Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:33, шпаргалка
1.Характеристика понятий: физическая культура, спорт, физическое воспитание, физическая рекриация, физическая реабилитация.
2.Соц.принципы ф.к. Характеристика видов физической культуры.
3.Система физического воспитания, её структура, объект и предмет.
11.Принципы обучения физическим упр. Принцип-наиболее важное и.п., руководящие установки для деят-ти учителя и учеников, обусл. законом-тями пед.процесса. Сознательности - ученик должен
понимать цель своей учебной деят-сти. Повышение сознательности достигается:
приучение учеников продумывать изучаемое
движение; осмысливать движения, добиваться
понимания учениками прикладной ценности
упр.Активности – является главным показателем
сознательного отношения к процессу. Активность
с 2-х сторон: 1 - активность - как черта;
2 – как характеристика его учебной деятельности.
Активность может проявляться в разл.
видах д.активности, активный процесс
приобретения спец.знаний, стремление
к самост. деят-ти, дисциплинированность.
Реализация принципа предполагает учета
следующих правил: предъявляемые требования
должны опираться на хар-р мотивов; повышение
активности через развитие устойчивого
внимания; учебно-воспит. процесс так организовывать,
чтобы активность направлялась на коллективную
деят-ть. Прочности - являются соблюдение
всех принципов обучения - эта его черта. Индивидуализации
–выражается в избирательном воздействии
на ученика. 3 правила содержания принципа:1)индивид.
особенности ребенка- перспектива его
развития 2)опираясь на сильные стороны
возможно преодолевать слабые3)любая индивидуализация
строится на общих законах и закономерностях
обучения. Принцип требует учета уровня
развития ребенка, а также хар-ра и индивид.
отличий детей(уровень здоровья. возраст,
ф.работоспособность, ф.подготовка.. Доступности
- ученику материал должен быть доступным.
2 вида доступности: 1. программно-нормативная
– доступность учебного материала для
определенного контингента учащихся;
2 - индивидуальности -доступность
учебного материала для конкретной личности. Наглядности
–сущность заключается в положении1)для
овладения д.д.следует воздействовать
на многие анализаторы обучаемого2)все
наглядно воспринимаемое должно быть
понятно и осознанно3)наглядность должна
обладать действенностью(побуждать ребенка
к действию).Виды наглядности:зрительная,
12. Особенности ФВ как педагог. процесса.Физическому
воспитанию свойственны общие признаки
пед.процесса: -соблюдение пед. принципов;
-учет индивид. особенностей заним-ся;
конкретная постановка задач; -формир.
личности заним-ся. Специфические черты
ф.в.:1.ф.в.-это многолетний процесс, распространяющийся
на все периоды развития чела;2.ф.в.воздействует
преимущ-но на д.способности
чела и служит сред-вом управления
их развития;3.ф.в.дает непосредственно
оздоров.эффект.4.ф.в.
В Ф.В. можно выделить две специфические и в тоже время тесно взаимосвязанные стороны:1.воспитание физических качеств вузком смысле слова имеет .значение биохимические и морфологические сдвиги в организме заним-ся;2.формирование двигательных умений или навыков или физ. образов-я. В большей мере этот процесс связан сЦНС. Цель Ф.В. – оптимизация ф.развития человека, всестороннее совершенствования свойственных каждому ф. качеств и связанных с ними способностями.
13.Соц.-педагог. Значение, цель и задачи использования ФК в школьном возрасте. Значение ф.в. школьников обусловлено в подготовке здорового, всесторонне физически развитого, трудоспособного подрастающего поколения. Цель ф.в.- формирование ф.к.личности.
Включение ф.в. в единую систему учебно-воспитат.
работы общеобразоват. школы обеспечивает
возможность взаимоиспользования средств
и методов (физического, умственного, эстетического).
Задачи: Оздоровительные –расширение функциональных
резервов организма, повыш.уровня ф.подг-ти,
формир.основ ЗОЖ, умением их использовать
на практике, приемов самоконтроля и саморегуляции,
формир.прав.осанки). Образовательные – формир.знаний
и представлений по разл.отраслям ф.в.,
формир. двиг.умений и навыков и способов
деят-ти. Воспитательные- воспитание ф.качеств,
развитие д.способностей и повыш. уровня
функциональных систем, воспитание качеств
личности. В соответствии с соц.(общими)принципами
ф.к. и основными направлениями системы
ф.в.современная классификация задач ф.в.включает
след.группы:1)воспит.-образов-
14.Методика воспитания координационных
способностей у детей школьного возраста. Ловкость-это
ф.качество, выражающая способность человека
быстро, оперативно, целесообразно и наиболее
рационально осваивать д.д., успешно решать
д.задачи в измен-ся условиях. Ф.качество
ловкость определяется совокупной работой
систем организма чела и явл. сложным комплексным
д.качеством, зависящим от уровня развития
мышечного чувства и пластичности нервных
корковых процессов. Виды к.с.:1.пространственная ориентировка(сохранение
представлений о характере изменений
внешних условий и в умении перестроить
д.д.в соответствии с этими изменениями.
