Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 22:06, курсовая работа
Предметом исследования являются скоростно-силовые способности баскетболиста, как основа двигательной деятельности.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать двигательную деятельность баскетболистов.
Определить особенности развития скоростно-силовых способностей баскетболистов.
Определить основные средства и методы развития скоростно-силовых способностей.
Выявить наиболее эффективные средства и методы развития скоростно-силовых способностей.
Введение………………………………………………………………...…..3
ГЛАВА I: Теоретические основы исследования двигательной деятельности баскетболистов………………………………………………….... 6
1.1 Характеристика двигательной деятельности баскетболиста….. 6
1.2 Характеристика проявлений скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности баскетболиста………………………………………10
1.3 Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств
баскетболистов………………………………………………………………..…13
1.4 Физиологическая характеристика скоростно-силовых
Качеств…………………………………………………………………………...14
1.5 Характеристика современных тренировочных программ по
увеличению уровня развития скоростно-силовых качеств…………………...19
1.6 Средства и методы воспитания скоростно-силовых
Способностей………………………………………………………………….....24
ГЛАВА II: Цель, задачи, методы, организация исследования………………………………………………………………….… 35
2.1 Организация исследования……………………………………….…35
2.2 Выявление наиболее эффективных средств воспитания
скоростно-силовых способностей баскетболистов………………… .37
Выводы…………………………………………………………………...51
Список литературы……………………………
В качестве контрольных испытаний проводились указанные ниже тесты.
Первый тест - измерение высоты при прыжке вверх толчком двумя ногами.
Высота прыжка определяется следующим образом: в начале учащийся встает боком к стене и поднимает одноименную руку вверх – отмечается деление, которого он коснулся. Затем из исходного положения – стоя на всей ступне, из полуприседа со взмахом рук, выпрыгивает вверх и дотрагивается до измерительного устройства – отмечается деление, которого он коснулся. Отталкивание и приземление не должно выходить за пределы квадрата 50х50 см. Результат учитывается в сантиметрах по разности между конечными (в прыжке, исходным, стоя с поднятой рукой) показателями. Общее число попыток – 3. Засчитывается лучший результат.
Второй тест – это прыжок в длину с места.
Испытуемый встает на контрольную линию, справа от которой лежит измерительная лента, не заступая носками за нее. Затем толчком двух ног со взмахом рук выполняет прыжок в длину, стараясь приземлиться как можно дальше. Результат измеряется в сантиметрах по точке приземления пятками. Выполняется 3 попытки, засчитывается лучшая попытка.
Третий тест – это бег 20 метров [3].
Отмечается две контрольные линии на расстоянии друг от друга 20 метров. Испытуемый встает на линию, принимая положение высокого старта. По сигналу он бежит и финиширует на другом конце отрезка. Результат засекается по секундомеру, с точностью до 0,01секунды. Выполняется две попытки, засчитывается лучший результат.
Четвертый тест – «челночный» бег [4].
Отмечается две контрольные линии на расстоянии друг от друга 10 метров. Испытуемый встает на линию, принимая положение высокого старта. По сигналу он бежит до противоположной линии, там разворачивается и бежит обратно, снова разворачивается и так четыре раза. Результатом является время, которое потратил испытуемый на выполнение данного упражнения. Выполняется одна попытка.
Упражнения, способствующие
развитию скоростно-силовых качеств,
применяемые в
- прыжки на левой ноге;
- прыжки на правой ноге;
- прыжки на обеих ногах;
- бег на месте 30 сек.
- выпрыгивание из глубокого приседа 20 сек.
На тренировочных занятиях мы использовали эту программу следующим образом: когда на тренировке шло целенаправленное развитие скоростно-силовых качеств, то мы предлагали занимающимся 4-5 упражнений из данной программы. Также к этим заданиям мы предлагали 1-2 упражнения на развитие другого качества. А когда на тренировочном занятии шло развитие, к примеру, скоростных способностей, то мы добавляли к тем упражнениям 1-2 задания малой интенсивности для развития прыгучести (распределение времени см. в главе I, п.1.5).
Упражнения, способствующие
развитию скоростно-силовых качеств,
применяемые в контрольной
1.Прыжки через скамейки
правым и левым боком,
2. И.п. – скамейка между ног – запрыгивание на скамейку. 4-5 серий по 10-15 повторений.
3. Прыжки в длину с глубокого приседа. 3-4 серии по10-15 повторений, t отд. = 30-40 сек.
4. Подскоки вверх, двигаясь по кругу, поддерживая высоту прыжка примерно близкую к максимальной. 3 серии, t отд. = 30-40 сек.
5. Прыжки со скакалкой на полу или на мате. 40-50 прыжков по 3-4 серии (высота подскока выше среднего).
6. Беговые и прыжковые упражнения по прямой. 3-4 прямых по 10-15 м.
На тренировочных занятиях в контрольной группе эта программа применялась следующим образом: когда на тренировке шло развитие прыгучести, то баскетболистам предлагалось 3-4 упражнения и 1-2 упражнение для развития другого качества. На тренировках в этой группе в большей степени использовалось сочетание заданий, направленных одновременно на развитие нескольких физических качеств.
