Скоростно-силовая подготовка как основа двигательной деятельности баскетболиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:57, дипломная работа

Описание работы

Баскетбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играми способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы организации занятий 7
скоростно-силовой подготовки в баскетболе 7
1.1.Характеристика двигательной деятельности баскетболиста 7
1.2.Цели и задачи занятий скоростно-силовой подготовки 11
1.3.Средства и методы, используемые при воспитании скоростно-силовых качеств 16
ГЛАВА 2. Организация и методика исследования. 28
1.1.Организация исследования 28
2.2.Методика исследования. 28
2.3.Результаты исследования 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

баскетбол.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

Современный баскетбол  предъявляет высокие требования к уровню физической подготовки спортсменов. За время игры баскетболист пробегает около четырех километров, делает свыше 150 ускорений на расстояние от 5 до 20 метров, выполняет около 100 прыжков в условиях активного противодействия соперников и все это при постоянной смене направления, частых остановок и поворотах. Частота сердечно-сосудистых сокращений достигает 180-200 ударов в минуту, а потеря веса 2-5 кг за игру.

Физическая подготовка – процесс, направленный на развитие физических способностей и возможностей органов и систем организма спортсмена, высокий уровень развития которых обеспечивает благоприятные условия для успешного овладения навыками игры и эффективной соревновательной деятельности. 

Физическая подготовка в баскетболе складывается из двух видов – общей  и специальной физической подготовки. Между ними существует тесная связь. Общая  физическая подготовка – процесс разностороннего воспитания физических способностей и повышения уровня общей работоспособности организма спортсмена.

 

    1. Цели и задачи занятий скоростно-силовой подготовки

 

  Баскетбол – это атлетическая игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью, большой напряженностью игровых действий, требующая от игроков предельной мобилизации функциональных возможностей, скоростно-силовых качеств, физическая подготовка баскетболиста должна быть направлена на решение следующих задач:

1) повышение уровня  развития и расширение функциональных  возможностей организма (функциональная подготовка);

2) воспитание физических  качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), а также развитие связанных  с ними комплексов физических  способностей, обеспечивающих эффективность игровой деятельности (прыгучести, скоростных способностей, мощности метательных движений, игровой ловкости и выносливости).

Решение этих задач осуществляется в процессе общей и специальной  физической подготовки.

Общая физическая подготовка обеспечивает все стороннее развитие баскетболиста и создает предпосылки для наиболее эффективного проявления специальных физических качеств в избранном виде спорта. Она должна иметь специфическую направленность, а именно: укреплять органы и системы организма спортсмена применительно к требованиям баскетбола, способствовать переносу тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные действия.

Специальная физическая подготовка играет ведущую роль в  формировании двигательных способностей баскетболиста и находится в прямой зависимости от особенностей техники, тактики игры, показателей соревновательной нагрузки и психической напряженности. Ведется она в процессе овладения навыками и умениями в баскетболе и их совершенствования с учетом условий и характера использования игроком этих навыков в соревновательной обстановке. Невысокий уровень физической подготовки баскетболиста сдерживает развитие его способностей при овладении технико-тактическим арсеналом и его совершенствовании. Например, баскетболист, у которого недостаточно развита прыгучесть, не может овладеть современной техникой броска в прыжке и участвовать в борьбе за мяч у щита. Команда, игроки которой медлительны, не может эффективно применить быстрый прорыв, прессинг и т.д.

Общая и специальная  физическая подготовка взаимосвязаны  и дополняют друг друга. С одной стороны, эти виды подготовки зависят от особенностей игры, с другой - определяют реальные возможности действий баскетболиста в соревнованиях. Высокий уровень физической подготовки игрока выступает как важный фактор психологического плана, а именно придает уверенность в борьбе, способствует проявлению более высоких волевых качеств в экстремальных условиях. Функциональные возможности баскетболиста составляют основу его физической подготовки и проявляются в спортивной работоспособности - способности игрока совершать специфическую для него работу в течение длительного времени, достаточного для получения устойчивых сдвигов.

