Шпаргалка по "Физкультуре и спорту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:33, шпаргалка

Описание работы

1.Характеристика понятий: физическая культура, спорт, физическое воспитание, физическая рекриация, физическая реабилитация.
2.Соц.принципы ф.к. Характеристика видов физической культуры.
3.Система физического воспитания, её структура, объект и предмет.

Файлы: 1 файл

шпоры госы 1 экз..docx

— 104.73 Кб (Скачать файл)

1.Характеристика понятий: физическая культура, спорт, физическое воспитание, физическая рекриация, физическая реабилитация. Физ.культ.-органическая часть культуры общества и личности. Такая область деятельности, которая удовлетворяет потребности общества и личности по созданию физической готовности людей к различным формам жизнедеятельности и прежде всего к труду. Спорт- игровая соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения и нормы ей присущие. Ф.в.-педагог. Процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а также на развитие разносторонних физических особенностей человека. Иными словами ф.в.- педагогическая система совершенствования человека. Ф.рекреация- осуществление активного отдыха людей с помощью ф.у., получение удовольствия от этого процесса. Ф.реабилитация- восстановление частично утраченных или ослабленных психофизических способностей человека с помощью ф.у

 

2.Соц.принципы ф.к. Характеристика видов физической культуры. Принцип-это особо важное теоретическо-практическое положение, отражающее общие закономерности существования какого-либо явления и служащие главным ориентиром на пути к достижению цели. Реализация принципов осуществляется:1)одновременно;2)в работе с любым контингентом людей;3)с акцентированием одного из принципов в зависимости от конкретных задач;4)с опорой на основу системы ф.к. Принцип всестороннего гармонического развития: влияние ф.к., использование её средств и методов направленно на обеспечение всех сторон развития личности человека, обеспечение гармонически  развитой личности, обеспечение комплекса жизненно важных двигательных умений и двигательных навыков, физических способностей и физических качеств в различных направлениях воспитания(интеллектуальное, трудовое, этическое и т.д.)Принцип связи ф.к.с практической жизнью общества: сущность заключается в целенаправленном и полноценным использовании ф.к. в обеспечении профессионально-прикладной направленности воздействия её средств, т.е. готовности чела к трудовой деят-ти и разл.формам жизнедеятельности. Принцип оздоровительной направленности: использование ф.к. в обществе должно обеспечивать повышение уровня здоровья, формировать представления и предпосылки ЗОЖ. Оздоровительная направленность средств ф.к.- это обязательный критерий. Она должна иметь научно-обоснованное подтверждение. Необходимо соблюдать меру физических нагрузок адекватных контингенту занимающихся.Обеспечение регулярности и единства врачебного и пед.контроля. Использование оздоров.сил природы и гигиенич.факторов. Виды ф.к.: БАЗОВАЯ-включена в систему образования и воспитание подрастающего поколения. Обеспеч.базовый уровень ф.подготовленности, а также приобретение основного фонда д.умений и д.навыков, развитие ф.качеств и способностей. Основным компонентом базовой ф.к.явл.школьная ф.к.Она является учебным предметом в школе. Формирует ф.навыков, ф.умений и качеств. СПОРТ-вид ф.к., связанный с проявлением навыков и умений, ф.качеств в рамках определенной спорт. специализации. Предъявляет высокие требования к человеку для достижения максим.результ. в условиях соревновательной дея-ти. ППФК- обеспечивает вооружение спец.д.умениями и навыками, и достиж.уровня определенной двигательной способности, необходимой для  специфической профессиональной деят-ти. Делится на собственно профес.-прикладную и военно-прикладную. Оздоров-реабил ф.к.- специфич.раздел направленного использования ф.у. в качестве профилактики заболевания и восстановления утраченных функций организма. Отдельные формы двиг.деят-ти используются в ЛФК.ФОНОВАЯ ФК-объединяет гигиеническую, повседневную и рекреативную ф.к.Используется для оптимизации функционального состояния организма. Адаптивная ф.к.- область ф.к.чела с отклонениями в сост.здоровья(включая инвалида) и общества. Это деят-ть по созданию всесторонней готовности человека с особенностями психо-физич.развития к жизни. Оптимизация его состояния  и развития в процессе комплексной реабилитации и соц.интеграции. Цель: максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего нарушения в состоянии здоровья или инвалидность за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и оставшихся в наличии телесно-двигательных характеристик и духовных сил. Компоненты АФК:1)адаптивное ф.в.(подготовка к жизни, бытовой и трудовой деят-ти.)2)адаптивный спорт(самоактуализация ,реализация своих способностей3)адаптивная д.рекреация(удовлетв.потребностей чела в отдыхе, развлечении, досуге и получение удовольствия от этого процесса.4)адаптивная ф.реабилитация(удовлетв.потребностей чела в лечении и восстановлении временно утраченных функций, кроме тех, которые утрачены навсегда5)креативная ф.к.(худ-музыкальная) они дают возможность творческого саморазвития через движение,музыку,танец.6)экстремальные виды д.активности(удовлетв.потребностей чела в риске, повышении напряжения.)

