31.Формы занятий ф.к.
в режиме ученого дня школы.
Классная урочная система занятий
(2 урока ф к. в каждом классе + 3
занятия спец. медиц. группы),1. физкультурно-оздоровительные
мероприятия в режиме учебного дня: а)гимнаст,
до занятий – проводится ежедневно (5-в
упр.: младшие классы от 4 до 6 мин, остальные
12-15 мин. Задачи организованно начать учебный
день; сократить период врабатывания;
оптимизировать ФС; составлять группы
не более 2 параллелей (1-2, 3-4). Содержание
комплекса обновляется через 2-3 недели.
б) физкультминутка - 3-5 ф. упр. во время
урока по предметам теоретич. цикла
(2-3 мин). Задачи: уменьшить утомление; снять
однообразное движение; активизировать
внимание. Паузу проводить после 20-30 мин.
урока. в) подвижные игры. на удлиненной
перемене - проводятся на открытой площадке.
Задачи: организовать отдых с целью повышения
работоспособности; содействовать творческой
инициативе (подвижные игры, игры-состязания;
в старших классах игры «Пятнашки», «Пионербол»).ФОР
в реж. учеб. дня имеет важное знач.в связи
с правильной его организацией, чередованием
уч.занятий и компонентов д.активности.Задачи:1)активация
д.режима школьника в течении уч.дня и
внедрение различных видов физкульт. деят-ти,
его быт;2)укрепление здоровья школьников,
расширение двиг.багажа;3)обеспечение
гигиены умственного труда и поддержание
оптимального уровня работоспособности
в уч.деят-ти;4)формир. навыка организованности
и сознательной дисциплины. Гимнастика доучебных занятий:
проводится ежедневно за 10-12 мин до начала
урока. Представляет собой различные
виды д.активности, чаще всего выполнения
фронтально всеми учащимися.Содержание
может составить из ОРУ, комплексов ОРУ,
упр.на 32 и 64 счета, различные вариации
д.активности,игровой,хлопки.Задачи:1)организованное
начало уч.дня;2)сокращение периода врабатывания,
предстоящую уч.деят-ть;3)оптимизация функц-ния
организма, в первую очередь ЦНС. Физкульт. пауза и физкульт.минутки:3-5
мин.промежутки д.активности непосредственно
на общеобр. уроках и при подготовке д\з.
Комплекс спец. подобранных упр.(3-4упр.),проводимые
как сидя за рабочим местом, так и в проходах
между партами. Могут включать речитативы,
спец. подобранные игры или различные
др.формы движений. Обяз.условие- упр.на
перераспределение мышечного тонуса,
эмоциональность, переключение на др.
вид деят-ти и уход от рабочей позы.Задачи:1)уменьшить утомление
и снять отрицательное влияние однообразного
вынужденного положения тела;2)активизировать
внимание уч-ся и повысить способность
к восприятию уч.материала;3)снять психическое
напряжение путем переключения на др.вид
деят-ти;4)добиться рекреативного эффекта
от использования ф.у. Ф.у, подв. и народные игры на
переменах Задачи:1)организовать отдых
в процессе уч.дня;2)содействовать формир.
положительного отношения и организованной
ф.деят-ти.3)осущ. оздоров. и рекреативного
эффекта;4)формир. интереса д.д, развитие
творческой инициативы сознательной дисциплины
уч-ся. Физкульт. час. в группах продленного
дня. Между занятиями и выполнением
д\з. Продолжительность 45-60 мин. Во второй
половине дня. Схож со структурой урока.
На основе личных интересов уч-ся. Лучше
проводить на свежем воздухе.Задачи:1)обеспеч. полноценного
отдыха для последующей работы в группе
продленного дня;2)реализация оздоров.
и закаливающего эффекта через занятия
на свежем воздухе в различных, позволяющих
погодных условиях.3)совершенствование
широкого фонда д.умений и навыков, обогощение
д.багажа.4)формир. у школьников привычки
к самост. занятиям ф.у.
