Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 06:50, реферат

Описание работы

Сюжетное занятие – одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. Сюжетные физкультурные занятия помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения. Удовлетворительность ребенка продуктом собственной деятельности ведет к формированию у него потребности повторить положительные переживания радости от результата, что обеспечивает ему возможность для упражнения важных личностных механизмов, влекущих изменения в развитии ребенка. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, «рассказывающий» о каких-либо конкретных событиях с участием взаимодействующих персонажей, хорошо знакомых детям. Их содержание позволяет вести занятия на эмоционально положительном контакте педагога с детьми удовлетворяет потребности ребенка в познании, активной деятельности, в общении со сверстниками, побуждает ребенка к творческой активности, самовыражению, снимают скованность, эмоциональное напряжение.

Содержание работы

Введение

Глава I. Физкультурные занятия как форма организации физического воспитания с детьми дошкольного возраста

1.1 Значение сюжетных физкультурных занятий в физическом развитии детей дошкольного возраста

1.2 Структура сюжетного физкультурного занятия

1.3 Способы организации детей на сюжетных физкультурных занятиях

1.4 Методика проведения сюжетных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста

Глава II. Проектирование и апробация системы сюжетных физкультурных занятий, влияющих на развитие интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Констатирующий эксперимент

2.2 Формирующий эксперимент

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

диплом дошкольники.docx

— 58.13 Кб (Скачать файл)

 

 У детей важно воспитывать  любовь к занятиям спортом,  интерес к результатам своих  занятий и к достижениям спортсменов.  В процессе физического воспитания  имеются большие возможности  для осуществления нравственного,  умственного, эстетического, трудового  воспитания. При правильно организованных  занятиях физическими упражнениями  создаются благоприятные условия  для воспитания положительных  черт характера (организованность, дисциплинированность, самостоятельность,  активность), нравственных качеств  (честность, справедливость, чувство  товарищества, взаимопомощь, умение  заниматься в коллективе, бережное  отношение к физкультурному инвентарю,  ответственное выполнение поручений), а также для проявления волевых качеств (смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей, уверенность в своих силах, выдержка и др.). Важно уже в дошкольном возрасте формировать у детей понимание роли физического воспитания в подготовке к труду[32].

 

 Хорошо поставленное  физическое воспитание во многом  способствует умственному развитию  детей, так как обеспечивает  оптимальные условия для нормальной  деятельности нервной системы  и других систем организма,  что в свою очередь помогает  лучшему восприятию и запоминанию.

 

 На занятиях физическими  упражнениями у детей развиваются  все психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение и  др.), а также мыслительные операции (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.). Нужно стремиться, чтобы дети умели творчески  пользоваться приобретенными знаниями  и навыками в своей двигательной  деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность,  смекалку, находчивость [18]

 

 Важно при этом воспитывать  положительные эмоции, создающие  бодрое, жизнерадостное настроение, а также развивать умение быстро  преодолевать отрицательное психическое  состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благотворно  влияют на работу всех органов  и систем организма, обеспечивают  быстроту и прочность формирования  двигательных навыков и умений.

 

 Физическое воспитание  благоприятствует осуществлению  эстетического воспитания. Во время  выполнения физических упражнений  следует развивать способность  воспринимать, чувствовать, понимать  и правильно оценивать красоту,  изящество, выразительность движений, поз, осанки, красоту костюмов, физкультурного  инвентаря, окружающей обстановки, воспитывать стремление к эстетически  оправданному поведению, непримиримость  ко всему грубому в действиях,  словах, поступках.

 

 В процессе физического  воспитания осуществляется подготовка  к труду: у детей укрепляется  здоровье, формируются двигательные  навыки, развиваются физические  качества, необходимые для труда;  способность к быстрому овладению  двигательными навыками и трудовыми  операциями. Кроме того, дети овладевают  трудовыми навыками, связанными  с оборудованием помещения, площадки (участие в устройстве ямы с  песком для прыжков, снежных  валов, в заливке дорожек для  скольжения, катка, в прокладывании  лыжни и т. д.), с изготовлением  и ремонтом простейшего физкультурного  инвентаря (шитье мешочков для  метания, приготовление целей  для метания и т. д.), с уходом  за ним (дети вытирают пыль  с гимнастической стенки, скамейки, мячей, палок, обручей и др., очищают лыжи, санки, коньки от  снега, велосипеды от пыли и  ставят их на место) [18]

