В основной части
занятия у детей формируют
навыки выполнения движений, разучивают
и закрепляют их, развивают физические
качества, координационные способности.
Для этой части занятия характерна
кульминационная насыщенность сюжета.
В заключительной части
занятия происходит постепенный
переход от усиленной мышечной
деятельности к спокойному состоянию,
продолжается общение детей с
игровыми персонажами, дети настраиваются
на самостоятельную игру.
Таким образом, структура
физкультурных занятий состоит
из трех частей вводной, основной,
заключительной.
В вводной части
нужно ввести организм в состояние
подготовленности к основной
части. В данной части занятия
предлагаются упражнения в ходьбе,
беге, построении, перестроении, несложные
игровые задания.
В основной части
занятия содержит упражнения
общеразвивающего характера, основные
виды движений, в ней проводится
подвижные игры. У детей формируют
навыки выполнения движений, разучивают
и закрепляют их, развивают физические
качества, координационные способности.
Для этой части занятия характерна
кульминационная насыщенность сюжета.
В заключительной части
происходит постепенный переход
от усиленной мышечной деятельности
к спокойному состоянию.
1.3 Способы организации
детей на сюжетных физкультурных
занятиях
Эффективность обучения
физическим упражнениям обеспечивается
с помощью различных способов
организации детей. Эти способы
при выполнении движений оказывают
влияние на количество повторений
за отведенное время, обеспечивают
управление педагогом процессом
усвоения материала, создают условия
для осознанного овладения структурными
компонентами движения и позволяют
детям учиться не только у
педагога, но и у своих сверстников.
На физкультурных занятиях
используется фронтальный способ
организации, при котором все
дети выполняют одновременно
одинаковое движение. Этот способ
позволяет за выделенное педагогом
время обеспечить достаточно
высокую повторяемость, что способствует
быстрому образованию временных
связей, достижению высокой активности
каждого ребенка и достаточной
физической нагрузки при выполнении
любого движения. Но при этом
педагог не может удержать
в поле зрения всех детей,
переключаясь на обучение одних,
он не видит действия других.
Поэтому при многократном повторении
движения может закладываться
его ошибочное выполнение ребенком
и в последующем придется вносить
в него коррекцию. Ребенок не
имеет возможности наблюдать
за действиями других занимающихся.
Этот способ вполне подходит
для формирования первоначального
представления о новом движении,
для овладения первоначальными
действиями с каким-нибудь новым
пособием (мячом, обручем, мешочком
и т.д.), когда создается ориентировка
в выполнении. Например, фронтальное
первоначальное выполнение подлезания
под шнур (в младшей группе), овладение
целенаправленными действиями с
мячом, подпрыгивания на месте
и т.д., подбрасывание и ловля мяча, прокатывание
мяча на противоположную сторону; прыжки
со скакалкой (в средней группе) и т.д. Целесообразно
фронтально выполнять движения не только
на этапе первоначального разучивания,
но и на этапе закрепления и совершенствования.
Следует учитывать, что фронтальный способ
применим только к движениям, не требующим
подстраховки от травматизма, и используется
во всех частях физкультурного занятия[32].
Положительными сторонами
этого способа является то
что, обеспечивает высокую моторную
плотность занятия, обеспечивает
постоянное взаимодействие воспитателя
и детей в процессе обучения,
облегчает руководство процессом
обучения; воспитатель держит в
поле зрения всю группу и
непосредственно руководит ее
деятельностью. Повышает физическую
нагрузку. Способствует закреплению
двигательных навыков, развитию
физических качеств Дети приучаются
коллективно выполнять упражнения.
Недостаток этого способа
заключается в том, что при
одновременном выполнении упражнений
всей группой затрудняется индивидуальный
подход к каждому ребенку [20].
Для выполнения физических
движений обучающиеся могут быть
разделены на группы, т.е. используется
групповой способ организации
детей. При этом каждая группа,
как правило, упражняется в
осуществлении определенных движений,
поэтому количество детей у
одного снаряда значительно уменьшается.
