Скоростно-силовая подготовка как основа двигательной деятельности баскетболиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:57, дипломная работа

Описание работы

Баскетбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играми способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы организации занятий 7
скоростно-силовой подготовки в баскетболе 7
1.1.Характеристика двигательной деятельности баскетболиста 7
1.2.Цели и задачи занятий скоростно-силовой подготовки 11
1.3.Средства и методы, используемые при воспитании скоростно-силовых качеств 16
ГЛАВА 2. Организация и методика исследования. 28
1.1.Организация исследования 28
2.2.Методика исследования. 28
2.3.Результаты исследования 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

баскетбол.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Сопоставление результатов  тестирования экспериментальной и  контрольной групп по контрольным упражнениям, представленные в таблице 2, показывает, что программа по развитию скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов 12 – 13 лет в экспериментальной группе уже дала положительные результаты. Так как, в одном из тестов (высота подскока) имеется статистически достоверное различие (t = 2,42 при      p < 0,05). В других тестах тоже есть изменения в лучшую сторону, т. е. критерий t – Стьюдента увеличился: прыжок в длину с места t = 0,8; бег 20 метров t = 1; бег 40 секунд t = 1,84 при р > 0,05. Следовательно, можно сказать, что мы на правильном пути.

Сопоставление результатов  тестирования экспериментальной группы и группы детей, не занимающихся спортом, показывают, что во всех тестах (прыжок в длину с места, высота подскока, бег 20 метров,         бег 40 секунд) имеются статистически достоверные различия (t = 4,8; t = 5,39; t = 6,83; t = 6,07 соответственно).

Это объясняется тем, что одни дети не привлечены к специализированным занятиям спортом, а другие – регулярно занимаются направленным развитием спортивно значимых физических качеств.

Результаты подсчетов  итоговых данных уровня развития физических качеств, приведены в таблице 4.

Таблица 4                                                                                         

Характеристика итоговых показателей скоростно-силовых качеств  испытуемых контрольной, экспериментальной групп

 

                   Тест           

 

Группа

 

Прыжок   в

длину  с места

см

 

Высота 

 подскока

см

 

Бег  20 м

сек

 

Бег40 сек.

м

Эксперимен-

тальная

 

М=201+3,5

 

М=44 +1

 

М=3,74+0,03

 

М=163+1,5

Контроль-

ная

 

М=189+2,83

 

М=39+0,42

 

М=3,73+0,03

 

М=160+1,08




 

 

Сопоставление результатов  тестирования экспериментальной и  контрольной групп по контрольным упражнениям, представленные в таблице 3, показывает, что в скоростно-силовых упражнениях значение критерия t – Студента выше табличного значения (2,07): прыжок в длину с места t = 2,66 при р < 0,05; высота подскока t = 4,59 при р < 0,05, что показывает большую эффективность моей программы по развитию скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов, чем программа, которая применялась в контрольной группе. 

В ходе проведения педагогического эксперимента было установлено, что разработанная  программа для развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов 12-13 лет является достаточно эффективной.

Это подтверждается следующими фактами:

Во-первых, результаты тестирования показали, что в скоростно-силовых  упражнениях (прыжок в длину с  места, высота подскока) показатели у  занимающихся в экспериментальной группе, спустя один год применения этой программы, оказались выше, чем у детей, занимающихся в контрольной группе, где применялась другая программа. Хотя, как было установлено в процессе статистической обработки материалов, на исходном этапе эти показатели были почти одинаковыми в обеих группах. При этом нельзя утверждать, что программа, применяемая в работе в контрольной группе, плохая и ее нельзя использовать в тренировочном процессе при занятиях баскетболом. У детей этой группы тоже в какой-то степени выросли результаты в скоростно-силовых тестах. А вот в упражнении на проявление скоростных качеств (бег 20 м) результаты в среднем оказались немного выше, чем у детей в экспериментальной группе. Это, вероятно, связано с тем, что в тренировочном процессе в контрольной группе больше внимания уделялось развитию быстроты (скоростных качеств), вследствие этого, показатели в беге на 20 м оказались выше.

