Скоростно-силовые способности баскетболистов как основа двигательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются скоростно-силовые способности баскетболиста, как основа двигательной деятельности.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать двигательную деятельность баскетболистов.
Определить особенности развития скоростно-силовых способностей баскетболистов.
Определить основные средства и методы развития скоростно-силовых способностей.
Выявить наиболее эффективные средства и методы развития скоростно-силовых способностей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…..3
ГЛАВА I: Теоретические основы исследования двигательной деятельности баскетболистов………………………………………………….... 6
1.1 Характеристика двигательной деятельности баскетболиста….. 6
1.2 Характеристика проявлений скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности баскетболиста………………………………………10
1.3 Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств
баскетболистов………………………………………………………………..…13
1.4 Физиологическая характеристика скоростно-силовых
Качеств…………………………………………………………………………...14
1.5 Характеристика современных тренировочных программ по
увеличению уровня развития скоростно-силовых качеств…………………...19
1.6 Средства и методы воспитания скоростно-силовых
Способностей………………………………………………………………….....24
ГЛАВА II: Цель, задачи, методы, организация исследования………………………………………………………………….… 35
2.1 Организация исследования……………………………………….…35
2.2 Выявление наиболее эффективных средств воспитания
скоростно-силовых способностей баскетболистов………………… .37
Выводы…………………………………………………………………...51
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

диплом Закусило М.В. гр.66.docx

— 166.40 Кб (Скачать файл)

Основные методы: метод повторного выполнения силового упражнения с отягощениями малого и среднего веса, метод повторного выполнения статического и динамического  силовых упражнений, комбинированный  и круговой методы[8].

Для развития специальных скоростно-силовых качеств используются различные упражнения с сопротивлениями, позволяющие воздействовать на мышцы, несущие необходимую нагрузку в основном упражнении при сохранении его динамической структуры. К группе упражнений «взрывного» характера относятся упражнения не только с ациклической структурой движения (прыжки, метания и др.), но и с циклической структурой (бег и плавание на короткие отрезки, спринтерские велосипедные гонки на треке и др.). Представляется целесообразным разделить все упражнения для развития скоростно-силовых качеств на три группы.

Первая группа: упражнения с преодолением сопротивлений, величина которых выше соревновательной, в силу чего скорость движений уменьшается, а уровень проявления силы повышается.

Вторая группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого меньше соревновательной, скорость движений большая.

Третья группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого равна соревновательной, скорость движений околомаксимальная и выше[8]. 

 Физическое качество — быстрота.

 Быстрота — это  способность игрока выполнять  свои действия в кратчайшие  промежутки времени. Развитию  быстроты следует постоянно уделять  внимание на тренировках. Такие  тренировки особенно необходимы  игрокам высокого и сверхвысокого  роста, так как от природы  гигантам обычно достается мало  быстроты. Известно, что тренировки  с отягощением способствуют повышению  быстроты движений, развивают мышечную  силу, улучшают координацию, что  важно в первую очередь для  центровых и тяжелых нападающих. Целесообразно сочетать специальные  упражнения и работу над быстротой  и техникой в условиях, близких  к игре, поскольку постоянный  игровой цейтнот требует усиленной  работы, быстроты мышления и быстроты  движений[8][.

 На практике работы  с баскетболистами доказано, что  упражнения со штангой или  гирей весом 15-20% от собственного  веса игрока развивают двигательную  быстроту. Надо только следить,  чтобы во время упражнений  с такими весами скорость движения  не снижалась. 

 Работа с отягощениями 70-80% от собственного веса игрока  способствует развитию взрывной  силы и стартовой скорости. Однако  необходимо помнить, что применяющиеся  в основном для укрепления  связок изометрические упражнения  противопоказаны для развития  быстроты: мышцы теряют эластичность, их сокращения замедляются.  

 Этот метод развития  скоростных качеств включает  работу в зале с мячами и  тренировки на стадионе.   

 Упражнения для развития  скорости:   

-- приседания, выпрыгивания  со штангой на одной или  двух ногах с весами, упомянутыми  выше;  

-- быстрые шаги вперед, назад, влево, вправо с отягощением  25-30 кг — от 30 с до 1 мин (по 2-3 шага);  

-- быстрые шаги без  отягощения вперед, назад, влево,  вправо с касанием земли рукой  при каждой смене направления  — 1 мин (по 2-3 шага);  

-- те же шаги с касанием  земли одной рукой и ведением  мяча другой;  

-- высокие старты на  дистанцию 5-10 м по сигналу на  время — в парах, тройках  игроков, подобранных по весу, росту, скорости. Выполняются лицом  вперед, затем спиной вперед;  

-- низкие старты на  дистанцию 5-10 м. Выполняются так  же, как в упр. 5, но с ведением  мяча;  

-- старты лицом или  спиной вперед на дистанцию  5-10 м. Мяч находится на расстоянии 3 м от старта. Игрок должен  взять мяч и вести его вперед. Можно выполнять в парах, тройках.  Упражнение полезно для развития  стартовой скорости;  

