Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:33, шпаргалка
1.Характеристика понятий: физическая культура, спорт, физическое воспитание, физическая рекриация, физическая реабилитация.
2.Соц.принципы ф.к. Характеристика видов физической культуры.
3.Система физического воспитания, её структура, объект и предмет.
42.Постросние спортивной тренировки. 3
уровня структуры тр-ки Микроструктура
- структура отдельного тренировочного
занятия и малых циклов состоящих из нескольких
занятий. Наиболее распространенный 7-дневные
микроцнклы, типы: а) втягивающий - подведение
к нагрузкам организма; б) ударный - большой
суммарный объем, с высокими нагрузками;
г) восстановительный - после соревнований,
д)соревновательный -строится с программой
соревнований. Мезоцикл - продолжительность
от 3 до 6 недель. Различают а)втягивающий
- подведение к специфической работе -
на повышение возможностей. б)базовый
- повышение функциональных возможностей,
развитие ф. качеств,. в)контрольно-подготовительных
– применение соревновательных и спец.-подготов-ых
упр-й, г)предсоревнов-ые -в каждом
макроцикле выделяют 3
периода: подготовительный,
соревновательный, переходный. 1Этап состоит
из 2-3 мезоциклов :а)Втягивающий - (2-7 микроцикла);б)Базовый
(3-6 недель микроцикл) в)спец. подготов-й
(2-3 мезоцикла). 2Этап-Соревновательный-
43.Общая структура многолетней подготовки спортсмена. Период многолетней подготовки спортсмена зависит от качественного тренерского процесса до окончания его деят-ти. Определяется это возрастом, содержанием процесса. Сущ. Этапы многолетней тренировки: 1 .этап начальной базовой подготовки -это когда дети приходят заниматься, делятся от специфики вида спорта: занимаются вначале основами техники. 2.этап предварительно базовой подготовка – характерен примерно до 3 лет, 3 этап –специализированной подготовки он охватывает если брать спорт. игры этап спец, подгот. до 17 лет, здесь определяется повышение спец. Физ. качеств, объем работы, что ведет к максим, результату. 4 этап - реализации спорт., возможностей, начинается с 17 лет, здесь идут максим .нагрузки, все зависит от вида спорта 5 этап-сохранение спорт. достижения. Это задача максимально сохраняемых возможностей. результаты не растут, но стабильны
44.Спортивный отбор и его этапы. Спортивный
отбор мероприятий по выявлению спортсменов,
обладающих способностями: Предварительный
(9 - 1,4) обладающих способностями для
конкретного спорта. В 3этапа; 1. - агитация
- вызвать интерес; 2 -тестирование
наблюдение; 3-наблюдение в
процессе обучения и развития
физ.способностей. Вторичного отбора -
углубленный отбор -
для выявления перспективных
юношей и девушек (10-17 л), обладающих
высоким уровнем способностей.3- Спортивной
ориентации - для выявления спортсменов
(18-20 л.) для зачисления в коллективы высокой
квалификации. Отбор на основе изучения
тренировочной и соревноват деят-ностн,
тестирование, обследование 4.Отбор в сор-ные
команды - изучается соревновательная
деят-стъ В
отборе участвуют тренеры, и группы экспертов.
Учитывается уровень, изменения показателей
обследования с возрастом и под влиянием
тренировки .
45.Система подготовки спортивного резерва в РБ. Существует общая система, система ф.в. физ.система спорта. Существуют подсистемы: в системе спорта- основные-идейные, научно-методические и основы программно-нормативные. Существуют организационные основы, которые представлены организациями. Они отличаются по форме собственности: государственные, общественные, частные или коммерческие. Существуют основы подготовки спортсменов. Это качественные орг-ан-ии, такие как: 1.школы олимп. резерва 2.часть школ принадлежит министерству спорта и туризма, минист.образования, силовые минист., общественные от профсоюзов. З.УОР 4.школа высш.спорт.мастерства, спорт.классы в школах.
46.Распределение занимающихся ф.к. на медицинские
группы. Для занятий по учебной программе
учащиеся распределяются не 3 медицинские
группы основную – здоровые учащиеся,
а также не
имеющие незначительные
отклонения в состоянии здоровья,
но достаточно физ. Подготовлены. Этой
группе разрешаются в полном объеме
занятия по учебной программе ф.в.,
занятия в спорт. секциях,
участие в соревнованиях. Подготовительные
- лица с незначительными отклонениями
в состоянии здоровья и ф.
развития либо лица с недостаточиой
физ. подготовкой занимаются по той
же программе, однако срок прохождения
и сдачи норм для них увеличены.3.Специальные
- имеющие значительные отклонения в состоянии
здоровье (постоянного или временного
характера), но допущены к выполнению учебной
работы по специальной программе физ.
воспитания.
