Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:57, дипломная работа
Баскетбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играми способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы организации занятий 7
скоростно-силовой подготовки в баскетболе 7
1.1.Характеристика двигательной деятельности баскетболиста 7
1.2.Цели и задачи занятий скоростно-силовой подготовки 11
1.3.Средства и методы, используемые при воспитании скоростно-силовых качеств 16
ГЛАВА 2. Организация и методика исследования. 28
1.1.Организация исследования 28
2.2.Методика исследования. 28
2.3.Результаты исследования 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп по контрольным упражнениям, представленные в таблице 2, показывает, что программа по развитию скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов 12 – 13 лет в экспериментальной группе уже дала положительные результаты. Так как, в одном из тестов (высота подскока) имеется статистически достоверное различие (t = 2,42 при p < 0,05). В других тестах тоже есть изменения в лучшую сторону, т. е. критерий t – Стьюдента увеличился: прыжок в длину с места t = 0,8; бег 20 метров t = 1; бег 40 секунд t = 1,84 при р > 0,05. Следовательно, можно сказать, что мы на правильном пути.
Сопоставление результатов тестирования экспериментальной группы и группы детей, не занимающихся спортом, показывают, что во всех тестах (прыжок в длину с места, высота подскока, бег 20 метров, бег 40 секунд) имеются статистически достоверные различия (t = 4,8; t = 5,39; t = 6,83; t = 6,07 соответственно).
Это объясняется тем, что одни дети не привлечены к специализированным занятиям спортом, а другие – регулярно занимаются направленным развитием спортивно значимых физических качеств.
Результаты подсчетов итоговых данных уровня развития физических качеств, приведены в таблице 4.
Таблица 4
Характеристика итоговых
показателей скоростно-силовых
Тест
Группа |
Прыжок в длину с места см |
Высота подскока см |
Бег 20 м сек |
Бег40 сек. м |
Эксперимен- тальная |
М=201+3,5 |
М=44 +1 |
М=3,74+0,03 |
М=163+1,5 |
Контроль- ная |
М=189+2,83 |
М=39+0,42 |
М=3,73+0,03 |
М=160+1,08 |
Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп по контрольным упражнениям, представленные в таблице 3, показывает, что в скоростно-силовых упражнениях значение критерия t – Студента выше табличного значения (2,07): прыжок в длину с места t = 2,66 при р < 0,05; высота подскока t = 4,59 при р < 0,05, что показывает большую эффективность моей программы по развитию скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов, чем программа, которая применялась в контрольной группе.
В ходе проведения педагогического эксперимента было установлено, что разработанная программа для развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов 12-13 лет является достаточно эффективной.
Это подтверждается следующими фактами:
Во-первых, результаты тестирования показали, что в скоростно-силовых упражнениях (прыжок в длину с места, высота подскока) показатели у занимающихся в экспериментальной группе, спустя один год применения этой программы, оказались выше, чем у детей, занимающихся в контрольной группе, где применялась другая программа. Хотя, как было установлено в процессе статистической обработки материалов, на исходном этапе эти показатели были почти одинаковыми в обеих группах. При этом нельзя утверждать, что программа, применяемая в работе в контрольной группе, плохая и ее нельзя использовать в тренировочном процессе при занятиях баскетболом. У детей этой группы тоже в какой-то степени выросли результаты в скоростно-силовых тестах. А вот в упражнении на проявление скоростных качеств (бег 20 м) результаты в среднем оказались немного выше, чем у детей в экспериментальной группе. Это, вероятно, связано с тем, что в тренировочном процессе в контрольной группе больше внимания уделялось развитию быстроты (скоростных качеств), вследствие этого, показатели в беге на 20 м оказались выше.
Во- вторых, обе программы по развитию прыгучести существенно отличаются. В программе, которая применялась в контрольной группе, маленький ассортимент упражнений – всего шесть (см. выше), а в программе, которая применялась в экспериментальной группе набор упражнений больше – их насчитывается двенадцать. Следовательно, на тренировках в экспериментальной группе присутствовало большее разнообразие упражнений. Хотя, хорошо известно, что использование однообразных заданий обеспечивает меньший эффект, чем разнообразие упражнений (А.Я. Гомельский,1997; С.Г. Башкин,1996; В.Л. Сыч,1995). А применение на тренировочных занятиях различных заданий вызывает у занимающихся больший интерес и в связи с этим повышается мотивация к выполнению этих упражнений. Хотя, порой, они бывают сложными как в технически правильном исполнении, так и в повышенных физических нагрузках, например: выполнение полуприседаний с партнером на плечах. Одновременно при выполнении этого упражнения требуется, чтобы спина была прямая (техника исполнения) и выполнение сгибания и разгибания тазобедренного и голеностопного суставов (физическая нагрузка).
