Шпаргалка по "Физкультуре и спорту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:33, шпаргалка

Описание работы

1.Характеристика понятий: физическая культура, спорт, физическое воспитание, физическая рекриация, физическая реабилитация.
2.Соц.принципы ф.к. Характеристика видов физической культуры.
3.Система физического воспитания, её структура, объект и предмет.

Файлы: 1 файл

шпоры госы 1 экз..docx

— 104.73 Кб (Скачать файл)

 

20. Методы и способы орг. деятельности уч-ся на уроках ФК. К организационному обеспечению урока относят:1)Создание необходимых санитарно-гигиенических усл., обеспечивающий макс. оздоров. эффект от занятий, предупреждение травматизма(влажная уборка, проветривание, подг.инвентаря и оборудования, определение дежурных);2)создание материально-технических усл.(необходимое кол-во инвентаря, мест занятий для определения оптимальной плотности урока;3)размещение и перемещение учеников в зале;4)организационно-методические формы уч.деят-ти.2 группы:1-работают все заним-ся: а)фронтальная(выполнение всеми уч-ся одного и того же задания, одновременно, независимо от расположения и построения);б)групповая (одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий); в) индивидуальная (одновременное выполнение независимо друг от друга персонального задания.2.Поочередное выполнение упр.учениками.: а)круговая- поочередное выполнение заданий небольшими группами учеников на специально подготовленных местах; б) посменная- поочередное выполнение одних упр.несколькими группами учеников- одни выполняют, вторые анализируют; в)попеременное- по парам.1-ый выполняет,2-ой выполняет страховку и помощь.5)Организация работы помощников и освобожденных заним-ся.6) Управление познавательной и д.активностью уч-ся. Способы: поочередный, поточный, одновременный.

 

21. Подготовка учителя к уроку ФК. В подг. к уроку выделяют 2 этапа.1 этап: Цель-определение оптимального варианта содержания и построения урока(уточнение задач в соответствии с моментами планирования, разработка содержания урока в соответствии с предыдущими занятиями, определение системы уч.заданий и дозировки упр., подбор методов, метод.приёмов, определение способов обработки связи, подбор критериев оценки качества работы, определение способов организации уч-ся: перестроение, перемещение, размыкание и т.д., подбор дидактич.материала, инвентаря и оборудования, определение продол-ти уч.времени, подбор рациональной структуры, определение последовательности действий уч-ся и разработка д\з).Все это должно находить свое отражение в конспекте урока. 2 этап: практические действия по оформлению мест выполнения заданий,определению мест для инвентаря, проверки технич.состояния снарядов и т.д. В подготовке к уроку условно самостоятельно выделяют подготовку самого учителя:(-изуч. спец. метод. лит-ры; -написание конспекта урока; -личная д.подготовка; -речевая подг-ка) и подготовку учащихся: -предварительное ознакомление с задачами, направленностью и особенностями содержания предстоящего урока; -выполнение опережающих д\з; -изготовление дидактического материала, необходимого на уроке; -подготовка собственного инвентаря; -методическая подготовка помощников, командиров отделений, капитанов команд, судей.

 

22.Требования к уроку  ф.к. 1)каждый урок должен решать комплекс заранее запланированных оздоров., воспит. задач с учетом их места в тематическом планировании;2)состав уч.материала должен соответствовать уч.программам, харак-ру поставленных задач, а его объем должен быть оптимальным;3)при организованной целостности и логической завершенности каждый урок должен быть связан по направленности пед.задач, содержании уч.материала, объемом нагрузок с предыдущим и последующим уроков не только в рамках одной темы, но и всей уч.программы4)использовать методы обуч. и воспит. в соответствии с рациональным сочетанием задач урока5)в процессе урока должно присутствовать оптимальное взаимоотношение всех компонентов содержания и оказывать разностороннее влияние на уч-ся6)обеспечение занятости и функц. готовности учеников к очередным усилиям на протяжении всего урока7)на каждом уроке следует грамотно управлять деят-тью учеников, осуществлять организацию, стимулирование и регулирование.8)обеспечение надлежащей помощи тем ученикам, кот. не могут самост. решить позн. или двиг.задачи.9)своевременно обеспечивать информирование уч-ся о результ. выполн. ими уч.заданий и соответствии их поведения общепринятым нормам10)разрабатывание системы д\з с учетом уровня подг-ти, задач урока и усл. выполн. заданий.