Результаты исходных данных уровня развития физических качеств приведены в таблице 2.
Таблица 2.
Показатели исходного
развития скоростно-силовых качеств
испытуемых контрольной и
Экспериментальная группа |
прыжок в длину с места (см) |
Высота прыжка (см) |
Бег 20 м (сек) |
"Челночный" бег (сек) | ||
1 |
Абакумов Илья |
186 |
34 |
3,79 |
10,7 | |
2 |
Нестеренко Виталий |
186 |
36 |
3,85 |
11,3 | |
3 |
Григорьев Максим |
179 |
35 |
3,82 |
11,4 | |
4 |
Каверин Никита |
183 |
34 |
3,83 |
10,9 | |
5 |
Меркулов Павел |
182 |
35 |
3,84 |
11 | |
6 |
Пантелькин Денис |
184 |
35 |
3,85 |
11,2 | |
7 |
Потапенко Николай |
185 |
36 |
3,81 |
11,4 | |
8 |
Павлов Александр |
186 |
36 |
3,8 |
11,3 | |
9 |
Морозов Алексей |
180 |
35 |
3,82 |
10,8 | |
10 |
Романов Андрей |
183 |
35 |
3,84 |
10,7 | |
Контрольная группа |
1 |
Колмогоров Михаил |
180 |
36 |
3,97 |
11,7 |
2 |
Степанов Петр |
187 |
35 |
3,95 |
11,2 | |
3 |
Столицын Алексей |
188 |
35 |
3,92 |
11,1 | |
4 |
Цыплаков Андрей |
180 |
35 |
3,9 |
10,9 | |
5 |
Голованов Михаил |
181 |
36 |
3,95 |
11,3 | |
6 |
Цыбуткин Андрей |
186 |
36 |
3,96 |
10,5 | |
7 |
Прохоров Денис |
186 |
35 |
3,95 |
10,8 | |
8 |
Щеголев Алексей |
183 |
35 |
3,97 |
11 | |
9 |
Вайц Николай |
180 |
37 |
3,96 |
11,2 | |
10 |
Воронцов Сергей |
183 |
36 |
3,9 |
11,5 |
Результаты подсчетов средних исходных данных уровня развития физических качеств приведены в таблице 3.
Таблица 3.
Характеристика средних
показателей исходного развития
скоростно-силовых качеств
Название Группа |
Прыжок в длину с места \см\ |
Высота прыжка\см\ |
Бег 20 м \сек\ |
Челночный бег \сек\ |
Экспериментальная |
183 +3,25 |
35 +1,33 |
3,82+0,03 |
11,1+0,04 |
Контрольная |
183+2,83 |
36+0,75 |
3,94+0,04 |
11,1+0,06 |
Сопоставление результатов
тестирования
Следовательно, можно сказать,
что у экспериментальной и
контрольной групп почти
Результаты промежуточных данных уровня развития физических качеств, приведены в таблице 4.
Таблица 4.
Промежуточные показатели скоростно-силовых качеств испытуемых контрольной и экспериментальной групп (январь 2012).
Экспериментальная группа |
прыжок в длину с места (см) |
Высота прыжка (см) |
Бег 20 м (сек) |
"Челночный" бег (сек) | ||
1 |
Абакумов Илья |
189 |
36 |
3,79 |
10,6 | |
2 |
Нестеренко Виталий |
181 |
38 |
3,85 |
11,1 | |
3 |
Григорьев Максим |
185 |
37 |
3,81 |
11,2 | |
4 |
Каверин Никита |
186 |
37 |
3,8 |
10,9 | |
5 |
Меркулов Павел |
186 |
36 |
3,82 |
11 | |
6 |
Пантелькин Денис |
184 |
36 |
3,81 |
11,2 | |
7 |
Потапенко Николай |
183 |
37 |
3,81 |
11,3 | |
8 |
Павлов Александр |
183 |
36 |
3,8 |
11,3 | |
9 |
Морозов Алексей |
187 |
38 |
3,82 |
10,8 | |
10 |
Романов Андрей |
188 |
37 |
3,83 |
10,7 | |
Контрольная группа |
1 |
Колмогоров Михаил |
180 |
35 |
3,94 |
11,4 |
2 |
Степанов Петр |
183 |
37 |
3,93 |
11,1 | |
3 |
Столицын Алексей |
182 |
35 |
3,9 |
11,1 | |
4 |
Цыплаков Андрей |
185 |
36 |
3,9 |
10,9 | |
5 |
Голованов Михаил |
184 |
36 |
3,9 |
11,1 | |
6 |
Цыбуткин Андрей |
186 |
36 |
3,91 |
10,5 | |
7 |
Прохоров Денис |
181 |
37 |
3,9 |
10,8 | |
8 |
Щеголев Алексей |
185 |
37 |
3,94 |
11 | |
9 |
Вайц Николай |
182 |
36 |
3,96 |
11,2 | |
10 |
Воронцов Сергей |
183 |
35 |
3,9 |
11,4 | |
|
Результаты подсчетов промежуточных данных уровня развития физических качеств, приведены в таблице 3.
