Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 06:50, реферат

Описание работы

Сюжетное занятие – одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. Сюжетные физкультурные занятия помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения. Удовлетворительность ребенка продуктом собственной деятельности ведет к формированию у него потребности повторить положительные переживания радости от результата, что обеспечивает ему возможность для упражнения важных личностных механизмов, влекущих изменения в развитии ребенка. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, «рассказывающий» о каких-либо конкретных событиях с участием взаимодействующих персонажей, хорошо знакомых детям. Их содержание позволяет вести занятия на эмоционально положительном контакте педагога с детьми удовлетворяет потребности ребенка в познании, активной деятельности, в общении со сверстниками, побуждает ребенка к творческой активности, самовыражению, снимают скованность, эмоциональное напряжение.

Содержание работы

Введение

Глава I. Физкультурные занятия как форма организации физического воспитания с детьми дошкольного возраста

1.1 Значение сюжетных физкультурных занятий в физическом развитии детей дошкольного возраста

1.2 Структура сюжетного физкультурного занятия

1.3 Способы организации детей на сюжетных физкультурных занятиях

1.4 Методика проведения сюжетных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста

Глава II. Проектирование и апробация системы сюжетных физкультурных занятий, влияющих на развитие интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Констатирующий эксперимент

2.2 Формирующий эксперимент

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

диплом дошкольники.docx

— 58.13 Кб (Скачать файл)

Дипломная работа: Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физическим упражнениям  у детей старшего школьного возраста

 

 МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 КГОУ СПО «Бийский  педагогический колледж»

 

 Специальность 050705 Специальное  дошкольное образование

 

 

 Выпускная квалификационная  работа

 

СЮЖЕТНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ  ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

Бийск – 2011

 

 

Оглавление

 

 

 Введение

 

 Глава I. Физкультурные  занятия как форма организации  физического воспитания с детьми  дошкольного возраста

 

1.1 Значение сюжетных  физкультурных занятий в физическом  развитии детей дошкольного возраста

 

1.2 Структура сюжетного  физкультурного занятия

 

1.3 Способы организации  детей на сюжетных физкультурных  занятиях

 

1.4 Методика проведения  сюжетных физкультурных занятий  с детьми старшего дошкольного  возраста

 

 Глава II. Проектирование  и апробация системы сюжетных  физкультурных занятий, влияющих  на развитие интереса к физическим  упражнениям у детей старшего  дошкольного возраста

 

2.1 Констатирующий эксперимент

 

2.2 Формирующий эксперимент

 

 Заключение

 

 Список используемой  литературы

 

 

Введение

 

 дошкольник сюжетное  физкультурное упражнение

 

 Сюжетное занятие –  одна из организационных форм  проведения занятий по физической  культуре, способствующая воспитанию  интереса детей дошкольного возраста  к процессу выполнения физических  упражнений. Сюжетные физкультурные  занятия помогают обеспечить  каждому ребенку постоянный тренинг  положительных эмоций, чувств, переживаний,  воображения. Удовлетворительность  ребенка продуктом собственной  деятельности ведет к формированию  у него потребности повторить  положительные переживания радости  от результата, что обеспечивает  ему возможность для упражнения  важных личностных механизмов, влекущих  изменения в развитии ребенка.  Увлекательными и интересными  занятия делает сюжет, «рассказывающий»  о каких-либо конкретных событиях  с участием взаимодействующих  персонажей, хорошо знакомых детям.  Их содержание позволяет вести  занятия на эмоционально положительном  контакте педагога с детьми  удовлетворяет потребности ребенка  в познании, активной деятельности, в общении со сверстниками, побуждает  ребенка к творческой активности, самовыражению, снимают скованность,  эмоциональное напряжение.

 

 Совершенно очевидным  являются и то, что ребенку,  благодаря сюжету, легче осмысливать  и выполнять движения. И именно  сюжетные занятия в большой  степени способствуют взаимопроникновению  обучающих моментов в единый  процесс. Важным достоинством  занятий сюжетного типа мы  считаем и то, что, по большому  счету, они позволяют избежать, свести к минимуму механическое  усвоение техники движения, заучивания  детьми только «жестких стереотипов»  движений, которые лишают детей  возможности «конструирования»  новых вариантов путем дополнения, усложнения составляющих элементов.

