Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физическое воспитание детей".
Решение ее тоже в самом общем виде выглядит так: визуально одинаковые и похожие упражнения должны отличаться техническими характеристиками, плотностью и протяженностью действий.
Некоторые конкретные результаты вытекают уже из подбора упражнений и правил организации, рассмотренных выше. Итак, во вводной части занятия дети могут двигаться колонной по одному, колонной по два - малыш со старшим ребенком, врассыпную. Воспитатель следит за осанкой, техникой движений, размещением детей на площадке и выполнением заданий во время ходьбы и бега. Задания приучают детей контролировать свои действия, и потому их учебный эффект рассчитан главным образом на старших детей.
Однако психологический и эмоциональный микроклимат, который создают задания, должен объединять всех детей, помогать и малышам включиться в работу. Например: "Сначала пойдем за большими, а когда ударю громко в бубен или когда скажу: "Оп!, - пойдем за маленькими..." — шаг у малышей короче, и потому старшие дети в обратном направлении идут на носках, или приставным шагом - пятка к носку. Малышей это сбивает, так как они смотрят вперед.
Общую колонну можно построить так, чтобы дети изначально двигались по кругу в противоположных направлениях: старшие - по часовой стрелке, малыши - против. Встретившись, дети разворачиваются на 180° и продолжают движение до новой встречи. Кроме того, старшие могут идти гимнастическим шагом, а малыши - обычной ходьбой.
Удобна, психологически оправдана и эмоционально благоприятна вводная ходьба в колонне парами. Старшие дети движутся по внешнему кругу, что увеличивает расстояние и дает возможность маневрировать при выполнении заданий. Например, по сигналу старшие выполняют подскоки на месте или с поворотом вокруг себя, малыши хлопают в ладоши; старшие идут в приседе или вокруг малыша, держась за его руку; старшие идут спиной вперед в обратном направлении, младшие продолжают идти вперед до встречи со своим старшим партнером; младшие бегут врассыпную, старшие бегут колонной по краю площадки и т.д.
Продолжительность бега для старших на совместном занятии уменьшается, так как надо учитывать возможности малышей. Зато можно увеличить его интенсивность, чередуя обычный бег, например, и бег с высоко поднятыми коленями.
Пять общеразвивающих упражнений составляют комплекс. Они должны быть похожими и по характеру двигательных действий и по структуре, но различными по технической сложности. Например, старшие, поднимая руки вверх, поднимаются на носки, младшие — нет; старшие, сидя на полу, поднимают прямые ноги, оттягивая носки, малыши поднимают ноги, как умеют; старшие приседают, держа спину прямо, для чего необходимо поднять пятки от пола и широко развести колени, младшие приседают, как получается, и т.п.
Конечно, в данном случае в какой-то мере форсируется использование счета как приема руководства общеразвивающими упражнениями, который логичен в старших группах и преждевременен в одновозрастных младших группах. Но это следует делать, чтобы не тормозить появление у старших детей умений выполнять упражнения четко и одновременно. Зато и проговаривание воспитатель использует чаще, чем в одновозрастной старшей группе, чтобы помогать малышам. Слова должны вписываться в темп и ритм упражнений.
Упражнения в основных движениях при фронтальной организации детей, как правило, одного вида, однако, отличаются не только количественными характеристиками, но и способом выполнения. Например, малыши идут по короткой и низкой скамейке обычным шагом в то время как старшие - по высокой и длинной скамейке на носках или приставными шагами, прыжками на двух или одной ноге, спиной вперед, танцевальным шагом и др. Старшие могут идти я обычным шагом, но по опорному брусу перевернутой скамейки (ширина 10 см).
Еще один важный резерв уплотнения нагрузки заключается в том, что темп выполнения движении старшими детьми, естественно, более высок. Они успевают проделать несколько движений за то время, пока малыши делают одно. Поэтому следует широко использовать комбинированные задания, состоящие из 2-4 разновидностей движений, по принципу "дорожки препятствий".
Таким образом, и старшие, и младшие дошкольники участвуют в одной и той же игре, в разных движениях, предусмотренных программой для каждого возраста.
66. Физкультурные занятия на воздухе.
Занятие на воздухе может проводиться на групповом участке, общей физкультурной площадке детского сада, на близлежащем школьном стадионе, в поле, лесу, сквере. Важно как можно шире использовать естественные природные условия для упражнения детей в разнообразных видах и способах движений. Значительную часть времени занятий на воздухе составляют упражнения интенсивного характера (бег, прыжки), метание (особенно на дальность).
Общеразвивающие упражнения для рук, туловища могут выполняться в процессе ходьбы, с использованием оборудования участка (гимнастическая лестница, бревно и т.д.), при этом дети должны быть в соответствующей одежде. В холодное время года занятия по физкультуре проводятся в конце прогулки, так как во избежание простуды детей после интенсивной физической нагрузки необходимо переодеть в сухое белье и дать возможность отдохнуть.
