Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физическое воспитание детей".

Файлы: 1 файл

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИ1.doc

— 714.50 Кб (Скачать файл)

Отдельные занятия целесообразно строить полностью на движениях. В качестве примера можно привести занятие по конструированию в старшей группе. 1-я часть занятия: воспитатель предлагает вспомнить строительные работы, наблюдаемые на экскурсиях (мост, дом, театр). Дети разделяются на 3-4 подгруппы, каждая выбирает себе бригадира, обсуждает проект строительства; 2-я часть занятия: каждая подгруппа строит свой объект, собирая самостоятельно место для строительства, материал и распределив между собой обязанности. Для строительства используется вся групповая комната; 3-я часть - подведение итогов.

На занятии по математике дети могут решать задачи ориентирование в пространстве, знакомиться с геометрическими формами не за столами, а через двигательное задания в пространстве, в свободной части комнаты. Они могут играть в мяч, считая количество бросков; играть в подвижные игры типа "Найди свой дом" (домиком может быть числовая или геометрическая фигура), в дидактические игры с движениями типа "Два бассейна", "Найди столько, сколько" и т.д.

На занятиях такого типа нет необходимости регламентировать количество движений, их продолжительность, они органически сочетаются с содержанием занятий, являют­ся средством обеспечения определенного результата.

Особого внимания заслуживают физкультминутки на занятиях по изобразительной деятельности. Исследова­ниями было установлено, что целесообразнее всего их проводить перед занятиями. Например, младшим дошкольникам перед рисованием осенних листьев раздаются осенние листочки, дети кружатся с ними, подбра­сывают их. Затем несколько листочков воспитатель при­кладывает на мольберт и предлагает нарисовать их. Та­ким же образом дети действуют с другими предметами, которые будут рисовать: подбрасывают шарики, марши­руют с флажками, играют с клубком ниток.

Непосредственно на занятиях по изобразительной де­ятельности физкультминутки неэффективны, так как отвлекают от творческого процесса.

Нужны ли физкультминутки в группах младшего воз­раста? Общеизвестно положение о наглядно-действенном мышлении детей.

Только через действие, движение ребенок познает пред­меты, объекты, пространство. Движение является его врож­денной потребностью. Включая в работу двигательный анализатор ребенка (наряду со знанием и т.д.), воспита­тель обеспечивает разностороннее ознакомление с призна­ками предметов. Все это свидетельствует о том, что все занятия с детьми младшего дошкольного возраста лучше всего строить на основе движений. Так, например, дидак­тические игры с куклами целесообразно проводить таким образом, чтобы каждый ребенок играл со своей куклой.

На занятиях по развитию речи следует шире исполь­зовать имитационные движения, поиски предметов в пространстве, включать действия с игрушками, элемен­ты танца.

 

69. Подвижные виры и физические упражнения на про­гулке.

Подвижные игры и физические упражнения на воздухе, как форма работы имеют различные варианты.

1. Проводятся по типу физкультурных занятий со всей группой одновременно или по подгруппам. Здесь ре­шается целый комплекс оздоровительных, образователь­ных и воспитательных задач.

Подбор упражнений подчинен тем же требованиям (обеспечение нагрузки на все группы мышц, разная ин­тенсивность с постепенным повышением нагрузки и сни­жением ее в конце). При их проведении обеспечивается достаточно высокая моторная плотность – 80-85 %.

Однако ни в коем случае подвижные игры и физичес­кие упражнения на воздухе нельзя отождествлять с физ­культурными занятиями. Главное отличие их в том, что первые проводятся в более непринужденной форме, дли­тельность их меньше. Здесь шире учитываются интере­сы детей, разнообразие видов и форм проведения.

2.  Комплекс из однотипных физических упражнений (так называемого тематического характера), например, только из основных движений или элементов одной - нескольких спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей) или спортивных упражнений (лыжи, коньки и т.д.)

3.  Подвижные игры - 2-4 игры разной подвижности и на разные движения.

4. Комплексы подвижных игр и физических упражнений с определенной направленностью для дифференцированной работы с детьми (развитие ловкости, упражнения в основных видах движений и пр.). Например, подбираются различные упражнения в метании: 1) метание мяча малого размера (8-10 см) назад, в сторону и бег за ним; 2) подкидывание мяча вверх с одновременным подпрыгиванием, ловля; 3) бросание мяча вдаль – «кто дальше»; 4) прокатывание мяча по скамейке (одним толчком) - "чей мяч дальше укатится".

5. Сюжетные игры с движениями: "Альпинисты", "Туристы", "Пограничники" и др.

6.  Игры с элементами спортивного ориентирования.

