Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физическое воспитание детей".
Формы физкультурных занятий
№ п/п | Название | Структура физкультурного занятия | ||
Вводная | Основная | Заключительная | ||
1. | Учебно-тренирующее
| Разные виды ходьбы; упражнения строевые, на ориентировку в пространстве, разминочный бег | Обвдвразвивающие упражнения основные движения, подвижные игры | Успокоительная ходьба (малоподвижная игра), дыхательные упражнения
|
2. | Сюжетные | Любые физические упражнения, знакомые детям, органично сочетаемые с сюжетом занятия | ||
3. | Игровые
| Игра средней подвижности (разминка)
| 2-3 игры с разными видами движений (последняя большой подвижности) | Малоподвижная игра
|
4. | Тематические | С одним видом физических упражнений: велосипед, лыжи, плавание и др. | ||
5. | Комплексные
| С элементами развития речи, математики, конструирования и т.д. по типу занятий № 1-3, но с включением дополнительной задачи из других разделов программы, которая решается через движения | ||
6. | Контрольно-учетные
| Проводятся в конце квартала, года для получения информации об овладении детьми основными движениями, физическими качествами |
Недельное количество занятий (от 2 до 5) определяется воспитателем или администрацией дошкольного учреждения в зависимости от общей системы физкультурно-оздоровительной работы и от двигательных умений детей.
В первой младшей группе занятия проводятся по подгруппам (10-12 человек), а начиная со второй младшей группы - со всеми детьми одновременно. Однако при необходимости воспитатель может проводить занятия и по подгруппам, устанавливая для каждой из них одинаковое или разное недельное количество. Длительность занятий диктуется возрастом детей, их здоровьем, физической подготовленностью и равняется примерно 15-20 минутам в младших группах, 20-25 - в средних, 25-35 - в старших.
Основы методики физкультурных занятий исходят из их специфики, заключающейся в том, что каждое занятие представляет собой:
- определенную "оздоровительную дозу" в виде движения, физической нагрузки, влияющую на здоровье детей, их правильное физическое развитие и подготовленность, обязательно с учетом индивидуальных особенностей;
- двигательную деятельность, где движение всегда должно восприниматься организмом как "мышечная радость" и использоваться воспитателем как средство разностороннего развития; общение со сверстниками и воспитателем как социальный комфорт; обучение двигательным умениям как возможность самовыражения. Выполнение этих требований обеспечивает в определенной степени демократический стиль отношений воспитателя с детьми.
Показатели эффективности физкультурного занятия
Задача занятая | Содержательная направленность | Критерии результативности |
Образовательные
| формирование двигательных умений
| Усвоение задач занятия всеми детьми |
Оздоровительные
| Формирование систем и функций организма, удовлетворение потребности в движении; укрепление здоровья | Оптимальность физической нагрузки, двигательной активности; наличие закаливающих мероприятий
|
Воспитательные
| Умственное, нравственное, трудовое воспитание; развитие интереса к физическим упражнениям | Наличие специальных ситуаций, активизирующих мышление, выбор способа поведения; эстетическая обстановка; положительный эмоциональный тонус детей
|
Для усвоения программного содержания занятий детей необходимо продумать и обеспечить логическую цепочку приемов.
1. Определить «дозу» программного материала в соответствии с принципами обучения, возрастными и индивидуальными возможностями детей, т.е. запрограммировать определенный результат обучения.
2. Трансформировать задачу педагога в задачу для ребенка, поставив ее интересно, четко, конкретно, с учетом возраста.
3. Выбрать приемы обучения (наглядные, словесные, практические, творческие задания) в зависимости от этапа обучения тому или иному движению, а также наиболее оптимальные пособия, место, тип и форму занятия.
4. Создать условия для многократного повторения движения.
5. Оценивать двигательные умения детей (в младших группах - общая похвала, в старших - общая, дифференцированная и индивидуальная).
Для обеспечения оптимальной физической нагрузки следует:
1. Запрограммировать ее объем и распределение с учетом возраста детей, их здоровья, физической подготовленности.
Важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Недопустимы как чрезмерная, так и недостаточная нагрузки: одна вызывает переутомление, другая - не дает тренировочного эффекта. И та и другая снижают результативность занятия в целом.
2. Подбирать для каждой части занятия специфические физические упражнения: подготавливающие и разминочные - во вводной; обучающие и тренирующие - в основной; успокаивающие - и заключительной. Упражнения подбираются по анатомическому признаку, интенсивности, сложности и т.д.
3. Обеспечивать увеличение площади, количества повторений упражнений, их интенсивности, амплитуды, внесение дополнительных пособий, усложнение правил, заданий.
Двигательная активность на занятии - важный показатель его эффективности. Она играет двоякую роль: обеспечивает удовлетворение потребностей детей в движении и создает условия для овладения конкретным движением.
Двигательная активность может быть оценена в объеме (с помощью шагомера) и во времени (моторная плотность).
Объем двигательной активности на занятии составляет 900-1500 шагов в младших группах, 1400 - 2500 в средней и старшей. Моторная плотность в помещении 60-80 %, на воздухе - 80-85 %.
Основные группы приемов повышения двигательной активности детей на занятии:
1. Четкость, краткость речи воспитателя.
2. Использование наиболее рационального способа организации детей (поточный, фронтальный, групповой).
3. Многократное повторение движений.