Кроме того, в одинаковых или похожих упражнениях, которые присутствуют в двух программах, тоже есть различия. В частности, в экспериментальной группе дозировка в таких заданиях несколько увеличена (либо в количестве подходов, либо в количестве повторений, либо в продолжительности времени отдыха сериями). Например: в прыжках через гимнастическую скамейку - количество скамеек; беговых и прыжковых упражнениях по прямой – пробегаемое расстояние и т. п. Также можно увидеть различия в том, что изменяются условия выполнения. Например, в экспериментальной группе баскетболисты выполняли беговые и прыжковые упражнения в затрудненных условиях отталкивания от поверхности, т. е. задания выполнялись на гимнастических матах. Это упражнение позволяет заставить спортсмена применить больше усилий для того, чтобы оттолкнуться от мягкой поверхности. В связи с этим голеностопный и коленный суставы испытывают большие физические напряжения, чем при отталкивании от жесткой поверхности. Следовательно, потом когда спортсмен после таких тренировок в игре применяет прыжок, отталкиваясь от твердой поверхности, он уже будет проявлять те усилия, которые испытывались в заданиях на матах, значит, и прыгать будет выше. Такие упражнения очень часто используются на тренировочных занятиях по подготовке прыгунов в легкой атлетике.
Также можно увидеть различия в упражнениях по их направленности. Если у контрольной группы есть задания, которые направлены на поддержание максимальной высоты прыжка в течение некоторого времени, то в экспериментальной группе предлагались упражнения, которые направлены на доставание какого-либо предмета (щита, сетки и т. п.). В первом случае очень сложно контролировать высоту прыжка близкой к максимальной, поскольку спортсмен во время выполнения упражнения устает, и высота прыжка снижается. Следовательно, задание теряет смысл. А во втором случае от спортсмена требуют, чтобы он достал или коснулся края щита. В этом упражнении как раз баскетболист сможет сделать отталкивание максимально высоким, поскольку после того, как он прыгнул, спортсмен снова идет на начало разбега и выполняет то же самое. Еще один положительный момент в том, что с каждой следующей попыткой баскетболист старается дотянуться выше, чем было в предыдущей попытке и тем самым, он прилагает еще больше усилий для того, чтобы допрыгнуть. И это не единственное упражнение такого характера, применяемое в экспериментальной группе.
Кроме того, в разработанной нами программе, которая, применялась в экспериментальной группе, также присутствуют упражнения чисто силового характера, а именно: полуприседания с партнером и подъем на носки с партнером на плечах. Так, если бы эти упражнения выполнялись без партнеров, то они служили в большей степени для укрепления связок коленного и голеностопного суставов, а не для увеличения силы ног. А так от спортсмена требуют, чтобы он преодолел расстояние из полуприседа до основной стойки с применением силы мышц бедер и икроножных мышц. То есть, эти два задания направлены именно на акцентированное развитие силы мышц ног. Ведь практически все прыжки под кольцом в игре выполняются именно из этого положения (полуприсед). И именно при этом положении ноги баскетболиста находятся в заряженном состоянии, следовательно, прыжок будет высоким и игрок подберет мяч у кольца. Можно сказать, что исходные положения одинаковы, как при выполнении полуприседаний с партнером на плечах, так и при подборе мяча под кольцом. Разница лишь в том, что при выполнении полуприседаний есть вес на плечах, а при выполнении подбора этого веса нет, но усилия при этих элементах такие же, если баскетболист с такой же силой разгибает ноги при подборе, как и при выполнении полуприседаний с партнером. Следовательно, игрок будет выше прыгать при подборе мяча под кольцом.
В этом и есть самая важная отличительная черта двух программ.
