ЧЕРЛИДИНГА

3.1. Отношение девушек старшего школьного возраста учащихся в Московской школе к занятиям физической упражнениями и спортом.
3.2. Анализ учебно-тренировочной программы по внеурочным занятиям черлидингом для девушек старшего школьного возраста
3.3Отношение девушек к занятиям физическими упражнениями занимающихся черлидингом
3.4. Оценка эффективности черлидинга как средства повышения интереса к занятиям физическими упражнениями
3.5. Заключение по главе

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗАВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Диплом Tyo (2).doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Гимнастика –  одного из основных средств общей  физической подготовки, с помощью которого решается большой круг задач: формируется правильная осанка, совершенствуются координация движений,  сила мышц, гибкость, вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др. Гимнастика- это целая школа движений. С помощью гимнастических упражнений обеспечивается специальная физическая подготовленность для выполнения программных требований по легкой атлетике, лыжной подготовке и др. Гимнастика также играет большую роль в профессионально-прикладной физической подготовке учащихся. Вместе с тем занятия гимнастикой недостаточно влияют на органы кровообращения и дыхания. Поэтому

Её следует  применять в сочетании с другими  видами физических упражнений. Программа  по гимнастике включает строевые и  общеразвивающие упражнения (без предметов и с предметами, на гимнастической стенке и скамейке), упражнения на равновесие, элементы акробатики.

Легкая атлетика в учебной работе в школах содействует  более успешному выполнению учащимися  требований по  лыжной подготовке и  спортивным играм. Занятия легкой атлетики повышают общую выносливость, за счёт развития кардио-распираторной системы. Программа по легкой атлетике включает специальные подготовительные упражнения , ходьбу, бег на короткие и средние дистанции, прыжки в длину с места и с разбега, метания меча и гранаты.

Лыжная подготовка. В программе физического воспитания лыжной подготовке отводится значительное место. При ходьбе на лыжах вовлекается  в работу весь двигательный аппарат, укрепляется мышечная система, особенно ног, плечевого пояса, туловища и брюшного пресса. Кроме того, развиваются вестибулярный аппарат и способность ориентироваться на местности.

Спортивные игры. Среди различных средств физического  воспитания учащихся профтехучилищ  определенное место занимают спортивные игры. В программе предусмотрено занятие одной какой-либо спортивной игрой (баскетболом, волейболом, футболом). Преподаватели могут сами выбрать спортивную игру, для культивирования которой в училище наиболее благоприятные условия. Спортивные игры развивают выносливость, быстроту и ловкость; повышают эмоциональность, способствуют привитию интереса к физическим упражнениям, спорту, воспитываю коллективизм, организованность, дисциплину.

Средства профессионально-прикладной физической подготовки. В качестве средств физической подготовки используют главным образом физические упражнения. В зависимости от методической организации, от объёма, интенсивности выполнения и других условий одни и те же упражнения могут давать различный тренировочный  эффект. Исходя из упражнения могут давать различный тренировочный эффект. Исходя из этого, средства физической подготовки систематизируют в группы по их преимущественному значению для решения конкретных педагогических задач.

Для развития важных физических качеств, применяют упражнения на быстроту, силу, общую, скоростную и силовую выносливость, координацию движения и гибкость. Для формирования и совершенствования вспомогательно-прикладных навыков применяют так называемые естественные движения (прыжки, метания,  лазание, плаванье), упражнения из прикладного туризма и др. Повысить устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды можно, применяя соответствующие упражнения, которые не только совершенствуют какое-либо качество, но и одновременно дают неспецифический тренировочный эффект. Например, устойчивость к перегреванию можно повысить упражнениями, сопровождающимися значительным теплообразованием: продолжительным бегом, интенсивным передвижением на лыжах, коньках, спортивными играми.

Для совершенствования  психических качеств – волевых, внимания, памяти, восприятия пространства, времени - большое значение имеют используемые направленно физические упражнения и занятия определенными видами спорта.

