Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 22:06, курсовая работа
Предметом исследования являются скоростно-силовые способности баскетболиста, как основа двигательной деятельности.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать двигательную деятельность баскетболистов.
Определить особенности развития скоростно-силовых способностей баскетболистов.
Определить основные средства и методы развития скоростно-силовых способностей.
Выявить наиболее эффективные средства и методы развития скоростно-силовых способностей.
Введение………………………………………………………………...…..3
ГЛАВА I: Теоретические основы исследования двигательной деятельности баскетболистов………………………………………………….... 6
1.1 Характеристика двигательной деятельности баскетболиста….. 6
1.2 Характеристика проявлений скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности баскетболиста………………………………………10
1.3 Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств
баскетболистов………………………………………………………………..…13
1.4 Физиологическая характеристика скоростно-силовых
Качеств…………………………………………………………………………...14
1.5 Характеристика современных тренировочных программ по
увеличению уровня развития скоростно-силовых качеств…………………...19
1.6 Средства и методы воспитания скоростно-силовых
Способностей………………………………………………………………….....24
ГЛАВА II: Цель, задачи, методы, организация исследования………………………………………………………………….… 35
2.1 Организация исследования……………………………………….…35
2.2 Выявление наиболее эффективных средств воспитания
скоростно-силовых способностей баскетболистов………………… .37
Выводы…………………………………………………………………...51
Список литературы……………………………
В поурочной учебной
программе для ДЮСШ по баскетболу
предусмотрено распределение
Для написания этой работы необходимо сравнить нормативные требования в общеобразовательной школе и ДЮСШ в скоростно-силовых упражнениях в возрасте 12 – 13 лет (мальчики). В данном случае примером послужит тест прыжок в длину с места (таблица 1приложения 1).
Из таблицы 1 видно, что к учащимся в ДЮСШ предъявляют довольно высокие требования по развитию скоростно-силовых качеств (прыгучести). Значит, на тренировочных занятиях должно уделяться больше внимания развитию физических качеств по сравнению с уроком физкультуры.
Какими бы не обладали природными задатками, высокого уровня развития прыгучести нельзя достичь лишь при тщательно продуманной и систематической тренировке. Основным условием воспитания прыгучести при любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах тренировок разносторонней строго-специализированной подготовки (работа над такими физическими качествами как сила, быстрота, выносливость).
Все методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счете, содействовали бы возможности большему повышению мощности толчка, специального двигательного навыка. Основными методами воспитания прыгучести являются:
- метод повторного
выполнения упражнения, характеризующийся
выполнением упражнения (определенное
количество повторений) через определенные
интервалы отдыха (между подходами
или сериями), в течение которых
происходит достаточное
Продолжительность интервалов отдыха определяется двумя физиологическими процессами:
связанных с восстановлением дыхания, затратой кислородного долга.
Интервалы отдыха
должны быть с одной стороны достаточно
короткими, чтобы возбудимость центральной
нервной системы не успевала существенно
снизиться, с другой стороны достаточно
длинными, чтобы более или менее
восстановиться. При применении повторного
метода тренирующее воздействие
на организм обеспечивается в период
утомления после каждого
- Интервальный
метод. Этот метод внешне
- Игровой метод
воспитания прыгучести. Однако этот
метод обладает существенным
недостатком – ограничена
- В последнее
время нашел применение метод
воспитания прыгучести, получивший
название – метод круговой
тренировки, который можно проводить
по методу повторных
Для развития прыгучести наиболее эффективными являются динамические упражнения (прыжки через предметы, выпрыгивания после прыжка в глубину с высоту 40-50 см, выпрыгивания из приседа и др.), выполняемые с небольшим отягощениями (гантелями, свинцовыми поясами, мешками с песком), которые надеваются на голень, бедро и руки. Эти упражнения в большей степени подходят для спортсменов старших возрастов. Нужно постоянно помнить, что прыгучесть спортсмена улучшается лишь тогда, когда на тренировке одновременно совершенствуется его сила и быстрота. Поэтому необходимо развивать силу мышц разгибателей бедра, голени, стопы, которые принимают непосредственное участие в выполнении прыжка. Силовые упражнения должны предшествовать скоростно-силовым. Прыжковые упражнения и особенно выпрыгивания после прыжков в глубину весьма эффективно улучшают скоростной бег. Некоторые исследователи, преимущественно зарубежные, полагают, что высота вертикального подскока достаточно полно характеризует общую силовую подготовку баскетболиста (О. Фонский, О. Джонсон, Л. Баранский и др.).
Также для развития скоростно-силовых способностей используют упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешним отягощением (например, метание набивного мяча).
Упражнения, направленно воздействующие на развитие скоростно-силовых качеств, условно можно разделить на два типа:
Упражнения с отягощениями могут быть либо постоянными, либо меняющимися. При целенаправленном развитии скоростно-силовых способностей необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения, независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимально возможном темпе.