В вышеприведенном тексте было обосновано то, что программа по развитию скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов 12-13 лет, применяемая в экспериментальной группе, является эффективной и ее можно использовать в тренировочном процессе при занятиях баскетболом. Конечно, нельзя сказать то, что программа, применяемая в контрольной группе, совсем не эффективна, и ее вообще нельзя использовать с детьми на тренировках по баскетболу. Если есть хоть какой-нибудь результат в развитии этих качеств, значит, эту программу можно использовать на практике.
Результаты проведенного нами исследования позволяют рекомендовать экспериментальную программу по развитию скоростно-силовых качеств (прыгучести) юных баскетболистов 12 – 13 лет для широкого использования тренерам по баскетболу.
Таким образом, мы видим, что скоростно-силовая подготовка это – ключевое звено в жизни баскетболиста. Она развивает абсолютно все необходимые навыки: ловкость, быстроту, силу, координацию движений.
Мы рассмотрели средства, методы, и упражнения, с помощью которых воспитывается скоростно-силовая подготовка баскетболистов. Баскетбол - это, весьма контактный вид спорта, а это требует от баскетболистов специальной подготовки. В большей степени это касается центровых игроков. У них должна быть особенность проявления силовых качеств в минимальный промежуток времени. Иными словами - взрывная сила. В баскетболе взрывная сила проявляется в рывках, прыжках, быстрых пасах, борьбе на щите, и в контратаках.
Изучив теоретические источники мы пришли к следующим выводам:
- Общая физическая подготовка – процесс разностороннего воспитания физических способностей и повышения уровня общей работоспособности организма спортсмена. Физическая подготовка в баскетболе складывается из двух видов – общей и специальной физической подготовки. Между ними существует тесная связь.
- Быстрота проявляется через совокупность скоростных способностей, включающих: а) быстроту двигательных реакций; б) скорость одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением; в) частоту (темп) движений. Выбор двигательных задач по воспитанию быстроты диктует соблюдение ряда методических положений, требующих, с одной стороны, высокого владения техникой двигательного действия (обученности движениям), а с другой - наличия оптимального функционального состояния организма, обеспечивающего высокую физическую работоспособность.
- В индивидуальном планировании силовой тренировки следует учитывать, что характер двигательной деятельности у игроков разных амплуа определяет и уровень развития силовых способностей.
В ходе проведения педагогического эксперимента было установлено, что разработанная программа для развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов 12-13 лет является достаточно эффективной.
Результаты тестирования показали, что в скоростно-силовых упражнениях (прыжок в длину с места, высота подскока) показатели у занимающихся в экспериментальной группе, спустя один год применения этой программы, оказались выше, чем у детей, занимающихся в контрольной группе, где применялась другая программа. Хотя, как было установлено в процессе статистической обработки материалов, на исходном этапе эти показатели были почти одинаковыми в обеих группах. При этом нельзя утверждать, что программа, применяемая в работе в контрольной группе, плохая и ее нельзя использовать в тренировочном процессе при занятиях баскетболом. У детей этой группы тоже в какой-то степени выросли результаты в скоростно-силовых тестах. А вот в упражнении на проявление скоростных качеств (бег 20 м) результаты в среднем оказались немного выше, чем у детей в экспериментальной группе. Это, вероятно, связано с тем, что в тренировочном процессе в контрольной группе больше внимания уделялось развитию быстроты (скоростных качеств), вследствие этого, показатели в беге на 20 м оказались выше.
Программы по развитию прыгучести существенно отличаются. В программе, которая применялась в контрольной группе, маленький ассортимент упражнений – всего шесть, а в программе, которая применялась в экспериментальной группе набор упражнений больше – их насчитывается двенадцать. Следовательно, на тренировках в экспериментальной группе присутствовало большее разнообразие упражнений.
Программа по развитию скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов 12-13 лет, применяемая в экспериментальной группе, является эффективной и ее можно использовать в тренировочном процессе при занятиях баскетболом. Конечно, нельзя сказать то, что программа, применяемая в контрольной группе, совсем не эффективна, и ее вообще нельзя использовать с детьми на тренировках по баскетболу. Если есть хоть какой-нибудь результат в развитии этих качеств, значит, эту программу можно использовать на практике. Разработанная программа направленного развития скоростно-силовых качеств баскетболистов 12 –13 лет в ходе экспериментальной проверки показала свою эффективность и может быть рекомендована для широкого использования в практической работе.
Информация о работе Скоростно-силовая подготовка как основа двигательной деятельности баскетболиста