 

23.Виды планирования учебной работы по ФВ в школе. Требования к планированию. Планирование-предварительная разработка и определение на предстоящую деят-ть целевых установок и задач, содержание, методики, формы занятий и методов учебно-воспит. процесса с конкретным контингентом зан-ся. План-ние позволяет педагогу распредилить содержание уч.материала на различные по времени периоды, разработать документы планирования, детализирующие и наглядно представляющие предстоящий пед.процесс. Различают: перспективное-на длит.срок в общеобраз .школе год и более. Основным документом явл.годовой план-график распределения уч.материала по предмету. Текущее- охватывает меньший этап- четверть. Основным документом явл. поурочный, четвертной план. Оперативное- на ближайшее время. например, на след. занятие. Осн. документом явл. конспект урока. Требования к планированию:1)Учет целевой направленности пед.процесса- при планировании следует определить конечную цель, а сам процесс планирования необходимо подчинить  этой цели через определение содержания, методов и форм организации, позволяющих достигнуть цель.2)Реальность планирования- поставленная цель ,промежуточные задачи, содержание, методы и формы их достижения должны предполагать возможность их реализации- реалистичность их достижения(объективная оценка педагога, состояние и подготовленность заним-ся…)3)всесторонность планирования- наиболее полное отражение образов., воспит., оздоров. и прикл.задач, а также были намечены соответствующие им средства и методы их решения.4)учет закономерностей ф.в.- учет закономерностей формир. д.умений и навыков, развитие ф.качеств, формирование знаний. Планирование должно осущ. на основе принципов сознательности, доступности, активности. и т.д.5)Конкретность проявления: строгое соответствие планируемых задач, средств, методов и т.п.к условиям занятий и особенностям подготовленности зан-ся.6)Преемственность планирования: взаимосвязь всех документов планирования и детализация более продолжительных планов менее продолжительными.7)Научная обоснованность: используемые подходы, содержание документов планирования должны опираться и отражать достижения современной науки.8)Наглядность планирования: документы планирования должны легко и хорошо восприниматься визуально, использование выделений, форма  записи должна быть понятна и наиболее четко представлять планируемый материал. Методика распределения уч.материала:1)накопление предварительной информации: сведения о контингенте заним-ся, их сост.здоровья, ф.подг-ти, особенностях организации уч.-воспит. процесса в учреждении.2)конкретизация целей и задач учебно-воспит. процесса применительно к конкретному контингенту заним-ся и конкретным условиям ведения занятий.3)Определение нормативов и требований, кот. Должны выполнить занимающ. на предстоящих этапах обуч.4)определение разделов программы и расчет уч.времени на прохождение теоретич. и практич. её содержания.5)Выработка рациональной последовательности прохождения уч.материала по периодам, этапам и отдельным занятиям, уточнение объёма и интенсивности ф.нагрузок6)Определение общей организации работы по реализации плана, подбор средств,методов и форм для решения поставленных пед. задач. Структура:1)обуч. знаниям (теоретич. раздел)2)обуч.д. умениям и навыкам, способам деят-ти, изуч. основ в\с (практич. материал)3)воспит.ф.качеств4)д\з5)контроль.

 