32.Формы внеклассной работы
по ФК в школе. Внеклассная ФР- система организованных занятий ф.у.,
осуществляющиеся вне основного уч.времени.Значение:1)способствует
более полному и качественному решению
осн. задач ф.в.школьников;2)содействует
проведению полезного и здорового досуга;3)предназначена
для удовлетворения индивидуальных интересов
уч-ся в занятиях избранным видом ф.у.
или в\с.4)развивает социальную активность
школьников.Задачи:1)вовлечение в систематические
занятия ф.у. большого числа школьников;2)расширение
возможностей более качественного усвоения
уч.материала по предмету ф.к.и с. и повышение
уровня успеваемости по этому предмету;3)формир.
привычки и умений к самост. занятиям ф.у.4)ориентация
на выбор спорт. специализации, формир.
начальных умений в избранном виде спорта,
достижение результатов в выполнении
нормативных требований;5)формир. физкультурного
актива школы(инициативные группы, помощники
судей, группы помощи организации )Отличительные черты внеклассной
ФОР:1)организуется на добровольных
началах. Осн. формы определяются самой
школой в зависимости от современных требований,
материально-технич. обеспечения и традиций
школы;2)работа строится на основе активности
заним-ся, причем каждый школьник может
выбрать ту или иную форму по своему желанию;3)Пед.
руководство носит консультативно-рекомендательный
и стимулирующий хар-р.1 группа- Групповые: -кружки (основная форма
работы с мл.шк)Задачи: активизация д.режима,
расширение круга спец. знаний. д.умений
и навыков, формирование интересов к занятиям
ф.у.(40-50 мин)-секции ОФП- переходный
этап к спортивно-видовой специализации
или как самост. форма, повышающая уровень
ф.подготовки. Для ср.и ст.шк.вз.- секции по в\с (б\б, в\б,
ф\б, плавания)Задачи:1)приобщение наиболее
подготовленных школьников занятиям спортом;2)комплектование
и подготовка школьных команд по в\с;3)содействие
по приобретению знаний судейской практики;4)повышение
подготовки уч-ся, выступление на сор.,
повышение спорт.квалификации.2 группа: массовые физкульт.
мероприятия. Спортивные сор.- по в\с,
в рамках ФОР РБ, в рамках физкульт-прикладного
комплекса»защитник отечества»,в рамках
молодёжной спорт программы»Олимп. надежды
Беларуси».)Туристические походы:
активный отдых, укрепление здоровья,
формир. прикладных умений и навыков. Исторические
места. Спорт.праздники- массовые зрелищные
мероприятия показательного и развлек.
хар-ра, пропаганда ЗОЖ. Сост. из 4 частей:
торж. открытие, собственно соревнования,
худ. выступление, закрытие. Требования: тесная связь
с уч.работой как в плане преемственности
содержания, так и организационно-метод.плане.2)доступность
занятий и разновидности их форм, привлеч.
к ним широкого круга СШ.3)Проведение внеклассной
работы по ф.в., как сост.часть внеклассной
воспит.работы.4)Использование помощи
родителей в матер-технич обеспеч., так
и в плане организации физкульт.мероприятий.5)Обеспеч.
чёткого руководства внеклассной работой
со стороны администрации школы и пед.
коллектива.
33.Внешкольная работа по ФК.
Внешкольная ФОР- комплекс мероприятий, проводимых с
привлечением контингента школьников,
по организованным внешкольным учреждениям:
отделы образования, отделы по Ф.Ки С.,
спорт. школы, спорт.клубы, детские оздоров.