 

 Дети также принимают  участие в непосредственной подготовке  к занятиям помещения и площадки (расчищают каток от снега,  поливают физкультурную площадку, собирают опавшие листья и  т. д.), расставляют и собирают  физкультурный инвентарь на занятиях, выносят на площадку атрибуты  для игр. У детей формируются  навыки по самообслуживанию (одевание, раздевание костюмов, обуви), а также  по оказанию помощи воспитателю  в проведении закаливающих процедур. Одновременно на занятиях физическими  упражнениями у детей воспитывается  уважение к труду взрослых.

 

 Процесс физического  воспитания детей дошкольного  возраста должен строиться так,  чтобы одновременно решались  оздоровительные, образовательные  и воспитательные задачи.

 

 Таким образом, физкультурные  занятия - являются ведущей формой  для формирования правильных  двигательных умений и навыков,  содействуют развитию разносторонних  способностей детей, создают условия  для двигательной деятельности, подводят к выполнению сложных  двигательных действий. Чем увлекательнее  и содержательнее занятия, тем  богаче двигательный опыт ребенка,  тем больше предпосылок для  обеспечения высокого двигательного  режима в течение дня, который  необходим для удовлетворения  потребности растущего организма  в движениях. Соблюдение режима  дня вырабатывает потребность  к ежедневным занятиям физическими  упражнениями, развивает умение  самостоятельно заниматься этими  упражнениями в детском саду  и дома. Физкультурные занятия  содействуют укреплению, сохранению  здоровья и формируют здоровый  образ жизни.

 

 

1.2 Структура сюжетных  физкультурных занятий

 

 

 С детьми раннего  дошкольного возраста (1 - 4 года) рекомендуется  проводить занятия по физической  культуре 2 раза в неделю (по 10 - 15 мин).

 

 Занятия по физической  культуре в старшей группе  детского сада (5 - 7 лет) проводятся 3 раза в неделю в утренние  часы продолжительностью 25 - 30 минут  (не считая ежедневной утренней  гимнастики).

 

 Физические занятия  с детьми в дошкольных учреждениях  имеют свою структуру, делятся  по содержанию и методам проведения.

 

 Дети во время занятий  должны быть в физкультурной  форме: в майке и трусах, босиком  (где имеется утепленный пол)  или в матерчатых тапочках. Взрослый  в спортивной одежде. К проведению  занятия следует тщательно готовиться, намечать конкретные задачи, составлять план-конспект, заранее подбирать пособия и крупный инвентарь и т. д.

 

 Воспитатель подготавливает  крупный и мелкий физкультурный  инвентарь перед началом занятия  и располагает его в определенном  месте. По указанию педагога  дети самостоятельно берут флажки, палки, кубики, а по окончании  упражнений кладут их на место  [18].

 

 Структура физкультурных  занятий общепринятая и содержит  три части:

 

 вводную (18 % общего  времени занятия);

 

 основную (67 % общего времени  занятия);

 

 заключительная (15 % общего  времени занятия).

 

 Такое распределение  материала соответствует возможностям  детей и обеспечивает нарастание  физической нагрузки в течение  занятия и с последующим снижением  ее к концу.

 

 Цель вводной части  занятий - ввести организм в  состояние подготовленности к  основной части. В вводной части  занятия предлагаются упражнения  в ходьбе, беге, построении, перестроении, несложные игровые задания. Воспитателю  следует обращать особое внимание  на чередование упражнений в  ходьбе и беге: их однообразие  утомляет детей, снижает качество  упражнений, а также может привести  к нежелательным последствиям (нарушению  осанки, уплощению стопы и т.  д.).

 

 Основная часть занятия  наиболее продолжительна и содержит  упражнения общеразвивающего характера,  основные виды движений, в ней  проводится подвижные игры. При  этом развивающемуся организму  ребенка важно получать все  виды упражнений. Это часть отличается  наибольшей физической нагрузкой  [20].