Во- вторых, обе программы  по развитию прыгучести существенно  отличаются. В программе, которая применялась в контрольной группе,  маленький ассортимент упражнений – всего шесть (см. выше), а в программе, которая применялась в экспериментальной группе набор упражнений больше – их насчитывается двенадцать. Следовательно, на тренировках в экспериментальной группе присутствовало большее разнообразие упражнений. Хотя, хорошо известно, что использование однообразных заданий обеспечивает меньший эффект, чем разнообразие упражнений (А.Я. Гомельский,1997; С.Г. Башкин,1996; В.Л. Сыч,1995). А применение на тренировочных занятиях различных заданий вызывает у занимающихся больший интерес и в связи с этим повышается мотивация к выполнению этих упражнений. Хотя, порой, они бывают сложными как в технически правильном исполнении, так и в повышенных физических нагрузках, например: выполнение полуприседаний с партнером на плечах. Одновременно при выполнении этого упражнения требуется, чтобы спина была прямая (техника исполнения) и выполнение сгибания и  разгибания тазобедренного и голеностопного суставов (физическая нагрузка).

Кроме того, в одинаковых или похожих упражнениях, которые присутствуют в двух программах, тоже есть различия. В частности, в экспериментальной группе дозировка в таких заданиях несколько увеличена (либо в количестве подходов, либо в количестве повторений, либо в продолжительности времени отдыха сериями). Например: в прыжках через гимнастическую скамейку - количество скамеек; беговых и прыжковых упражнениях по прямой – пробегаемое расстояние и т. п. Также можно увидеть различия в том, что изменяются условия выполнения. Например, в экспериментальной группе баскетболисты выполняли беговые и прыжковые упражнения в затрудненных условиях отталкивания от поверхности, т. е. задания выполнялись на гимнастических матах. Это упражнение позволяет заставить спортсмена применить больше усилий для того, чтобы оттолкнуться от мягкой поверхности. В связи с этим голеностопный и коленный суставы испытывают большие физические напряжения, чем при отталкивании от жесткой поверхности. Следовательно, потом когда спортсмен после таких тренировок в игре применяет прыжок, отталкиваясь от твердой поверхности, он уже будет проявлять те усилия, которые испытывались в заданиях на матах, значит, и прыгать будет выше. Такие упражнения очень часто используются на тренировочных занятиях по подготовке прыгунов в легкой атлетике.

Также можно увидеть  различия в упражнениях по их направленности. Если у контрольной группы есть задания, которые направлены на поддержание максимальной высоты прыжка в течение некоторого времени, то в экспериментальной группе предлагались упражнения, которые направлены на доставание какого-либо предмета (щита, сетки и т. п.). В первом случае очень сложно контролировать высоту прыжка близкой к максимальной, поскольку спортсмен во время выполнения упражнения устает, и высота прыжка снижается. Следовательно, задание теряет смысл. А во втором случае от спортсмена требуют, чтобы он достал или коснулся края щита. В  этом упражнении как раз баскетболист сможет сделать отталкивание максимально высоким, поскольку после того, как он прыгнул, спортсмен снова идет на начало разбега и выполняет то же самое. Еще один положительный момент в том, что с каждой следующей попыткой баскетболист старается дотянуться  выше, чем было в предыдущей попытке и тем самым, он прилагает еще больше усилий для того, чтобы допрыгнуть. И это не единственное упражнение такого характера, применяемое в экспериментальной группе.

Кроме того, в разработанной  нами программе, которая, применялась  в экспериментальной группе, также  присутствуют упражнения чисто силового характера, а именно: полуприседания с партнером и подъем на носки с партнером на плечах. Так, если бы эти упражнения выполнялись без партнеров, то они служили в большей степени для укрепления связок коленного и голеностопного суставов, а не для увеличения силы ног. А так от спортсмена требуют, чтобы он преодолел расстояние из полуприседа до основной стойки с применением силы мышц бедер и икроножных мышц. То есть, эти два задания направлены именно на акцентированное развитие силы мышц ног. Ведь практически все прыжки под кольцом в игре выполняются именно из этого положения (полуприсед). И именно при этом положении ноги баскетболиста находятся в заряженном состоянии, следовательно, прыжок будет высоким и игрок подберет мяч у кольца. Можно сказать, что исходные положения одинаковы, как при выполнении полуприседаний с партнером на плечах, так и при подборе мяча под кольцом. Разница лишь в том, что при выполнении полуприседаний есть вес на плечах, а при выполнении подбора этого веса нет, но усилия при этих элементах такие же, если баскетболист с такой же силой разгибает ноги при подборе, как и при выполнении полуприседаний с партнером. Следовательно, игрок будет выше прыгать при подборе мяча под кольцом.