 

3.Система физического воспитания, её структура, объект и предмет. Система ф.в.- это типичный для общественной формации способ организации практики ф.в., её исходных основ и определяющих сторон , обеспечив-щий ф.совершенствование людей и формир.ЗОЖ. Цель- используя ценности ф.к. для всесторонне развитого человека, который будет физически подготовлен к жизненной практике. Объект системы ф.в.- человек. Предмет системы ф.в.-развитие физич. и дух. способностей. Система ф.в. в РБ- отличают гуманистическая направленность( центральной фигурой в процессе ф.в.выступает чел. с его поло-возрастными и индивид.особенностями, интересами и потребн-ми.) и демократичность(доступность решаемых задач для заним-ся, свободе выбора занятий с учётом интересов, потреб-тей и возможностей людей).Система ф.в.складывается из ряда взаимосв-ных частных систем ф.в., отражающих особенности ф.в.лиц различных соц.групп: система ф.в.детей дошк. возр-та, система ф.в.школьников, система ф.в.учащ-ся и студентов, система ф.в.по месту жит-ва, работы и отдыха, система ф.в.военнослужащих и личного состава правоохран-ных органов, система ф.в.инвалидов.

 

4.Основны системы ФВ. Существование системы ф.в. возможно благодаря сформированным основам этой системы. Основы системы ф.в.обеспеч. взаимосвязь в различных проявлениях с обществом в целом и явл. отражением специфики этих взаимосвязей. Соц.-эконом.основы- система ф.в.тесно связана с экономикой, политикой наукой и культурой. За счёт различных форм система ф.в.включена в основные виды соц.деят-ти, такие как труд, отдых, быт людей(через просмотр спорт.сорев., отслеживания печати и деят-ти, получения кач-ных физкульт.-оздоров.услуг. Система ф.в.явл.развитой сферой эконом.отношений: сочетает в себе различные источники финансированияи матер.-технич.обеспечения. В эконом.плане-система ф.в.- это отрасль народного хоз-ва с материальным хар-ром (спорт.соору., одежда, обувь, инвентарь) и нематер.харак-ра (физич соверш.чела.).Правовые основы- сиситема ф.в.тесно связана и опирается на правовые акты данного гос-ва. Она располагает широкой совокуп-тью нормат-ных актов, регулир-щих её деят-ть. Основным правовым актом ф.к.явл»Закон о ф.к.и с.»Научно-метод.основы- система ф.в.использует и опирается на научные достиж.в своей отрасли и др.отраслях(экономике, технике, медицине и др.).Система ф.в.имеет обширную метод. базу. Метод основы выражают научность системы ф.в., т.к.все теор.положения и способы их реализации опираются на фундамент.-ные науки(философ.,педагог.,психол.,физиолог.)Програмно-нормат.основы-составляют единые гос.программы ф.в.(выражают обязательный минимум ф.в.на разл.этапах жизни чела(ясли, сад, школа, колледж, ВУЗ)где определены основные средства ф.в.и основные нормат.требования) и ЕСК-высшая ступень программно-нормат.основ системы ф.в.(устанавливает единые требования по присвоению разрядов и званий, также единые разряд.нормат.(показанные результ.)и требования(в которых результат должен быть продемонстрирован).1 раз в 4 года после ОИ. Организ.основы-сочетание гос-ных и общ-ных форм и органов управл-ия. Сочетание всех основ(строительство и эксплуатация спорт.сооруж., произ-во и использование оборудования и инвентаря, одготовка специалистов, врачебно-контрольные службы, обеспеч.обяз.занятия(дет.сад, школа, ВУЗ).

