Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 06:44, реферат
Спортивная физиология является как учебной, так и научной дисциплиной. Ее изучение осуществляется во всех высших и средних физкультурных учебных заведениях, на факультетах физического воспитания педагогических вузов, а также на отдельных кафедрах государственных университетов и медицинских вузов. В преподавании предмета, практической деятельности тренеров, физиологов и спортивных врачей используются материалы, полученные при выполнении научно-исследовательских работ, которые проводятся в соответствующих НИИ, лабораториях и на кафедрах
По данным
врачей этой гимназии, среди учащихся
9-го класса те или иные
Касаясь состояния здоровья студентов высших учебных заведений в различных городах России, можно сказать следующее. Удельный вес студентов включенных в специальные медицинские группы (Калининградский университет, Кубанский медицинский институт, Санкт-Петербургские медицинские вузы, Шуйский и Уссурийский педагогические институты) составляет от 15% до 30%. Совершенно очевидно, что в состав этих групп включаются не все студенты, имеющие те или иные формы патологии. Поэтому общая заболеваемость студентов в различных вузах колеблется от 50% до 75% от общего их числа. У школьников и студентов, регулярно занимающихся физическими упражнениями, общая заболеваемость в 1,5-2 раза ниже, чем у лиц контрольных групп.
ФИЗИОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЗАНЯТИЯМИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ
Для эффективного
нормирования и управления
Оперативный
контроль предназначен для
Оперативная
оценка физиологической
Текущий
контроль предусматривает
Этапный контроль нагрузки заключается в регистрации ее параметров и их анализе на протяжении нескольких месяцев, и даже всего учебного года. Количество этапов зависит от возраста, пола, подготовленности школьников и педагогических задач урока. Главными задачами этапного контроля являются анализ спортивных результатов, физического развития, функционального состояния и определения наиболее эффективных нагрузок, обладающих выраженным развивающим воздействием. Рассчитав соотношение нагрузок разной направленности, следует сопоставлять полученные результаты с показателями кумулятивного эффекта нагрузки. Надежность полученных при этом данных зависит, прежде всего, от информативности тестов этапного контроля, к числу которых относят энерготраты организма и показатели физической работоспособности школьников.
Наиболее
доступными методиками для
Е=0,75(ЧСС+0,74·ПД·72),
где Е – энерготраты в ккал/сут;
ПД – пульсовое артериальное давление в мм рт ст
Широкое распространение для этих целей получила формула Брейтмана:
Е=0,75·ЧСС+0,5·ПД-74,
где Е – энерготраты в % от стандартов Гарриса и Бенедикта.
В физиологии труда и спорта общие энерготраты организма (Еобщ.) рассматривают как сумму энергетических расходов в покое (Епок.) и при нагрузке (Енагр.): Еобщ.=Епок.+Енагр. При этом энерготраты в покое рассчитывают по формуле:
Е пок.=W исх.·0,014,
где Епок. – мощность энерготрат в покое, ккал/мин;
Wисх. – исходная мощность функционирования организма в Вт;
0,014 – коэффициент пересчета Вт в ккал/мин.
Энерготраты при выполнении физических нагрузок определяют по формуле:
Енагр.=Wнагр.·0,014·5,
где Wнагр. – мощность функционирования организма в процессе физической работы в Вт;
5 – коэффициент
перерасчета энерготрат
велоэргометре с КПД=20%.
Нередко для практических целей при расчете энерготрат спортсменов используют применяемое в физиологии и гигиене труда сопоставление энергетических характеристик определенных этапов физических упражнений с представленными в литературе константами, полученными при аналогичных видах деятельности методом прямой и непрямой калориметрии. Такая методика не является абсолютно точной, но при оценке энерготрат в динамике она вполне допустима.
При оценке
физической работоспособности
К косвенным критериям работоспособности относят различные клинико-физиологические, биохимические и психофизиологические показатели, характеризующие изменения функций организма в процессе работы. Другими словами, косвенные критерии работоспособности представляют собой реакции организма на определенную нагрузку и указывают на то, какой физиологической ценой для человека обходится эта работа , т.е. чем, например, организм спортсмена расплачивается за достигнутые секунды, метры, килограммы и т.д. Кроме этого, установлено, что косвенные показатели работоспособности в процессе труда ухудшаются значительно раньше, чем ее прямые критерии. Это дает основание использовать различные физиологические методики для прогнозирования работоспособности человека, а также для выяснения механизмов адаптации к конкретной профессиональной деятельности, оценке развития утомления и анализа функциональных состояний организма.
В физиологии
спорта определение физической
работоспособности
Доступными
и в достаточной мере
Более достоверные
данные о динамике
П2 – П1
ИВП 1 = ---------- · 100, ИВП 2 = ----------- · 100
П1
Чем больше величины ИВП1 и ИВП2, тем быстрее происходит восстановление сердечно-сосудистой системы и тем экономичнее школьник выполняет физические нагрузки на уроке.
Большой
информативностью обладают
Одной из важнейших задач любого вида контроля за занятиями физической культурой является оценка выраженности функциональных сдвигов и характеристика восстановительных процессов у школьников. Во время мышечной деятельности в организме учащихся происходят связанные друг с другом анаболические и катаболические процессы, при этом диссимиляция преобладает над ассимиляцией. После окончания занятий в организме усиливаются процессы ассимиляции, когда восполняются израсходованные энергоресурсы, ликвидируется кислородная задолженность, удаляются продукты распада, нормализуются нейроэндокринные, анимальные и вегетативные системы, стабилизируется гомеостаз.
При характеристике
восстановительных процессов
В настоящее
время большинство
Знание
медико-биологических
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Человек
не может жить в отрыве от
внешней среды. Организм
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ
Среди факторов,
позволяющих поддерживать
ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Внешняя среда оказывает на человека не только положительное, но и отрицательное влияние. Негативные воздействия могут вызывать различные факторы неживой природы (абиотические), живой природы (биотические) и социальной сферы.