При этом влияние  последних на развитие психических  качеств неодинаково. Специфика каждого конкретного вида спорта определяет активность соответствующих психических функций и степень их проявления. Например, спортивные игры вырабатывают точность времени реакции на движущийся объект, быстроту двигательной реакции; гимнастика в большой степени влияет

мышечную память.

Проверка и  оценка физической подготовленности в  ходе подготовки, позволяет преподавателю  определить  на сколько эффективно решаются поставленные задачи, и в  случаи необходимости вносить соответствующие  коррективы в методику. Учебного процесса. Проверка и оценка подготовленности осуществляется на основе специально установленных нормативов. При этом перечень контрольных упражнений и величина нормативов определяются объективными требованиями.

При разработке учебных нормативов по физической подготовке учащихся необходимо руководствоваться методическими указаниями и требованиями программы физического  воспитания учащихся городских и сельских школ.

Проверку и  оценку физической подготовленности в  порядке текущего контроля и в конце периодов обучения. Для анализа и оценки результатов, достигнутых группой в целом и каждым  учащимся, сравнивают данные первоначальных и повторных проверок.

Таким образом, физическое воспитание школьников играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в школьнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные школьники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.

 

1.3.1 Психологические  особенности.

 

Тема подросткового  возраста в возрастной психологии занимает особое место.

Важность её определяется,  во–первых, большим  практическим значением ( из одиннадцати  классов школы, по крайней мере, в  пяти учатся подростки); во-вторых, именно в этом возрасте наиболее отчётливо проявляется проблема соотношения биологического и социального в человеке; в-третьих, подросток, очевидно, иллюстрирует многогранность и сложность самого понятия «возраст».

Изучение психологии подросткового возраста является одним  из ведущих направлений в исследовании психологии развития. Не существует даже единой

Периодизации  подросткового возраста, настолько  различны подходы к данному периоду  в различных культурах, различных  теориях и при рассмотрении различных аспектов подросткового возраста. Границы подросткового возраста  в современной зарубежной и отечественной медицинской, педагогической, психологической, социологической и юридической литературе понимаются по-разному. Одной из  распространенных периодизаций подросткового возраста является периодизация Д. Б. Эльконина* (ссылка), который, основываясь на критерии смен ведущих форм деятельности, подразделяет его на два этапа: средний школьный возраст (11-14 лет), когда ведущей деятельностью является общение,

и старший школьный возраст (14-17 лет) когда ведущей становится

учебно-профессиональная  деятельность Однако следует отметить, что в современной школе даже в старших классах не всегда придаётся  такое большое значение общественно- полезному труду, какое придавалось  ему раньше. Можно выделить некоторые условия, влияющие на протекание подросткового возраста: отношение с родителями, социальный статус в коллективе сверстников, физиологические особенности, школьная успеваемость, степень развития познавательной сферы и сформированности творческих интересов. Подростковый возраст характеризуется стремлением подростка выглядеть взрослым, переориентацией от отношений с взрослыми на отношение со сверстниками, перестройкой  отношений с родителями, повышенным интересом к себе и своему внешнему и внутреннему облику, интенсивным самопознанием. Проблема современных подростков состоит в том,  что при

субъективном и объективном взрослении социальная ситуация подростков остается прежней, то есть общество не предоставляет социально приемлемых «мест» взросления.

В отечественной  психологии, следуя традициям, заложенным Л. С. Выготским

и Д. Б. Элькониным, каждый психологический возраст (в том числе и подростковый) характеризуется на основе следующих критериев:

- социальная  ситуация развития;

- Ведущий вид  деятельности;

- основные новообразования  возраста;

- кризисы возраста.

Социальная ситуация развития подростка, по Л. С. Выготскому*(ссылка), отличается двумя тенденциями: 1) процессы , тормозящие развитие взрослости (зависимость от родителей и учителей, отсутствие постоянных социально значимых обязанностей помимо учёбы и др.); 2) озвросляющие процессы (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и др.). Так как вариантов взаимодействия этих тенденций существует  множество, то и индивидуальные варианты развития весьма разнообразны. Именно в подростковом возрасте наблюдается огромный разрыв между подростками в усвоении обязанностей и норм поведения, интересах и устремлениях.