7. Индивидуальная работа с детьми.

8.  Самостоятельная двигательная деятельность детей при опосредованном руководстве воспитателя.

Общее время двигательной активности детей на прогулке не менее 60-70 % ее продолжительности. Важно обеспечить разнообразие физических упражнений.

В содержание подвижных игр и физических упражнений на воздухе включаются следующие виды физических упражнений:

-  основные движения (как правило, хорошо знакомые детям);

- элементы спортивных игр, спортивные упражнения (могут быть знакомы детям или разучиваться вновь);

- общеразвивающие упражнения (только в качестве составной части подвижных игр, например, "Ровным кругом", "Сделай фигуру" и т.д.).

 

70. Организация экскурсий и туристических прогулок. Методика проведения.

Прогулки-походы представляют собой одни из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздо­ровительные задачи, совершенствуются двигательные навы­ки и физические качества детей, повышается их ДА, укреп­ляется здоровье, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Как известно, дети старшего дошколь­ного возраста отличаются высокой степенью самостоятельно­сти и организованности, что является важным условием для проведения прогулок-походов, в лес.

Организация прогулок-походов предусматривает плано­мерную их подготовку, регулярное (еженедельное) проведе­ние и овладение детьми определенным объемом знаний и умений.

Походы могут быть разные; в зависимости от сезонных и погодных условий определяются цель и задачи. Важно, что­бы они были насыщены разнообразным двигательным содер­жанием: ходьба в разном темпе, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения, пробежки в медленном и среднем темпе и т.д. При подборе упражнений необходимо учитывать индивидуальные возможности детей, их настроение.

В содержание походов должны включаться хорошо знако­мые детям игры и упражнения, освоенные ранее на занятиях по физической культуре. В зимнее время года со старшими дошкольниками могут организовываться лыжные походы на 2-3 км.

Часть времени отводится для подготовки детей к прогул­кам-походам. С этой целью воспитатель проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимые зна­ния о туризме и предстоящих походах. Старшие дошкольни­ки овладевают специальными терминами: турист, палатка, рюкзак, спальный мешок, компас, пеший и лыжный туризм, привал, маршрут, карта. С целью повышения интереса детей к занятиям туризмом и закрепления приобретенных умений и навыков могут быть проведены спортивные игры-развлече­ния. Так, зимой можно предложить детям построить снеж­ную горку, вылепить снеговика, снежный лабиринт в орга­низовать различные игры в соревновательной форме типа «Гонки санок», «Кто первый?», «Не потеряйся» и т.д. Летом можно провести на поляне игру в футбол, игры с маленьким мячом и ракеткой и т.д.

В проведении прогулок-походов участвуют специалист по физической культуре и воспитатели групп. Советуем органи­зовывать походы в первой половине дня за счет времени, от­веденного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе, что позволит детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности.

Структура и примерное содержание прогулки-похода в лес для детей 5-7 лет

I часть. Сбор и движение до первого привала (30-35 мин.).

Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу на дорожке, у каждого в руках рюкзак. Воспитатель по физиче­ской культуре проверяет готовность детей к походу, напоми­нает маршрут, кратко сообщает его содержание, повторяет правила поведения в походе. Воспитатель предлагает детям надеть рюкзаки и пост­роиться парами в колонну, затем дети идут в спокойном тем­пе. Воспитатель по физической культуре — ведущий, воспи­татель группы — замыкающий, который следит, чтобы дети не отставали от колонны.

При вхождении в лес делается небольшая остановка (6-7 мин.). В это время устраняются неполадки в костюме, обуви. Детям предлагается полюбоваться красотой леса. Далее про­должается движение по разработанному маршруту. Во время движения дети преодолевают естественные препятствия - поддевают под ветки, проходят но бревну, перешагивают че­рев канавки, перепрыгивают через ручейки. Воспитатели об­ращают внимание детей на разные препятствия, встречающиеся на их пути. Особого внимания требуют малоподвиж­ные дети со слабой физической подготовленностью. При по­явлении внешних признаков усталости воспитатель должен померить пульс и определить состояние ребенка. При необхо­димости следует предложить отдохнуть детям.

II часть. Остановка, привал (10-15 мин.).

Воспитатель предлагает детям отдохнуть и свободно рас­положиться на поваленном дереве, пеньке. Воспитатель группы рассказывает о лесе, объясняет детям, как нужно беречь природу и все живое. Такие беседы развивают интерес у де­тей к природным явлениям, формируют бережное отноше­ние к растениям и животным. Воспитатель задает наводя­щие вопросы, загадки, предлагает понаблюдать за жуками, бабочками, стремится пробудить интерес к природным про­явлениям.

