Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физическое воспитание детей".
Осознанному выполнению детьми движений способствуют такие приемы, как объяснение, анализ, оценка. Подробное и последовательное изложение техники выполнения упражнения с демонстрацией каждого его элемента необходимо детям, имеющим низкий уровень физической подготовленности. Для детей среднего и высокого уровня в объяснении нужно подчеркнуть особенности выполнения наиболее сложных элементов движения. Объяснение можно давать в сжатой форме, ссылаясь на уже известные элементы движений. Эти дети могут представить и описать упражнение, которое они только начинают разучивать, что недоступно детям, имеющим низкий уровень физической подготовленности.
Среди практических методов особое значение необходимо придавать повторению упражнений и игровым двигательным заданиям, однако в группе детей, имеющих высокий уровень физической подготовленности, наиболее эффективным является вариативное повторение, при котором в характер упражнения вносятся изменения. Это вызывает повышенный интерес к упражнению, способствует более качественному его выполнению.
Применение игровых приемов также неоднозначно. С детьми, имеющими низкий уровень физической подготовленности, следует проводить игры, во время которых все занимающиеся выполняют одинаковые движения с установкой на их качественное выполнение. В группах детей высокого и среднего уровня физической подготовленности наиболее эффективны игры с элементами соревнования.
Индивидуальный подход к детям с учетом характера двигательной активности
Особых знаний и умений педагога требует руководство двигательной активностью детей.
Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью на протяжение всего дня. Таких детей примерно половина или чуть больше в группе. Они самостоятельны и активны, движения их уверенные, четкие, целенаправленные.
Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют от общего числа детей примерно четвертую-пятую часть. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений выбирают чаще бег, прыжки, избегают движений, требующих точности и сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Из-за высокой интенсивности двигательной активности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями. Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем для нервной системы, поэтому эти дети отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации, они с трудом засыпают, спят неспокойно.
Наиболее уязвим организм детей малой подвижности. Их характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают. В противоположность подвижным детям, умеющим найти для игр пространство, они " стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую интенсивных движений. Они робки в общении, не уверены в себе, не любят игры с движениями. Малая подвижность - фактор риска для ребенка. Она объясняется его нездоровьем, отсутствием условий для движений, отрицательным психологическим климатом, слабыми двигательными умениями или тем, что ребенок уже приучен к малоподвижному образу жизни, что особенно тревожно.
Приемы руководства двигательной активностью детей. При руководстве двигательной активностью детей средней подвижности достаточно создать необходимые условия, т.е. предоставить место для движений, время, игрушки-двигатели, физкультурное оборудование и пособия. Физиологи советуют смелее полагаться на "саморегуляцию", которая у них проявляется достаточно ярко, руководство двигательной активностью детей большой подвижности, направляется не на уменьшение их двигательной активности, а на регулирование интенсивности движений. Пусть по времени дети двигаются как можно больше - важно запрограммировать такой состав движений, которые требуют сосредоточенности внимания, сдержанности, точности. Ребят надо специально учить точным движениям: метанию в цель, прокатыванию мяча по ограниченной площади (половице, дорожке из двух шнуров, гимнастической скамейке и пр.), ловле мяча, отбиванию его от пола. Полезны все виды и способы лазания, упражнения в равновесии, общеразвивающие упражнения на ограниченной площади (плоскостном кружочке на полу, чурбане, скамейке, доске). Особым регулирующим приемом является внесение осмысленности содержания в двигательную деятельность. При бесцельном беге, например, ребенку можно напомнить сюжеты игры в автомобиль, самолет, поезд и т.п.
У малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделяется развитию всех основных движений, особенно интенсивных (бег, прыжки - разные их способы). Малоподвижные дети вовлекаются в активную двигательную деятельность на протяжении всего дня. Следует позаботиться о той, чтобы она была для детей интересной, непринужденной. Не нужно бояться, что дети утомятся. Этого никогда не произойдет, если обеспечить условия для разнообразных движений в физкультурной, игровой, трудовой деятельности индивидуально с воспитателем или в коллективе детей. Помогут в этом разнообразные физкультурные пособия, игрушки-двигатели. Полезно вспомнить здесь наставления физиологов: дети не устают, если часто меняют движения, их темп, амплитуду, место выполнения. В этом случае происходит естественный отдых (активный отдых), разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет ребенка, а наоборот - снимает утомление, активизирует память, мышление.
Многие приемы руководства двигательной активностью детей одинаковы для детей разной подвижности. Так, в игры всех детей следует вносить определенные сюжеты, требующие движений, что способствует активизации малоподвижных детей, вносит определенную осознанную направленность в бесцельную беготню детей большой подвижности. Сюжетной направленности движений способствует использование физкультурных пособий, атрибутов, подсказка игрового образа, наводящий вопрос, напоминание. Полезно объединять в совместных играх детей разной подвижности, давая, например, одну игрушку, пособие на двоих.
Необходимо обращать внимание детей на осмысление их движений и действий: что делаешь, почему так, как можно по-другому, с каким еще предметом можно выполнить данное движение, как по-разному можно расставить предметы для движений. Это необходимо для •обогащения содержания двигательной деятельности. При разных движениях дети меньше устают, так как при активной нагрузке на различные мышцы происходит их естественный отдых; они более целенаправленно начинают использовать движения в играх. Практика показывает, когда такие ситуации создаются регулярно, дети с удовольствием двигаются.
Таким образом, индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольника учитывает разные стороны его двигательного развития. Он включает в себя комплекс методов и приемов, устанавливающих взаимосвязь между содержанием двигательного материала и индивидуальными особенностями детей.
72. Самостоятельная двигательная деятельность
Двигательная активность считается врожденной потребностью человеческого организма. Особенно важна она для ребенка раннего и дошкольного возраста, когда формируются все системы и функции организма. Двигательный режим в детском саду складывается из организованной и самостоятельной двигательной деятельности. Самостоятельное движение детей во всех группах должно составлять не менее 2/3 их общей двигательной активности. Критериями оценки двигательной активности являются: объем движений (в условных шагах), их продолжительность (во времени), содержание (разнообразие движений, форм и видов).
Потребность в движении индивидуальна, поэтому условно можно выделить в каждой группе детей большой, малой и средней подвижности.
Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты: - организацию физкультурно-игровой среды (достаточное место для движений; нужное количество, разнообразие, сменяемость пособий);
- закрепление в режиме дня специального времени для самостоятельной двигательной деятельности;
- владение воспитателем специальными опосредованными методами активизации движений детей.
При руководстве самостоятельной двигательной деятельностью необходимо знать индивидуальные особенности двигательной активности детей
Возможные отклонения в двигательном развитии детей
Отклонения | Характеристика | Задачи |
Малая подвижность, частые периоды бездействия | Отсутствие интереса к двигательной деятельности: ребенок часто сидит, ничего не делает, на лице грусть, безразличие, не умеет себя занять | Активизировать, вызвать интерес к движению |
Большая подвижность с высокой интенсивностью движений | Только при условии, что движения бесцельны или самоуправляемы, торопливы | Учить "управлять" движениями, выполнять их точно |
Однообразие или трафаретность движений, их бесцельность | Состав движений беден: полное отсутствие некоторых движений в самостоятельной деятельности. Ребенок бегает, шалит, не умеет выбрать сюжет для игры; не использует физкультурные пособия и игрушки; не умеет переключаться на спокойные виды деятельности | Обогащать состав движений и содержание деятельности в целом |
Отсутствие творчества в двигательной деятельности | Не умеет комбинировать, движения, переносить знакомые движения в сюжетные игры, однообразно использует физкультурные пособия и игрушки | Развивать двигательное творчество |
В руководстве самостоятельной двигательной деятельностью детей педагогу необходимо наблюдать за детьми, видеть каждого и при необходимости прийти на помощь.
Информация о работе Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"