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте связана с переходом от характерного для детства типа отношений взрослого и ребёнка к новому типу, характерному для взрослых людей. Это происходит в процессе постепенного замещения родительской опеки зависимостью подростков от других социальных институтов. При этом эмоциональные связи и материальная зависимость от родителей сохраняется, что усугубляет трудности, как самого подростка, так и взрослых. Специфичность социальной ситуации подростка заключается  в том, что права взрослых он ограничивает, а свои расширяет, претендуя при этом на уважение его личности, доверие, самостоятельность,

то есть признание его  равноправным со взрослыми. Так как  эти претензии подкреплены обостренным  у подростка чувством собственного достоинства, то подчас их выражение  бывает бурным: обиды, протесты, негативизм, упрямство, уход из школы.

Подростковый возраст  является переходным, прежде всего, в  биологическом смысле. Социальный статус подростка мало, чем отличается от детского. Подростки – все ещё школьники и находятся на иждивении родителей и государства. Их основная деятельность – учёба. К биологическим факторам относят и половое созревание, а так же бурное развитие и перестройку всех органов, тканей и систем организма. Не следует объединять особенности поведения детей в этом возрасте лишь исходя из изменений, происходящих в организме подростка. Половое созревание как главнейший биологический фактор влияет на поведение не прямо, а опосредованно.

Старший школьный возраст  – это возраст формирования собственных  взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность девушек. Если подростки видят проявления своей самостоятельности в делах и поступках, старшие школьники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.

Одним из пиков развития у  человека потребности в общении  является ранняя юность. Можно назвать  несколько причин, объясняющих возрастающую заинтересованность в расширении сферы  контактов. Наиболее явная из них  –

постоянное физическое и умственное развитие школьника и, связанное с этим, углубление его интересов. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности. Она во много находит своё выражение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой – в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения. С возрастом (от 14 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей.