Известно, что
сила и высота прыжка во многом зависит
от силы и мощности икроножной мышцы,
голеностопного и коленного суставов.
Развивая прыгучесть, следует, прежде
всего, укрепить голеностопный сустав,
сделать его сильным, эластичным,
способным противостоять
С начало
необходимо разогреть массажем
мышцы голени. Затем приступить
сгибанию и разгибанию
При составлении программы для
развития скоростно-силовых
Можно выделить четыре специфических вида проявления силы:
- абсолютная как максимальное мышечное усилие, которое можно развивать в статическом и динамическом режиме;
- взрывная как способность мышц
достигать максимума
- быстрая, которая во многом
обусловливает скоростные
- силовая выносливость как
Условно все упражнения, используемые
для развития скоростно-силовых качеств
можно разбить на три группы:
1. Упражнения с преодолением собственного
веса тела: быстрый бег по прямой, быстрые
передвижения боком, спиной, перемещения
с изменением направления, различного
рода прыжки на двух ногах, с ноги на ногу,
на одной ноге, в глубину, в высоту, на дальность,
а также упражнения, связанные с наклонами,
поворотами туловища,
выполняемыми с максимальной скоростью,
и т. д.
2. Упражнения, выполняемые с дополнительным
отягощением
(пояс, жилет, манжетка, утяжеленный снаряд).
К этим упражнениям можно отнести различного
рода бег, всевозможные прыжковые упражнения,
метания и специальные упражнения, близкие
по форме к соревновательным движениям.
3. Упражнения, связанные с преодолением
сопротивления внешней
среды (вода, снег, ветер, мягкий грунт,
бег в гору и т. Д.).
Система упражнений скоростно-силовой
подготовки направлена на решение основной
задачи – развитие быстроты движений
и силы определенной группы мышц. Решение
этой задачи осуществляется по трем направлениям:
скоростному, скоростно-силовому и силовому.
Скоростное направление
предусматривает использование упражнений
первой группы, с преодолением собственного
веса, упражнений, выполняемых в облегченных
условиях. К этому же направлению можно
отнести методы, направленные на развитие
быстроты двигательной реакции (простой
и сложной): метод реагирования на внезапно
появляющийся зрительный или слуховой
сигнал; расчлененный метод выполнения
различных технических приемов по частям
и в облегченных условиях.
Скоростно-силовое направление
ставит своей целью развитие скорости
движения одновременно с развитием силы
определенной группы мышц и предполагает
использование упражнений второй и третьей
группы, где используются отягощения и
сопротивление внешних условий среды.
В процессе многолетней скоростно-силовой
подготовки можно выделить несколько
этапов[8].
Этап начальной тренировки.
Основная цель - содействие гармоничному формированию растущего организма, укрепление здоровья занимающихся, всестороннее развитие физических качеств, устранение недостатков физического развития. Развитие скоростно-силовых качеств на этом этапе подготовки носит комплексный характер: кроме специальноподготовительных упражнений в тренировочном процессе значительное место отводится подвижным и спортивным играм, всевозможным эстафетам, которые вызывают эмоциональный подъем и большую заинтересованность занимающихся.
Основные методы: метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения без отягощения и с небольшим отягощением, метод упражнения, выполняемого при смешанном (ауксотоническом), режиме работы мышц, применение игрового метода с широким использованием упражнений из различных видов спорта и подвижных игр[8].
2. Этап специализации.
Основная цель - повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, более специализированная работа над совершенствованием физических качеств.
Скоростно-силовое - сочетание упражнений без отягощений или с небольшими отягощениями в виде пояса, жилета, бег и прыжки против ветра, в гору, по опилкам, песку и т.д.;
Основные методы: метод динамических усилий, метод повторного выполнения статического и динамического силовых упражнений, широкое применение игрового метода[8].
3. Этап спортивного совершенствования.
Основная цель - неуклонное повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, специализированная работа по совершенствованию основных физических качеств.
Важной задачей является то, что развитие скоростно-силовых качеств необходимо осуществлять главным образом путем применения скоростно-силовых упражнений.
Основные методы: метод повторного упражнения, круговой метод, комплексное использование методов, рекомендованных на предыдущих этапах подготовки[8].
4. Этап реализации спортивного потенциала. Основная цель - значительное повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, в том числе и скоростно-силовых.
Основная задача - максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать бурное протекание адаптационных процессов. Значительно возрастает число занятий в недельных микроциклах.
Скоростно-силовая подготовка строго дифференцирована. Средства, методы, режим работы мышц, величина сопротивлений, интенсивность выполнения упражнений, количество повторений, длительность и характер отдыха дают возможность решить в методическом плане важную проблему специальной подготовки, которая во многом предопределяет рост спортивных результатов.