Скоростно-силовые способности баскетболистов как основа двигательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются скоростно-силовые способности баскетболиста, как основа двигательной деятельности.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать двигательную деятельность баскетболистов.
Определить особенности развития скоростно-силовых способностей баскетболистов.
Определить основные средства и методы развития скоростно-силовых способностей.
Выявить наиболее эффективные средства и методы развития скоростно-силовых способностей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…..3
ГЛАВА I: Теоретические основы исследования двигательной деятельности баскетболистов………………………………………………….... 6
1.1 Характеристика двигательной деятельности баскетболиста….. 6
1.2 Характеристика проявлений скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности баскетболиста………………………………………10
1.3 Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств
баскетболистов………………………………………………………………..…13
1.4 Физиологическая характеристика скоростно-силовых
Качеств…………………………………………………………………………...14
1.5 Характеристика современных тренировочных программ по
увеличению уровня развития скоростно-силовых качеств…………………...19
1.6 Средства и методы воспитания скоростно-силовых
Способностей………………………………………………………………….....24
ГЛАВА II: Цель, задачи, методы, организация исследования………………………………………………………………….… 35
2.1 Организация исследования……………………………………….…35
2.2 Выявление наиболее эффективных средств воспитания
скоростно-силовых способностей баскетболистов………………… .37
Выводы…………………………………………………………………...51
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

диплом Закусило М.В. гр.66.docx

— 166.40 Кб (Скачать файл)

С О Д  Е  Р Ж А Н И Е

 

Введение………………………………………………………………...…..3

ГЛАВА I: Теоретические основы исследования двигательной деятельности баскетболистов………………………………………………….... 6

1.1  Характеристика   двигательной   деятельности баскетболиста….. 6

1.2  Характеристика  проявлений   скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности баскетболиста………………………………………10

1.3  Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств

баскетболистов………………………………………………………………..…13

1.4  Физиологическая   характеристика  скоростно-силовых

Качеств…………………………………………………………………………...14

1.5  Характеристика   современных   тренировочных программ по

увеличению уровня развития скоростно-силовых качеств…………………...19

1.6 Средства и методы  воспитания скоростно-силовых

Способностей………………………………………………………………….....24

ГЛАВА II: Цель, задачи, методы, организация исследования………………………………………………………………….… 35

2.1 Организация исследования……………………………………….…35

2.2 Выявление наиболее эффективных средств воспитания

скоростно-силовых способностей баскетболистов………………… .37

Выводы…………………………………………………………………...51

Список литературы…………………………………………………….. 52

Приложение 1……………………………………………………………55

Приложение 2…………………………………………………………....56

 

 

 

 

Введение

Деятельность человека в спорте требует определенного уровня развития физических качеств. Уровень развития физических качеств человека отражает сочетание врожденных психологических и морфологических возможностей, приобретенными в процессе жизни и тренировки. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами, в частности, степенью развития интеллектуальных и волевых качеств[8].

Баскетбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические  занятия спортивными играми способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических качеств, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей. Поэтому тема: «Скоростно-силовые способности баскетболистов как основа двигательной деятельности» является актуальной[12].

Данная работа выдвигает  перед собой цель: выявить особенности развития скоростно-силовых способностей баскетболистов.

Обычно, когда от человека требуется проявления наивысшей  скорости, ему приходится преодолевать значительное внешнее сопротивление (напряжение, вес и инерцию собственного тела и пр.). В этих случаях величина достигнутой скорости существенно  зависит от силовых возможностей человека. Связь между силой и  скоростью в ряде движений с различным  внешним сопротивлением будет зависеть от индивидуальных особенностей человеческого  организма[16].

Исходя из этого, объектом исследования является процесс двигательной деятельности баскетболиста.

Предметом исследования являются скоростно-силовые способности баскетболиста, как основа двигательной деятельности.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать двигательную деятельность баскетболистов.
  2. Определить особенности развития скоростно-силовых способностей баскетболистов.
  3. Определить основные средства и методы развития скоростно-силовых способностей.
  4. Выявить наиболее эффективные средства и методы развития скоростно-силовых способностей.

