Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:33, дипломная работа
Цель исследования – проанализировать процессы формирования интереса к занятиям физическими упражнениями у девушек старшего школьного возраста средствами черлидинга.
Научная новизна - впервые была выявлена и проанализирована взаимосвязь между уровнем заинтересованности к занятиям физическими упражнениями и черлидингом, как средством физического воспитания у девушек старшего школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ЧЕРЛИДИНГ В ПРАКТИКЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Особенности черлидинга как средства физического воспитания
История черлидинга
Значение занятий черлидингом
Организация и проведение соревнований по черлидингу
Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе
1.2.1 Спортивные секции
1.2.2 Физкультурно-оздоровительные клубы для учащихся в школе
1.2.3 Организация занятий черлидингом в школе
1.3 Особенности физического воспитания девушек старшего школьного
возраста
Психологические и социальные особенности
Физиологические особенности
1.4 Заключение к главе
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ У ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМИ ЧЕРЛИДИНГА
3.1. Отношение девушек старшего школьного возраста учащихся в Московской школе к занятиям физической упражнениями и спортом.
3.2. Анализ учебно-тренировочной программы по внеурочным занятиям черлидингом для девушек старшего школьного возраста
3.3Отношение девушек к занятиям физическими упражнениями занимающихся черлидингом
3.4. Оценка эффективности черлидинга как средства повышения интереса к занятиям физическими упражнениями
3.5. Заключение по главе
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗАВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Таблица 4.Возрастная динамика показателей силы мышц и статической работоспособности у женщин при статических напряжениях (по: Городниченко Э.А., 1983)
Возраст, лет |
8-9 |
13-14 |
18-20 |
30-35 |
40-45 |
56-60 |
Сила, кг |
14,8 |
31,9 |
37,8 |
30,9 |
32,2 |
27,2 |
Статическая работоспос., кг*сек |
1368,6 |
3043,2 |
4221,6 |
3366,8 |
3904,0 |
3900,7 |
В юношеском возрасте на основе значительного развития различных качественных характеристик двигательной деятельности возможна специализация во многих видах спорта и достижение высоких спортивных результатов. Лишь в видах спорта, требующих предельного развития выносливости (бег на длинные и сверхдлинные дистанции, лыжные гонки и др.), высшие достижения появляются в более позднем возрасте – 20-35 лет. Старший школьный возраст имеет свои специфические особенности развития. Изменения происходящие в этот период затрагивают все системы органов. Изменяются все структуры ЦНС, продолжается активное развитие промежуточного мозга, мозжечка, коры больших полушарий, возрастает роль левого полушария (у правшей), совершенствуется абстрактно — логическое мышление, повышается острота зрения, расширяется поле зрения, повышается острота слуха, улучшается скорость и точность восприятия речи. В среднем и старшем школьном возрасте полностью формируется система кровообращения, растёт масса и объём сердца, увеличивается МОК, снижается ЧСС, растёт просвет сосудов. Совершенствуется дыхательная система, увеличивается длительность дыхательного цикла, возрастает дыхательный объём, снижается частота дыхания. К старшему школьному возрасту все основные функции пищеварительной системы завершают своё развитие, адаптируя организм к приёму различной смешанной пищи и хорошее усвоение. Заканчивается функциональное созревание процессов мочеобразования - фильтрация и ребсорбция. Наиболее значительные изменения происходят в железах внутренней секреции, гормоны которых влияют на развитие сердечно -сосудистой, половой, дыхательной, нервной систем, обмена веществ. В среднем «школьном» возрасте происходит «возрастная» активизация гипофиза, надпочечников и половых желез.
Средний и старший школьный возраст особенно благоприятен для физического воспитания, так как такие дети наиболее чувствительны к тренирующим воздействиям. Систематические занятия физическими упражнениями вызывают значительные изменения строения и функций организма, повышают функциональные возможности и способствуют развитию физических качеств.Занятия физической культурой и спортом благоприятно влияют на поведение детей, делают их менее внушаемыми и самостоятельными, что помогает избегать негативного влияния других людей. Поэтому важнейшим средством профилактики вредных привычек являются занятия физкультурой. Правильно организованные занятия физическими упражнениями способствует сохранению и укреплению здоровья детей среднего и старшего школьного возраста.
