Скоростно-силовая подготовка как основа двигательной деятельности баскетболиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:57, дипломная работа

Описание работы

Баскетбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играми способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы организации занятий 7
скоростно-силовой подготовки в баскетболе 7
1.1.Характеристика двигательной деятельности баскетболиста 7
1.2.Цели и задачи занятий скоростно-силовой подготовки 11
1.3.Средства и методы, используемые при воспитании скоростно-силовых качеств 16
ГЛАВА 2. Организация и методика исследования. 28
1.1.Организация исследования 28
2.2.Методика исследования. 28
2.3.Результаты исследования 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

баскетбол.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

 

Тема: «Скоростно-силовая подготовка как основа двигательной деятельности баскетболиста»

 

Оглавление

 

 

 

Введение

 

Многочисленные исследования и накопленный практический опыт в области физического воспитания убеждает в том, что основу физической культуры составляют целесообразные способы и формы физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и способностей индивида. Основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно действительно разностороннее развитие личности закладывается в школьные годы. Физическая культура является непременным условием направленного развития и физической подготовленности учащихся к жизни, оптимизации их физического состояния, таким образом, физическая культура - важное средство в системе образования и воспитания подрастающего поколения, в формировании здорового образа жизни, организации отдыха и досуга, восстановлении и развитии телесных и духовных сил.

Степень развития физических качеств и определяет качественную сторону двигательной деятельности детей, уровень их общей физической подготовленности. Сочетая занятия физической культурой с общей физической подготовкой, мы тем самым осуществляем процесс всесторонней физической подготовки, имеющий большое оздоровительное значение для школьников.

Обычно, развивая физические качества, мы совершенствуем и функции  организма, осваиваем определенные двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный, и, как правило, высокое развитие физических качеств, способствует успешному освоению двигательных навыков.

Уровень развития физических качеств человека отражает сочетание  врожденных психологических и морфологических  возможностей, приобретенными в процессе жизни и тренировки. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами, в частности, степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Физические (двигательные) качества связаны с типологическим особенностями проявления свойств нервной системы (силой-слабостью; подвижностью-инертностью и т. д.), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков. Каждое качество обуславливает несколько различных возможностей, особенностей.

Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей. Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию – все эти качества могут успешно формироваться под влиянием спортивных игр. Баскетбол в настоящее время широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия баскетболом способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Вот почему спортивные игры, в частности баскетбол, в школьной программе представлены как основной материал, который широко используется во внеклассной работе.

Современный баскетбол  – это атлетическая игра и требования, предъявляемые к баскетболистам, самые высокие. Баскетболист сегодня – это спортсмен подвижный, отлично координированный, быстро мыслящий на площадке. Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств [10,3,5,26].

Актуальность проблемы заключается в значимости скоростно-силовой подготовки для повышения уровня физической подготовленности школьников, занимающихся баскетболом.

Эта проблема послужила  темой  для написания выпускной квалификационной работы «Скоростно-силовая подготовка как основа двигательной деятельности баскетболиста».

Цель исследования – выявить основы воспитания скоростно-силовой подготовки школьников в процессе занятий баскетболом. Исследовать изменения уровня развития скоростно-силовой подготовленности школьников, происходящие в результате организованных занятий баскетболом.

Объект исследования: физическая подготовка в баскетболе.

Предмет исследования: скоростно-силовая подготовка  баскетболиста.

В соответствии с предметом, целью  исследования были определены следующие задачи:

  1. На основе анализа литературы уточнить базовые данные понятия «быстрота», «виды быстроты», «сила», «виды силы», «скоростно-силовая подготовка» а также сопряжённые с ними понятия.
  2. Рассмотреть физические упражнения, используемые для воспитания скоростно-силовой подготовленности, уточнить и расширить их классификацию.
  3. Определить методы для воспитания скоростно-силовой подготовленности школьников.
  4. Определение эффективности развития скоростно-силовых качеств по разработанной методике.

Гипотеза исследования: развитию скоростно-силовой подготовленности школьников будет способствовать целенаправленное и систематическое использование специальных упражнений и заданий баскетболистов, формирование мотивов и потребностей, связанных со спортивной деятельностью.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был  использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:

- анализ научной литературы  по теории и методики физического  воспитания и спорта, учебно-методической документации;

- сравнительный анализ  комплексов физических упражнений;

- тестирование.

Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций по повышению уровня скоростно-силовой подготовленности, которые могут быть использованы при организации занятий в группах ДЮСШ, в спортивных секциях школы и в самостоятельных занятиях.

Структура работы обусловлена  целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения. Работа проиллюстрирована таблицами.

 

ГЛАВА  1. Теоретические основы проблемы организации занятий

скоростно-силовой подготовки в баскетболе

    1. Характеристика   двигательной   деятельности баскетболиста

 

Баскетбол – одна из самых  популярных игр во многих странах. Для  нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма. Баскетбол является средством активного отдыха для многих трудящихся, особенно для лиц, занятых умственной деятельностью.

Для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команд, подчинение своих действий общей задаче.

Действия каждого игрока команды имеют конкретную направленность, соответственно которой баскетболистов различают по амплуа:

  • центровой игрок – должен быть высокого роста, атлетического телосложения, обладать отличной выносливостью и прыгучестью;
  • крайний нападающий – это прежде всего высокий рост, быстрота и прыгучесть, хорошо развитое чувство времени и пространства, снайперские способности, умение оценить игровую обстановку и атаковать смело и решительно;
  • защитник должен быть максимально быстрым, подвижным и выносливым, рассудительным и внимательным.