Работоспособность проявляется  в аэробной и анаэробной производительности (т.е. в условиях полного и недостаточного кислородного обеспечения мышц). При построении тренировки на отдельных этапах необходимо учитывать степень воздействия физических упражнений на функциональные сдвиги организма спортсмена.

Современный атлетический баскетбол предъявляет высокие  требования к силовым способностям игрока, в значительной мере определяющим высоту прыжков, быстроту выполнения различных приемов, скорость перемещения и имеющим большое значение для проявления ловкости и выносливости. В игровой деятельности это физическое качество проявляется в сочетании с быстротой движения в рамках определенного двигательного навыка, соответствующего правильной технике игры в баскетбол.

По характеру и условиям проявления мышечной силы принято различать собственно силовые (в статистических режимах и медленных движениях) и скоростно-силовые способности. Ведущую роль в баскетболе играют скоростно-силовые способности, так как более 70 % движений носят скоростно-силовой характер. Однако при перемещениях в защитной стойке, вырываниях мяча и других, так называемых жестких действиях требуются значительные статические усилия. Поэтому силовая подготовка игрока должна быть разносторонней и развивать силу мышц в различных режимах. Важной разновидностью мышечной силы является взрывная сила, отражающая способность проявлять, возможно, большую силу в минимально короткое время, регламентируемое условиями спортивного упражнения или игрового действия. Этот вид силы баскетболисты реализуют в прыжках, быстрых прорывах, мощных длинных передачах.

Существуют понятия  «абсолютная» и «относительная сила». Абсолютная сила - это предельная сила, которую проявляет человек в каком-либо движении безотносительно к собственной массе, относительная - величина силы, приходящаяся на 1 кг массы тела игрока, т.е.:

Относительная сила = Абсолютная сила/Масса тела. Сила мышц, обеспечивающая разнообразную двигательную деятельность баскетболистов, зависит от биомеханических характеристик движения (длины рычагов, включения в работу наиболее крупных мышц) и величины напряжения, которую могут развивать работающие мышцы.

Величина напряжения мышц определяется физиологическим  поперечником мышцы, включением в работу определенного количества двигательных единиц, частотой нервных импульсов, посылаемых к мышце, и степенью синхронных усилий всех двигательных единиц, участвующих в работе.

Воспитание силовых  способностей баскетболиста должно быть направлено:

- на развитие и поддержание  уровня абсолютной силы мышц;

- проявление максимума  усилий за более короткое время;

- формирование умений  концентрировать рабочее усилие на определенном участке движения;

- улучшение способности  к проявлению максимума усилий  в момент переключения от одних  движений к другим.

По влиянию на организм все упражнения, развивающие силу, принято делить на глобальные, предназначенные  для развития большинства крупных мышечных групп тела игрока, и на локальные, направленные на развитие рабочих групп мышц, участвующих в конкретном движении.

Рекомендуются следующие  правила целевого подбора упражнений со штангой и другими отягощениями:

- для развития скоростно-силовых способностей: выполнение в максимальном темпе упражнения со штангой массой до 45 % максимальной, количество повторений - 8-12;

- для развития собственно  силовых способностей: повторение  в медленном темпе 4 - 6 раз предложенного упражнения с массой, 70 - 85 % максимальной; упражнение прерывается кратковременным интервалом расслабления;

- для развития силовой  выносливости: в среднем темпе  повторяют «до отказа» упражнение  с малыми массами 25 - 50 раз подряд, без отдыха.

Для развития взрывной силы

В практике тренировки все  шире используют следующие упражнения в динамических скоростных режимах:

- толкания, броски ногами  тяжелых набивных мячей на  дальность;

- перетягивание, вытеснение  или выталкивание партнеров из  обозначенного на площадке пространства;

- вырывание мячей из  рук соперников;

- элементы вольной  борьбы и самбо.