 

 Ценным является то, что периоды «жестких стереотипов»  в сюжетных занятиях относительно  кратковременны и при переходе  к творческим занятиям, эти образцы  остаются еще достаточно пластичными,  что облегчает детям их произвольные  изменения. И уже на этапе  обучения сюжет является смысловой  стороной, облегчающей освоение  движения, и способствует сокращению  сроков его разучивания. В дальнейшей  работе над движением дети не боятся отступить от выученных образцов и придумывают собственные варианты движений.

 

 В качестве источников  рождения двигательных образцов  нами широко используются окружающий  мир и природа, литература, музыка, произведения изобразительного  искусства. Для отработки того  или иного движения отбираются  достаточно простые и доступные  сюжеты.

 

 Сюжет занятия тесно  связан с задачами обучения  движениям и придает занятию  черты драматизации, сближает его  с сюжетно-ролевой игрой, которая,  по выражению Л.С. Выгодского, является «корнем любого детского  творчества».

 

 Сюжетные занятия создают  широкие возможности для использования  нестандартного оборудования, элементов  костюмов, оформления зала, схем  и пиктограмм движений, разнообразной  музыки. В начале обучения движению  целесообразно опереться на прошлый  двигательный опыт детей, вспомнить  простейшие движения, знакомые по  прошлому занятию. Затем знакомить  их с новым движением. При  этом сообщается его значение, требования к выполнению.

 

 Сюжетные физкультурные  занятия вызывают интерес к  физическим упражнениям, больше  чем традиционные физкультурные  занятия. Увлекательными и интересными  занятия делает сюжет, о каких-либо  конкретных событиях с участием  персонажей, хорошо знакомых детям.

 

Цель исследования: рассмотреть  сюжетные физкультурные занятия  как средство развития интереса к  физическим упражнениям у детей  старшего дошкольного возраста

 

Объект исследования: сюжетные физкультурные занятия

 

Предмет исследования: интерес  к физическим упражнениям у детей  старшего дошкольного возраста

 

Гипотеза исследования: проведение сюжетных физкультурные занятия  с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать интересу к  занятиям физическими упражнениями

 

Задачи исследования:

 

 Проанализировать литературу  по данной теме;

 

 Раскрыть методику  проведения сюжетных физкультурных  занятий;

 

 Разработать серию  сюжетных физкультурных занятий.

 

Методы исследования:

 

 Анализ психолого-педагогической  литературы;

 

 Анкетирование.

 

Педагогическая направленность: разработка методического пособия  для воспитателей по развитию интереса к физическим упражнениям посредствам  сюжетных физкультурных занятий.

 

Экспериментальная база: психолого-педагогический эксперимент проводился на базе детского сада «Колокольчик» с детьми старшего дошкольного возраста с октября 2009г. по апрель 2010г.

 

Структура выпускной квалификационной работы: титульный лист, оглавление, введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

 

 

Глава I. Физкультурные занятия  как форма организации физического  воспитания с детьми старшего дошкольного  возраста

 

 

1.1 Значение сюжетных физкультурных  занятий в физическом развитии  детей дошкольного возраста

 

 

 Физкультурные занятия  – основная форма организованного  систематического обучения физическим  упражнениям.

 

 Эта форма работы  является ведущей для формирования  правильных двигательных умений  и навыков, создает благоприятные  условия для усвоения общих  положений и закономерностей  при выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних  способностей детей. Обучающие  физкультурные занятия одновременно  со всеми детьми позволяют  обеспечить сознательное усвоение  материала, подвести детей к  обобщениям, связанным с овладением  двигательными действиями и их  использованием. Без обобщения невозможен  перенос правильного выполнения  в другие ситуации.

 

 Занятия физкультурой  позволяют научить дошкольников  самостоятельно создавать условия  для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному  выполнению сложных двигательных  действий, формировать и развивать навыки самоорганизации в использовании различных движений и воспитать интерес и стремление к активным действиям, тем самым, обеспечивая базу для интересной и содержательной деятельности в повседневной жизни. Чем увлекательнее и содержательнее занятия, тем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше предпосылок для обеспечения высокого двигательного режима в течение дня, который необходим для удовлетворения потребности растущего организма в движениях[32].