 

5.Средства физического воспитания и их классификация. Средства ф.в.можно разделить на специфические(ф.у., гигиен факторы, естественные силы природы. технические средства, идеомоторные упр.) и общепедагог.(слово, наглядного воздействия).Ф.У.- это д.д. или его совокупности, направленное на ф.совершенствование чела, позволяющее решать задачи ф.в. и подчинённое его закономерностям. Ф.У явл осн.средством ф.в.,т.к.:1)в ф.в. предметом обуч.явл.действие, направленное на ф.совершенствование обучаемого2)ф.у. воздействует не только на формы и функции организма, но и на личность в целом3)ф.у.явл.средством передачи соц.-истор. опыта в области ф.в.4)ф.у.передают эмоции,чувства,мысли5)ф.у.способны удовлетворять биологич. необходимость в д.активности. Гигиен.факторы: обеспеч. возможность полноценного решения задач ф.в. 2группы:1)средства, которые обеспеч. жизнедеятельность чела вне процесса ф.в.(личная гигиена)2)-средства, кот. непосредственно связаны и включены в процесс ф.в.(сочетание нагрузки и отдыха, гигиена спорт.костюма).Естественные силы природы- это комплекс метеорологических условий и факторов используемых в ф.в.1 группа-сопутствующие факторы(создают наиболее благоприятные условия для процесса ф.в.),2 группа-относительно самост.средства(оздоровление и закаливание).СЛОВО имеет различные формы и способы использования. По назначению словестные методы разделяют :1)методы рассказа, описания, объяснения(слово-передача знаний)2)методы команды, распоряжения, приказа(слово-управление заним-ся)3)методы разбора, замечания, словесной оценки(слово-анализ и оценка деят-ти заним-ся).Функции слова:1)смысловая- выражение содержания преподаваемого материала2)эмоциональная- воздействие на эмоции уча-ся(мимика, жесты, интонация препода).Методы наглядного воздействия- позволяют создать зрительный, слуховой и д.образ,а также более полно воспринимать доносимую учителем информации.4 группы методов наглядности1)непосредственного показа(сам учитель или ученик)2)опосредованного показа(схемы, муляжи, таблицы)3)направленные на прочувствование д.д.(использование пассивных упр.За счет сенсорной информации )4)срочной информации(разметка, стрелки, линии, секундомеры, шагомеры.

 

6.Классификация физ. упр. Классифицировать ф.у.значит логически упорядочить их совокупность, подразделить на группы и подгруппы согласно определенным признакам.1.По признаку исторически сложившихся систем ф.в.:гимн.,игры,спорт,туризм;2по их значению для решения образ-ных задач: -подготов.(позвол. повысить уровень ф.подг-ти),-подводящие(облегченные для осн.упр.)-осн.(все остальные);3.по  в.с.:л\а,гимн.,плавательны,спорт.-игровые;4.по принципу воздействия на разл.группы мышц: упр для шеи, тул, рук и плеч.пояса,ног;5.по зонам мощности:максим,субмаксим,большой,умеренной;6.биомехан.принципу:цикл-ие,ацикл-ие,смешанные;7.по приемущ-му разв.ф.качеств:силовые,корд.,гибкость,ловкость,выносливость,комплексные;8.преобл.источникам энергии: аэробные и анаэробные