1.4.Заключение по главе
Черлидинг – это относительно новый для России вид спорта, сочетающий в себе основы гимнастики, танца и фитнеса. На своей родине (в США) он стал не только полноценным видом спорта, но и неотъемлемым атрибутом спортивного мероприятия на любом уровне. Более того черлидинг сформировал внутри себя отдельную субкультуру, которая аккумулирует в себе принципы спортивного совершенствования и здорового образа жизни, позволяет командными усилиями
сформировать полноценного члена общества реализующего свой потенциал.
Помимо этого выступления черлидиров положительно сказываются на развитии и популярности юниорского и студенческого спорта, формирования благоприятного морально- психологического климата на состязаниях.
Старший школьный возраст – это возраст формирования физического и интеллектуального и морального облика будущего нации. Он даёт потрясающий потенциал для повышения физических качеств, создания объективной самооценки и реализация себя. Однако без должной помощи и наблюдения со стороны родителей и педагога школьник может навредить вред своёму физическому и психическому здоровью. При этом стоит отметить, что это возраст самоопределения и самостоятельности - поэтому роль интереса к занятиям физическими упражнениями здесь играет особенно важную роль в педагогическом процессе. В связи с этим педагогу необходимо находить новые средства и методы физического воспитания. Черлидинг может стать оптимальным средством физического воспитания, поскольку удовлетворяет физиологические и психологические потребности данного контингента. Эта методика позволит девушкам старшего школьного возраста проявить себя, раскрыть в себе новые таланты, сформировать характер и объективную самооценку, приобрести лидерские качества и чувство командной ответственности, а так же эффективно способствует процессу приобретения и совершенствования физических качеств.
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Исходя из цели исследования были сформулированы задачи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть
в научно – методической
2. Выяснить уровень мотивации старших школьниц к занятиям физическими упражнениями и спортом и эстетическому воспитанию.
3. Выявить уровень мотивации старших школьниц к занятиям физическими упражнениями и спорту занимающимися черлидингом
4. Сравнить результаты и проследить взаимосвязь.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования:
1. Анализ и обзор научно – методической литературы;
2. Анализ нормативных документов;
3. Проектирование;
4. Педагогическое наблюдение;
5. Анкетирование;
6. Методы математической статистики.
Анализ и обзор литературных источников:
В российских
и зарубежных источниках
Анализ нормативных документов
В процессе работы были рассмотрены правила проведения соревнований по черлидингу и тренировочная программа.
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение осуществлялось во время внеучебных занятий,
проводимых с ученицами старших классов по черлидингу. Наблюдение велось за ходом занятий и соблюдением программы.
Анкетирование
Использовалось
для изучения уровня мотивация
к занятиям физическими упражнениями,
спортом и эстетическому
5 – согласен полностью. Анкета по выявлению отношения к эстетическому воспитанию включает в себя 9 вопросов закрытой формы. Вопросы задавались двум группам школьниц, занимающихся и не занимающихся черлидингом.
Метод математической статистики
Использовались для обработки полученных результатов.
X – среднее арифметическое в экспериментальной группе,
Y – среднее арифметическое в контрольной группе,
% - процентное отношение
Организация исследования
Исследование проводилось в несколько этапов. На 1 этапе проводились обзор и анализ научно–методической литературы (октябрь- декабрь 2010 года).
На 2 этапе (январь
– февраль 2011 года) проводилось анкетирование деву
.Занятия проводились во внеучебное время 4 раза в неделю продолжительностью в 1 час.
На заключительном этапе(ноябрь – декабрь 2011 года) выявлялась взаимосвязь между уровнем интереса к занятиям физическими упражнениями и использованием черлидинга как средства физического воспитания, путем сравнения результатов анкетирования двух групп школьниц.