Данная работа состоит  из введения, двух глав – теоретической  и практической, заключения, списка литературы и приложений.

Первая глава – теоретическая  – посвящена анализу литературных источников по проблеме изучения особенностей воспитания скоростно-силовых способностей баскетболистов.

Вторая – практическая – посвящена определению взаимосвязи  скоростно-силовых способностей баскетболистов и их уровнем двигательной активности.

В ходе работы были использованы следующие методы:

  1. Анализ литературных источников – данный метод позволил достаточно широко рассмотреть проблему воспитания скоростно-силовых способностей. Проанализировав литературу обобщить имеющиеся мнения специалистов касающихся проблемы исследования.
  2. Тестирование  - данный метод позволил получить данные об уровне развития у испытуемых скоростно-силовых способностей (приложение 1).
  3. Математический метод позволил обобщить полученные результаты, привести их к среднему показателю, для получения объективных данных.
  4. Педагогический эксперимент.

 

Глава 1. Теоретические  основы исследования двигательной деятельности баскетболистов

 

    1. Характеристика двигательной деятельности баскетболистов.

 

Баскетбол – одна из самых  популярных игр во многих странах. Для  нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такое  разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного  аппарата, улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма. Баскетбол  является средством активного отдыха для многих трудящихся, особенно для  лиц, занятых умственной деятельностью[8].

Для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команд, подчинение своих действий общей задаче.

Действия каждого игрока команды имеют конкретную направленность, соответственно которой баскетболистов различают по амплуа:

    • центровой игрок – должен быть высокого роста, атлетического телосложения, обладать отличной выносливостью и прыгучестью;
    • крайний нападающий – это прежде всего высокий рост, быстрота и прыгучесть, хорошо развитое чувство времени и пространства, снайперские способности, умение оценить игровую обстановку и атаковать смело и решительно;
    • защитник должен быть максимально быстрым, подвижным и выносливым, рассудительным и внимательным.

 

Распределение игроков по функциям – один из основных принципов  игровой деятельности. Отличают игроков  по амплуа не только игровые приемы и расположение на площадке, но и  их психофизиологические особенности[8].

Результативность игровых  действий тесно связана с показателями сенсомоторного реагирования. Наиболее интегративным сенсомоторным показателем является «чувство времени», которое можно рассматривать как компонент специальных способностей баскетболистов. В основе развития “чувства времени” лежит деятельность комплекса анализаторов, так как восприятие времени связано с пространственным восприятием. Баскетболистам разных амплуа необходимо владеть специализированным восприятием временных интервалов. Игроки задней линии должны хорошо ориентироваться в интервалах 5-10 сек., что связано с организацией игры, центровые в интервале 3 сек., отведенных правилами на игру в штрафной площадке; игроки передней линии – 1 сек., наиболее устойчивом интервале броска[10].

Команды стремятся достичь  преимущества над соперником, маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь  раскрыть планы противника. Игра протекает  при взаимодействии игроков своей  команды и сопротивления игроков  противника, прилагающих все усилия и умения, чтобы отнять мяч и  организовать наступление. В связи  с этим на первый план выступают  требования к оперативному мышлению игрока. Доказано, что представители  спортивных игр имеют существенное преимущество в быстроте принятия решения  по сравнению с представителями  многих других видов спорта. Быстрота мышления особенно важна при необходимости  учета вероятности изменения  ситуации, а также при принятии решения в  эмоционально напряженных  условиях[10].

Для того чтобы забросить  мяч в корзину, необходимо преодолеть сопротивление противника, а это  возможно, лишь, в том случае, если игроки владеют определенными приемами техники и тактики, умеют быстро передвигаться, внезапно изменять направление и скорость движения.

Деятельность баскетболиста  в игре – не просто сумма отдельных  приемов защиты и нападения, а  совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему. Правильное взаимодействие игроков  команды – основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена на достижение общих интересов команды  и, опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока[10].

Каждый игрок должен не только уметь нападать, но и активно  защищать свое кольцо. Чтобы перехватить  мяч у соперника или не дать ему возможности произвести бросок, необходимо своевременно и правильно  реагировать на все его действия, учитывая расположение игроков команды  противника, партнеров и местонахождение  мяча. Игровая деятельность базируется на устойчивости и вариативности  двигательных навыков, уровне развития физических качеств, состоянии здоровья и интеллекта игроков[8].

