Скоростно-силовые способности баскетболистов как основа двигательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются скоростно-силовые способности баскетболиста, как основа двигательной деятельности.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать двигательную деятельность баскетболистов.
Определить особенности развития скоростно-силовых способностей баскетболистов.
Определить основные средства и методы развития скоростно-силовых способностей.
Выявить наиболее эффективные средства и методы развития скоростно-силовых способностей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…..3
ГЛАВА I: Теоретические основы исследования двигательной деятельности баскетболистов………………………………………………….... 6
1.1 Характеристика двигательной деятельности баскетболиста….. 6
1.2 Характеристика проявлений скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности баскетболиста………………………………………10
1.3 Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств
баскетболистов………………………………………………………………..…13
1.4 Физиологическая характеристика скоростно-силовых
Качеств…………………………………………………………………………...14
1.5 Характеристика современных тренировочных программ по
увеличению уровня развития скоростно-силовых качеств…………………...19
1.6 Средства и методы воспитания скоростно-силовых
Способностей………………………………………………………………….....24
ГЛАВА II: Цель, задачи, методы, организация исследования………………………………………………………………….… 35
2.1 Организация исследования……………………………………….…35
2.2 Выявление наиболее эффективных средств воспитания
скоростно-силовых способностей баскетболистов………………… .37
Выводы…………………………………………………………………...51
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

диплом Закусило М.В. гр.66.docx

— 166.40 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, обе программы  по развитию прыгучести существенно  отличаются. В программе, которая  применялась в контрольной группе,  маленький ассортимент упражнений – всего шесть (см. выше), а в  программе, которая применялась  в экспериментальной группе набор  упражнений больше – их насчитывается одиннадцать. Следовательно, на тренировках в экспериментальной группе присутствовало большее разнообразие упражнений. Хотя, хорошо известно, что использование однообразных заданий обеспечивает меньший эффект, чем разнообразие упражнений (А.Я. Гомельский,1997; С.Г. Башкин,1996; В.Л. Сыч,1995). А применение на тренировочных занятиях различных заданий вызывает у занимающихся больший интерес и в связи с этим повышается мотивация к выполнению этих упражнений. Хотя, порой, они бывают сложными как в технически правильном исполнении, так и в повышенных физических нагрузках, например: выполнение полуприседаний с партнером на плечах. Одновременно при выполнении этого упражнения требуется, чтобы спина была прямая (техника исполнения) и выполнение сгибания и  разгибания тазобедренного и голеностопного суставов (физическая нагрузка).

Кроме того, в одинаковых или похожих упражнениях, которые  присутствуют в двух программах, тоже есть различия. В частности, в экспериментальной  группе дозировка в таких заданиях несколько увеличена (либо в количестве подходов, либо в количестве повторений, либо в продолжительности времени  отдыха сериями). Например: в прыжках  через гимнастическую скамейку - количество скамеек; беговых и прыжковых упражнениях по прямой – пробегаемое расстояние и т. п. Также можно увидеть различия в том, что изменяются условия выполнения. Например, в экспериментальной группе баскетболисты выполняли беговые и прыжковые упражнения в затрудненных условиях отталкивания от поверхности, т. е. задания выполнялись на гимнастических матах. Это упражнение позволяет заставить спортсмена применить больше усилий для того, чтобы оттолкнуться от мягкой поверхности. В связи с этим голеностопный и коленный суставы испытывают большие физические напряжения, чем при отталкивании от жесткой поверхности. Следовательно, потом когда спортсмен после таких тренировок в игре применяет прыжок, отталкиваясь от твердой поверхности, он уже будет проявлять те усилия, которые испытывались в заданиях на матах, значит, и прыгать будет выше. Такие упражнения очень часто используются на тренировочных занятиях по подготовке прыгунов в легкой атлетике.

Также можно увидеть различия в упражнениях по их направленности. Если у контрольной группы есть задания, которые направлены на поддержание  максимальной высоты прыжка в течение  некоторого времени, то в экспериментальной  группе предлагались упражнения, которые  направлены на доставание какого-либо предмета (щита, сетки и т. п.). В  первом случае очень сложно контролировать высоту прыжка близкой к максимальной, поскольку спортсмен во время  выполнения упражнения устает, и высота прыжка снижается. Следовательно, задание теряет смысл. А во втором случае от спортсмена требуют, чтобы он достал или коснулся края щита. В  этом упражнении как раз баскетболист сможет сделать отталкивание максимально высоким, поскольку после того, как он прыгнул, спортсмен снова идет на начало разбега и выполняет то же самое. Еще один положительный момент в том, что с каждой следующей попыткой баскетболист старается дотянуться  выше, чем было в предыдущей попытке и тем самым, он прилагает еще больше усилий для того, чтобы допрыгнуть. И это не единственное упражнение такого характера, применяемое в экспериментальной группе.

