Скоростно-силовые способности баскетболистов как основа двигательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются скоростно-силовые способности баскетболиста, как основа двигательной деятельности.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать двигательную деятельность баскетболистов.
Определить особенности развития скоростно-силовых способностей баскетболистов.
Определить основные средства и методы развития скоростно-силовых способностей.
Выявить наиболее эффективные средства и методы развития скоростно-силовых способностей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…..3
ГЛАВА I: Теоретические основы исследования двигательной деятельности баскетболистов………………………………………………….... 6
1.1 Характеристика двигательной деятельности баскетболиста….. 6
1.2 Характеристика проявлений скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности баскетболиста………………………………………10
1.3 Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств
баскетболистов………………………………………………………………..…13
1.4 Физиологическая характеристика скоростно-силовых
Качеств…………………………………………………………………………...14
1.5 Характеристика современных тренировочных программ по
увеличению уровня развития скоростно-силовых качеств…………………...19
1.6 Средства и методы воспитания скоростно-силовых
Способностей………………………………………………………………….....24
ГЛАВА II: Цель, задачи, методы, организация исследования………………………………………………………………….… 35
2.1 Организация исследования……………………………………….…35
2.2 Выявление наиболее эффективных средств воспитания
скоростно-силовых способностей баскетболистов………………… .37
Выводы…………………………………………………………………...51
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

диплом Закусило М.В. гр.66.docx

— 166.40 Кб (Скачать файл)

В качестве контрольных испытаний  проводились указанные ниже тесты.

Первый тест - измерение  высоты при прыжке вверх толчком  двумя ногами.

Высота прыжка определяется следующим образом: в начале учащийся встает боком к стене и поднимает одноименную руку вверх – отмечается деление, которого он коснулся. Затем из исходного положения – стоя на всей ступне, из полуприседа со взмахом рук, выпрыгивает вверх и дотрагивается до измерительного устройства – отмечается деление, которого он коснулся. Отталкивание и приземление не должно выходить за пределы квадрата 50х50 см. Результат учитывается в сантиметрах по разности между конечными (в прыжке,  исходным,  стоя с поднятой рукой) показателями. Общее число попыток – 3. Засчитывается лучший результат.

Второй тест – это прыжок в длину с места.

Испытуемый встает на контрольную  линию, справа от которой лежит измерительная  лента, не заступая носками за нее. Затем  толчком двух ног со взмахом рук выполняет прыжок в длину, стараясь приземлиться как можно дальше. Результат измеряется в сантиметрах по точке приземления пятками. Выполняется 3 попытки, засчитывается лучшая попытка.

Третий тест – это бег 20 метров [3].

Отмечается две контрольные  линии на расстоянии друг от друга 20 метров. Испытуемый встает на линию, принимая положение высокого старта. По сигналу  он бежит и финиширует на другом конце отрезка. Результат засекается по секундомеру, с точностью до 0,01секунды. Выполняется две попытки, засчитывается  лучший результат.

Четвертый тест – «челночный»  бег [4].

Отмечается две контрольные  линии на расстоянии друг от друга 10 метров. Испытуемый встает на линию, принимая положение высокого старта. По сигналу  он бежит до противоположной линии, там разворачивается и бежит  обратно, снова разворачивается  и так четыре раза. Результатом  является время, которое потратил испытуемый на выполнение данного упражнения. Выполняется одна попытка.

 

    1. Выявление наиболее эффективных средств воспитания скоростно-силовых способностей баскетболистов.

Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств, применяемые в экспериментальной  группе:

