Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 06:50, реферат

Описание работы

Сюжетное занятие – одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. Сюжетные физкультурные занятия помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения. Удовлетворительность ребенка продуктом собственной деятельности ведет к формированию у него потребности повторить положительные переживания радости от результата, что обеспечивает ему возможность для упражнения важных личностных механизмов, влекущих изменения в развитии ребенка. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, «рассказывающий» о каких-либо конкретных событиях с участием взаимодействующих персонажей, хорошо знакомых детям. Их содержание позволяет вести занятия на эмоционально положительном контакте педагога с детьми удовлетворяет потребности ребенка в познании, активной деятельности, в общении со сверстниками, побуждает ребенка к творческой активности, самовыражению, снимают скованность, эмоциональное напряжение.

Содержание работы

Введение

Глава I. Физкультурные занятия как форма организации физического воспитания с детьми дошкольного возраста

1.1 Значение сюжетных физкультурных занятий в физическом развитии детей дошкольного возраста

1.2 Структура сюжетного физкультурного занятия

1.3 Способы организации детей на сюжетных физкультурных занятиях

1.4 Методика проведения сюжетных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста

Глава II. Проектирование и апробация системы сюжетных физкультурных занятий, влияющих на развитие интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Констатирующий эксперимент

2.2 Формирующий эксперимент

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

диплом дошкольники.docx

— 58.13 Кб (Скачать файл)

 

 Хухлаева Г.В. считает,  что эффективным приемом является  описание воображаемой ситуации, в которой хорошо известный  и любимый детьми герой (это  может быть и персонаж знакомой  им сказки, например, «Колобок») попадает  в трудное или опасное положение,  а дети могут выступать в  роли помощника или защитника.  Действуя в воображаемой ситуации, дети спешат на помощь любимому  герою. Они стремятся выручить  его из беды, преодолевая возникающие  на пути трудности и препятствия.  Бегут как будто бы по узкому  мостику, перешагивают через «камешки»,  «лужи», идут по «кочкам», перешагивают  «ручей», имитируя соответствующие  движения, выбирая способ их выполнения  в зависимости от предложенных  условий. Успешность действий  приносит детям радость и удовлетворение. Воображаемая ситуация в этом  случае является обязательным  фоном для развертывания действий. В отсутствии ее многократное  выполнение их теряет смысл.

 

 Выражая сочувствие  игровым персонажам, оказываются  перед необходимостью освоить  различные движения, на деле узнают  их целесообразность, а также  по своей инициативе и желанию  проявляют реальные физические  и морально-волевые качества[32].

 

 В другой ситуации  воспитатель, пробуждая у дошкольников  сочувствие к персонажам, может  предложить им не только выручить  или спасти полюбившихся героев, но и просто порадовать их  совместными играми. Так, дети  идут в гости к игрушкам, чтобы  позаниматься с ними и поиграть  в веселые игры, которые им  очень нравятся. На первых порах  воспитатель сообщает детям развитие сюжета постепенно: «Пойдем к кукле, а теперь поиграем с куклой в догонялки».

 

 Персонажи могут нуждаться  в уходе и присмотре. Воспитатель  предлагает поухаживать за маленькими  беспомощными цыплятами и поучить  их, прийти на помощь заболевшим  зверятам.

 

 Интерес детей вызывает  также воображаемая ситуация, представленная  им в яркой образной форме  и связанная с необычными условиями,  в которых они должны действовать.  Например, приключения во время  «путешествия» по реке. Эти условия  побуждают детей находить новые  для них характеристики движений. Принимая игровые обстоятельства, предложенные воспитателем, дети  выполняют плавные, замедленные  движения как будто бы во  время качки на корабле, имитируют  лазанье по корабельным снастям.

 

 Развивая воображение  детей, воспитатель предлагает  по-новому взглянуть на физкультурный  инвентарь. Так, гимнастические  палки в руках детей превращаются  то в «лошадок», то в «ветви  и коряги» дремучего леса, из  них дети строят лодки и  даже «корабль»[32].

 

 Часть занятий посвящается  путешествиям по временам года, в них отражаются природные  изменения, трудовая и спортивная  деятельность людей. Сюжеты занятий  близки детям, их впечатлениям  и переживаниям, содержат материал  по ознакомлению с окружающим (например, «Вспомним лето», «На  солнечной полянке», «Почтальоны»  и другое). Также путешествия и  прогулки проводятся в среднем  и медленном темпе и включают  определенные игровые упражнения  с целью совершенствования необходимых  движений.