лагеря. парки культуры и отдыха и т.д.Задачи:1)организация
благоприятного и интересного досуга
школьников;2)удовлетворение потребностей
в различных видах деят-ти;3)выявление
наиболее подгот. уч-ся и их приобщение
к регулярным занятиям спортом;4)создание
предпосылок для общения детей, участия
их в совместной физкульт. деят-ти по интересам. Формы:
те же, что и внеклассная работа+1)спорт
.сор. районных, областных, республиканских
олимпиад школьников.2)сор. нетрадиционные(1
раз в год)3)спорт праздники с различными
целями (ф.к.и отдыха, праздник в\с, подведение
итогов)4)ФОР в детских оздоров. лагерях-
система мероприятий гигиенической ф.к.,
ф.к. в режиме быта и отдыха, система мероприятий
повседневных занятий ф.у.,спорт.сор.,спорт.праздников.Направленность-оздоров.-рекреативная.Хар-р-оздоров.
34. Научно-педагогическая деят. учителя
ФК. Повышение квалификации. Умения
учителя ф.к.делятся на конструктивные(помогают
учителю планировать свою деять-ть, умение
отбирать и строить уч.материал, осуществлять
перспективное и текущее планирование,
планировать приобретение и ремонт спортивного
оборудования и инвентаря. Особенно ценное-
умение корректировать планы),организаторские(реализация
намеченных планов),коммуникативные(умение
общаться с учащимися.коллегами по работе.
Делят их на собственно-коммуникативные(умение
вступать в контакт с людьми),дидактические(умение
ясно и доходчиво доносить до сознания
учеников уч.материал),ораторские(культура
речи),гностические(познание учителем
как отдельных учеников, так и коллектива
класса в целом, умение наблюдать, подмечать,
пользоваться уч.-метод. лит-рой, проводить
элементарные исследования) и двигательные(умение выполнять
ф.у., правильный показ, выполнение страховки).Пед.мастерство-
то, что отличает учителя от других учителей.
Профессиональное мастерство учителя
ф.к. определяется его способностями пед.деят-ти,
которые делят:1)дидактические(передача
уч.материала)2)академические(способность
к соответствующей области наук)3)перцептивные(проникновение
во внутренний мир ученика)4)речевые(ясно
и четко выражать свои мысли)5)организаторские6)авторитарные(способность
добиваться авторитета)7)коммуникативные(способность
к общению)8)пед.воображение(способность
придвидить последствия пед.деят-ти 9)аттенционные(способность
распределять свое внимание между несколькими
видами деят-ти)
35.Оценка успеваемости школьников
по предмету ФК. Ведение классного журнала.Устанавливаются
текущая, промежуточная и итоговая аттестации
учащихся. Аттестация может осуществляться
в устной, письменной и практической формах.
Порядок аттестации, перевода, организации
выпускных экзаменов и выпуска учащихся
учреждений, обеспечивающих получение
общего среднего образования, определяется
соответствующими Правилами, утверждаемыми
Министерством образования Республики
Беларусь. Аттестация по каждому учебному
предмету осуществляется в соответствии
с нормами оценки результатов учебной
деятельности учащихся.Результаты учебной
деятельности учащихся оцениваются в
баллах по 10-балльной шкале отметок: 1 (один),
2 (два), 3 (три), 4 (четыре), 5 (пять), 6 (шесть),
7 (семь), 8 (восемь), 9 (девять), 10 (десять).Отметка
"0" (ноль) выставляется при отсутствии
результатов уч. Деят-ти учащегося на момент
аттестации. Оценочная деятельность заключается
в определении степени выполнения (решения)
учащимися задач, поставленных перед ними
в процессе обучения, на основании сопоставления
реальных результатов их учебной деятельности
с планируемыми целями, требованиями учебных
программ, образовательных стандартов.