    1. Прыжки с разбега до баскетбольного щита, сетки (толчком одной или двумя ногами), 4-5 серий по 8-12 раз, время отдыха 25-30 сек.
    2. Прыжки через скамейку правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек, толчком двух и одной ногами. 4-5 скамеек по 2-3 серии, время отдыха 35-40 сек.
    3. Прыжки на скакалке (на двух ногах – 200-250 раз, на одной -  80-100 раз).
    4. Полуприседания с партнером на плечах. 4-5 серий по 18-20 повторений, время отдыха 1-2 мин.
    5. Подъем на носки с партнером на плечах. 4 серии по 18-20 повторений время отдыха 1 мин.
    6. Запрыгивание на возвышенность толчком двумя (20-25 раз) и одной (16-18 раз) ногами. 3-4 серии, время отдыха 40-45 сек.
    7. Выпрыгивание из положения полуприседа с доставанием предмета толчком двух ног. 3-4 серии по 15-20 повторений,  время отдыха 30-35 сек.
    8. Прыжок в длину с места без остановки по прямой. 3-4 серии по 6-8 прыжков, время отдыха 15-20 сек.
    9. Бег с ускорением 100 м. 3-4 серии, время отдыха 1 минута.
    10. Беговые и прыжковые упражнения по прямой. 3-4 прямых по 10-15 м.
    11. Беговые и прыжковые упражнения на матах. 3-4 серии, время отдыха 15-20 сек.:

- прыжки на левой ноге;

- прыжки на правой ноге;

- прыжки на обеих ногах;

- бег на месте 30 сек.

- выпрыгивание из глубокого  приседа 20 сек.

На тренировочных занятиях мы использовали эту программу следующим  образом: когда на тренировке шло  целенаправленное развитие скоростно-силовых  качеств, то мы предлагали занимающимся 4-5 упражнений из данной программы. Также  к этим заданиям мы предлагали 1-2 упражнения на развитие другого качества. А  когда на тренировочном занятии  шло развитие, к примеру, скоростных способностей, то мы добавляли к  тем упражнениям 1-2 задания малой  интенсивности для развития прыгучести (распределение времени см. в главе I, п.1.5).

Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств, применяемые в контрольной группе:

1.Прыжки через скамейки  правым и левым боком, продвигаясь               вдоль скамеек толчком двух  ног. 3-4 скамейки по 4-5 серий.

2. И.п. –  скамейка  между ног – запрыгивание на  скамейку. 4-5 серий по 10-15 повторений.

3. Прыжки в длину с  глубокого приседа. 3-4 серии по10-15 повторений, t отд.  = 30-40 сек.

4. Подскоки вверх, двигаясь  по кругу, поддерживая высоту  прыжка примерно близкую к  максимальной. 3 серии, t отд. = 30-40 сек.

5. Прыжки со скакалкой  на полу или на мате. 40-50 прыжков  по 3-4 серии (высота подскока выше  среднего).

6. Беговые  и  прыжковые   упражнения  по  прямой. 3-4 прямых  по 10-15 м. 

На тренировочных занятиях в контрольной группе эта программа  применялась следующим образом: когда на тренировке шло развитие прыгучести, то баскетболистам предлагалось 3-4 упражнения и 1-2 упражнение для развития другого качества. На тренировках  в этой группе в большей степени  использовалось сочетание заданий, направленных одновременно на развитие нескольких физических качеств.

  Результаты исходных данных уровня развития физических качеств приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Показатели исходного  развития скоростно-силовых качеств  испытуемых контрольной и экспериментальной  групп (сентябрь 2011).

Экспериментальная группа

   

прыжок в длину  с места (см)

Высота прыжка (см)

Бег 20 м (сек)

"Челночный"  бег (сек)

1

Абакумов Илья

186

34

3,79

10,7

2

Нестеренко Виталий

186

36

3,85

11,3

3

Григорьев Максим

179

35

3,82

11,4

4

Каверин Никита

183

34

3,83

10,9

5

Меркулов Павел

182

35

3,84

11

6

Пантелькин Денис

184

35

3,85

11,2

7

Потапенко Николай

185

36

3,81

11,4

8

Павлов Александр

186

36

3,8

11,3

9

Морозов Алексей

180

35

3,82

10,8

10

Романов Андрей

183

35

3,84

10,7

Контрольная группа

1

Колмогоров Михаил

180

36

3,97

11,7

2

Степанов Петр

187

35

3,95

11,2

3

Столицын Алексей

188

35

3,92

11,1

4

Цыплаков Андрей

180

35

3,9

10,9

5

Голованов Михаил

181

36

3,95

11,3

6

Цыбуткин Андрей

186

36

3,96

10,5

7

Прохоров Денис

186

35

3,95

10,8

8

Щеголев Алексей

183

35

3,97

11

9

Вайц Николай

180

37

3,96

11,2

10

Воронцов Сергей

183

36

3,9

11,5


 

 

 

Результаты подсчетов  средних исходных данных уровня развития физических качеств приведены в таблице 3.