Таблица 5
Характеристика промежуточных
средних показателей скоростно-
Название Теста
Группа |
Прыжок в длину с места \см\ |
Высота прыжка\см\ |
Бег 20 м \сек\ |
Челночный бег \сек\ |
Эксперимен тальная |
185+3,76 |
37 +0,92 |
3,81+0,05 |
11,0+0,03 |
Контрольная |
183+2,92 |
36+0,83 |
3,91+0,03 |
11,05+0,05 |
Сопоставление результатов
тестирования экспериментальной и
контрольной групп по контрольным
упражнениям, представленные в таблице
5, показывает, что программа по развитию
скоростно-силовых качеств у
Результаты итоговых данных уровня развития физических качеств, приведены в таблице 6.
Таблица 6.
Итоговые показатели скоростно-силовых качеств испытуемых контрольной и экспериментальной (май 2012).
Экспериментальная группа |
прыжок в длину с места (см) |
Высота прыжка (см) |
Бег 20 м (сек) |
Челночный бег (сек) | ||
1 |
Абакумов Илья |
186 |
37 |
3,74 |
10,8 | |
2 |
Нестеренко Виталий |
193 |
40 |
3,77 |
10,9 | |
3 |
Григорьев Максим |
190 |
38 |
3,77 |
10,9 | |
4 |
Каверин Никита |
192 |
39 |
3,75 |
10,7 | |
5 |
Меркулов Павел |
189 |
39 |
3,73 |
10,8 | |
6 |
Пантелькин Денис |
188 |
39 |
3,76 |
10,8 | |
7 |
Потапенко Николай |
189 |
38 |
3,71 |
10,9 | |
8 |
Павлов Александр |
190 |
36 |
3,72 |
10,9 | |
9 |
Морозов Алексей |
191 |
40 |
3,75 |
10,7 | |
10 |
Романов Андрей |
191 |
39 |
3,71 |
10,6 | |
Контрольная группа |
1 |
Колмогоров Михаил |
182 |
38 |
3,76 |
11,1 |
2 |
Степанов Петр |
184 |
38 |
3,72 |
11,1 | |
3 |
Столицын Алексей |
183 |
37 |
3,71 |
11,1 | |
4 |
Цыплаков Андрей |
186 |
37 |
3,73 |
11 | |
5 |
Голованов Михаил |
187 |
34 |
3,9 |
11 | |
6 |
Цыбуткин Андрей |
186 |
36 |
3,71 |
10,5 | |
7 |
Прохоров Денис |
183 |
39 |
3,72 |
10,8 | |
8 |
Щеголев Алексей |
185 |
38 |
3,7 |
11 | |
9 |
Вайц Николай |
183 |
38 |
3,7 |
11,3 | |
10 |
Воронцов Сергей |
187 |
37 |
3,71 |
11,3 | |
Результаты подсчетов итоговых данных уровня развития физических качеств, приведены в таблице 7.
Таблица 7.
Характеристика итоговых
средних показателей скоростно-
Название Теста Группа |
Прыжок в длину с места \см\ |
Высота прыжка\см\ |
Бег 20 м \сек\ |
Челночный бег \сек\ |
Экспериментальная |
190+3,5 |
39 +1 |
3,74+0,03 |
10,8+0,03 |
Контроль ная |
185+2,83 |
37+0,42 |
3,73+0,03 |
11,03+0,03 |
Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп по контрольным упражнениям, представленные в таблице 7, показывает большую эффективность нашей программы по развитию скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов, чем программа, которая применялась в контрольной группе. Темпы улучшения показателей развития скоростно-силовых способностей хорошо отражаются на представленных ниже диаграммах.
Рис.1. Динамика изменения прыжка в длину с места.
Рис.2. Динамика изменения показателей в челночном беге.
Рис.3. Динамика изменения показателей в прыжке в высоту с места.
Рис.4. Динамика изменения показателей в беге на 20 м.
В ходе педагогического эксперимента было установлено, что разработанная нами программа для развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов 12-13 лет является достаточно эффективной.
Это подтверждается следующими фактами:
Во-первых, результаты тестирования
показали, что в скоростно-силовых
упражнениях (прыжок в длину с
места, высота прыжка) показатели у
занимающихся в экспериментальной
группе, спустя один учебный год
применения этой программы, оказались
выше, чем у детей занимающихся
в контрольной группе, где применялась
другая программа. Хотя, как было установлено
в процессе обработки материалов,
на исходном этапе эти показатели
были почти одинаковыми в обеих
группах. При этом нельзя утверждать,
что программа, применяемая в
работе в контрольной группе, плохая
и ее нельзя использовать в тренировочном
процессе при занятиях баскетболом.
У детей этой группы тоже в какой-то
степени выросли результаты в
скоростно-силовых тестах. А вот
в упражнении на проявление скоростных
качеств (бег 20 м) результаты в среднем
оказались немного выше, чем у
детей в экспериментальной