 

 При обучении движениям  можно использовать и ролевое  поведение детей. Если детям  доступно выполнение роли и  они могут принять ее на  себя, повторяя при этом разнообразные  действия, стремясь к точности, правильности, последовательности их в соответствии  со взятой на себя ролью,  то дети, владеющие лишь игровыми  действиями, справляются только  с элементарными ролевыми задачами. Они прыгают, как воробышки,  бегают по дорожкам, мажут крылышками, как цыплята.

 

 В условиях, заданных  воображаемой игровой ситуацией,  определённых ролевым заданием, дети могут самостоятельно находить  оптимальные способы выполнения  основных движений, более выразительно  исполняют имитационные упражнения, по ходу игры находят их  вариантыъх[32].

 

 Движения, связанные с  каким-либо образом или сюжетом,  увлекают детей, образ подталкивает  к исполнению подражательных  движений, которые очень любят  дошкольники. Это является одной  из причин широкого распространения в практике ДОУ сюжетных физкультурных занятий по литературным произведениям. Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Этот тип занятий ценен тем, что на них дети раскрываются с неожиданной стороны, например: проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность или, наоборот, беспомощность, скованность. Частая смена двигательной деятельности с разной физической нагрузкой дисциплинирует детей, снимает напряжение. Занятие проходит увлекательно, и время пролетает незаметно[20].

 

 Для детей целесообразно  заготовить символы для обозначения  ролей, которые помогают им  быстро и легко войти в роль. Это могут быть простые картинки, кусочки пуха или меха, ватные  шарики для «цыплят» и «мышат».  Перевоплощение в образ может  происходить и с помощью кусочка  серебристой гирлянды. Воспитатель  кладёт его на голову ребёнка  или просто дотрагивается им  до волос. Этого достаточно, чтобы  новоиспечённый «воробышек» уверенно  взлетел. На занятиях предлагается  использовать также символы места  и пространства. Например, панно  «Лес», «Лужок».

 

 Разные роли для  детей - это и разные двигательные  задачи. Например, дети - «мышки» - выглядывают  из норок, ходят мелким шагом,  дети - «котята» - выгибают спинку, ловят  свой хвостик, играют с клубком,  пока «мышки», испугавшись, наблюдают  за ними [20].

 

 Волошина Л.Н предлагает  проводить сюжетные физкультурные  занятия, отражающие сезонные  явления в природе. Эти занятия  открывают широкие возможности  для работы с детьми, создают  благоприятные условия для совершенствования  основных движений, способствуют  умственному и физическому развитию  дошкольника, стимулируют двигательную  активность, регулируют её, обеспечивая,  таким образом, гармоническое  развитие ребёнка.

 

 Постоянный контакт  педагога с детьми, непосредственное  его участие в занятии, проявляемый  им интерес, помощь, эмоциональный  дружеский тон активизирует детей[20].

 

 Познавательное развитие  дошкольников оценивается ненавязчиво,  в игре. Так, на занятии «Прогулка  в осенний лес» дети знают,  что белка делает запасы на  зиму (орехи, грибы), что у неё  не одна кладовая, а несколько.  На занятиях «Мишке холодно  в лесу», «Пришла весна, разбудим  мишку ото сна» дети узнают, что медведь – лесной зверь.  Он осенью ложится спать в  берлогу до весны.

 

 Разнообразие на занятии  стандартного и нестандартного  оборудования, шапочек, наличие и  использование природного материала  способствует лучшей организованности, повышению двигательной активности  детей. Немаловажную роль играет  музыка. Так, во время игры «Солнышко  и дождик» дети убегают, услышав  шум дождя (грамм запись), и  выходят погулять, когда поют  птички.

 

 Очень интересно проходят  сюжетные занятия на свежем  воздухе в разное время года. Эти занятия более эффективны. Посильная физическая нагрузка  и свежий воздух укрепляют  здоровье детей, повышают их  работоспособность, способствуют  развитию знаний о природе.  Это такие занятия, как «Мы  покормим птиц зимой», «Поможем  коту Леопольду». Они оказывают  положительное влияние на эмоциональное  состояние детей, помогают укреплению  воли, развивают смелость, самостоятельность.

 

 Формируемые на занятиях  игровые действия могут быть  перенесены под влиянием воспитателя  в самостоятельную игру детей,  что способствует повышению двигательной  активности малышей в сюжетно-ролевых  играх.