Старший дошкольник вполне способен установить зави­симость внешних природных изменений от времени года (весной набухают почки, распускаются листья, зеленеет тра­ва я т.д.). После Небольшого отдыха воспитатель предлагает детям надеть рюкзаки и построиться по одному или парами.

III часть. Движение по разработанному маршруту, комплекс игр и физических упражнений (25-30 мин.).

Воспитатель обращает внимание детей на красоту приро­ды, богатство ее форм, красок, запахов. Дети идут в умеренном темпе с небольшими остановками и наблюдают за деревьями, листьями, птицами. По ходу движения воспитатель по физической культуре предлагает детям выполнить действия имитирующего характера, изображая в движениях зверей, птиц, насекомых и т.д. Далее дети идут произвольно за воспи­тателем и останавливаются на опушке леса. Воспитатель по физической культуре разбивает детей на две подгруппы с уче­том уровня ДА я предлагает построиться для выполнения комплекса физических упражнений с преодолением полосы препятствий. Затем воспитатель проводит подвижные игры по жела­нию детей. После них дается комплекс дыхательной гимнас­тики или 1-2 малоподвижные игры типа «Узнай по голосу», «Ниточка-иголочка», «Ровным кругом».

IV часть. Самостоятельная деятельность детей (15-17 мин.).

Дети действуют по своей собственной «программе»» наблюдают за растениями, насекомыми. Так, в осеннее время воспитатель может предложить детям собрать букет на разных полевых цветов и опавших листьев.

V часть. Сбор детей и возвращение в ДОУ (20-25 мни.).

Объявляется общий сбор группы, дети берут рюкзаки, подходят к воспитателям, надевают рюкзаки, строятся парами в колонну и возвращаются в детский сад по кратчайшему пути.

Пешие прогулки-походы с детьми 5-7 лет желательно проводить на расстояния 3-4,5 км, длительностью 1 час 40 мин. – 2 часа.

 

71. Индивидуальный подход к детям с учетом состояния здоровья

На основе состояния здоровья дети распределяются по медицинским группам, что способствует определению для каждой из них оптимальной физической нагрузки и ус­ловий физического воспитания.

Первую группу здоровья составляют дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма.

Ко второй группе относятся также здоровые дети, но имеющие некоторые функциональные и морфологичес­кие отклонения (гипертрофия миндалин I-II степени, нарушение сна, осанки, незначительные нарушения зре­ния, отставание отдельных функций в физическом раз­витии, пониженная сопротивляемость организма к забо­леваниям).

Дети третьей группы - больные хроническими забо­леваниями (хронический тонзиллит, аллергические за­болевания, пиелонефрит, астматический бронхит, хро­ническая пневмония и др.).

Дети второй и третьей групп (ослабленные) нуждаются в индивидуализации физической нагрузки, более присталь­ном наблюдении врача при закаливающих процедурах.

Увеличение физической нагрузки для ослабленных детей должно идти постепенно. В этом случае сердечно­сосудистая система успевает адаптироваться за счет уве­личения мощности сердечного выброса, улучшения кро­воснабжения работающих органов. Часто повторяющая­ся чрезмерная физическая нагрузка способствует возник­новению патологических процессов в сердечной мышце, сосудах и в клапанном аппарате. В связи с этим перехо­ды к нагрузке и обратно к покою должны быть пассив­ными, необходимо предусмотреть расслабляющие и ди­намические дыхательные упражнения.

Тренирующими нагрузками являются ходьба по ров­ной местности, равномерный медленный бег, плавание. Эффективны общеразвивающие упражнения, охватыва­ющие все мышечные группы. С этой целью рекоменду­ются разные исходные положения (стоя, сидя, лежа). Во время изменения положения тела, из-за лабильности ве­гетативной нервной системы, у ослабленных детей на­блюдается небольшой подъем пульса (особенно при переходе из положения стоя в положение лежа и наобо­рот). Поэтому необходимо соблюдать принцип постепен­ности изменения исходного положения - лежа, сидя, стоя. Во время бега следует избегать внезапных остановок, так как при выполнении этого упражнения основная масса крови скапливается в скелетных мышцах, а при внезап­ной остановке падает артериальное кровяное давление в сосудах мозга, что может привести к обмороку. Ослаб­ленные дети трудно переносят резкие наклоны и поворо­ты тела, а также группу упражнения, в которых нагруз­ка приходится одновременно на все группы мышц ("ко­раблик", «велосипед» и др.). Включение этих упражне­ний в комплекс утренней гимнастики пли физкультур­ного занятия требует обязательного наблюдения за само­чувствием ребенка со стороны врача.

Информация о работе Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"