Одной из важнейших комплексных  скоростно-силовых способностей баскетболистов является прыгучесть - способность  макси­мально высоко выпрыгивать при выполнении бросков в прыжке, подборе мяча у щита, при спорных бросках и т.п.

Специфические проявления прыгучести:

- быстрота и своевременность  прыжка;

- выполнение прыжка  с места или короткого разбега,  преимущественно в вертикальном  направлении;

- неоднократное повторение  прыжков в условиях силовой борьбы (серийная прыгучесть);

- управление своим  телом в безопорном положении;

- точность приземления  и готовность к немедленным  последующим действиям.

Основные средства развития прыгучести у баскетболистов:

- разнообразные прыжки  вверх и в длину с места и короткого разбега;

- серийные прыжки;

- прыжки через гимнастические  снаряды;

- различные упражнения  с отягощениями.

В индивидуальном планировании силовой тренировки следует учитывать, что характер двигательной деятельности у игроков разных амплуа определяет и уровень развития силовых способностей. При передвижениях, например, у защитников наибольшее значение имеет сила мышц подошвенных сгибателей стопы, у нападающих - относительная сила мышц - разгибателей ноги, у центровых - взрывная динамическая сила. Это служит основанием для дифференцированного подхода при совершенствовании силовых способностей баскетболистов разных игровых амплуа. У квалифицированных баскетболистов силу нужно развивать на основе комплекса силовых упражнений с акцентом на быстроту и ловкость. Силовые упражнения должны сочетаться с упражнениями, направленными на увеличение подвижности в суставах и расслабление.

Основные методы воспитания и совершенствования силы:

- повторное поднимание  непредельной массы «до отказа»  с максимальным усилением;

- метод круговой тренировки;

- метод сопряженных  действий, интервальный, соревновательный.

    1. Средства и методы, используемые при воспитании скоростно-силовых качеств

 

В данном параграфе мы рассмотрим средства с помощью которых воспитывается скоростно-силовая подготовка баскетболистов. Баскетбол – это контактный вид спорта, то примерно 70% движений баскетболиста являются скоростно-силовыми. А это требует от баскетболистов специальной подготовки. В большей степени это касается центровых игроков. У них должна быть особенность проявления силовых качеств в минимальный промежуток времени. Иными словами – взрывная сила. В баскетболе взрывная сила проявляется в рывках, прыжках, быстрых пасах, борьбе на щите, и в контратаках.

От природы сильных  людей совсем немного. Сильными не рождаются, а становятся, выполняя упражнения для развития силы.

Специфика силовой подготовки (развития силы) центровых игроков  заключается в том, что первым делом нужно создать базу, своего рода фундамент для развития силы. А после этого ее постоянно накапливать. Абсолютной силой называют предельную силу баскетболиста во время выполнения движений, не учитывая его веса. Относительной силой называют силу в соотношении с весом спортсмена. Как правило, игроки высокого роста предрасположены к деформациям и искривлениям позвоночника. Именно поэтому им следует укрепить брюшные мышцы и создать мышечный корсет, для поддержания позвоночного столба. Сделав все это можно смело переходить к тренировкам с большим весом.

Методы физического  воспитания подрузумивают под собой способы применения физических упражнений.В физическом воспитании применяются только две группы методов: это специфические и общепедагогические.

К специфическим методам  физического воспитания относятся:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод (использование  упражнений в игровой форме);

3)соревновательный метод  (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов  решаются конкретные задачи, связанные  с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы включают в себя:

1) словесные методы;

2) методы наглядного  воздействия.

Ни одним из методов  нельзя ограничиваться в методике физического  воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Основным методическим направлением в процессе физического  воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Методы строго регламентированного  упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют:

1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);

2) строго регламентировать  нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;

3) точно дозировать  интервалы отдыха между частями  нагрузки;

Информация о работе Скоростно-силовая подготовка как основа двигательной деятельности баскетболиста