Спортивная физиология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 06:44, реферат

Описание работы

Спортивная физиология является как учебной, так и научной дисциплиной. Ее изучение осуществляется во всех высших и средних физкультурных учебных заведениях, на факультетах физического воспитания педагогических вузов, а также на отдельных кафедрах государственных университетов и медицинских вузов. В преподавании предмета, практической деятельности тренеров, физиологов и спортивных врачей используются материалы, полученные при выполнении научно-исследовательских работ, которые проводятся в соответствующих НИИ, лабораториях и на кафедрах

Файлы: 1 файл

Спортивная физиология является как учебной, так и научной дисцип.doc

— 824.00 Кб (Скачать файл)

         В спорте возможны различные проявления стресса.

         Физический  стресс – возникающий во время   высокоинтенсивной двигательной  деятельности спортсмена, но не  связанный с какими-либо эмоциональными  переживаниями (например, тренировочные  занятия, особенно в стандартных видах спорта).

         Эмоциональный  стресс – отражающий высокое  нервно-психическое напряжение во  время соревновательной деятельности  и вызывающий мобилизацию функциональных  резервов организма и значительные  психические, вегетативные и гормональные реакции.

         При развитии  эмоционального стресса чрезвычайные  раздражители (стрессоры) действуют  на высшие отделы центральной  нервной системы. Эти влияния  вызывают возбуждение симпатического  отдела вегетативной нервной  системы и выделение связанных с ним гормонов и медиаторов, а через гипоталамус воздействуют на гормональную активность гипофиза.. Гормон гипофиза – адренокортикотропный гормон вызывает выделение надпочечниками адреналина, норадреналина, глюкокортикоидов и минералкортикоидово. В результате возникает комплекс приспособительных реакций организма. Увеличивается частота и регулярность дыхания, укорачивается фаза вдоха относительно выдоха; увеличивается частота сердечных сокращений и почти исчезает аритмия; повышается артериальное давление; усиливается обмен веществ и энергии; увеличивается амплитуда ЭМГ и повышается сила сокращений скелетных мышц; в ЭЭГ уменьшается выраженность ритма покоя (альфа-ритма) и увеличивается проявление ритмов напряжения (тета-ритма) и активации (бета-ритма); концентрируется внимание. Все эти реакции обеспечивают высокую работоспособность.

         Однако, в  результате чрезмерного нервно-психического  напряжения развивается состояние  дистресса и могут возникать  различные негативные реакции  – ухудшается кровоснабжение некоторых отделов головного мозга, урежается частота сердечных сокращений, падает артериальное давление, увеличивается время двигательных реакций и снижается двигательная активность. При многократных стрессах у спортсменов велика частота спортивного травматизма.

         Нервно-психическое  напряжение у разных людей  может проявляться в различных  стрессовых реакциях.

         Эмоциональный  стресс выражен у спортсменов  тем сильнее, чем более значимо  для них достижение цели действия (их потребность) и чем меньше у них доступной информации, энергии и имеющегося в распоряжении времени. Элементы новизны и неопределенности ситуации повышают напряженность в организме спортсменов.

         У спортсменов,  более опытных, уверенных в  своих силах, с сильными и уравновешенными нервными процессами, состояние нервно-психического напряжения выражено слабее. У них быстрее протекает 1-я стадия. У менее подготовленных спортсменов, со  слабой или неуравновешенной нервной системой, наоборот, больше выражены 1-я и 3-я стадии и менее – 2-я стадия.

 

 

 

МОНОТОННОСТЬ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

         Источником  положительных эмоций у спортсмена, как у всякого человека, является  поиск новой информации, новых  путей решения двигательных и  тактических задач. При длительном  выполнении однообразных двигательных актов (например, в циклической работе умеренной мощности) приток информации значительно снижается, что вызывает скуку, падение интереса к тренировкам, понижение функциональных возможностей.

         Монотония  – это состояние, вызываемое однообразием работы при большом количестве простых стереотипных движений.

         Такая работа  вызывает у человека состояние  пониженной психической активности, чувство безразличия, усталости,  сонливости, снижение частоты сердечных  сокращений и дыхания, понижение амплитуды ЭМГ работающих мышц, падение работоспособности.

         Одним из  механизмов возникновения состояния  монотонии является привыкание. Если один и тот же стимул  многократно повторяется, то внимание  к нему ослабляется, реакции  понижаются, т.е. утрачивается его новизна. В процессе автоматизации простых двигательных навыков эмоциональное напряжение прогрессивно уменьшается. При этом активируются  неспецифические тормозные отделы ствола головного мозга, которые, при отсутствии тонизирующего сенсорного притока в мозг из окружающей среды, вызывают снижение активности высших отделов мозга. В  условиях монотонной деятельности изменяется роль левого и правого полушария в управлении движениями. У спортсменов-правшей отмечено снижение активности левого доминирующего полушария головного мозга и повышение роли правого неведущего полушария. Это позволяет продолжать работу, но делает ее менее эффективной.