В этом и есть самая  важная отличительная черта двух программ.

В вышеприведенном тексте было обосновано то, что программа по развитию скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов 12-13 лет, применяемая в экспериментальной группе, является эффективной и ее можно использовать в тренировочном процессе при занятиях баскетболом. Конечно, нельзя сказать то, что программа, применяемая в контрольной группе, совсем не эффективна, и ее вообще нельзя использовать с детьми на тренировках по баскетболу. Если есть хоть какой-нибудь результат в развитии этих качеств, значит, эту программу можно использовать на практике.

Результаты проведенного нами исследования позволяют рекомендовать  экспериментальную программу по развитию скоростно-силовых качеств (прыгучести) юных баскетболистов 12 – 13 лет для широкого использования  тренерам по баскетболу.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, мы видим, что скоростно-силовая подготовка это – ключевое звено в жизни баскетболиста. Она развивает абсолютно все необходимые навыки: ловкость, быстроту, силу, координацию движений.

Мы рассмотрели средства, методы, и упражнения, с помощью которых воспитывается скоростно-силовая подготовка баскетболистов. Баскетбол - это, весьма контактный вид спорта, а это требует от баскетболистов специальной подготовки. В большей степени это касается центровых игроков. У них должна быть особенность проявления силовых качеств в минимальный промежуток времени. Иными словами - взрывная сила. В баскетболе взрывная сила проявляется в рывках, прыжках, быстрых пасах, борьбе на щите, и в контратаках.

Изучив теоретические источники мы пришли к следующим выводам:

-   Общая  физическая подготовка – процесс разностороннего воспитания физических способностей и повышения уровня общей работоспособности организма спортсмена. Физическая подготовка в баскетболе складывается из двух видов – общей и специальной физической подготовки. Между ними существует тесная связь.

- Быстрота проявляется через совокупность скоростных способностей, включающих: а) быстроту двигательных реакций; б) скорость одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением; в) частоту (темп) движений. Выбор двигательных задач по воспитанию быстроты диктует соблюдение ряда методических положений, требующих, с одной стороны, высокого владения техникой двигательного действия (обученности движениям), а с другой - наличия оптимального функционального состояния организма, обеспечивающего высокую физическую работоспособность.

- В индивидуальном планировании силовой тренировки следует учитывать, что характер двигательной деятельности у игроков разных амплуа определяет и уровень развития силовых способностей.

В ходе проведения педагогического эксперимента было установлено, что разработанная  программа для развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов 12-13 лет является достаточно эффективной.

Результаты тестирования показали, что в скоростно-силовых упражнениях (прыжок в длину с места, высота подскока) показатели у занимающихся в экспериментальной группе, спустя один год применения этой программы, оказались выше, чем у детей, занимающихся в контрольной группе, где применялась другая программа. Хотя, как было установлено в процессе статистической обработки материалов, на исходном этапе эти показатели были почти одинаковыми в обеих группах. При этом нельзя утверждать, что программа, применяемая в работе в контрольной группе, плохая и ее нельзя использовать в тренировочном процессе при занятиях баскетболом. У детей этой группы тоже в какой-то степени выросли результаты в скоростно-силовых тестах. А вот в упражнении на проявление скоростных качеств (бег 20 м) результаты в среднем оказались немного выше, чем у детей в экспериментальной группе. Это, вероятно, связано с тем, что в тренировочном процессе в контрольной группе больше внимания уделялось развитию быстроты (скоростных качеств), вследствие этого, показатели в беге на 20 м оказались выше.

Программы по развитию прыгучести существенно отличаются. В программе, которая применялась в контрольной группе,  маленький ассортимент упражнений – всего шесть, а в программе, которая применялась в экспериментальной группе набор упражнений больше – их насчитывается двенадцать. Следовательно, на тренировках в экспериментальной группе присутствовало большее разнообразие упражнений.