Спустя некоторое время подгруппы
меняются местами, и это позволяет
переходить к действиям на
разных снарядах, что повышает
интерес к занятию. При таком
способе создается возможность
для углубленного разучивания
движения одной подгруппой, а
другие подгруппы в это время
выполняют освоенные движения
для их закрепления или в
усложненных условиях. Достоинствами
этого способа является создание
благоприятных условий для детального
усвоения: небольшое число детей
позволяет обеспечить достаточное
количество повторений для успешного
овладения упражнением, ребенок
имеет возможность слышать указания
взрослого, относящиеся к нему
и к другим детям; небольшой
перерыв между повторениями, с
одной стороны, достаточен для
восстановления сил, а с другой
стороны – успешно образуются
временные связи и есть условия
для наблюдения за выполнением
упражнения другими детьми.
Знакомые физические
упражнения дети выполняют без
прямого надзора педагога, что
развивает у них самостоятельность
в использовании разученных движений,
самоконтроль и самооценку. Данное
движение включается в двигательный
опыт ребенка. Групповой способ
создает благоприятные условия
для разучивания составных элементов
движения. Однако если на занятии
разучивается новое движение
или способ его выполнения, то
для закрепления не может быть взято движение,
требующее подстраховки[32].
Положительными сторонами
этого способа является то, что
сохраняется высокая моторная
плотность занятия, повышается
двигательная активность детей,
воспитываются умение самостоятельно
выполнять задания; ответственность,
сдержанность, дается возможность
упражняться в нескольких видах
движений, повышается физическая
нагрузка, есть возможность осуществлять
индивидуальную работу с детьми
Недостаток этого способа
заключается в том, что ограничивается
возможность воспитателя контролировать
выполнение упражнений всеми
детьми, оказывать им помощь, поправлять
их ошибки [20].
Разновидностью этого
способа является посменный, когда
дети выполняют одно движение
сменами (одновременно 3-4 человека),
упражнение в равновесии на
четырех пособиях, спрыгивание со
скамейки и т.д. [32].
Положительными сторонами
этого способа является то, что
обеспечивается отработка качества
движений, индивидуальный подход
к детям.
Недостатком этого
способа является низкая моторная
плотность занятия[20].
Поточный способ предусматривает
выполнение физических упражнений
друг за другом, переходя от
одних движений к другим. При
этом одни дети заканчивают
какое-то движение и переходят
к выполнению следующего, а другие
только начинают выполнять первое.
Этот способ обеспечивает почти
непрерывность действий, формирует
у детей гибкость навыка, умение
переходить непосредственно к
выполнению других движений, развивает
способность сочетания движений.
Однако обучение новому физическому
упражнению при таком способе
затруднено, поскольку мышечные
ощущения, возникшие при первом
выполнении этого движения, затем
стираются при осуществлении
знакомых двигательных действий,
и, подходя вновь к воспроизведению
разучиваемого движения, ребенок
допускает ошибки. При этом он
лишен возможности учиться от
сверстников, так как занят
выполнением своего движения.
Данный способ успешно
решает задачи закрепления и
совершенствования движений[32].
Положительными сторонами
этого способа является высокая
моторная плотность занятия, достижение
воспитания у детей физических
качеств – быстроты, ловкости, силы,
выносливости и ориентировки
в пространстве
Недостатком этого
способа является затруднение
наблюдений за качеством выполнения
упражнений всеми детьми и
оказание им помощи [20].
Существует индивидуальный
способ организации, когда дети
выполняют одно движение в
порядке очередности. В этом
случае педагогу легко оценить
качество выполнения движения
у каждого ребенка, делать индивидуальные
указания. Другие дети в это
время наблюдают за действиями
каждого выполняющего упражнения
и воспринимают замечания. Индивидуальный
способ обеспечивает подстраховку
для предупреждения травматизма.
Вместе с тем очередность снижает
активность детей, однообразие
приводит к монотонности, а отсюда
– к отвлекаемости детей от
процесса обучения. Такая организация
не позволяет обеспечить достаточное
количество повторений для усвоения,
снижает физиологическую нагрузку,
и к тому же образуется большой
перерыв между повторениями.