         Разные  люди неодинаково реагируют на  монотонную работу.

         Главным  фактором сопротивляемости монотонии являются врожденные свойства нервной системы. Успешнее работают в этих условиях спортсмены с сильными уравновешенными нервными процессами и невысокой их подвижностью – флегматики. Обследования высококвалифицированных лыжников-гонщиков, бегунов-стайеров, велосипедистов-шоссейников показали, что флегматики составляют основную долю спортсменов в данных видах спорта.

         Имеют значение  личностные особенности спортсменов.  Интроверты легче справляются  с монотонной работой, чем экстраверты.

         Для борьбы с монотонией используют варьирование скорости перемещений спортсменов, разные отрезки дистанций, создают соревновательные ситуации и т.п.

 

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ  ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И ИХ ВЛИЯНИЕ  НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА

 

         К основным  средствам физического воспитания  относят физические упражнения, естественные силы природы и  гигиенические факторы. Физические  упражнения – это двигательные  действия человека, необходимые  для решения задач физического  воспитания. Главные их задачи – повышение работоспособности и оздоровление населения.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

         Использование  различных форм оздоровительной  физической культуры неразрывно  связано с получением основного  эффекта – повышения и сохранения здоровья человека. Вместе с тем, ими решаются в обществе и многие другие задачи – общеобразовательные, познавательные (туризм), реабилитационные (лечебная гимнастика), рекреационные, развлекательные (игры), профессиональные (производственная гимнастика, профессионально-прикладная физическая подготовка).

         Физические  упражнения подразделяют на гимнастику, игры, туризм и спорт.

         Оздоровительный  эффект имеет различные виды  гимнастики.

         Основная  гимнастика обеспечивает широкую общую физическую подготовку человека к различным видам двигательной деятельности. Гигиеническая гимнастика, в частности утренняя зарядка, активизирует функции организма в течение дня. Утренняя зарядка снимает заторможенное состояние мозга после сна, повышая тонус центральной нервной системы афферентными импульсами от работающих мышц; стимулирует активность сенсорных систем; активирует работу сердечной мышцы и усиливает венозный кровоток; увеличивает глубину дыхания; устраняет отечность тканей, усиливая  лимфообращение. Водные процедуры, сопровождающие зарядку, обеспечивают закаливание, действуя на терморецепторы кожи. В недавнее время широко развивалась производственная гимнастика, которая в различных ее формах повышает производительность умственного и физического труда и снижает профзаболевания. При использовании перед работой вводной гимнастики возникает врабатывание организма, небольшие физкультминутки и физкультпаузы являются  хорошими средствами активного отдыха, а восстановительная гимнастика улучшает процессы восстановления организма после работы. Лечебная гимнастика обеспечивает восстановление нарушенного здоровья человека. Она имеет узкую  специфическую направленность в зависимости от характера заболевания.

         Игры повышая  физическую активность человека, способствуют общему оздоровлению населения, а также развивают наблюдательность, экстраполяцию, творческие возможности мозга, способность к переработке информации в условиях дефицита времени. Длят развития различных физических качеств и формирования двигательных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста большое значение имеют имитационные игры. Среди взрослого населения широко распространены игры как средство активного отдыха и заполнения досуга.

         Туризм  – это разнообразная естественная  двигательная деятельность в природных условиях. Огромно его влияние на здоровье населения, снятие невротических состояний, вызываемых нервно-психической напряженностью бытовых и профессиональных ситуаций, воспитательно-образовательная роль. Различные виды туризма – прогулки, экскурсии, туристские походы позволяют человеку укреплять здоровье, поддерживают бодрое настроение, развивают способность к пространственной ориентации на местности, умение адаптироваться к различным естественным ситуациям и погодным условиям. Они служат также для приобретения новых навыков, развития умственных способностей, пополняют знания об окружающем мире и его объектах.

         Спорт связан  с соревновательной деятельностью,  что требует систематической  подготовки организма к высоким спортивным достижениям. Занятия массовым спортом преследует в  значительной мере оздоровительный эффект, а это, в свою очередь, может быть достигнуто лишь при рациональной организации спортивной тренировки, правильно подобранном режиме тренировочных занятий и отдыха, индивидуализации физических нагрузок. Особое значение в последнее время приобретают в плане оздоровления занятия национальными, народными видами спорта (русская лапта, городки и пр.).