 

 При проведении физкультурных  занятий воспитатель постоянно  помнит о том, что нельзя  нарушать ход игры. Наблюдение  за качеством выполнения движений, оценка деятельности детей –  всё это проводится через роль, от лица игрового персонажа,  через воображаемую ситуацию. Воспитатель  и дети играют вместе. Поглощённость  игрой помогает увидеть в черте,  проведённой мелом, настоящее  препятствие, в гимнастической  скамейке - большой пригорок, за который  можно спрятаться от злого  волка[32].

 

 Когда накоплен некоторый  опыт, дети уже проявляют больше  самостоятельности на физкультурных  занятиях, они могут по напоминанию  воспитателя, выбрать предмет  для упражнений и подвижных  игр и активно действовать  с ним.

 

 Характерными чертами  таких занятий являются: ярко  выраженная дидактическая направленность; руководящая роль воспитателя;  строгая регламентация деятельности  детей и дозирование физической  нагрузки; постоянный состав занимающихся  и их возрастная однородность.

 

 Требования к занятиям: каждое предыдущее должно быть  связано с последующим и составлять  систему занятий; важно обеспечить  оптимальную двигательную активность  детей. Занятия должны соответствовать  возрасту и уровню подготовленности  детей. На них надо использовать  физкультурно-оздоровительное оборудование  и музыкальное сопровождение.

 

 Таким образом, сюжетные  физкультурные занятия позволяют  самостоятельно находить оптимальные  способы выполнения основных  движений, общеразвивающих упражнений, способствую развитию физических качеств, развитию творчества, психических процессов.

 

 Эти занятия открывают  широкие возможности для работы  с детьми, создают благоприятные  условия для совершенствования  основных движений, способствуют  умственному и физическому развитию  дошкольника, стимулируют двигательную  активность, регулируют её, обеспечивая,  таким образом, гармоническое  развитие ребёнка.

 

 Занятия физкультурой  являются ведущими для формирования  правильных двигательных умений  и навыков, создает благоприятные  условия для усвоения общих  положений и закономерностей  при выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних  способностей детей. Обучающие  физкультурные занятия одновременно  со всеми детьми позволяют  обеспечить сознательное усвоение  материала, подвести детей к  обобщениям, связанным с овладением  двигательными действиями и их  использованием. Без обобщения невозможен  перенос правильного выполнения  в другие ситуации.

 

 Структура физкультурных  занятий состоит из трех частей  вводной, основной, заключительной.

 

 В вводной части  нужно ввести организм в состояние  подготовленности к основной  части.

 

 Основная часть занятия  содержит упражнения общеразвивающего  характера, основные виды движений, в ней проводится подвижные  игры. В заключительной части  происходит постепенный переход  от усиленной мышечной деятельности  к спокойному состоянию.

 

 Эффективность обучения  физическим упражнениям обеспечивается  с помощью различных способов  организации детей, т.к. фронтальный,  поточный, групповой, индивидуальный.

 

 Эти занятия открывают  широкие возможности для работы  с детьми, создают благоприятные  условия для совершенствования  основных движений, способствуют  умственному и физическому развитию  дошкольника, стимулируют двигательную  активность, регулируют её, обеспечивая,  таким образом, гармоническое  развитие ребёнка.

 

 

Глава II. Проектирование и  апробация системы сюжетных физкультурных  занятий, влияющих на развитие интереса к физическим упражнениям у детей  старшего дошкольного возраста

 

 

 Психолого-педагогический  эксперимент проводится на базе  детского сада «Колокольчик»  с 1 октября 2009 года по 30 марта  2010 года. В эксперименте участвовали  дети старшей группы.

 

 

2.1 Констатирующий эксперимент

 

 

Цель: Выявить формы проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Задачи:

 

Разработать вопросы для  анкеты для воспитателей ДОУ.

 

Провести обследование.

 

 Для решения поставленных  задач была разработана система  вопросов. Вопросы были направлены  на выявление количества физкультурных  занятий в сюжетной форме, проводимых  с детьми в ДОУ.

 

Вопросы:

 

Сколько занятий спланировано в плане?

 

Виды физкультурных занятий, их количество.

 

Учебно-тренирующего характера

 

Игровые

 

Сюжетные

 

Тематические

 

Комплексные

 

Контрольно – учебные

 

 

Анализ календарных планов за IV квартал 2009 годВопросы  Старшая группа

Сколько занятий спланировано в плане?  36

Информация о работе Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего школьного возраста