-- то же, что и в упр. 7, на дистанции 50-100 м — для  развития двигательной скорости. Выполняется на время;  

-- бег на дистанцию  30-40 м с высоким подниманием  бедра, переходящий в ускорение  на такую же дистанцию. Это  же упражнение можно выполнять  с ведением одного или двух  мячей;  

-- бег с касанием голенью  ягодиц на 30-40 м с переходом  в ускорение на ту же дистанцию;   

-- бег с подскоками  попеременно на левой и правой  ноге на 30-40 м с переходом в  ускорение на такую же дистанцию,  с ведением и без ведения  мяча;  

-- прыжки на двух ногах  вперед (ноги вместе) на дистанцию  30-40 м с переходом в ускорение  (бег) на ту же дистанцию.  Это упражнение можно выполнять  с ведением одного или двух мячей;  

 Силовая подготовка   

 Баскетбол становится  все более контактной силовой  игрой. Около 70% всех движений  баскетболиста носит скоростно-силовой  характер. Это требует от игроков  специальной физической подготовки. Они должны обладать взрывной  силой — способностью проявлять  свои силовые качества в кратчайший  промежуток времени. В баскетболе  это рывки, прыжки, быстрый пас,  борьба на щите, контратаки.   

 Не секрет, что сильных  от природы людей мало; сильными  становятся, выполняя специальные  упражнения. Специфика силовой подготовки  центровых состоит в том, что  вначале необходимо создать базу, фундамент для наращивания силы, а затем постоянно ее накапливать.  Абсолютная сила — это предельная  сила данного игрока при выполнении  движения, без учета его собственного  веса. Относительная сила — это  сила в соотношении с весом  игрока[8].   

 Внимание! Высокорослые  игроки предрасположены к искривлениям  и деформациям позвоночника. Поэтому  им особенно необходимо создать  мышечный корсет, поддерживающий  позвоночный столб, и укрепить  мышцы живота. Только после этого  можно переходить к тренировкам  с тяжелым весом[8].   

 Методика силовой подготовки (для игроков всех позиций)   

 Работая над силовой  подготовкой, вы можете ставить  перед собой разные цели. Приседая, выпрыгивая, толкая штангу весом  70-80% от собственного веса в среднем темпе 5-7 раз, в нескольких подходах, вы развиваете собственную силу. Занимаясь со штангой больше собственного веса, вы развиваете силу и наращиваете мышечную массу.   

 Для развития скоростно-силовых  способностей требуется штанга  не более 45% от собственного  веса — эти упражнения нужно  выполнять в максимальном темпе  10-12 раз.   

 Для скоростно-силовой  выносливости в среднем темпе  до полного утомления упражнение  выполняется с весом до 20-25 кг 30-40 раз.   

 Три раза в неделю  мои игроки от одного до  полутора часов работали над  силовой подготовкой. Они разбивались  на группы по 2-3 человека —  одинаковых по росту, весу, игровым  функциям, силовым возможностям. После  интенсивной разминки, в которую  входили и обязательные упражнения  для мышц спины и живота, начиналась  круговая тренировка на шести  станциях.   

 Станция 1  

 Жим лежа на спине  с максимальным весом. 3-4 подхода,  до ощущения утомления.   

 Станция 2  

 Шаги в баскетбольной  стойке с грифом, "блином" или  гирей в руках от 30 с до 1 мин  вперед-назад, влево-вправо. Руки, согнутые  в локтях, имитируют передачу  мяча вверх и в стороны. Вес  гири или "блина" для центровых  — от 20 до 30 кг. 3-4 подхода.   

 Станция 3  

 Медленное приседание  со штангой на плечах и быстрое  вставание или выпрыгивание. Штанга  — 70-80% от собственного веса, до  ощущения утомления (до 8 раз). 3-4 подхода.  Вариант этого упражнения —  подъем на носки из полуприседа.   

 Станция 4  

 Прыжки по 1 мин на  прямых ногах с отягощением  25-30 кг над головой. 3-4 подхода.    

 Станция 5  

 Подтягивание на турнике  с увеличением количества в  каждом подходе на 1 раз. 3-4 подхода.  Отжимание от пола на пальцах  до утомления. 3-4 подхода.   

 Станция 6  

 Рывок штанги на  вытянутые руки из положения  полуприседа. Вес штанги — 70-80% от собственного веса, до ощущения утомления. 3-4 подхода.   

 Закончив упражнения  с отягощениями, игроки делают 2-3 рывка с ведением мяча и  расслабляются перед новым подходом  через 2-3 мин.   