Изучая особенности общения  старшеклассников, исследователи обращают особое внимание на разнообразие  его  функций. Во-первых, общение старшеклассника  является очень важным «каналом информации». Во-вторых- это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности. И, в третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте. В связи с этим потребность в понимании не предполагает особой рациональности: понимание должно носить характер эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого мучают те же проблемы и те же переживания. Общая характеристика возраста. Старший школьный возраст, или, как его называют, ранняя юность, охватывает период раз¬вития детей от 15 до 17 лет, что соответствует возрасту учеников IX—X классов средней школы. К концу этого возраста школьник приобретает ту степень идейной и психической зре¬лости, которая достаточна для начала самостоятельной жизни, дальнейшего учения в вузе или производственной работы после окончания школы.  
Старший школьный возраст — период гражданского становле¬ния человека, его социального самоопределения, активного вклю¬чения в общественную жизнь, формирования духовных качеств гражданина и патриота. Личность юноши и девушки складывается под влиянием совершенно нового положения, которое они начи¬нают занимать по сравнению с подростком, в обществе, коллек¬тиве. Положение старших в школе, активная работа в комсомоль¬ской организации, приобретение опыта серьезной общественной деятельности решающим образом сказываются на развитии лич¬ности учащихся IX—X классов.  
К концу старшего школьного возраста юноши и девушки обычно достигают известной степени физической зрелости. Завер¬шается характерный для подросткового возраста период бурного роста и развития организма, наступает относительно спокойный период физического развития, окончательно завершается поло¬вое созревание, выравнивается характерное для подросткового возраста несоответствие в росте сердца и кровеносных сосудов, уравновешивается кровяное давление, устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции. Темп роста тела замедляется, заметно нарастает мышечная сила, увеличивается объем грудной клетки, заканчивается окостенение скелета. Однако полная физи¬ческая и психическая зрелость наступает у юношей и девушек немного позже. Лишь к 18 годам наступает необходимая степень физической, духовной, гражданской зрелости, когда молодой человек получает право избирать и быть избранным в Советы (кроме Верховного Совета СССР, депутатом которого может быть избран гражданин СССР, достигший 21 года), когда по советским законам разрешается вступать в брак и создавать семью. Юно¬ша или девушка 18 лет признается обществом взрослым челове¬ком.  
Учебная деятельность и умственное развитие. Учебная дея¬тельность старших школьников значительно отличается по харак¬теру и содержанию от учебной деятельности подростков. Дело не только в том, что углубляется содержание обучения. Основное отличие в том, что учебная деятельность старшеклассников предъ¬являет гораздо более высокие требования к их умственной актив¬ности и самостоятельности. Для того чтобы глубоко усваивать программный материал, необходим достаточно высокий уровень развития обобщающего, понятийного мышления. Трудности, которые нередко испытывает в процессе учения старшеклассник, прежде всего связаны с неумением учиться в этих новых усло¬виях, а не с нежеланием учиться.  
Что касается отношения старших школьников к учению, то и здесь наблюдаются определенные сдвиги. Ученики взрослеют, обогащается их опыт: они сознают, что стоят на пороге самостоя¬тельной жизни. Растет их сознательное отношение к учебе. Уче¬ние приобретает непосредственный жизненный смысл, так как старшеклассники отчетливо сознают, что необходимым условием полноценного участия в будущей трудовой жизни общества является наличный фонд знаний, умений и навыков, полученное в школе умение самостоятельно приобретать знания.  
Следует отметить избирательное отношение старших школь¬ников к учебным предметам. Значительно реже бывает одинаково ровное отношение ко всем учебным предметам. Подобное явленно наблюдается н у подростков. Но есть одно существенное различие. Избирательное отношение к учебным предметам у подростков почти целиком определяется качеством, уровнем преподавания, личностью учителя. У старших школьников это также имеет место. Однако более важная причина избирательного отношения к учебным предметам уже иная — наличие у многих старшеклассников сложившихся интересов, связанных с их профессиональ-ной направленностью. На этой почве иногда наблюдается весьма нежелательное явление — старшие школьники интересуются двумя-тремя профилирующими по отношению к будущей профес¬сии предметами при равнодушии и безразличии к остальным.  
Характеризуя интересы старших школьников, прежде всего надо сказать, что именно в этом возрасте юноши и девушка обычно определяют свой специфический устойчивый интерес к той или ивой науке, отрасли знания, области деятельности. Такой интерес в стершем школьном возрасте приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, опре¬деляет выбор профессии, жизненный путь юноши или девушки после окончания школы. Наличие такого специфического инте¬реса стимулирует постоянное стремление к расширению и углуб¬лению знаний в соответствующей области: старший школьник активно знакомится с литературой по интересующему его вопро¬су, охотно занимается в соответствующих кружках, изыскивает возможность посещать лекции и доклады, встречаться с интере¬сующими его людьми.  
О широких и разносторонних интересах старших школьников свидетельствует большое количество научных и технических кружков всевозможного типа, массовое участие старших школьников в математических, физических, химических, биологичес¬ких, исторических олимпиадах — районных, городских, област¬ных, республиканских и всесоюзных (в последнее время очень популярными стали и телевизионные олимпиады), вечерах зани¬мательной пауки, викторинах, успех научно-популярной литера¬туры и кинофильмов.  