Пространственные отношения чела и окр.среды
выражаются:1.относительным постоянством
позы чела и неподвижностью окр. его объектов;2.изменение
параметров передвижения только внешних
объектов(подача в в\б);3.изменение партнеров
передвижения только человека(комбинация
на гимн. снаряде);4.одновременное изменение
параметров передвижений чела и внешних
объектов(взаимод. партнеров в игре).2.Точность воспроизведения движений(соблюдений
условий и правильное выполнение д.д.сопряжено
с выполнением любого д.д.и основано на
рефлекторных механизмах. Факторы проявления ловкости
и к.с.:- способность чела к точному
анализу движения; -согласованная деят-ть
анализаторов при ведущей роли двигательного;
-сложность д.задания; -уровень развития
др.ф.способностей; -психические или личностные
качества(смелость,
14.Методика воспитания координационных способностей у детей школьного возраста. Координация- свойства организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое, для решения конкретной дв.задачи. В школьной практике чаще всего используются следующие контрольные упр. для оценки координационных способностей: бег «змейкой»; челночный бег 4x9 м; метание мяча в цель из различных исходных положений и расстояния, проба Ромберга. Методика воспитания: 1.методы строго регламентированного упр. делится на: а) методы повторного выполнения двиг. действия с установкой на максимальную скорость- вариативный. б) повторно-стандартный (много повторений в стандартных условиях); 2.Соревновательный — в различных тренировочных состязаниях. Эффективность(высокое эмоциональное состояние, максимальное проявление волевых усилий; усложненных условий) 3.Игровой - выполнение упр. с максимальной возможностью в условиях спортивных и подвижных игр. 4. Не строгой регламентацией (бег по пересеченной местности) используется в различных школьных возрастах. Периоды интенсивного прироста (синситивные)мал.7-12, дев.80-15.
15.Методика воспитания силы
у детей школьного возраста. Ф.качество силы- совокупность психо-физиолог.
процессов организма чела, позволяющих
активно преодолевать внешнее сопрот-ние
и противодействовать внешним силам. Сила
измеряется в кг. Проявление силы зависит
от функционального состояния мышц: вязкости,
упругости, эластичности, скорости сокращения.
Также сила зависит и от психического
состояния- общее эмоциональное возбуждение,
мотивация, прилагаемые волевые усилия.
Выделяют абсолютную(максимальные показатели
мышечных напряжений без учета массы тела)
и относительную(отношение величины
абсолютной силы к собственной массе тела.
Ф.качество силы определяется совокупностью
силовых способностей(выражаются мышечными
напряжениями, кот. выражаются в статическом
и динамическом режиме).Динам режим-изменение
длины мышц и свойственным преимущественно
скоростно-силовым способностям. Статич.режим-постоянство
длины мышц при развиваемом ими напряжений.
Выделяют собственно-силовые и скоростно-силовые
способности. Активность мышц выражается
в 3-ёх режимах: -преодолевающий(работа
по перемещению внешних объектов);-уступающий(
16.Методика воспитания быстроты
у детей школьного возраста. Быстрота-это ф.качество хар-ся единством
деят-ти центральных и периферических
структур д.аппарата чела, позволяющее
перемещать тело и отдельные его звенья
за миним. короткое время. Быстрота проявляется
в совокупности скоростных способностей
чела. Скоростные способности-возможности
чела выполнять д.д.в мин.промежуток времени.
Они имеют элементарные и комплексные
формы проявления. Элементарные формы проявления:1.быстрота
реакции- время реагирования на раздражитель.