Таблица 3.                                                                              

Характеристика средних  показателей исходного развития скоростно-силовых качеств испытуемых контрольной и экспериментальной  групп (сентябрь 2011).

    Название                                   теста

  Группа

Прыжок   в

длину     с

места \см\

Высота  прыжка\см\

Бег  20 м \сек\

Челночный бег

\сек\

Экспериментальная

183 +3,25

35 +1,33

3,82+0,03

11,1+0,04

Контрольная

183+2,83

36+0,75

3,94+0,04

11,1+0,06


 Сопоставление результатов  тестирования экспериментальной  и контрольной групп по контрольным  упражнениям, представленные в  таблице 3, показывают, что в двух  тестах (прыжок в длину с места  и бег 40 сек.) различия отсутствуют,  в других они незначительны.

Следовательно, можно сказать, что у экспериментальной и  контрольной групп почти одинаково  развиты скоростно-силовые качества, проявления которых требуется в  этих тестах.

Результаты промежуточных  данных уровня развития физических качеств, приведены в таблице 4.

Таблица 4.

Промежуточные показатели скоростно-силовых  качеств испытуемых контрольной  и экспериментальной групп (январь 2012).

 

Экспериментальная группа

   

прыжок в длину  с места (см)

Высота прыжка (см)

Бег 20 м (сек)

"Челночный"  бег (сек)

1

Абакумов Илья

189

36

3,79

10,6

2

Нестеренко Виталий

181

38

3,85

11,1

3

Григорьев Максим

185

37

3,81

11,2

4

Каверин Никита

186

37

3,8

10,9

5

Меркулов Павел

186

36

3,82

11

6

Пантелькин Денис

184

36

3,81

11,2

7

Потапенко Николай

183

37

3,81

11,3

8

Павлов Александр

183

36

3,8

11,3

9

Морозов Алексей

187

38

3,82

10,8

10

Романов Андрей

188

37

3,83

10,7

Контрольная группа

1

Колмогоров Михаил

180

35

3,94

11,4

2

Степанов Петр

183

37

3,93

11,1

3

Столицын Алексей

182

35

3,9

11,1

4

Цыплаков Андрей

185

36

3,9

10,9

5

Голованов Михаил

184

36

3,9

11,1

6

Цыбуткин Андрей

186

36

3,91

10,5

7

Прохоров Денис

181

37

3,9

10,8

8

Щеголев Алексей

185

37

3,94

11

9

Вайц Николай

182

36

3,96

11,2

10

Воронцов Сергей

183

35

3,9

11,4

 

 

 

Результаты подсчетов  промежуточных данных уровня развития физических качеств, приведены в  таблице 3.

Таблица 5                                                                                          

Характеристика промежуточных  средних показателей скоростно-силовых  качеств испытуемых контрольной  и экспериментальной групп (январь 2012).

  Название        Теста

 

 Группа

Прыжок   в

длину     с

места \см\

Высота  прыжка\см\

Бег  20 м 

\сек\

Челночный бег

\сек\

Эксперимен

тальная

185+3,76

37 +0,92

3,81+0,05

11,0+0,03

Контрольная

183+2,92

36+0,83

3,91+0,03

11,05+0,05


Сопоставление результатов  тестирования экспериментальной и  контрольной групп по контрольным  упражнениям, представленные в таблице 5, показывает, что программа по развитию скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов 12 – 13 лет в экспериментальной группе уже дала положительные результаты, так как в одном из тестов (высота прыжка) имеется различие (показатель улучшился на 2 см). В других тестах тоже есть изменения в лучшую сторону (улучшения в прыжке в длину с места на 2 см, в беге 20 м на 0,01 с, в челночном беге на 0,1 с).

Результаты итоговых данных уровня развития физических качеств, приведены  в таблице 6.

Таблица 6.