67. Утренняя гимнастика. В детском саду утренняя гимнастика рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей; велико также ее организационное значение. И все-таки не должно быть гимнастики по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня (такое ведь бывает и со взрослыми), не надо его принуждать, но причину такого поведения следует выяснить. Предлагаем несколько советов по проведению утренней гимнастики с детьми:
- никакой заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины! Следует обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений;
- помнить, что гимнастика - это не только физкультурное мероприятие, но и специально предусмотренный режимный момент, в котором сосредоточен целый комплекс воздействий на разностороннее развитие детей;
- оценивать эффективность гимнастики кроме указанных критериев еще и по оптимальной физической нагрузке, которая должна восприниматься организмом во вводной части как разминка. Для этого используются различные виды бега и ходьбы, упражнения на перестроение, ориентировку в пространстве.
В основную часть включаются общеразвивающие упражнения (3-7, в зависимости от возраста детей) или другие виды физических упражнений: танцевалъно-ритмические, хороводные я подвижные игры и т.д. В конце основной части даются интенсивные упражнения для нагрузки (прыжки, бег).
В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.
При подборе общеразвивающих упражнений нужно рукооводствоваться следующими требованиями: упражнения должны быть для всех групп мышц, разной интенсивности, темпа; выполняться из разных исходных положений, с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением, в различных построениях и быть обязательно интересными для детей.
Применяются разные формы проведения гимнастики:
- использование общеразвивающих упражнений;
- обыгрывание какого-нибудь сюжета: "На прогулке", «Мы на луг ходили», "Воробышки", "Медвежата" и пр.;
- игрового характера - из 3-4 подвижных игр "Карусели", "Затейники", "Мы тоже можем так".
- использование элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;
- оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 мин с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени).
Обычно комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берется с физкультурных занятий и повторяется 1-2 недели. В гимнастику могут быть перенесены отдельные яркие, эпизоды с прогулки, занятия по развитию речи и др., которые восстанавливаются в представлении детей на основе использования имитации.
Комплекс выполняется в следующем порядке:
- название упр. (создание образности), исходное положение, проговаривание движений и их выполнение под счет; - для рук; - для плечевого пояса; - для туловища; - для ног; - бег.
Местом проведения утренней гимнастики может быть физкультурно-музыкальный зал, групповая комната, участок детского сада. Необходимо соблюдать требования к одежде, обуви, месту проведения, оборудованию. Для ритмичного сопровождения используются бубен, счет, хлопки, звукозапись, музыкальное сопровождение (пианино, баян, аккордеон).
68. Физкультминутки. Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии.
Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых угон ленным мышцам, а также органам зрения и слуха. Утомление детей обычно наступает после 10-12 мин. Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на другой активный вид деятельности.
Основные требования к проведению физкультминуток:
- проводятся на начальном этапе утомления 8-13-55-я минута занятия (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т.д.);
- подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные упражнения;
- отдается предпочтение упражнениям для утомленных групп мышц;
- комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания;
- подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно, результативность.
Физкультминутки могут проводиться в форме общеизвиваюших упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под стихотворный текст, а также в е любого двигательного действия и задания.
Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать 3-4 упражнения, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где четко выделены структурные части.
Подвижные игры в качестве физкультминуток могут пользоваться на всех видах занятий. Следует подбить игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как могут быть проведены в любой его части и в любое, по усмотрению воспитателя, время.
Дидактические игры с движениями - физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомление с природой, по звуковой культуре речи, по математике: "К названному дереву беги", "Найди дерево по семенам", «Вершки и корешки», «Где мы были - не скажем, а что делали – покажем», "Стоп! Палочка, остановись", "Живое домино", "Зажги фонарик", "Разноцветные обручи". "Подбери себе товарища".
Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятий под звукозапись, пение воспитателя или самих детей.
Под классическую мелодию дети могут произвольно изображать танец падающих листьев ("Осень в лесу"), птиц ("Танец аистов"), животных (танцуют лягушки, комарики и т.д.). Такие задания выступают двигательным компонентом общего содержания занятия.
Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее настроение, развивают творческие способности, Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, не громкие, иногда плавные, лирические.
Физкультминутки под стихотворные тексты в практике дошкольных учреждений используются чаще всего. При подборе их к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:
- стихотворный текст должен быть высокохудожественным. Могут быть использованы стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки;
- преимущество следует отдавать стихам с четким ритмом, так как они дают возможность использовать разнообразные движения;
- содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программной задачей.
В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия. Так, отгадывать загадки, например, ребята могут не словами, а движениями (изобразить зайчика, медведя, лягушку, елку, гриб и т.д.). Ценность таких отгадок в том, что ребенок ищет образ отгадки в движении, что заставляет его более активно вспоминать, думать, находить наиболее выразительные движения.
Можно использовать различные имитационные движения: изображение спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельные трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине), повадки животных (лиса крадется, заяц прыгает).
Двигательную часть занятия можно провести в виде задания-загадки, например, "Кто живет в лесу?" (на птичьем дворе, в болоте и т.д.). Одна из подгрупп договаривается, каких животных будет изображать, а затем имитирует движения, другая подгруппа отгадывает, называя животных, где происходят действия. На занятиях нужно использовать любую возможность, чтобы сменить позу детей, дать им возможность встать, пройти.
Информация о работе Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"