 

 Физкультурные занятия  способствуют формированию у  дошкольников навыков учебной  деятельности. Они приучают детей  запоминать план действий и  руководствоваться им в ходе  выполнения физических упражнений. Развивают у детей оценочные  суждения: достижение хороших результатов  на виду у всех детей вселяет  в ребенка уверенность и создает  радостное настроение, осознание  своих способностей и возможностей  в реализации общих интересов,  а разделенная радость – это  двойная радость.

 

 Успешное решение образовательных  задач возможно лишь при соблюдении  требований к оздоровительной  направленности физкультурных занятий.  Обеспечение высокой двигательной  активности детей, соблюдение  научно обоснованных нагрузок  на все органы и системы  ребенка позволяют обеспечить  эффект в его физическом развитии  и укреплении здоровья.

 

 Специально организованные  физкультурные занятия со всей  группой обеспечивают прохождение  и освоение программного материала  в определенной последовательности; позволяют, по мере необходимости,  повторять и закреплять двигательные  действия. Обучение проводится систематически. Занятия строятся по определенному  плану и поэтому позволяют  дозировать физиологическую нагрузку, постепенно и осторожно увеличивая  ее, что способствует повышению  выносливости организма. Подготовка  организма к выполнению сложных  движений позволяет предупредить  травматизм при их выполнении.

 

 Дети приучаются слушать  указания воспитателя, выполнять  движения одновременно всей группой,  организуясь различными способами,  что формирует у них активность, воспитывает сознательное отношение  к проводимым упражнениям, умение  выслушивать до конца и действовать  в соответствии с заданным  планом или творчески выполнять  предложенные задания[32].

 

 На физкультурных занятиях  дети приобретают знания об  общих положениях, характерных для  каждой группы движений, руководствуясь  которыми ребенок способен действовать  самостоятельно и усваивать доступные  закономерности выполнения разучиваемых  движений.

 

 Первоначально занятия  с использованием физических  упражнений получили название  занятия гимнастикой и подвижными  играми. Это название определяло  содержание двигательных действий, которые включались в занятия,  оно ограничивалось подвижными  играми и использованием физических  упражнений, входящих в основную  гимнастику (основные движения, общеразвивающие  и строевые упражнения)[32].

 

 В дальнейшем, благодаря  исследованиям ряда ученых, круг  физических упражнений для дошкольников  расширился. Была доказана целесообразность  и полезность включения в работу  с детьми спортивных видов  физических упражнений: плавания, обучения  ходьбе на лыжах, катания на  коньках; предусматривалось включение  в обучение элементов спортивных  игр: баскетбола, тенниса, бадминтона  и т.д. Это содержание было  значительно шире названия занятия  по обучению движениями, оно стало  именоваться занятием физическими  упражнениями.

 

 Исследования А. В.  Кенеман и Г. П.Лесковой убедительно  доказали, что в ходе обучения  физическим упражнениям важно  давать детям знания о технике  выполнения движений, чтобы формирование  двигательных умений и навыков  осуществлялось не только через  большое количество повторений, а влияло на быстроту усвоения  движений через реализацию принципа  осознанности в обучении. Тем  самым был поставлен вопрос  не только о формировании двигательных  навыков, но и о приобщении  дошкольников к физической культуре  общества. В связи с этим данные  занятия получили название физкультурных,  предусматривающих передачу дошкольникам  общественно-исторического опыта,  культуры выполнения движений, выработанной  человечеством. [32]

 

 С самого раннего  возраста нужно воспитывать у  детей привычку к строгому  соблюдению режима дня и вырабатывать  потребность к ежедневным занятиям  физическими упражнениями, развивать  умение самостоятельно заниматься  этими упражнениями в детском  саду и дома. Важно учить детей  организовывать и проводить физические  упражнения, в том числе подвижные  игры, со своими сверстниками  и малышами.

Информация о работе Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего школьного возраста