47. Нарушение осанки. Сколиоз. Корригирующая гимнастика. Осанка- привычное положение тела непренуждённо стоящего человека. Нарушение осанки могут быть в сагитальной и фронтальной плоскостях. В сагитальной плоскости: 1.круглая спина 2. плоская спина(уменьшение всех физиолог. изгибов позвоночника) З.кругло-вогнутая(увелич. физ.изгибов позвоночника в передне-заднем направлении. 4.плоско-вогнутая(хар-ся уменьшением грудного кифоза при нормальном лордозе) Нарушение во фронтальной плоскости явл. асимметричная осанка. Очень часто встечающаяся патология, которая переходит в стадии сколиоз. Основными факторами сколиоза и другими изменениями в позвон. столбе являются слабые м-цы Определяют так называемые сколиозы-позы: несимметричность плеч; одно плечо выше др; углы лапаток смешены и расположены на разных уровнях.
48.Острые патологические состояния у занимающихся
ф.к. и спортом. 1.Острая сосудистая
недостаточность:-обморок - кратковременно
или частично потеря сознаяня; коллапс;-
шок. Обморок - недостаточное количество
кислорода, поступающее в мозг. Потеря
сознания после интенсивного бега, ходьбы
и т.д. назыв. гравитационный шок, который
проявляется в резком уменьшении венозного
возврата крови к сердцу - застой крови
в печени (колет в правом боку). Профилактика
- глубокое дыхание, легкий массаж. Причина
- недостаточная тренированность, переутомление,
перегревание. -ортостатический шок
(резкий подъем из горизонтального
положения) - цель подать
кровь к сосудам головного мозга. -гипогликемнческое
состояние - развивается в беге на длинные
дистанции и сверхдлинные или недоедание.
Это связано с уменьшенным
содержанием глюкозы в крови. Признаки;- острое
чувство голода, развивается слабость,
головокружение, холодный липкий пот.
-тепловой и солнечный удары. Тепловой
удар в связи с
нарушением теплоотдачи
(испарения). Симптомы
-потоотделение, сухость
слизистой. При появлении симптомов
нагрузку прекратить -холод на голову.
Солнечный - ультрафиолетовое
излучение(покраснение лица, головная
боль, помрачение сознания).Печеночно-болевой
синдром - при нагрузке увеличивается
кровоток к печень не успевает перерабатывать
кровь (застой).
49.Спортыввый травматизм и его профилактика. Травма - воздействие на организм человека внешнего фактора нарушающего строение и целостность тканей в нормальное течение физиологических процессов. Характера травм: кожные (ушибы);подкожные (разрывы связок, переломы)прямые или не прямые (в зависимости от точки-приложения силы;- удар в боксе). Травмы бывают: открытые, закрытые.По степени тяжести: тяжелые, средние, легкие, острые, хронические, микротравмы. Причины: методика занятий; организация соревнований; недостаток- материально-технич. обеспечения, метеорологич. факторы. Профилактика: знания причин и особенности травм в различных видах спорта, знания о мерах предупреждения. Цель — содействие эффективности ф.в. и спорта. Задачи профилактики- организация и проведение лечебных профилактик, санитарно-гигиенических мероприятий, выявление ранних признаков заболевания и повреждений их профилактика, питание, размещение на соревнованиях.
50. Допинг. Антидопинговый контроль.
Допинг-(dаре - давать наркотик)-это введение
в организм фармакологических препаратов
искусственного поддержания высокой работоспособности
и спортивного результата. Классификация;1)Стимуляторы(
метадон). Цель-обезболивание. К нему привыкаешь.
Побочные эффекты - сонливость, тошнота,
рвота, обморок, запор, кома. 3) Анаболические
стероиды. Цель - наращивание мышечной
массы. Побочные действия: у мужчин: развитие
груди, облысение, бесплодие, импотенция,
затвердение яичек, агрессивность.
У женщин: развитие мужских
черт, нарушение
менструаций, появление волос на лице.4.В-блокаторы
(действуют на бета-рецепторы парасимпатической
н.с.)Повышается сердечн. сокращение, вызывает
антиаритмический эффект.5.Диуретик(мочегонные)
- может привести к обезвоживанию организма.
Используется в бодибилдинге. Используется
для скрытности др. анаболиков.6 алкоголь.
51. Физиологическая характеристика восстановительны
процессов после мышечной деятельности. После прекращений
упр. происходят обратные изменения в
деятельности тех функциональных систем.