Нередко воспитатель
на занятии прибегает к сочетанию
этих способов организации детей
при выполнении физических упражнений.
Так, внутри группового способа
одни движения осуществляются
индивидуальным способом (прыжки
в высоту с разбега, кувырки
и т.д.), а другие – посменно
(подтягивание на скамейке, упражнения
в равновесии, подлезание и т.д.).
Подобное сочетание используется
и в поточном способе [32].
Положительной стороной
этого способа является то, что
достигается воспитание качества,
точности двигательного действия.
Недостатком этого
способа является низкая моторная
плотность занятия [20].
Выбор способа организации
детей на занятии зависит от:
новизны, сложности и характера
упражнений;
задач занятия;
материальной оснащенности
и места проведения занятия;
размеров помещения (площадка,
зал);
наличия оборудования;
возраста детей и их
подготовленности;
собственных умений воспитателя
[32].
Таким образом, эффективность
обучения физическим упражнениям
обеспечивается с помощью различных
способов организации детей.
Фронтальный способ
применим только к движениям,
не требующим подстраховки от
травматизма, и используется во
всех частях физкультурного занятия.
Групповой способ создает
благоприятные условия для разучивания
составных элементов движения. Поточный
способ предусматривает выполнение
физических упражнений друг за
другом, переходя от одних движений
к другим. При этом одни дети
заканчивают какое-то движение
и переходят к выполнению следующего,
а другие только начинают выполнять
первое.
Индивидуальный способ
организации, когда дети выполняют
одно движение в порядке очередности.
Такая организация
не позволяет обеспечить достаточное
количество повторений для усвоения,
снижает физиологическую нагрузку,
и к тому же образуется большой
перерыв между повторениями.
1.4 Методика проведения
сюжетных физкультурных занятий
с детьми старшего дошкольного
возраста
Для детей ведущей
деятельностью является выполнение
игровых действии. В первую очередь
это действие с предметами, в
которых дети пытаются воспроизвести
наблюдаемый ими способ употребления
предмета. Дети принимают на себя
роль, осваиваются в воображаемой
ситуации, но не обыгрывают эти
предметы. Основное условие их
игры – многократное повторение
одних и тех же действий. Дети
в течение длительного времени
могут повторять действия, не
стремясь к результату, их привлекает
само действие, способ его выполнения[20].
Роль и воображаемая
ситуация у дошкольников служат
как бы фоном для развертывания
предметной игры. Воображаемая ситуация
помогает сделать интересными
для ребенка двигательные задания:
он не просто поднимает руки
вверх, размахивает флажком, не
просто идет по прямой, а шагает
по тропинке, везет машину по
дороге, переходит через ручей
по мостику, идет по кочкам,
прыгает как зайчик, ходит на
четвереньках, как мишка. Каждый
ребенок, выполняя задание воспитателя
рядом с другими, реализует
при этом свои возможности.
На основе подражания
ребенок в ходе ролевой игры
идентифицирует себя с персонажами,
старается не только воспроизвести
их действия, но и отобразить
воображаемую ситуацию, исполнить
роль. Ролевое поведение детей,
если оно связано с большой
двигательной активностью и выполнением
разнообразных движений, может быть
использовано на занятиях по
физической культуре. Дети в роли
зайчишек учатся прыгать, в
роли физкультурников - осваивают
упражнение с палкой, в роли
почтальонов - ездят на велосипедах,
развозя корреспонденцию.
Занятия по физической
культуре в сюжетной форме
начинаются с эмоционального
рассказа воспитателя, в котором
задается воображаемая ситуация,
перед детьми раскрываются условия
принятия роли, сообщается последовательность
выполнения упражнений и их
содержание. В разновозрастной группе
применяются разнообразные приемы
создания игровой мотивации, которые
способствуют увлеченному выполнению
детьми физических упражнений. При
подборе упражнений учитываются
возрастные особенности детей,
принимается во внимание и
уровень их физической подготовленности.