Кроме того, в разработанной  нами программе, которая, применялась  в экспериментальной группе, также  присутствуют упражнения чисто силового характера, а именно: полуприседания с партнером и подъем на носки  с партнером на плечах. Так, если бы эти упражнения выполнялись без  партнеров, то они служили в большей  степени для укрепления связок коленного  и голеностопного суставов, а не для увеличения силы ног. А так  от спортсмена требуют, чтобы он преодолел  расстояние из полуприседа до основной стойки с применением силы мышц бедер и икроножных мышц. То есть, эти два задания направлены именно на акцентированное развитие силы мышц ног. Ведь практически все прыжки под кольцом в игре выполняются именно из этого положения (полуприсед). И именно при этом положении ноги баскетболиста находятся в заряженном состоянии, следовательно, прыжок будет высоким и игрок подберет мяч у кольца. Можно сказать, что исходные положения одинаковы, как при выполнении полуприседаний с партнером на плечах, так и при подборе мяча под кольцом. Разница лишь в том, что при выполнении полуприседаний есть вес на плечах, а при выполнении подбора этого веса нет, но усилия при этих элементах такие же, если баскетболист с такой же силой разгибает ноги при подборе, как и при выполнении полуприседаний с партнером. Следовательно, игрок будет выше прыгать при подборе мяча под кольцом.

В этом и есть самая важная отличительная черта двух программ.

В выше приведенном тексте было обосновано то, что программа  по развитию скоростно-силовых качеств  у юных баскетболистов 12-13 лет, применяемая  в экспериментальной группе, является эффективной и ее можно использовать в тренировочном процессе при  занятиях баскетболом. Конечно, нельзя сказать то, что программа, применяемая  в контрольной группе, совсем не эффективна, и ее вообще нельзя использовать с детьми на тренировках по баскетболу. Если есть хоть какой-нибудь результат  в развитии этих качеств, значит, эту  программу можно использовать на практике.

Результаты проведенного нами исследования позволяют рекомендовать  экспериментальную программу по развитию скоростно-силовых качеств (прыгучести) юных баскетболистов 12 – 13 лет для широкого использования  тренерам по баскетболу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

  1. Характерными особенностями проявления скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности баскетболиста являются:
  • многократные беговые ускорения;
  • значительное количество движений прыжкового характера с места и разбега вверх.
  1. Возрастной период 12 – 13 лет характеризуется следующими изменениями показателей развития у школьников  скоростно-силовых качеств и их компонентов:
    • развитие быстроты происходит непрерывно;
    • увеличение силы;
    • постоянный прирост показателей скоростно-силовых качеств.
  1. Особенностью развития баскетболистов этого возраста является увеличение показателей развития скоростных способностей. В зависимости от благоприятного периода для развития скоростных способностей. Под воздействием физических упражнений можно развивать силовые способности баскетболистов, но в меньшей степени. Взаимосвязано скоростно-силовые показатели увеличиваются за счет роста показателей быстроты.
  1. Разработанная нами программа направленного развития скоростно-силовых качеств баскетболистов 12 –13 лет в ходе экспериментальной проверки показала свою эффективность и может быть рекомендована для широкого использования в практической работе.

В процессе исследования проанализирована двигательная деятельность баскетболистов, определены особенности развития скоростно-силовых  способностей баскетболистов 12-13 лет, определены основные средства и методы развития скоростно-силовые способности, выявлены наиболее эффективные средства и методы развития скоростно-силовых  способностей.

 

 

Список литературы

  1. Ашмарин Б.А. Территория и методика физического воспитания. М., Издательство «Просвещение», 1979. - 360 с.
  2. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. -  М., 2003.
  3. Бубэ Х. Тесты в спортивной практике / Бубэ Х., Фэк Г., Штюблер Х., Трогш Ф. – М.: Физкультура и спорт, 1968. – 240 с.
  4. Виноградов Ю.А. Теория и методика физического воспитания.М., Издательство «Просвещение», 1979. – 360 с.
  5. Володина В.С. Основы теории и методики физического воспитания. Учебное пособие. Красноярск: КГПИ, 1991. – 240 с.
  6. Выдрин В.М. Основы теории и методики физической культуры. М., Издательство «Физкультура и спорт», 1986. – 352 с.
  7. Вяткина З.Н. Теория и методика физического воспитания. М., Издательство «Просвещение», 1979. – 360 с.
  8. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. – Киев: Здоровье, 1984. – 180 с.
  9. Годик М.А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культуры. М., 1988.
  10. Гомельский А.Я. Звание обязывает // Спортивные игры. – 1983. - №1.
  11. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. М., Издательство «Физкультура и спорт», 1986. – 352 с.
  12. Гурфинкель А.И. Теория и методика физического воспитания. М., Издательство «Просвещение», 1988. – 224 с.
  13. Евсеев Ю.И. Физическая культура. – Ростов н/Д, 2005.
  14. Железняк Ю.Д. Теория и методика физического воспитания. М., Издательство «Просвещение», 1979. – 360 с.
  15. Завьялов Л.К. Теория и методика физического воспитания. М., Издательство «Просвещение», 1979. – 360 с.
  16. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. – М., 1956.
  17. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. – М., 1983.
  18. Кондрашин В.П., Корягин В.М. Особый тренинг // Спортивные игры. – 1977. - №2.
  19. Корягин В.М. Опираясь на эксперимент // Спортивные игры. – 1978. - №3.
  20. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
  21. Газета спорт в школе 11-12-2000г.
  22. Слупский А.Н. Исследование специализаций функций в специальных условиях игровой деятельности  – Л.,1974.
  23. Методика физического воспитания с основами теории: учебное пособие для пединститутов – М.: «Просвещение», 1991, ил.
  24. Володина В.С. Основы теории и методики физического воспитания. Учебное пособие. – Красноярск: <span class="

Информация о работе Скоростно-силовые способности баскетболистов как основа двигательной деятельности