Участвуя в соревнованиях, баскетболист совершает большую  работу: за игру спортсмен высокой  квалификации преодолевает расстояние 5000-7000 м, делая при этом 130-140 прыжков, множество рывков (до 120-150), ускорений и остановок. Передвижение на высокой скорости сочетается с передачами бросками мяча в корзину. Исследования показали, что баскетболист, участвующий в игре без замены, непосредственно оперирует с мячом всего 3,5-4 мин, а остальное время играет без мяча[16].

За последнее время  игра значительно интенсифицировалась. Это выражается,  прежде всего, в  повышении маневренности, подвижности  игроков, в стремлении интенсивно бороться за мяч или место на каждом участке  площадки. Интенсивная физическая деятельность в течение игры требует огромных затрат сил.

Установлено, что энергетическое обеспечение игровой деятельности носит смешанный характер (аэробно-анаэробный). Основной показатель аэробных возможностей – величина максимального потребления кислорода (МПК) у баскетболистов с ростом квалификации растет и мастеров спорта достигает 5,1 л/мин (примерно 60 мл на 1 кг веса). Во время игры баскетболисты используют 80-90% максимального энергетического потенциала[16].

Важный показатель функционального  состояния организма – сердечнососудистая система. Частота сердечных сокращений (ЧСС) является кардиологическим критерием, отражающим степень физиологической нагрузки. Установлено, что ЧСС у баскетболистов во время игры достигает 180-210 уд/мин.[20].

Величина тренировочной  нагрузки отражает степень воздействия  тех или иных упражнений, выполняемых  игроком, на его организм. Каждому  тренеру важно знать тренирующее  воздействие используемых упражнений и их систематизацию по характеру  изменений в организме. Исследования показали, что специальные упражнения баскетболистов существенно различаются  по ответной реакции организма. Например, при выполнении штрафных бросков  ЧСС составляет в среднем 128 уд\мин, уровень потребления кислорода  – 30 % от максимальной величины; при  выполнении специальных упражнений средней интенсивности ЧСС находится  в пределах 140-150 уд\мин, уровень употребления кислорода в пределах 50% от МПК; при  выполнении игровых упражнений ЧСС  достигает 172-187 уд\мин, величина кислородного долга 5-7 л\мин.

За игру спортсмен теряет в весе 2-5 кг. Энерготраты у спортсменов разного пола и квалификации различны.

Сущность игры будет раскрыта неполно, если не учесть большого напряжения нервной системы игроков и  необходимости морально-волевых  усилий для достижения победы. Знание всех сторон, характеризующих деятельности баскетболиста, помогает планировать  учебно-тренировочный и соревновательный процессы, создавать нормативные  основы или модельные характеристики, на достижение которых должен быть направлен учебно-тренировочный процесс[20].

 

    1. Характеристика проявлений скоростно-силовых способностей в спортивной деятельности баскетболистов.

 

По характеру мышечной деятельности прыжок относится к  группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене  толчке развиваются усилия максимальной мощности, имеющее реактивно-взрывной характер. Скоростно-силовые способности  проявляются при различных режимах  мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Наиболее распространенным их выражением является так называемая «взрывная» сила, т. е. развитие максимальных напряжений в минимально короткое время – прыжок[23].

Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность  выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть – способность  развить высокую скорость отталкивания, которая является основным звеном в  воспитании прыгучести, т. е. сочетание разбега и прыжка.

Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических  двигательных качеств, определяющее  скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, тем выше начальная скорость взлета.

Для выполнения прыжка необходимо обладать высокоразвитой ловкости, которая особенно необходима в полетной опорной фазе прыжка. Также для эффективного выполнения прыжка, как в высоту, так и в длину необходимо обладать хорошими скоростными качествами, а также силовыми. Прыжок является основным элементом во многих видах спорта, особенно в спортивных играх (баскетбол, волейбол, гандбол и др.)

Информация о работе Скоростно-силовые способности баскетболистов как основа двигательной деятельности