4. Эффективное использование физкультурного оборудования.
Активизировать мыслительную деятельность можно с помощью называния упражнений и проговаривания действий; использования пространственной терминологии и специальных упражнений на ориентировку в пространстве, привлечения детей к оценке, самооценке; самостоятельного выбора детьми способа выполнения действий; использования сравнений, анализа, вопросов; создания поисковых ситуаций я др.
Нравственное и трудовое воспитание осуществляется через использование ситуаций, непроизвольно возникающих в ходе занятия, а также создание специальных ситуации Для проявления тех или иных способов поведения (где бы ребенок мог проявить смелость, находчивость, оказать помощь товарищу, проявить выдержку, честность).
В качестве приемов эстетического воспитания выступают: внешний вид, одежда детей и воспитателя; эстетика помещения, оборудования; использование музыки.
Организация детей на занятии. Чтобы создать условия для удобного и многократного повторения движений, воспитатель использует разные способы организации детей в зависимости от задач занятия, размеров помещения, наличия оборудования и пр.
Содержание работы | На что обратить внимание |
ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ - продумать содержание, подготовить оборудование, пособия, наметить конечные результаты
| Учесть этапы обучения; Предусмотреть достаточную площадь, гигиену, одежду, обувь, удобно разместить пособия |
РАЗМИНКА - подготовить организм к нагрузке, вызвать интерес к занятию: продумать целесообразность движений, их разнообразие по построению, направлению, темпу, способу выполнения, нагрузке
| Не допустить длительных бесцельных движений; дать четкие, краткие организационно-методические указания; продумать ритмическое сопровождение (счет, бубен, грамзапись, музыкальное сопровождение)
|
ОБЩРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ - научить выполнять с наибольшей пользой для организма (правильная осанка, дыхание, и.п., темп, и т.п.)
| Предусмотреть название упражнений, смену н.п. для каждого, их разнообразную подачу (по показу воспитателя, ребенка, по названию, проговариванию и т.д), различное ритмическое сопровождение (счет, слово, звук, музыка, выполнение в свободном тенте); выделить 1-2 наиболее важных элемента, объяснить детям |
ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ - научить выполнять в целом – на I этапе, элементам техники - на II, творческому исполнению - на III
| Создать условия для многократного творческого повторения движений, продумать методы обучения, опенку; каждое обращение к детям должно быть четким, кратким, образным, вызывать у детей желание к выполнению движений |
ПОДВИЖНАЯ ИГРА - совершенствовать движения, обеспечивать пик нагрузки, формировать нравственно-волевое поведение
| Объяснить игру (с учетом возраста детей, новизны игры, для старших - выделить правила); распределить роли (на каждом занятии по-разному); использовать всю возможную площадь; добиваться соблюдения правил, качественного творческого выполнения движений; регулировать нагрузку |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - восстановить пульс и дыхание
| Не допустить резкой остановки после бега и других нагрузочных упражнений; восстановить дыхание, начиная с ускоренной ходьбы с постепенным замедленней темпа, включением дыхательных упражнений, игры малой подвижности |
При фронтальном способе все дети выполняют упражнения одновременно. Этот способ обеспечивает высокую моторную плотность занятия. Воспитатель имеет возможность индивидуализировать нагрузку для отдельных детей, оказывать им необходимую помощь.
Посменный способ заключается в том, что дети выполняют упражнения сменами по несколько человек одновременно, остальные в это время наблюдают. В начале бучения, когда воспитатель должен контролировать действия каждого, упражнения выполняются сменами по 2 - 3 человека. По мере овладевания движением количество детей в смене увеличивается.
Групповой способ предусматривает распределение детей на 3-4 подгруппы. Одна подгруппа под наблюдением воспитателя разучивает новое упражнение, например лазание, остальные самостоятельно выполняют знакомые упражнения. Затем дети меняются местами. Групповой способ дает возможность разучивать новые упражнения с небольшим количеством детей, индивидуально работать с отдельными детьми, развивать самостоятельность у детей.
При поточном способе все дети выполняют движения «потоком», когда один ребенок еще не закончил выполнять задание, а другой уже приступил к нему. Этим способом пользуются, когда у детей имеются достаточные двигательные умения.
Предусматривая определенный способ организации детей, воспитатель продумывает также ритмическое сопровождение: бубен, счет, магнитофон, видеозапись; часть упражнений (лазание, метание, прыжки, некоторые общеразвивающие упражнения) проводятся без ритмического сопровождения, в свободном темпе. Хорошо использовать на занятии музыкальное сопровождение, при этом обязательным условием является сохранение ее художественной ценности.
При проведении физических упражнений необходимо обеспечить страховку, чтобы не допустить детского травматизма. Особого внимания требуют такие движения, как лазание, прыжки с разбега, упражнения на равновесие и с элементами акробатики.
Профилактика травматизма обеспечивается наличием матов, предварительной проверкой места проведения, рациональным размещением детей.
65. Методика проведения физкультурных занятий.
Работа в разновозрастной группе требует от воспитателя знания программы в умения быстро ориентироваться в выборе путей решения одинаковых задач применительно к детям разного возраста и уровня обученности.
Обучение в такой группе организуется в виде занятий трех типов:
1) со всеми детьми по одному разделу обучения, но с разным программным содержанием для возрастных подгрупп;
Информация о работе Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"