Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 22:06, курсовая работа
Предметом исследования являются скоростно-силовые способности баскетболиста, как основа двигательной деятельности.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать двигательную деятельность баскетболистов.
Определить особенности развития скоростно-силовых способностей баскетболистов.
Определить основные средства и методы развития скоростно-силовых способностей.
Выявить наиболее эффективные средства и методы развития скоростно-силовых способностей.
Введение………………………………………………………………...…..3
ГЛАВА I: Теоретические основы исследования двигательной деятельности баскетболистов………………………………………………….... 6
1.1 Характеристика двигательной деятельности баскетболиста….. 6
1.2 Характеристика проявлений скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности баскетболиста………………………………………10
1.3 Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств
баскетболистов………………………………………………………………..…13
1.4 Физиологическая характеристика скоростно-силовых
Качеств…………………………………………………………………………...14
1.5 Характеристика современных тренировочных программ по
увеличению уровня развития скоростно-силовых качеств…………………...19
1.6 Средства и методы воспитания скоростно-силовых
Способностей………………………………………………………………….....24
ГЛАВА II: Цель, задачи, методы, организация исследования………………………………………………………………….… 35
2.1 Организация исследования……………………………………….…35
2.2 Выявление наиболее эффективных средств воспитания
скоростно-силовых способностей баскетболистов………………… .37
Выводы…………………………………………………………………...51
Список литературы……………………………
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА I: Теоретические основы
исследования двигательной деятельности
баскетболистов…………………………………………
1.1 Характеристика двигательной деятельности баскетболиста….. 6
1.2 Характеристика проявлений скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности баскетболиста………………………………………10
1.3 Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств
баскетболистов…………………………………………
1.4 Физиологическая характеристика скоростно-силовых
Качеств……………………………………………………………
1.5 Характеристика современных тренировочных программ по
увеличению уровня развития
скоростно-силовых качеств……………
1.6 Средства и методы воспитания скоростно-силовых
Способностей………………………………………………
ГЛАВА II: Цель, задачи, методы,
организация исследования………………………………………………
2.1 Организация исследования……………………………………….…
2.2 Выявление наиболее эффективных средств воспитания
скоростно-силовых способностей баскетболистов………………… .37
Выводы………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение 1……………………………………………………………55
Приложение 2…………………………………………………………....56
Введение
Деятельность человека в спорте требует определенного уровня развития физических качеств. Уровень развития физических качеств человека отражает сочетание врожденных психологических и морфологических возможностей, приобретенными в процессе жизни и тренировки. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами, в частности, степенью развития интеллектуальных и волевых качеств[8].
Баскетбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играми способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических качеств, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей. Поэтому тема: «Скоростно-силовые способности баскетболистов как основа двигательной деятельности» является актуальной[12].
Данная работа выдвигает перед собой цель: выявить особенности развития скоростно-силовых способностей баскетболистов.
Обычно, когда от человека требуется проявления наивысшей скорости, ему приходится преодолевать значительное внешнее сопротивление (напряжение, вес и инерцию собственного тела и пр.). В этих случаях величина достигнутой скорости существенно зависит от силовых возможностей человека. Связь между силой и скоростью в ряде движений с различным внешним сопротивлением будет зависеть от индивидуальных особенностей человеческого организма[16].
Исходя из этого, объектом исследования является процесс двигательной деятельности баскетболиста.
Предметом исследования являются скоростно-силовые способности баскетболиста, как основа двигательной деятельности.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Данная работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложений.
Первая глава – теоретическая – посвящена анализу литературных источников по проблеме изучения особенностей воспитания скоростно-силовых способностей баскетболистов.
Вторая – практическая
– посвящена определению
В ходе работы были использованы следующие методы:
Глава 1. Теоретические основы исследования двигательной деятельности баскетболистов
Баскетбол – одна из самых популярных игр во многих странах. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма. Баскетбол является средством активного отдыха для многих трудящихся, особенно для лиц, занятых умственной деятельностью[8].