24.Методика формирования знаний на уроках ФК. Знание- совокуп-ть накопленных в процессе общественно-исторической практике человечества сведений о природе, обществе, технике и самом человеке. Знания  в школьной педагогике рассматриваются в 2-ух направлениях:1)компонент содержания школьного образования(представление в виде системы фактов и понятий определенной науки)2)достояние каждого учащегося, преобретенное в процессе обучения. Система знаний характеризуется показателями: -объём знаний- разнообразие входящего в неё теоретического материала и раскрывающего физкультурную деят-ть уч-ся; -состав видов знаний(фактов, понятий, терминов и т.д.)существующих в соответствующей науке. Оба показателя формируют у учащихся научные представления о ф.в.Уровни усвоения знаний: конечной целью приобретения знаний явл. их использование на практике. По степени готовности к использованию на практике различают 3 уровня усвоения знаний:1)является результатом восприятия, осознания смысла и фиксации в памяти полученной информации. Проявл. в способности обучаемого опознать изученные объекты, воспроизвести сумму знаний о них, а также их признаки;2)проявл. в готовности применять их по изученному образцу в знакомых или незначительно измененных ситуациях;3)проявл. в готовности обучаемого использовать знания в незнакомой ситуации, творчески и быстро их применять в усл.изменения ситуации, а также особенности деят-ти учеников. Критерии качества знаний: 1)оперативность- применение знаний в большом кол-ве ситуаций;2)гибкость-применение знаний в незнакомой ситуации, а также тех знаний, которые соответствуют данной ситуации;3)осознанность-способность обучаемого разъяснить сущность обозначенного термином понятия, а также обнаруживать ошибки;4)глубина-число осознаваемых обучаемым существенных связей между знаниями, также умение находить эти связи;5)прочность- устойчивая фиксация знаний и длительность хранения их в памяти;6)полнота-объём знаний и соответствие данного объёма требованиям. Особенности методики формир. знаний у детей мл.шк.вз:1)доступность материала и способа изложения их пониманию;2)использование системы повторения их материала в различных формах учеб. деят-ти на уроках;3)использование разл. игровых моментов и включение сказочных персонажей;4)должны быть промежутки активного отдыха детей;5)использование параллельно с изложением материала систему проверки.Старшеклассники:1)разработка учеб. материала, кот. бы предполагал краткость его изложения при достаточном объеме;2)исп. разл. подходов. кот. формировали бы систему знаний в связи с требованиями экзамена по ф.к.3)в изложении материала исп.различные способы, доступные ст.шк.возр.;4)уроки теории должны предполагать дополнительное расширение знаний по формируемым вопросам за счет реферативной и самост. работы. Система оц.знаний: опрос, кроссворды, игра, применение знаний на практике и т.п.

 

25.Инновационные процессы  в ф.в.связаны с появлением факультативов по ф.к., которые проводятся в шестой рабочий день при пятидневной учебной неделе. Появление таких факультативов определяется пед. советом школы. Учителя должны собрать заявления у учащихся.На 1ч.факультатива 5 заявлений. Кол-во часов для мл.шк вз-4-6 и до 12ч.в ст.шк.вз. Каждый     школьник на бюджетной основе может посещать не менее 1 и не более 2.Если хочет больше, то только платно все это осуществляется на добровольной основе. Сейчас наиболее популярны факультативы по футболу. Цель- популяризация, увеличение д.активности. Как и уроки, должны быть основные документы планирования.

 

26.Нормат-правовые документы, регулирующие деятельность учителя ФК. Основными нормат-правов документами, регулирующими деят-ть учителя ф.к. явл.1)Закон о ф.к. и с. Принят 18 июля 1993г.Изменения внесены в 2003 г.

2)Закон об образовании в РБ  принят в 1991 изменения в 2002 3)Закон о среднем образовании.  Закон направлен на создание  правовых, организационных, экономических  и социальных основ функционирования  и развития системы общего  среднего образования в Республике  Беларусь, необходимых условий для  становления и развития личности, реализации права каждого на  получение общего среднего образования.

Аттестация учителей. Каждые 5 лет учитель должен проходить аттестацию, но ждать 5 лет не обязательно, если есть достижения, то можно проходить раньше. Аттестационная комиссия заседает 2 раза в год.1-ая и 2-ая категория присваиваются в школе, далее по истечению 3 лет можно подавать документы на высшую категорию в институт развития образования. Если он согласен, то категорию присваивает школа. 2 недели курсы- после них сдается экзамен. В рамках экзамена- защита опыта работы. Дается бумага о сдаче экзамена и комиссия школы присуждает категорию. Процесс совершенствования учителя должен быть непрерывным.