Реакции бывают простые(на заранее известный
раздражитель)и сложные(реагирование
на несколько видов сигналов или раздражителей
с различными вариантами ответа на каждый
раздражитель).;2.скорость одиночного движения-
временной интервал, затраченный на выполнение
одиночного движения: перемещение(мах,
удар, постановка руки вперед).фиксируется
от нач.движ. до окончания.;3.Частота или
темп движений- кол-во движений в единицу
времени или определенный временной промежуток. Комплексные
формы проявления: взаимосвязанные
проявления элементарных форм в разл.видах
д.д., а также в разнообразном сочетании
и связи элементарных форм с другими ф.качествами
и техникой движения.1.Быстрота выполнения
д.д.- сочетание элементарных форм проявления
частоты в определенных видах движения2.Способность
как можно быстрее набрать максимальную
скорость определяется по фазе стартового
разгона и характеризует показатели стартовой
скорости.3.Способность длительно удерживать
макс.скорость движения- сочетание элементарных
форм быстроты и выносливости.4.Скорость
торможения- взаимосвязь способности
к мгновенной остановки и к началу движения
в обратном направлении. Синсетивные периоды и
у мал. и у дев.от 7-8 до 11-12 лет. Способы оценки: двигательные
и психомоторные тесты.4 группы:1.оценка
быстроты простой и сложной реакции(ловля
трубки- простая д.реакция),сложная- определяется
при помощи технических средств(теппинг
тест, «ладушки»-20 хлопок впереди и сзади
себя, бег(30-мл.60-ср,100-ст.).Средс
17.Методика воспитания гибкости
у детей школьного возраста. Гибкость-ф.качество чела, характ-ся способностью
выполнять движение с оптимальной амплитудой.
Гибкость-все тело человека, подвижность-сустав
или суставная группа. Виды гибкости: по форме
проявления: -пассивная(амплитуда движений
под воздействием внешних сил, отягощений,
усилий партнера, спец.приспособлений);-активная
18.Методика воспитания выносливости
у детей школьного возраста. Под выносливостью понимают
единство проявления психо-физиологических
и биоэнергетических функций организма
чела, позволяющих длительно противостоять
утомлению при механ. работе. Выносливость
хар-ся совок-тью ф.способностей, обеспечивающих
поддержание работы в зонах максим., субмаксим.,
большой и умеренной мощности. Под общей выносливостью понимают
длительное выполнение работы с оптим.
функциональной активностью органов и
структур организма приемущественно в
зоне умеренных нагрузок, характеризующих
комплекс направлений д.деят-ти. Под спец.выносливостью
понимают выполнение работы и её продолжительность,
кот. определяется зависимостью характеру
утомления от содержания решения д.задачи.
Спец.выносливость классифицируется:1.по
признакам д.д., с помощью которого решается
д.задача;2.по признакам д.деят-ти, в рамках
кот. решается д.задача(игровая,
19. Урок. Классификация уроков
ФК. Содержание и структура урока. Урок выступает
основной формой пед.процесса, т.к.позволяет
решить все его группы задач: -воспит. -образов.;
-оздоров; -прикладные. Осн.формой явл.,т.к.:1)он
выступает как обязательная форма для
каждого ученика, чем обеспечивает наибольшую
массовость занятиями ф.у.;2)даёт возм-ть
решения всего комплекса задач ф.в. в органическом
единстве;3)отличается обеспечением планомерности,
целенаправленности и разносторонности
пед.воздействий на организм и личность
заним-ся;4)отличается оптимальным соответствием
осущ. учителем ф.в., его закономерностям;5)хар-ся
полнотой и научной обоснованностью содержания
уч.материала в соответствии с требуемым
уровнем развития. Нетрадиционные уроки:
урок-сказка, теоретич. уроки, видео уроки,
и т.д.Классификация уроков:1)с учетом направленности
ф.в.(уроки ф.в. с профессиональной направленностью.,
уроки ф.в. со спортивной направленностью,
уроки ЛФК).2)по признаку преимущественного
использования конкретных видов упр(л\а,
плавание, б\б, туризм, гимнастика, в\б,
комплексные).3)по признаку преимущественной
направленности на решение осн.задач ф.в.(комбинированные-
все задачи ф.в. в равной степени), оздоров.
направленности(развивающие- для развития
организма., восстанавливающие- восстановление
сил и работоспособности).4)уроки с преимущественной
воспитательной направленностью- решают
конкретные задачи нравственного, этического
и др.волевых качеств.5)уроки с преимущественной
образовательной направленностью: вводные(в
нач.года, в нач.изучения нового материала),уроки
изуч.нового материала(ознакомление уч-ся
с новыми д.д. или представлениями и знаниями),уроки
совершенствования(закрепление пройденного
материала),контрольные(