 

 

 

7.Техника физ. упр. Фазы и части техники. Техника ф.у.- наиболее эффект.способ выполн.д.д. Техника д.д.- система движений, применяемая для решения д.задачи. Виды техники: стандартная(современная, наиболее рацион-ная основа движения, характерная и в равной мере одинаковая для всех исполнителей и индивидуализация техники-некоторое видоизменение отдельных элементов исполнения д.д.не искажая их основу. Бывает 2-ух видов: типовая(когда в стандартную технику вносятся изменения в соответствии с особенностями конституции и ф.подг-ти отдельных групп зан-ся) –личностная(видоизменение техники в соответствии с особенностями конкретного чела. Основу составляет спорт.-техническое мастерство. В технике выделяют основу(д.д.или движения, кот.отражают отличит. признаки данного действия и обязательны для выполнения в его рамках) и детали(движения. кот. не характерны для данного д.д и могут выполн.с определенными вариациями. Фазы техники: -подг.(предназнач. для наиболее благоприятн. усл. выполн. главной задачи действия),-осн. -сост.из движ, с помощью которых решается главная задача действия),-закл. -заверш. движение и позволяет выйти из рабочего состояния. Эффективность техники определяется пед.критериями эффективности(признаки, служащие для определения меры соответствия наблюдаемого способа движения с объективно необходимым).1.результативность ф.у.2.параметры стандартной техники- выполн.движение сравн.со стандартной техникой, т.е.судят по выполнению.;3.разница между реальным и возможным результатом.

 

8.Классификация методов физического воспитания. Метод-система действий учителя в процессе преподавания и ученика при усвоении уч.материала. По Ашмарину выделяют специфич.(строгорегламентированного упр.и частичнорегламент упр.)и общепедагог методы.(методы слова и методы наглядности).Строгорегламент.упр:1)разуч по частям,2)в целом3)принудительно-облегчающие(на нач.этапах обуч.для освоения техники. Сущность-процесс обуч происходит в принужденно-облегченных условиях..Частичнорегламент:1)игровой2)соревновательный. Методы исп.слова:рассказ,описание,объяснение,беседа,задание,указание,приказывание,команда,распоряжение,подсчет,разбор,оценка)Методы наглядного воздействия: показ, демонстрация, звуко и светосигнализация, направленного прочувствования д.д. Общая классификация методов предполагает разделение методов на след.группы:1)методы приемущественного обуч.д.д.2)метод приемущественного воспитания ф.качеств. Обе группы включают в себя методы строго и частично регламентированного упр. Мет.Строгорегламентир.упр.: Сущность - упр. выполняется в точно заданной форме и точно обусловленной нагрузки; по четко предписанной нагрузке, объеме, интенсивности, дозировкой. М-ды обучения д. д:а)целостно-конструктивный применяется на любом этапе обучения. Сущность – что техника осваивается (целиком) без разделения на   части.   М-д   позволяет разучивать не сложные движения (ОРУ, бег, прыжки).б)расчленено-конструхтивный примен. – на начальном обучении. Имеющие сложную структуру   (на   отдельные   фазы   или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое).При применении  расчлененного метода необходимо соблюдать правила:1.Обучение нужно начинать с целостного выполнения, а затем его разделять на элементы, требующие точного обучения.2.Разделять, чтобы    элементы    были самостоятельны и меньше связаны между собой.3.Разделенные элементы изучат е короткий срок. Методы частично регламентированного упр.: Игровой и соревноват. Сущность игрового метода в двигательное действие занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Основные методические условия: 1.обеспечивает всестороннее и комплексное развитие физ. кач-в, совершенствование д.д 2. проявление значительных физических качеств, для воспитания физических способностей. З.формирование самостоятельной инициативы, творчества. К недостаткам его относят ограниченные его возможности при изучении новых двигательных действий и дозировании нагрузки на организм. Соревновательный - выполнение упр.в форме сор-й. Сущность м-да -использование соревн-й в кач-ве средств повышения уровня физ. подготовленности заним-ся. В практике Ф.В. выделяют соревнования:1.официальные различного уровня и поразличным видам спорта. .2.соревнования, как элемент организации урока.