Распределение игроков  по функциям – один из основных принципов игровой деятельности. Отличают игроков по амплуа не только игровые приемы и расположение на площадке, но и их психофизиологические особенности.

Результативность игровых  действий тесно связана с показателями сенсомоторного реагирования. Наиболее интегративным сенсомоторным показателем является «чувство времени», которое можно рассматривать как компонент специальных способностей баскетболистов. В основе развития «чувства времени» лежит деятельность комплекса анализаторов, так как восприятие времени связано с пространственным восприятием. Баскетболистам разных амплуа необходимо владеть специализированным восприятием временных интервалов. Игроки задней линии должны хорошо ориентироваться в интервалах 5-10 сек., что связано с организацией игры, центровые в интервале 3 сек., отведенных правилами на игру в штрафной площадке; игроки передней линии – 1 сек., наиболее устойчивом интервале броска.

Команды стремятся достичь  преимущества над соперником, маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь  раскрыть планы противника. Игра протекает при взаимодействии игроков своей команды и сопротивления игроков противника, прилагающих все усилия и умения, чтобы отнять мяч и организовать наступление. В связи с этим на первый план выступают требования к оперативному мышлению игрока. Доказано, что представители спортивных игр имеют существенное преимущество в быстроте принятия решения по сравнению с представителями многих других видов спорта. Быстрота мышления особенно важна при необходимости учета вероятности изменения ситуации, а также при принятии решения в  эмоционально напряженных условиях.

Для того чтобы забросить  мяч в корзину, необходимо преодолеть сопротивление противника, а это возможно, лишь, в том случае, если игроки владеют определенными приемами техники и тактики, умеют быстро передвигаться, внезапно изменять направление и скорость движения.

Деятельность баскетболиста  в игре – не просто сумма отдельных  приемов защиты и нападения, а совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему. Правильное взаимодействие игроков команды – основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена на достижение общих интересов команды и, опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока.

Каждый игрок должен не только уметь нападать, но и активно защищать свое кольцо. Чтобы перехватить мяч у соперника или не дать ему возможности произвести бросок, необходимо своевременно и правильно реагировать на все его действия, учитывая расположение игроков команды противника, партнеров и местонахождение мяча. Игровая деятельность базируется на устойчивости и вариативности двигательных навыков, уровне развития физических качеств, состоянии здоровья и интеллекта игроков(3).

Участвуя в соревнованиях, баскетболист совершает большую  работу: за игру спортсмен высокой квалификации преодолевает расстояние 5000-7000 м, делая при этом 130-140 прыжков, множество рывков (до 120-150), ускорений и остановок. Передвижение на высокой скорости сочетается с передачами бросками мяча в корзину. Исследования показали, что баскетболист, участвующий в игре без замены, непосредственно оперирует с мячом всего 3,5-4 мин, а остальное время играет без мяча.

За последнее время  игра значительно интенсифицировалась. Это выражается,  прежде всего, в повышении маневренности, подвижности игроков, в стремлении интенсивно бороться за мяч или место на каждом участке площадки. Интенсивная физическая деятельность в течение игры требует огромных затрат сил.

Установлено, что энергетическое обеспечение игровой деятельности носит смешанный характер (аэробно-анаэробный). Основной показатель аэробных возможностей - величина максимального потребления кислорода (МПК) у баскетболистов с ростом квалификации растет и мастеров спорта достигает 5,1 л/мин (примерно 60 мл на 1 кг веса). Во время игры баскетболисты используют 80-90% максимального энергетического потенциала.

Важный показатель функционального  состояния организма – сердечно-сосудистая система. Частота сердечных сокращений (ЧСС) является кардиологическим критерием, отражающим степень физиологической нагрузки. Установлено, что ЧСС у баскетболистов во время игры достигает 180-210 уд/мин.

Величина тренировочной  нагрузки отражает степень воздействия  тех или иных упражнений, выполняемых  игроком, на его организм. Каждому  тренеру важно знать тренирующее  воздействие используемых упражнений и их систематизацию по характеру  изменений в организме. Исследования показали, что специальные упражнения баскетболистов существенно различаются по ответной реакции организма. Например, при выполнении штрафных бросков ЧСС составляет в среднем 128 уд/мин, уровень потребления кислорода – 30 % от максимальной величины; при выполнении специальных упражнений средней интенсивности ЧСС находится в пределах 140-150 уд\мин, уровень употребления кислорода в пределах 50% от МПК; при выполнении игровых упражнений ЧСС достигает 172-187 уд/мин, величина кислородного долга 5-7 л\мин.

За игру спортсмен  теряет в весе 2-5 кг. Энергозатраты у спортсменов разного пола и квалификации различны [3].

Сущность игры будет  раскрыта неполно, если не учесть большого напряжения нервной системы игроков и необходимости морально-волевых усилий для достижения победы. Знание всех сторон, характеризующих деятельности баскетболиста, помогает планировать учебно-тренировочный и соревновательный процессы, создавать нормативные основы или модельные характеристики, на достижение которых должен быть направлен учебно-тренировочный процесс[26,5]. 

Информация о работе Скоростно-силовая подготовка как основа двигательной деятельности баскетболиста