Количественным показателем оценки результатов
учебной деятельности учащихся является
отметка. Oтметка - это результат процесса
оценивания, его условно-формaльное (знаковое)
выражение в баллах.10-балльную систему
оценки результатов учебной деятельности
учащихся образуют взаимосвязанные и
взаимообусловленные виды, формы, методы
контроля, с помощью которых в соответствии
с установленными правилами, требованиями
и нормами определяются результаты учебной
деятельности учащихся и осуществляется
их аттестация. 5 вида контроля: предварительный(в
нач. уч. года, определяет готовность уч-ся
к предстоящим занятиям)оперативный(определение
срочного эффекта в рамках одного урока,
ЧД, ЧСС)текущий(для определения реакции
уч-ся на нагрузку на протяжении целого
ряда занятий)поэтапный(получение инф.
о коммулятивном эффекте уч.занятий)итоговый(реализуется
в конце уч.года).Требования к ведению классного
журнала:1)учитель обязан систематически
анализировать успеваемость уч-ся. На
левой странице журнала, где указано название
предмета, записывается дата урока. Буквой
«н»отмечаются отсутствующие и выставляются
отметки. На правой странице – изучаемая
тема и д\з. учащимся, временно освобожденным
от занятий рекомендуется в классном журнале
делать краткую запись «освобожден до…».В
конце классного журнала отведены 2 страницы
для определения и записи уровня развития
д.качеств. Первая страница должна быть
заполнена не позднее до конца сентября,
вторая- не позднее последней учебной
недели мая. Директор школы и его заместитель
систематически ведут контроль за правильностью
ведения журнала.
36.Сущность и общая характеристика
спорта. Спорт-это собственно соревн. деят-ть
,специальная подготовка к ней, а также
специфические межчеловеческие отношения
и поведенческие нормы, складывающиеся
на основе этой деят-ти. Особенности спорта:1)спорт
выступает как действенное средство ф.в.,
позволяющее расширить пределы своих
возможностей до макс.уровня.2)спорт явл.
фактором формир. личности, требующий
постоянного самоопределения.3)спорт явл.
средством в удовлетворении потребностей,
эмоционального насыщенного общения,
соперничества. Спорт находится в тесной
взаимосвязи с различными сторонами общественной
жизни.2 группы функций:1)специфические(соревновательно-эталонная-
результат соревнований выступает как
эталон, эврестически-достиженческая-
спорт.результат хар-ся определенным моментом
неожиданности в его достижении.2)общие(функция личностно-направленного
воспитания, обуч. и развития- достижение
результатов возможно при решении задач
воспит. И обуч.чела,оздоров.рекреативная,эмоциональнозрелищная,коммуникативная,экономическая,функция
соц.интеграции и социализации личности.
Спорт интенсивно развивался и получил
распростронение во всем мире(появление
спорт.клубов, организаций, возникновение
международных федераций по в\с. унификация
правил проведения сор-ний, возникновение
системы официальных мировых соревнований. Спорт.движение-
это соц.течение, в русле которого происходит
приобщение к спорту.2 направления спорт.движения:1)общедоступный
спорт(школьно-студенческий,профф-прикладной,оздоров-рекреативный,физкульт-кондиционный)2)спорт
высших достижений(супердостиженческий,
профессиональный и профессионально-коммерческий).
37. Классификация видов спорта1.Виды спорта
хар-ка двигат. деят-ность спорта с
предельным проявлением физ. псих, качеств.
Спорт, действие зависит
от собственных двигательных возможностей
спортсмена.2.Виды спорта, операционную
основу которых составляют действия по
управлению специальн. техники средствами
передвижения (авто, мотто).З.Виды спорта
двигат. деят-ность активность жестко
лимитировано условиям поражения цели
и опред. оружия.4.Виды спорта - где сопоставляются
результаты модельно-конструкт. деят-ности
спортсмена. 5.Виды спорта
основное содержание определяется
на соревнованиях характером абстрактно
логического обыгрывания соперника(шашки)
6.Многоборье - входят перечисленные выше.
38.Спортивные соревнования
как функц-ное и струк-ное ядро спорта.