 

ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И НЕСПЕЦИФИЧЕСКУЮ

УСТОЙЧИВОСТЬ  ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

 

         Выполнение  физических упражнений имеет  2 последствия для организма человека: 1) специфический эффект, т.е. адаптация  к данным  физическим нагрузкам, и 2) дополнительный неспецифический эффект – повышение устойчивости к разнообразным неблагоприятным факторам внешней среды. Люди, систематически занимающиеся физическими упражнениями (не менее 6-8 часов в неделю), оказывается, реже болеют, легче переносят инфекционные болезни. У них меньше частота и длительность простудных заболеваний, гораздо меньше сопутствующих осложнений. У спортсменов повышается устойчивость к перегреванию и переохлаждению, к действию проникающей радиации, однако снижается переносимость голодания и некоторых ядов (цианистый калий). Выяснилось, что чем выше аэробные возможности организма, тем ниже показатели смертности. При повышении индивидуальных величин относительного МПК в 2 раза у мужчин (от 21 до 42 мл·кг-1·мин-1) смертность снижается примерно в 3 раза, а у женщин повышение МПК в 1,5 раза (от 21 до 32 мл·кг-1·мин-1) снижает смертность в 2 раза. Исследования на животных также демонстрируют усиление неспецифической устойчивости при тренировке. В группах тренированных крыс (плавание, статическая нагрузка) по сравнению с контрольной группой нетренированных крыс повышалась устойчивость в 1,5 раза к действию гипоксии (по времени возникновения судорог на высоте 13 км), в 1,5 раза – к отравлению хлороформом (по проценту выживания), в 4 раза – к облучению (по 4-кратному увеличению смертельной дозы рентгеновских лучей), на 7% - к перегреванию (по длительности жизни при 700С), на 1/3 – к охлаждению (до начала судорог в воде при 50С).

         Для получения  наибольшего оздоровительного эффекта и максимального повышения работоспособности следует соблюдать оптимальные двигательные режимы, разработанные для лиц различного возраста.

         Оптимальный  объем физической нагрузки по  количеству часов в неделю  составляет для возраста 6-8 лет – 13-14, 9-12 лет- 12-13, 13-15 лет – 11-12, 16-20 лет – 8-9, 24-30-лет – 7-8, 30-6- лет – 5-6, пожилых лиц – 8-10 часов.

         Определена  минимальная интенсивность нагрузки, при которой происходит повышение  функциональных возможностей  организма. Ее рассчитывают, исходя из величины максимальной ЧСС, равной 220 уд·мин-1 минус возраст (количество лет). Оптимальная физическая нагрузка выполняется при ЧСС от 65% до 85% от максимальной ЧСС.

         Следовательно,  для молодого человека 20-ти  лет оптимальной является нагрузка, выполняемая при ЧСС в диапазоне 130-170 уд·мин-1 (его максимальная ЧСС составляет 220-20=200 уд·мин-1), а для пожилого человека 60-ти лет оптимум нагрузки соответствует диапазону ЧСС от 104 до 136 уд·мин-1 (его максимальная ЧСС составляет 220-60=160 уд·мин-1).

         Отечественными  и зарубежными учеными разработаны  общие рекомендации по величине  тренировочной нагрузки для развития  и поддержания кардио-респираторных  функций, состава тела, мышечной  силы и выносливости у взрослых здоровых лиц.

  • Частота тренировочных занятий – 3-5 дней в неделю
  • Интенсивность работы – 65-85% от максимальной ЧСС или 50-85% от МПК.
  • Длительность занятий – 20-6- минут непрерывной аэробной работы в зависимости от интенсивности (допускается 2-3 пика нагрузки по 1-2 мин с ЧСС до 90-100% от максимальной ЧСС или от МПК).
  • Вид упражнений – любые упражнения с использованием больших мышечных групп при ритмичной и аэробной работе – бег, бег трусцой, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, плавание, гребля, танцы, игровая деятельность.
  • Упражнения с сопротивлением умеренной интенсивности, эффективные для поддержания анаэробных возможностей, развития и поддержания обезжиренного веса и прочности костей – 8-10 упражнений на большие мышечные группы по меньшей мере 2 дня в неделю.

         Рекомендуемый  двигательный режим позволяет  поддерживать оптимальный уровень  физической работоспособности, состава  тела и здоровья (англ. Fitness – фитнесс), снижение ЧСС покоя, повышение аэробных и анаэробных возможностей организма, снижение утомляемости и ускорение процессов восстановления.

         При суточных  энерготратах не менее 1200 ккал  возможно оптимальное снижение  веса – не более 1 кг в  неделю.

Информация о работе Спортивная физиология