 

27. Х-ка программно- нормативных документов по ФК. Программа представляет собой гос. документ, определяющий систему нормативных требований к содержанию и организации физкульт. образования на уроках ф.к., к уровню физкульт. образования и ф.подготовленности учеников. Программа- это основной документ, регламентирующий деят-ть педагога. Программа состоит из отдельно оформленных, но взаимосвязанных по содержанию и нормативным требованиям программ для каждого из классов. В программе каждого класса изложен уч.материал для уроков ф.к., оформленных в виде конкретных тем теоретического и практического хар-ра. Каждая программа начинается с объяснительной записки. Теоретич. материал представлен в каждой программе разделом «основы знаний» Входящие в него темы содержат общие теоретич. сведения. Практический материал представлен в программе каждого класса несколькими разделами, входят в него ф.у. Раздел «развитие д.качеств» включает учеб. нормативы по освоению навыков, умений, развития д.качеств, д\з и контроль.

 

28.Методика определения физ. нагр. и плотности урока.  Методика определения плотности урока. Общая плотность (ОП) = время, затраченное на все виды деятельности х 100/45 мин.Моторная плотность = время выполнения ф.упр. х 100%/45. ОП - включает организацию учащихся, проверка д/з; постановка учеб, заданий. Хронометрирование - основано на регистрации всех видов двиг. действий не уроке, определение их временной продолжительности. Используется для получения инф-ции об использ. дв. действия. Методика определения ф. нагрузки на  уроке Пульсометрия - определение реакции организма на нагрузки при помощи измерения частоты сердечных сокращений. Она позволяет установить соответствие ф. нагрузок возможностям занимающихся, определить уровень их функционального состояния, правильно распределить нагрузку на уроке. Наблюдения за более исполнительным и активным учеником. У него измеряется пульс (10 ударов) до уроков, а затем - во время по схеме и заносится в таблицу. Протокол № учета пульсовых данных урока ф.к. Школа, класс, дата, время начала урока, тип урока, ф.и.о. — проводящего; ф.и.о -наблюдаемого; ф.о. — анализирующего; задачи-.

Учет  данных заключается в подсчете количества ударов пульса в мин и  вычисление процентной величины его  показателей в спокойном состоянии. По вертикальной оси - абсолютный показатель частоты пульса, по горизонт. -продолжительность в 5 мин урока, по расчетам находят координаты точек. После: письменный анализ, выводы, предложения

 

29.Методика организации и проведения экзамена по ф.к.в школе- это выбор ученика. Ученик должен написать заявление на основании которого он может быть включен в группу по сдачи этого экзамена. Ученик также обязан пройти мед. комиссию. Ему могут отказать в сдаче экзамена, если: у него была подготов. или спец. мед. группа, если он был неуспевающим учеником по этому предмету. Экзамен включает в себя:3 вопроса по теории(теория, техника, тесты ОФП). Экзамен сдается по специально разработанному положению в один день. В течении 20 мин.готовит теоретическую часть. Все вопросы должны быть представлены в программе. Цель экзамена: оценить уровень теоретич. знаний и д.навыков по предмету ф.к. и с. Обязательное присутствие врача!!!

 

30. Педагогический анализ и педагогическое наблюдение на уроке ф.к. Оценка физ. подготовленности школьников. Педагогическое наблюдение - это метод контроля позволяет получить информацию о поведении занимающегося на уроке; проявление интерес к занятию и различным видам упр. на нем; степень внимания; внешним признакам реакции на ф. нагрузку изменение частоты дыхания; цвет кожи, изменение выражения лица; координации; потовыделение. Примерные темы (организационное обеспечение урока; деят-сть учителя, занимающихся; оценка успеваемости; оценка условий проведения} - дается заранее тема и после изложены в протоколе педагогических наблюдений. Педагогический анализ по схеме: 1) подготовка к уроку (наличие инвентаря, одежда, обувь); 2) проведение урока (готовность, терминология, задач соответствие, педагогич. контроль и т.д.; 3} поведение учащихся (внимание, отношение к учителю); 4) поведение учителя (голос, команды); 5) результаты урока (качество знаний); 6) выводы и предложения (положительные и отрицательные стороны).

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультуре и спорту"