Сор.деят-ть- регламентированный правилами процесс
реализации соревновательных потенциалов
участников, каждый из которых стремиться
к достижению запланированного результата. Функции
спорт. сор: первичная- определение
иерархии мест участников состязаний,
ранговая оценка результата, нахождение
победителя и призера;вторичные:-нормативная,подготовительная,селекционная(отбор
лучших),стимулирующая(для дальнейшей
тренировки), зрелищная, коммуникативная,
экономическая. Особенности спорт.сорев:1)определение
деят-ти участников и обслуживающего персонала2)наличие
процесса борьбы,противоборства3)высокая
общественная и личная значимость соревнований
для каждого спортсмена4)высокий эмоциональный
фон;5)равенство условий и сравнимость
результатов каждого участника с результатами
др.спортсменов 6)присвоение разрядов
и званий. Структура спорт.соревнований:1)спортсмены-соперники2)предмет
состязания3)судейство соревнований4)средства
и службы обеспечения сор.деят-ти5)болельщики-зрители6)иерархия
мест участников состязаний. Спорт.результ- это показатель
реализации спорт. Достиж. возможностей
команды, оцениваемый по установленным
в спорте критериям. Одним из видов спорт.
результ. явл. спорт достижение-это результаты,
превосходящие предыдущие. Классификация спорт.достиж.:1)в
зависимости от особенностей предмета
состязаний(двиг.,технико-моторные,технико-конструкторские,обстрактно-логические)2)в
зависимости от способа измерения(объективные
количественные, субъективные качественные,
смешанные)3)в зависимости от числа лиц(личные,
командные, лично-командные)4)масштаб соревнований(город,область,республика,национальные,региональные,мировые,олимпийские,континентальные)5)в
зависимости от времени соревнования(начальные,промежуточные,окончательные).Факторы:1)индивидуальные(одоренность,степень
подготовленности2)факторы научного и
технического прогресса(современная методика
тренировки, рациональная система соревнований,
матер-технич. обеспеч. и т.д.)3)соц.-эконом.(размах
спорт. движ, соц.условия развития спорт.
движения)
39.Классификация средств и
методов спортивной тренировки. Естественно
средовые - солнечная радиация, воздушные
ванны, специфические условия среднегорья
Медикобиологические режимно-гигиенические;
рацион питания, гидро-процедуры, электростимуляция,
массаж.Материально-технические:1.Технические
средства программирования;2.спорт. тренажеры
- разучивания и совершенствования. Средства
психологические го воздействия -идеомоторные,
музыка и светомузыка; аутогенная тренировка.
40.Принципы спортивной тренировки с возрастом
направленность трениров. процесса будет
вести к достижению максимальных результатов
(путем работы в узкой специализации).
Достижение максимальных результатов
должно опираться на индивид. качества
спортсмена. На начальных этапах закладывается
фундамент(ОФП). Непрерывность спортивной
тренировки -обеспечивается определенной
системой чередования нагрузок и отдыха.
При построении тренировочного процесса
необходимо учитывать следующие обстоятельства.1.Волнообразности.
Причина волнообразности, периодическое
колебание; взаимодействие объема а интенсивности
нагрузок.2.Цикличности - необходимо систематическое
повторение основных элементов использование
средств и методов. 3.Единства постепенности
и тенденции к предельным нагрузкам.
41. С-тура подготовленности спортсмена.
Подготовленность спортсмена-это результат
его подготовки, комплекс способностей
организма, проявление максимальных возможностей
в сор. деят-ти. В системе тренировки спортсмена
выделяют виды подготовленности(физич.,технич.,тактич.,психич.,теоретич.,интеллектуальную
и интегральную. Все виды тесно взаимосвязаны
друг с другом. Структура подготовленности
зависит и определяется в\с. Уровень подготовленности
находит свое выражение в своей спорт. форме- состояние
наилучшей готовности спортсмена к достижениям. Физич.
подготовленность хар-ся возможностями
функционирования систем организма. Компоненты
физич. подготовл.: уровень здоровья, уровень
развития ф.качеств и функциональных возможностей.