Все это предоставляет оптимальные возможности для разви¬тия способностей старших школьников. Надо сказать, что старший школьный возраст очень благоприятен для развития не только художественно-изобразительных и музыкальных, но и матема¬тических, литературных, конструктивно-технических, научных способностей.  
Разлитие познавательных интересов, рост сознательного отно¬шения к учению стимулируют дальнейшее развитие произволь¬ности познавательных процессов, умения управлять ими, созна¬тельно регулировать их. В конце старшего возраста учащиеся в этом смысле овладевают своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, а также вниманием), подчиняя их организацию определенным задачам жизни и дея¬тельности.  
Под влиянием специфической для старшего школьника орга¬низации учебной деятельности существенно изменяется мысли¬тельная деятельность старших школьников, характер их умствен¬ной работы. Все большее и большее значение приобретают уроки типа лекций, самостоятельное выполнение лабораторных и других практических работ, все чаще и чаще старшим школьникам при¬ходится самостоятельно разбираться в изучаемом материале. В связи с этим их мышление приобретает все более активный, самостоятельный и творческий характер. Мыслительная деятель¬ность старшеклассников характеризуется по сравнению с подрост¬ковым возрастом более высоким уровнем обобщения и абстраги¬рования, нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать суждения, доказывать истин¬ность или ложность отдельных положений, делать глубокие вы¬воды и обобщения, связывать изучаемое в систему. Развивается критичность мышления. Все это предпосылки формирования теоретического мышления, способности к познанию общих зако-нов окружающего мира, законов природы и общественного раз¬вития.  
Развитие личности в старшем школьном возрасте. Как следствие постепенного приобретения опыта общественного поведения, роста морального сознания и социальных убеждений, изучения основ паук в школе, формирования теоретического мышления у старших школьников начинает складываться мировоззрение. Толь¬ко в отношении старшего школьного возраста можно серьезно говорить о формировании подлинно научного коммунистического мировоззрения — для этого необходима определенная степень моральной, интеллектуальной, психической зрелости.  
В процессе формирования мировоззрения большую роль играет комсомольская организация. Она позволяет старшему школьнику получить необходимый опыт общественно полезной деятельности и что очень важно, выводит ее за пределы школы. Общественная деятельность комсомольца не замыкается рамками школы, следовательно он в гораздо большей степени приобщается к деятельности на пользу общества к деятельности имеющей большое общественно-политическое значение.  
Что касается особенностей развития личности, то следует отметить следующее: самосознание старших школьников приобре¬тает качественно новый характер, оно связано с потребностью осознать и оценить морально-психологические свойства своей личности уже в плане конкретных жизненных целей и устрем¬лений. Если подросток оценивает себя применительно к настоя¬щему , то старший школьник применительно к будущему.  
Специфическая черта нравственного развития в старшем школьном возрасте — усиление роли нравственных убеждений, нравственного сознания в поведении. Именно здесь формируется умение выбирать правильную линию поведения в различных условиях и обстоятельствах, потребность поступать, действовать в соответствии с собственным моральным кодексом, со своими нравственными установками и правилами, сознательно руковод¬ствоваться ими в своем поведении.  
Старшеклассники в сравнении с подростками гораздо глубже осознают и понимают нравственные качества личности разби¬раются в тончайших оттенках соответствующих понятий: «Честным нельзя назвать человека, который в жизни не совершил ничего плохого, но равнодушно проходил мимо бесчестных поступков других»; «Чуткость не только умение увидеть нужду человека и оказать ему помощь, но и умение почувствовать, какая именно помощь необходима, умение оказать эту помощь тактично, так, чтобы не обидеть человека».  
Однако в отдельных случаях в результате неправильного вос¬питания, влияния людей — носителей пережитков и предрассудков старого общества или уродливых форм «современного» поведе¬ния - у некоторых юношей и девушек могут сложиться нравст¬венные заблуждения и предубеждения и даже чуждые нашему обществу моральные принципы и установки, определяющие проявления моральной распущенности, цинизма, неуважения к окружающим, нездорового скептицизма, эгоизма. Общественно-трудовая жизнь в здоровом, целеустремленном, требовательном коллективе, активно воздействующем на своих членов, обычно перестраивает сознание и поведение таких юношей и девушек.  
Чувство взрослости в старшем школьном возрасте, с одной стороны, становится глубже и острее. Старшие школьники еще менее, чем подростки, склонны мириться с принижением их взрослости, с отношением к ним как к «маленьким». С другой стороны к концу этого возраста, по мере приближения к объективной взрослости, оно трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, самовыражения, проявляющееся в стремлении выразить свою индивидуальность. Если раньше, в подростковом возрасте, школьник стремился, чтобы его признали взрослым, стремился встать рядом со взрослыми, ничем не отличаться от них, то теперь он хочет, чтобы признали его индивидуальность, своеобразие, самобытность, оригинальность, его право чем-то вы¬деляться из общей массы взрослых. Отсюда и утрирование моды, показное увлечение абстрактным искусством, вызывающие формы поведения.

Информация о работе Повышение мотивации к физическим упражнениям средствами черлидинга