Программа по развитию скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов 12-13 лет, применяемая в экспериментальной группе, является эффективной и ее можно использовать в тренировочном процессе при занятиях баскетболом. Конечно, нельзя сказать то, что программа, применяемая в контрольной группе, совсем не эффективна, и ее вообще нельзя использовать с детьми на тренировках по баскетболу. Если есть хоть какой-нибудь результат в развитии этих качеств, значит, эту программу можно использовать на практике. Разработанная программа направленного развития скоростно-силовых качеств баскетболистов 12 –13 лет в ходе экспериментальной проверки показала свою эффективность и может быть рекомендована для широкого использования в практической работе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андреев В.И. Факторы определяющие эффективность техники дистанционного броска в баскетболе: автореф. дис. канд. пед. наук. - Омск, 1988-21с.
  2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт,1978.   
  3. Бабушкин В.З. Подготовка юных баскетболистов. - Киев, 1985
  4. Баскетбол. Броски по кольцу: Мастера советуют // Физкультура в школе - 1990. - №7 - с.15-17.
  5. Баскетбол. Учебник для институтов физической культуры /Под общ. ред. Ю.М. Портнова. 6-е изд., перераб. – М.: Физкультура и спорт,1988.
  6. Баскетбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ, М.: Физкультура и спорт, 1982.
  7. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры // Под. ред. Ю.М. Портнова. - М.: Физкультура и Спорт, 1997. - 480с.
  8. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры // Под. Ред. Ю.М. Портнова. - М.: Физкультура и Спорт, 1988. - 350с.
  9. Башкин С.Г. Уроки по баскетболу. - М.: Физкультура и спорт, 1996
  10. Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу // Физкультура в школе. - 1990. - №6,7 - с.17-18.
  11. Бондарь А.Н. Учись играть в баскетбол. - Минск,1986.
  12. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
  13. Гомельский А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений. - М., 1997
  14. Гомельский А.Я. Звание обязывает // Спортивные игры. - 1983. - №1.
  15. Грасис А.М. Методика подготовки баскетболистов разрядников. - М.: Физкультура и спорт, 1962.
  16. Грасис А.М. Специальные упражнения баскетболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1967.
  17. Данченко П.И. Баскетбол юным. - Ташкент, 1989.
  18. Джон Р. Вуден. Современный баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 1987
  19. Донченко П.И. Баскетбол юным. - Ташкент,1989.
  20. Журнал Теория и практика физической культуры, № 4, 2000;       № 1 –12, 1993 – 1999.
  21. Журнал Физкультура и спорт, № 1 – 12, 1993 – 1999; № 1 – 6, 2000; № 1 – 5, 2001
  22. Журнал Физкультура и спорт. А. И. Пьязин // Группы упражнений для развития скоростно-силовых качеств, № 4, 1995.
  23. Журнал Физкультура и спорт. Л. С. Дворник, А.А. Хабаров, С. Ф. Евтушенко // Использование отягощений на тренировках, № 3, 1999.
  24. Журнал Физкультура и спорт. О. В Жбанков //Развитие прыгучести у юных баскетболистов, № 3, 1995.
  25. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970
  26. Зельдович Т.А. Подготовка юных баскетболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1964
  27. Клименко В.В. Психомоторные способности юного спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1975.
  28. Кондрашин В.П., Корягин В.М. Особый тренинг // Спортивные игры. - 1977. - №2.
  29. Комплексная программа для 1–11 классов общеобразовательных школ с направленным развитием двигательных качеств, М.: Физкультура и спорт, 1993.
  30. Кудряшов В.А. Физическая подготовка юных баскетболистов. - Минск, 1980.
  31. Линденберг Ф. Баскетбол: игра и обучение. - М.: Физкультура и спорт,1971.
  32. Маркосян А.А. Физиология. 6-е издание, переработанное.    - М.: Медицина, 1969.
  33. Современная система спортивной подготовки /Под ред. В.Л.Сыча, Ф.Л.Суслова, Б.Н.Шустина. – М.: Физкультура и спорт, 1995.
  34. Специальная выносливость спортсмена / Под общ. ред. М.Я.Набатниковой. – М.: Физкультура и спорт, 1972.
  35. Спортивные игры /Под общ. ред. В.А.Кудряшова. – Минск: Физкультура и спорт, 1968.
  36. Теория и методика физического воспитания \ под ред. Г.Д. Харабуги. - М.: Физкультура и спорт, 1969
  37. Теория и практика физической культуры, № 6, 1998
  38. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1972.
  39. Холодов Ж.К., Кузнецов B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия.
  40. Харре Д. Учение о тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 1971.
  41. Хрынин В.А. Играйте в баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 1967.

Информация о работе Скоростно-силовая подготовка как основа двигательной деятельности баскетболиста