Соревн-й метод стимулирует: 1 максимальное проявление двигат. Способ и 2.выявлять и оценивать качество владения д. д.3.обеспечивает максимальную ф.нагрузку.4.содействовать воспитанию волевых качеств. Методы воспит.ф.качеств: повторный(многократное повторение одинаковых порций работы в условии полного восстановления),равномерный(выполн. нагрузки одинаковой интенсивности на всем протяжении выполнения н-р бег 5 км. В среднем темпе),переменный(выполн. упр. отдельные части которого отличаются по объему или интенсивности),интервальный(выполн. упр. отдельные части которого отличаются по объему или интенсивности с интервалами отдыха. Круговая тренировка- последовательное выполнение спец.подобранных упр., на разл мышечные группы по типу неприрывной или интервальной работы. Каждое упр.выполн в спец.отведенном месте(станции)-круг. В одном круге от 3-4 до 8-10 станций.3 разновидности:1)непрерывного д.упр.2)интервально упр.с напряженными интервалами отдыха3)интервального упр.с ординарными интервалами отдыха.

 

9. Типовая ст-ра процесса обучения ДД. Весь процесс обуч.представлен этапами:1)Создание представления о д.д. Задача-создание представления, необходимого для правильного выполнения д.д.Представление возникает на основе что слышит, видит, чувствует. Чем глубже поймет ученик значение, сущность, тем точнее будет его представление о нем.2)Разучивания обучить основе техники и ведущим движениям, вделать их стабильными. Надо устранить ненужные движения; добиться освоения общего ритма. Испль-ся все группы методов

(слова, нагляд, методы разучивания  по частям и в целом.) Данный  этап завершается освоением основного  д. д. Особенно важно на 2 этапе исправление ошибок. Ошибки: 1)в конкретных д.д.,2) ошибки отдельные и комплексные (встречаются на начальном обучении, комплекс - где взаимосвязь нескольких влечет за собой другую); 3)ошибки автоматизированные и неавтоматизированные (после многокр. повторения);4)существенные (грубые) и незначительные- искажают основу тех-ки; -несущественные (мелкие) — отдельные части движений;5)- типичные - для данного контингента свойственно;- нетипичные -возникают спонтанно. (цель- формир.основ умения выполнять д.д. 3).Закрепления - задача - сформировать д. д. и навык в основном варианте и создавать основу для формирования умения пользоваться им в различных условиях.4) Совершенствования в различных условиях. Задача - довести двигател-действие до автоматизации.

 

 

 

 

10.Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса физического воспитания. Нагрузка - это дополнит. по сравнению с покоем степень функционированной активности организма, возник. при выполнении ф. у., а также степень переносимых при этом трудностей. Различают а)внешнюю сторону -выражается во внешних размерах совершаемой работы и характером продолжительности, скорость и тд. Б)внутренняя сторона - величине функционированных сдвигов в организме, характеризуется степень увеличения ЧСС, легочной вентиляции, потребление кислорода. Кол-во выполненной работы называется объемом нагрузки (продолжительность действия, количество повторений).Под интенсивностью нагрузки понимают мощность работы ее напряженность (измеряется величиной мышечных усилий, скоростью, темпом). Под макс.нагрузкой понимают наибольшую её величину, кот. может выполнить заним-ся без вреда для своего злоровья. Оптимальная нагрузка-та наименьшая её величина, кот. может вызвать эффект суперкомпенсации. Отдых, пауза - важное средство, нужно умело пользоваться. Рационально организованная пауза между нагрузками ускоряет восстановительные процессы. Отдых: активный - осуществляет двигательную деятельность. Пассивный -не выполняет никакой работы.

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультуре и спорту"