Для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команд, подчинение своих действий общей задаче.
Действия каждого игрока команды имеют конкретную направленность, соответственно которой баскетболистов различают по амплуа:
Распределение игроков по функциям – один из основных принципов игровой деятельности. Отличают игроков по амплуа не только игровые приемы и расположение на площадке, но и их психофизиологические особенности[8].
Результативность игровых действий тесно связана с показателями сенсомоторного реагирования. Наиболее интегративным сенсомоторным показателем является «чувство времени», которое можно рассматривать как компонент специальных способностей баскетболистов. В основе развития “чувства времени” лежит деятельность комплекса анализаторов, так как восприятие времени связано с пространственным восприятием. Баскетболистам разных амплуа необходимо владеть специализированным восприятием временных интервалов. Игроки задней линии должны хорошо ориентироваться в интервалах 5-10 сек., что связано с организацией игры, центровые в интервале 3 сек., отведенных правилами на игру в штрафной площадке; игроки передней линии – 1 сек., наиболее устойчивом интервале броска[10].
Команды стремятся достичь
преимущества над соперником, маскируя
свои замыслы и одновременно пытаясь
раскрыть планы противника. Игра протекает
при взаимодействии игроков своей
команды и сопротивления
Для того чтобы забросить мяч в корзину, необходимо преодолеть сопротивление противника, а это возможно, лишь, в том случае, если игроки владеют определенными приемами техники и тактики, умеют быстро передвигаться, внезапно изменять направление и скорость движения.
Деятельность баскетболиста в игре – не просто сумма отдельных приемов защиты и нападения, а совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему. Правильное взаимодействие игроков команды – основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена на достижение общих интересов команды и, опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока[10].
Каждый игрок должен не только уметь нападать, но и активно защищать свое кольцо. Чтобы перехватить мяч у соперника или не дать ему возможности произвести бросок, необходимо своевременно и правильно реагировать на все его действия, учитывая расположение игроков команды противника, партнеров и местонахождение мяча. Игровая деятельность базируется на устойчивости и вариативности двигательных навыков, уровне развития физических качеств, состоянии здоровья и интеллекта игроков[8].
Участвуя в соревнованиях, баскетболист совершает большую работу: за игру спортсмен высокой квалификации преодолевает расстояние 5000-7000 м, делая при этом 130-140 прыжков, множество рывков (до 120-150), ускорений и остановок. Передвижение на высокой скорости сочетается с передачами бросками мяча в корзину. Исследования показали, что баскетболист, участвующий в игре без замены, непосредственно оперирует с мячом всего 3,5-4 мин, а остальное время играет без мяча[16].
За последнее время
игра значительно
Установлено, что энергетическое
обеспечение игровой
Важный показатель функционального
состояния организма –
Величина тренировочной
нагрузки отражает степень воздействия
тех или иных упражнений, выполняемых
игроком, на его организм. Каждому
тренеру важно знать
За игру спортсмен теряет в весе 2-5 кг. Энерготраты у спортсменов разного пола и квалификации различны.
Сущность игры будет раскрыта
неполно, если не учесть большого напряжения
нервной системы игроков и
необходимости морально-
По характеру мышечной
деятельности прыжок относится к
группе скоростно-силовых упражнений
с ациклической структурой движений,
в которой в главном звене
толчке развиваются усилия максимальной
мощности, имеющее реактивно-взрывной
характер. Скоростно-силовые способности
проявляются при различных
Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть – способность развить высокую скорость отталкивания, которая является основным звеном в воспитании прыгучести, т. е. сочетание разбега и прыжка.
Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств, определяющее скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, тем выше начальная скорость взлета.
Для выполнения прыжка необходимо обладать высокоразвитой ловкости, которая особенно необходима в полетной опорной фазе прыжка. Также для эффективного выполнения прыжка, как в высоту, так и в длину необходимо обладать хорошими скоростными качествами, а также силовыми. Прыжок является основным элементом во многих видах спорта, особенно в спортивных играх (баскетбол, волейбол, гандбол и др.)