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ У ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМИ ЧЕРЛИДИНГА
3.1. Отношение современных девушек к занятиям физической культурой и спортом
Для изучения уровня интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом было проведено анкетирование. Девушкам были предложены 20 утверждений, на которые они должны были высказать своё отношение от 1 до 5 баллов, где 1- не согласна с утверждением, а 5 – согласна полностью. Результаты
анкетирования представлены в таблице 2.
№ |
Утверждения |
№ Испытуемой | ||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ср | ||||||||
1 |
Я всегда с нетерпением жду уроков физической культуры, потому что они помогают укрепить моё здоровье. |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
5 |
5 |
3 |
3,3 | ||||||
2 |
Занятия физкультурой и спортом помогают мне накопить полезный жизненный опыт |
5 |
5 |
3 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
1 |
4,3 | ||||||
3 |
Я всегда нахожу возможность заниматься физкультурой ,потому что мне нравиться вести активный образ жизни |
5 |
3 |
5 |
5 |
4 |
4 |
1 |
4 |
3 |
4 |
3,8 | ||||||
4 |
В
любых обстоятельствах я |
3 |
4 |
5 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
2,8 | ||||||
5 |
Занятия физкультурой и спортом мне интересны потому что я могу в дальнейшем использовать эти знания, навыки и умения в жизни. |
5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
1 |
5 |
4 |
3 |
1 |
3,6 | ||||||
6 |
Участвуя в физкультрно-спортивных мероприятиях и соревнованиях, я могу проявить себя |
2 |
5 |
5 |
5 |
3 |
4 |
5 |
5 |
1 |
5 |
4,0 | ||||||
7 |
Интерес к физической культуре у меня не пропадает и во время школьных каникул. |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
1 |
3 |
5 |
3 |
5 |
3,6 | ||||||
8 |
Мне нравятся физкультурно-спортивные праздники и участия в них |
4 |
5 |
5 |
4 |
1 |
1 |
2 |
4 |
1 |
3 |
3,0 | ||||||
9 |
Мне нравится работать в команде |
1 |
5 |
5 |
4 |
5 |
1 |
3 |
5 |
3 |
3 |
3,7 | ||||||
10 |
Я хочу заниматься физическими упражнениями и спортом, потому что это модно и престижно |
1 |
4 |
4 |
4 |
4 |
1 |
2 |
5 |
3 |
3 |
3,1 | ||||||
11 |
Мне интересно посещать занятия в спортивных секциях представленных в моей школе |
3 |
2 |
4 |
2 |
3 |
1 |
2 |
4 |
3 |
4 |
2,8 | ||||||
12 |
Занятия в секции дают возможность подружиться с людьми чьи интересы схожи с моими |
1 |
5 |
5 |
4 |
5 |
2 |
2 |
5 |
2 |
4 |
3,5 | ||||||
13 |
Во время каникул мне нравится много двигаться и заниматься активным досугом |
3 |
3 |
4 |
2 |
3 |
1 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3,0 | ||||||
14 |
Физические упражнения позволяют мне хорошо выглядеть, а это в свою очередь положительно сказывается на моей самооценке |
5 |
5 |
5 |
3 |
2 |
2 |
5 |
3 |
1 |
4 |
3,5 | ||||||
15 |
Возможность общения с друзьями во время физкультурно-спортивных мероприятий доставляет мне удовольствие |
5 |
5 |
5 |
2 |
3 |
1 |
3 |
5 |
5 |
5 |
3,9 | ||||||
16 |
Я всегда
интересуюсь физкультурно- |
1 |
5 |
5 |
4 |
3 |
1 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3,3 | ||||||
17 |
Для меня важен командный дух и поддержка друзей |
3 |
5 |
5 |
5 |
3 |
1 |
2 |
5 |
3 |
5 |
3,7 | ||||||
18 |
Мне хочется заниматься физическими упражнениями для того чтобы хорошо выглядеть |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
2 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4,7 | ||||||
19 |