Делится на виды: ОФПодготовленность (разностороннее
развитие ф.качеств, функциональных возможностей
органов и систем, высокая степень их проявления
в различных видах мышечной деят-ти)и СФПодготовленность(
уровень развития ф.качеств, возможностей
органов и систем организма, определяющих
их достижения в конкретном виде спорта
3)вспомогательная ф.п.- выделяется на базе
общей и служит функциональной основой
для качественной работы при развитии
ф.качеств и способностей. Процесс повышения
уровня ф.под-ти называется ф.подготовкой.
Делят на ОФП и СФП..Техническая подготовленность-степень
овладения спортсменов системой движений,
соответствующей особенностям конкретного
вида спорта (в\с), и направленное на достиж.
спорт. результ. В технич. подг. выделяют
2 типа движений: базовые движения(основа
технического арсенала данного в\с) дополнительные
(явл. второстипенным). Технич. подг. хар-ся:1)наличием
д.умений2)образование д.навыков3)совокупностью
д.представлений о технических приемов
и способов их выполнения. В основе технич.
подготовке лежит овладение спортсменом
техникой данного в\с. Техника- совокупность
д\д, обеспечивающих достижение наилучшего
результата в избранном в\с, и не противоречащих
правилам. Результативность техники определяется
эффективностью,стабильностью,вариативностью,экономичностью,мин.тактической
информативностью(способность маскировать
свои замыслы).Технич. мастерство-это наивысший
уровень овладения спорт. техникой. Процесс
повышения уровня ф.подготовленности
и технического мастерства-техническая подготовка.
Основные этапы:1)достижение высокой стабильности
и рациональности в выполнении спец.движ.,
составляющих основу техники.2)последовательное
превращение основных приемов основы
техники в эффективное соревновательное
действие3)усовершенствование структуры
д.д., их динамики,кинематики.4)повышение
надежности и результативности техники
в экстримальных соревновательных условиях. Тактическая
подготовленность характеризуется
совокупностью двигательной, интеллектуальной
и психологической способностей спортсмена
к ведению соревновательной борьбы. Тактическая
подготовленность определяется спецификой
в\с. Наибольшая сложность тактических
взаимодействий присутствует в спорт.играх
и единоборствах. Тактика в спорте- искусство
ведения соревновательной борьбы. Процесс
формир. тактической подготовленности-
тактическая подготовка. Основные направления тактической
подготовки явл:1)изучение сущности
спорт.тактики2)освоение основных элементов
такт.действий3)совершенствование такт.мышления4)практическая
реализация тактической подготовленности. Средства
такт.подготовки:1)словестные и наглядные
2)соревновательные упр. Методы: словестные, наглядные.
Основу психической подготовленности составляет
тип ВНД спортсмена и св-ва его психики.
Сущность псих. подготовленности состоит
в противостоянии высокому нервно- психич.
напряжению и экстримальным условиям
соревновательного поединка. Психич. подг.
предусматривает 2 взаимосвязанные стороны:1)волевая
подготовленность (активная сторона
сознания человека, которая в единстве
с разумом регулирует его поведение. Выделяют:
целеустремленность, решительность и
смелость, настойчивость и упорство, выдержка
и самообладание.)2)специально-психическая
подготовленность(устойчивость к стрессовым
ситуациям).В псих. подготовку входят:1)формир.
мотиваций к занятиям спортом2)воспитание
волевых качеств3)регулирование психической
напряженности4)выработка устойчивости
к эмоциональному стрессу5)управление
стартовым состоянием. Теоретическая подготовленность-это
совокупность знаний и представлений
спортсмена об специфике избранного в\с,
сведениях его исторического развития,
особенностях техники, тактики, современных
правил соревнований, приемов и подходах
к организации тренировки. Интегральная подготовленность-это
способность к координации и реализации
в сор. деят-ти разл. сторон подготовленности
спортсмена. Основным средством интегральной
подготовки-соревновательные упражнения.