 

 Общеразвивающие упражнения  направленно воздействуют на  организм в целом, на отдельные  мышечные группы и суставы,  а также способствуют улучшению  координации движений, ориентировке  в пространстве, положительно влияют  на сердечно-сосудистую и дыхательную  функции организма. Важное значение  для правильного выполнения общеразвивающих  упражнений имеет исходное положение.  Используют различные исходные  положения: стоя, сидя, стоя на  коленях, лежа на спине и  животе. Изменяя исходное положение,  воспитатель может усложнить  или облегчить двигательную задачу.

 

 Общеразвивающие упражнения  с предметами напоминают детям  игры. Они с удовольствием играют  с погремушкой, мячом, флажком,  куклой. В упражнениях с предметами  используются также имитационные  упражнения («цыплята», «воробышки»  и др.).

 

 В зависимости от  того, какой инвентарь будет использован  на занятии, воспитатель продумывает  и планирует построение; например, в упражнениях с палками, флажками  целесообразно построение в колоннах  и на достаточном расстоянии  друг от друга, так как построение  в шеренгах не позволит достигнуть  необходимой амплитуды движений  и, кроме того, может привести  к травмам.

 

 В основной части  занятия используются игры большой  подвижности, включающие движения, которые по возможности выполняются  всеми детьми одновременно (бег,  прыжки, метание, ползание и др.), например: «Самолеты», «Наседка и  цыплята», «Солнышко и дождик»,  «Лошадки» [7].

 

 Третья, заключительная  часть занятия небольшая по  объему; в ней проводятся игры  и игровые упражнения малой  интенсивности, способствующие постепенному  снижению двигательной активности. В ней используют упражнения  в ходьбе, несложные игровые задания.  Она обеспечивает ребенку постепенный  переход от возбужденного состояния  к относительно спокойному, дает  возможность переключиться на  другую деятельность [12].

 

 Систематическое, постепенное  и доступное повышение нагрузки  благоприятно влияет на общее  развитие ребенка и способствует  улучшению его двигательной подготовленности. Вначале, как правило, новые  движения дети выполняют неточно,  с излишним напряжением. Поэтому  нужно предъявлять к ним минимальные  требования.

 

 Прочность усвоения  упражнений и основных движений  зависит от обязательного повторения  пройденного (достаточное число  раз).

 

 Повторение не должно  быть механическим и однообразным, теряется интерес к двигательной  деятельности. Поэтому на первом  этапе обучения детей, повторяя  материал, следует использовать  различные пособия, менять ситуацию, не изменяя характера движений.

 

 Планируя занятия по  физической культуре с детьми  дошкольного возраста, педагогу  следует учитывать такие факторы:

 

 помнить, что упражнения  должны соответствовать возрастным  и функциональным возможностям  ребенка;

 

 предусматривать упражнения  для всех крупных групп мышц  плечевого пояса, спины, живота, ног, которые необходимо чередовать;

 

 не заменять полностью  все упражнения предыдущего занятия,  а оставить 2-3 знакомых, которые дети  слабо усвоили, требующих повторения (желательно повторить те упражнения, которые доставляют детям удовольствие);

 

 предусматривать постепенное  нарастание нагрузки на организм  ребенка и снижение ее в  конце занятия;

 

 избегать длительного  статического положения, ожидания;

 

 методы и способы  организации детей согласовывать  с их возрастными возможностями;

 

 давать подвижную игру  после всех упражнений, которая  должна быть закончена спокойной  ходьбой;

 

 умело вызывать у  ребенка положительные эмоции;

 

 учитывать время, отведенное  на непосредственное выполнение  движения.

 

 Речь воспитателя во  время занятий должна быть  спокойной и выразительной, чтобы  привлечь внимание и заинтересовать  детей. Игровые приемы, обращение  к ребенку с называнием его  имени, своевременная помощь и  подбадривание активизируют, увлекают  малыша, усиливают его стремление  к самостоятельному выполнению  движения[18].

 

 Подготовительная часть  повышает эмоциональное состояние  детей, активизирует их внимание, готовит организм к предстоящей  нагрузке. В этой части занятия  создается игровая мотивация  и ставится игровая задача. Но  на некоторых занятиях мотивировка  двигательной деятельности, основанная  на игре, переносится и на начало  основной части, а привлечение  детей к выполнению упражнений  носит опосредованный характер: музыкальное сопровождение, звучание  бубна, напоминающее знакомые  упражнения, и др.

 

Информация о работе Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего школьного возраста