 На каждой станции  2-3 игрока работают 8-10 мин. При  смене станций применяются упражнения  для развития цепкости и силы  кистей: игроки в парах передают  друг другу (стоя лицом друг  к другу на расстоянии 2-3 м) "блины"  от штанги весом 20-30 кг или  гирю 16 кг, ловят "блины" с  левой руки на правую, вращают  "блины", гири вокруг спины,  шеи, ног, имитируют обманные  движения "блинами", гирями, медицинболами. Смена станции занимает 2-3 мин. \   

 Упражнения для развития взрывной силы:  

-- толкание медицинбола ногами из положения сидя, лежа. Соревнование на дальность;  

-- выталкивание из круга:  спиной, боком, грудью (без помощи  рук);  

-- то же — с ведением  мяча; то же — с двумя мячами;   

-- отталкивание от пола  при отжимании на прямых руках,  хлопок во время отталкивания;   

-- быстрые передачи "блина"  или гири между двумя игроками, стоящими спиной друг к другу;   

-- передачи "блина" или  гири весом 20-25 кг из рук  в руки в кругу, образованном  из 3-4 игроков;  

-- передачи медицинболов ногами, голеностопами между двумя игроками, сидящими и стоящими на расстоянии 3-4 м друг от друга.  

 Упражнения для развития силы:  

-- передачи "блина" от  штанги в парах или тройках.  Игроки располагаются на расстоянии 3-4 м друг от друга и передают "блин" с небольшой фазой  полета;  

-- подбрасывание и ловля  гири или медицинбола на высоту до 2-2,5 м. Игроки выполняют упражнения двумя руками, а затем, по команде тренера, поочередно каждой рукой   

-- жим штанги лежа. Упражнение  обязательно выполняется со страхующим  партнером. Вес штанги — до 70% от собственного веса игрока;   

-- жим штанги стоя. Вес  штанги — до 50% от собственного  веса игрока. Упражнение выполняется  с подстраховкой;  

-- передвижения в баскетбольной  стойке по квадрату, то есть  вперед, в сторону, назад и снова  в сторону с гирей, 'блином' от штанги в руках   

-- упражнение для укрепления  мышц спины. Игрок ложится бедрами  на гимнастического козла лицом  вниз (козел под бедрами), закрепляет  ступни в шведской стенке и  начинает сгибать и разгибать  туловище в тазобедренном суставе,  удерживая в согнутых у груди  руках "блин" от штанги;  

-- упражнение для укрепления  мышц брюшного пресса. Игрок ложится  спиной на пол или опирается  на гимнастического козла, закрепляет  ноги в шведской стенке и  начинает сгибать и разгибать  туловище. Упражнение выполняется  в несколько подходов по 15-20 раз.  Вариант этого упражнения —  лежа на полу на спине с  помощью партнера, удерживающего  его ноги. Отжимание от пола. Упражнение  выполняется на пальцах или  кулаках в несколько подходов.   

-- отжимание от пола  с отрыванием рук и хлопком  ладонями. Упражнение выполняется  в несколько подходов по 15-20 отжиманий;   

-- ходьба и бег на  руках. Игрок принимает положение  "упор лежа", его ноги держит  стоящий сзади партнер. По команде  тренера пары игроков начинают движение к противоположной лицевой линии в среднем или быстром темпе, на лицевой линии игроки меняются местами   

-- подтягивание на перекладине.  Упражнение выполняется в несколько  подходов по 10-12 раз;  

-- ходьба и бег с  партнером на спине. Партнеры  подбираются по весу;  

-- приседание и выпрыгивание  из приседа с партнером на  спине. Упражнение выполняется  в несколько подходов по 10-15 повторений  в каждой серии[10].

Таким образом, можно  сказать, что скоростно-силовые способности являются одной из наиболее важных составляющих двигательной активности баскетболистов. Важно отметить, что методы развития скоростно-силовых качеств являются общими для различных спортсменов — выбор их не зависит от специализации, квалификации и индивидуальных особенностей спортсменов.

 

 

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования.

 

    1. Организация исследования.

Исследование особенностей развития скоростно-силовых способностей юных баскетболистов в экспериментальной группе и контрольной группе с применением различных программ по развитию скоростно-силовых качеств, проводилось в период с сентября 2011г. по июнь 2012г.

Время проведения тестов, характер отдыха между попытками были постоянными  для всех испытуемых.

Тестирование проводилось  периодически через 3 месяца (сентябрь, январь, май). В исследовании принимали  участие две группы: экспериментальная  группа – юные баскетболисты 12 –13 лет (тренер Затонский Р.Ю.), контрольная – юные баскетболисты 12 –13 лет (тренер Мыслявец О.П.).

Баскетболисты 12 – 13 лет  на начало эксперимента уже прошли два года обучения.

Общее количество испытуемых 20 –  по 10 человек в каждой группе.

Сущность эксперимента заключается  в следующем: выявить более эффективную  программу для развития скоростно-силовых  качеств баскетболистов 12 – 13 лет, провести тестирование и сравнить результаты.  

При сравнении эффективности  программ по развитию скоростно-силовых  качеств юных баскетболистов, применяемых  в двух различных группах (контрольной  и экспериментальной), использовался  подсчет среднего арифметического  значения в каждом из тестов в каждой группе.

При проведении исследования были изучены различные документы, предоставленные тренерами ДЮСШ г.Куйбышев. В качестве документальных источников были рассмотрены журналы тренеров ДЮСШ, поурочная учебная программа для ДЮСШ.

Информация о работе Скоростно-силовые способности баскетболистов как основа двигательной деятельности