 

Итоговые показатели скоростно-силовых  качеств испытуемых контрольной  и  экспериментальной (май 2012).

 

 

Экспериментальная группа

   

прыжок в длину  с места (см)

Высота прыжка (см)

Бег 20 м (сек)

Челночный бег (сек)

1

Абакумов Илья

186

37

3,74

10,8

2

Нестеренко Виталий

193

40

3,77

10,9

3

Григорьев Максим

190

38

3,77

10,9

4

Каверин Никита

192

39

3,75

10,7

5

Меркулов Павел

189

39

3,73

10,8

6

Пантелькин Денис

188

39

3,76

10,8

7

Потапенко Николай

189

38

3,71

10,9

8

Павлов Александр

190

36

3,72

10,9

9

Морозов Алексей

191

40

3,75

10,7

10

Романов Андрей

191

39

3,71

10,6

Контрольная группа

1

Колмогоров Михаил

182

38

3,76

11,1

2

Степанов Петр

184

38

3,72

11,1

3

Столицын Алексей

183

37

3,71

11,1

4

Цыплаков Андрей

186

37

3,73

11

5

Голованов Михаил

187

34

3,9

11

6

Цыбуткин Андрей

186

36

3,71

10,5

7

Прохоров Денис

183

39

3,72

10,8

8

Щеголев Алексей

185

38

3,7

11

9

Вайц Николай

183

38

3,7

11,3

10

Воронцов Сергей

187

37

3,71

11,3

           

Результаты подсчетов  итоговых данных уровня развития физических качеств, приведены в таблице 7.

Таблица 7.                                                                                         

Характеристика итоговых средних показателей скоростно-силовых  качеств испытуемых контрольной  и  экспериментальной (май 2012).

    Название

           Теста

  Группа

Прыжок   в

длину     с

места \см\

Высота  прыжка\см\

Бег  20 м \сек\

Челночный бег

\сек\

Экспериментальная

190+3,5

39 +1

3,74+0,03

10,8+0,03

Контроль

ная

185+2,83

37+0,42

3,73+0,03

11,03+0,03


Сопоставление результатов  тестирования экспериментальной и  контрольной групп по контрольным  упражнениям, представленные в таблице 7, показывает большую эффективность  нашей программы по развитию скоростно-силовых  качеств у юных баскетболистов, чем  программа, которая применялась  в контрольной группе.  Темпы улучшения показателей развития скоростно-силовых способностей хорошо отражаются на представленных ниже диаграммах.

Рис.1. Динамика изменения  прыжка в длину с места.

 

Рис.2. Динамика изменения  показателей в  челночном беге.

Рис.3. Динамика изменения  показателей в прыжке в высоту с места.

 

Рис.4. Динамика изменения  показателей в беге на 20 м.

 

В ходе педагогического эксперимента было установлено, что разработанная  нами программа для развития скоростно-силовых  качеств у юных баскетболистов 12-13 лет является достаточно эффективной.

Это подтверждается следующими фактами:

Во-первых, результаты тестирования показали, что в скоростно-силовых  упражнениях (прыжок в длину с  места, высота прыжка) показатели у  занимающихся в экспериментальной  группе, спустя один учебный год  применения этой программы, оказались  выше, чем у детей занимающихся в контрольной группе, где применялась  другая программа. Хотя, как было установлено  в процессе обработки материалов, на исходном этапе эти показатели были почти одинаковыми в обеих  группах. При этом нельзя утверждать, что программа, применяемая в  работе в контрольной группе, плохая и ее нельзя использовать в тренировочном  процессе при занятиях баскетболом. У детей этой группы тоже в какой-то степени выросли результаты в  скоростно-силовых тестах. А вот  в упражнении на проявление скоростных качеств (бег 20 м) результаты в среднем  оказались немного выше, чем у  детей в экспериментальной группе. Это, вероятно, связано с тем, что  в тренировочном процессе в контрольной  группе больше внимания уделялось развитию быстроты (скоростных качеств), вследствие этого, показатели в беге на 20 м оказались  выше.

Информация о работе Скоростно-силовые способности баскетболистов как основа двигательной деятельности