Активный отдых в выходные дни, прогулки и подвижные игры – это моя привычка. |
3 |
3 |
4 |
1 |
3 |
1 |
1 |
5 |
3 |
2 |
2,6 | ||||||
20 |
Физкультура, спорт, подвижные игры на досуге и в каникулы – тот вид деятельности которым мне хотелось бы занимать на каникулах с друзьями |
4 |
3 |
5 |
3 |
4 |
1 |
2 |
5 |
3 |
4 |
3,4 |
Проведенное анкетирование по изучению уровня интереса к занятиям физическими упражнениями среди девушек старшего школьного возраста, показало, что к урокам физической культуре они относятся как к дисциплине, а не как к способу укрепления здоровья, об этом свидетельствует средний показатель опрошенных 10 девушек. Для них физическая культура не доставляет большого удовольствия, не помогает им развивать себя, свои волевые качества и целеустремлённость. Одними из наиболее низких показателей являются уровень интереса к занятиям в представленных школьных секциях, а также вопрос активного досуга как привычки. Не все девушки интересуются соблюдением режима дня и участием в спортивных праздниках. Большинство девушек соглашаются с тем, что физические упражнения и занятия спортом помогают приобрести ценный жизненный опыт, но хотят заниматься в компании друзей. Наибольшее количество девушек согласилось с тем что им хочется заниматься физическими упражнениями позволяют хорошо выглядеть.
Таким образом, результаты анкетирования в московской школе № 924 показали, что средний показатель мотивации и интереса к занятиям физическими упражнениями у девушек старшего школьного возраста равен 2,4, что является уровнем ниже среднего, а так же что для улучшения этого показателя необходимо ввести в программу занятий новые средства, содержащие упражнения направленные, прежде всего на эстетический эффект, командную работу и возможность самореализации.
Для изучения отношения девушек старшего школьного возраста к эстетическому воспитанию было проведено анкетирование. Результаты представлены в
таблице 3.
Таблица 3
1 |
По вашему мнению, цель физического воспитания направлена на: |
||
А |
Физическое совершенство человека |
40% | |
Б |
Воспитание физических качеств и способностей в единстве с нравственных качеств |
40% | |
В |
Все выше перечисленное |
20% | |
2 |
Играет ли эстетическое воспитание в жизни человека важную роль? |
||
А |
Да, и очень сильно |
50% | |
Б |
Да, но не очень сильно |
30% | |
В |
Нет, совсем не играет роли |
20% | |
3 |
По вашему мнению, на уроках физической культуры предусматривается ли эстетическое воспитание? |
||
А |
Да |
40% | |
Б |
Нет |
20% | |
В |
Незнаю |
40% | |
4 |
Необходима ли эстетическая подготовка учащихся среднеобразовательной школы в системе |
||
А |
Да |
60% | |
Б |
Нет |
0% | |
В |
Незнаю |
40% | |
5 |
Волнует ли вас оценка, которую окружающие вас люди дают вашему внешнему виду |
||
А |
Да, и очень сильно |
50% | |
Б |
Да но не очень сильно |
30% | |
В |
Нет не волнует |
20% | |
6 |
Считаете ли вы нужным применение современных направлений физического воспитания для улучшения своего телосложения |
||
А |
Да |
50% | |
Б |
Нет |
20% | |
В |
Затрудняюсь ответить |
30% | |
7 |
Интересны ли вам занятия в спортивных секциях |
||
А |
Да |
30% | |
Б |
Нет |
70% | |
8 |
Знаете ли вы что такое черлидинг |
||
А |
Да |
60% | |
Б |
Нет |
40% | |
9 |
Считаете ли вы чердилидинг
эффективным средством физическ |
||
А |
Да |
60% | |
Б |
Нет |
40% |
Информация о работе Повышение мотивации к физическим упражнениям средствами черлидинга