Фазы восстановления: 1.Быстрого восстановления;2.Замедленного
восстановления; этим 2-ум фазам соответствует
период восстановления
работоспособности, сниженной
в результате утомленной работы;3.Суперкомпенсации
52.Физиологическая хар-ка устойчивого состояния при мышечной деятельности. При выполнении упр-й постоянной аэробной мощности вслед за периодом быстрых изменений функции организма следует период устойчивого состояния. При выполнении упр-й небольшой мощности на протяжении периода устойчивого состояния имеется количественное соответствие между потребностью организма в кислороде (кисдородым запросом) к ее удовлетворением. Такие упр-я относятся к упр-ям с устойчивым состоянием. Кислородный долг после непродолжительного их выполнения практически равен лишь кислородному дефициту, возникающему в начале работы. В упр-ях макс. аэробной мощности после короткого периода врабвтывания потребления кислорода достигает уровня МПК и потому не может увеличиваться. Далее оно поддерживается на этом уровне, иногда снижается. - поэтому 2 рабочий период в упр. макс, аэробной мощности наз. период ложного устойчивого состояния.
53.Утомление и причины его возникновения при разных видах мышечной деятельности. Утомление - обратимое снижение работоспособности за счет реакции на физ.нагрузки.- происходит повышение ЧСС, изменение цвета кожи, понижение сердечной производительности. Переутомление или перетренированность – это прогрессирующее развитие переутомления. Проявляется - нарушение сна, ухудшение самочувствия, неустойчивость настроения, ухудшение координации. Перетренированность приводит к неврозам: -неврастения, истерия, навязчивое состояние. Признаки перетренированности: потеря аппетита, сна, нежелание тренироваться, агрессивность, безразличие. Стадии перетренированности: 1. начальная; 2постепенная; 3.невротическая.При переутомлении суперкомпенсация не наступает. Реабилитация - восстановительные центры. Для оценки - пробы с ф. нагрузкой, электрокардиографы, фармакологические пробы. Средства восстановления - педагог, медиц., психология.
54. Физиологическая характеристика разминки. Под разминкой понимается выполнение упр-й, которое предшествует выполнению на соревновании или основной части тренировочного занятия. Разминка способствует оптимизации предстарового состояния, повышает работоспособность. Разминка повышает возбудимость сенсорных и моторных нервных центров коры больших полушарий, усиливает деятельность всех звеньев дыхание и кровообращение. Это приводит к усиленному снабжению тканей кислородом и уменьшению кислородного. Цель разминки - способствовать повышении температуры тела, возбудимости ЦНС, усилению функций кислородотранспортной системы, обмена в мышцах. Специальная размашка по своему характеру должна быть как можно ближе к предстоящей деятельности. Следует включить сложные в координационном отношении упр-я, обеспечивающие необходимую настройку ЦНС. Оптимальный перерыв между разминкой и соревнованиями не более 15 минут.
55.Гнгиенические требования к режиму дня и питанию школьников. Важное гигиеническое значение имеет рациональный суточный режим школьника, способствующий сохранению и укреплению здоровья, а также высокой работоспособности. Суточный режим устанавливается на основе гигиенических положений. Выполнение различных видов деят-ти в строго определенное время; чередование различных видов деят-ти; достаточный отдых, в числе пребывания на воздухе, полноценный сон. Подъем всегда в одно время, сразу утр. гимн. Важное значение имеет сон. 8-10 лет - 11-10,5 часов; 11-12 лет - 10 ч; 13-14 лет - 9,5 ч; 15-16 лет - 9 ч; В период напряженных дней - сон увеличить. Основные элементы суточного режима (время подъема, приема пиши, отхода ко сну) должны соблюдаться в воскресенье и праздники.
56. Гигиенические требования к школьным спортивным сооружениям. Школа должна иметь спортивную зону и учебно-спортивные помещения.- Спортивная зона — на участке школы не менее на 10 м от окон. Ее размеры зависят от типа школы. В школах всех типов в спортзале размещается легкоатлетическая и гимнастическая площадки. Дня средней школы проектируется площадка для футбола, комбинированная площадка для баскетбола, волейбола. Для группы школ, для всех климатических районов при соответствующих обоснованиях допускается сооружение крытого бассейна. Учебно-спортивные помещения включают спортивные залы и расположенные при них 2 раздевалки, 2 душевые, 2 туалета и 2 спец. комнаты (преподават, и для хранения инвентаря).Спорт, залы на 1 этаже изолированы от учебных секций. Вход - из раздевалок или через обособленный коридор. Из спорт. зала или комнаты хранения инвентаря выход на участок. Температура в спортзале -15-17° С.
57. Психологическая характеристика личности
и деятельности учителя ф.к. Общие
психол. особ-сти деят-ти учителя ф.в.: учитель
должен формировать личность школьника,
исходя из этого реализуется воспит., оздоровит.,
оздоров. образ, задачи. Функции учителя:
а) воспитать - формировать нравственные
и идейные взгляды личности у школьника;
б) образовательные -просветительные передачи
спец знаний и умений; в) управленческого
-организаторская в организации уроков;
г) проектированная -входит перспективное
и текущее планирование мероприятий, определение
нагрузок. Психологические основы педагогического
такта : любой учитель осуществляет свою
деятельность с комплексом приемов, которые
определяют стиль его деятельности, кот.
подразделяются:1.