Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 06:44, реферат
Спортивная физиология является как учебной, так и научной дисциплиной. Ее изучение осуществляется во всех высших и средних физкультурных учебных заведениях, на факультетах физического воспитания педагогических вузов, а также на отдельных кафедрах государственных университетов и медицинских вузов. В преподавании предмета, практической деятельности тренеров, физиологов и спортивных врачей используются материалы, полученные при выполнении научно-исследовательских работ, которые проводятся в соответствующих НИИ, лабораториях и на кафедрах
Среди них физические факторы – колебания давления и температуры, проникающая радиация, шум, вибрации и др.; химические факторы – различные вещества в воде, воздухе, земле, пище; биологические факторы – инфекции, вирусы. Кроме того, успехи науки и техники, наряду с полезным эффектом, приводят в современной жизни также к неблагоприятным последствиям. Автоматизация и механизация производства («кнопочное управление»), механизация горизонтального и вертикального транспорта, необходимость работы в ограниченном пространстве (батискафы, космические аппараты, подводные лодки), избыточность информации, постоянный дефицит времени и пр. снижает необходимый уровень двигательной деятельности и повышают нервно-психическое напряжение в жизни человека, вызывая стрессовые состояния и угрожая здоровью населения.
Устав Всемирной
организации здравоохранения (
Эти уровни
адаптации отражают риск
Таблица
Характеристика некоторых
с разной степенью адаптации к окружающей среде
(по: Баевский Р.М. и др., 1984)
Возраст, лет |
Показатели ЧСС,уд/мин, АД,мм рт.ст. |
Удовлетворит. адаптация |
Напряжение |
Неудовлетв. адаптация |
Срыв адаптации |
До 25
26-40
Старше 40 |
ЧСС АД ЧСС АД ЧСС АД |
74,7 114,5/73,0 74,2 115,7/73,8 - - |
80,5 127,0/79,0 76,2 131,0/83,3 71,4 125,5/81,3 |
- - 81,0 142,9/90,3 76,0 142,6/94,4 |
- - 92,0 183,3/117,0 80,7 178,0/96,7 |
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе эволюции животного мира, в том числе человека, многие органы и системы организма формировались в тесной взаимосвязи с разного рода движениями. Без работы мышц невозможно перемещение человека в пространстве, осуществление внешнего дыхания, перекачивание крови сердцем, продвижение пищи по пищеварительному тракту, работа мочеполовой системы, передача звуковых волн в слуховом аппарате, поисковая функция глаза и чтение текста, произнесение слов и многие другие функции.
Нарастающее в современном мире ограничение подвижности противоречит самой биологической природе человека, нарушая функционирование различных систем организма, снижая работоспособность и ухудшая состояние здоровья. Чем больше прогресс освобождает человека от тяжелого труда и излишних движений, тем больше растет необходимость компенсации двигательной активности.
В этих
условиях очевидна роль
За последнее
время, наряду со многими
Борьба с проявлениями физиологической незрелости не может сводиться к фармаковоздействиям, психологическим или педагогическим мероприятиям. Основное необходимое средство противостояния этому явлению – повышение двигательной активности. Это путь к долголетию и здоровому образу жизни.
Развитие
массовой физической культуры
и спорта не только
Для этого
необходимо преодолевать у
Снижение
физических нагрузок в
Для обеспечения
нормальной жизнедеятельности
Гипокинезия
– это пониженная двигательная
активность. Она может быть с
физиологической незрелостью
Существует
и близкое понятие –
Некоторые животные очень тяжело переносят отсутствие движений. Например, при содержании крыс в течение 1 месяца в условиях акинезии выживает 60% животных, а в условиях гипокинезии – 80%. Цыплята, выращенные в условиях обездвижения в тесных клетках и выпущенные затем на волю, погибали при малейшей пробежке по двору.
Тяжело
переносится снижение
ВЛИЯНИЕ НЕДОСТАТОЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
В центральной нервной системе гипокинезии и гиподинамии вызывают потерю многих межцентральных взаимосвязей, в первую очередь, из-за нарушения проведения возбуждения в межнейронных синапсах, т.е. возникает асинапсия. При этом изменяется психическая и эмоциональная сфера, ухудшается функционирование сенсорных систем. Поражение мозговых систем управления движениями приводит к ухудшению координации двигательных актов, возникают ошибки в адресации моторных команд, неумение оценивать текущее состояние мышц и вносить коррекции в программы действий.
В двигательном аппарате отмечаются некоторые дегенеративные явления, отражающие атрофию мышечных волокон – снижение веса и объема мышц, их сократительных свойств. Ухудшается кровоснабжение мышц, энергообмен. Происходит падение мышечной силы, точности, быстроты и выносливости при работе (особенно статистической выносливости). При локомоциях усиливаются колебания общего центра масс, что резко снижает эффективность движений при ходьбе и беге.
Дыхание
при недостаточной
Нарушается
деятельность сердечно-
Ослабленные
скелетные мышцы не могут в
должной мере способствовать
венозному возврату крови.
При низких
физических нагрузках и малом
увеличении глубины дыхания
В эндокринной
системе отмечается снижение
функций желез внутренней
В случаях
кинезии происходят наиболее
глубокие поражения организма
и происходит сглаживание
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ, МОНОТОННОСТЬ
Спортивная
деятельность предъявляет к
Условия спортивной борьбы, особенно в ситуационных видах спорта (спортивных играх, единоборствах), вызывают у человека повышенно нервно-психическое напряжение. Огромный объем информации, который должен перерабатывать спортсмен в кратчайшие отрезки времени – часто в десятые и сотые доли секунды, высокая мотивация его выступлений приводят к появлению эмоционального стресса, а в особо сложных условиях – к негативным переживаниям – дистрессу
Стресс (англ.stress – напряжение) – это общая системная реакция организма человека на экстремальные раздражения.
Канадский ученый Г. Селье рассматривал реакции стресса как неспецифические системные реакции организма или общий адаптационный синдром, который не зависит от специфики раздражителя и протекает в следующие стадии:
Эти стадии во многом аналогичны стадиям процесса адаптации (физиологического напряжения, адаптированности и дизадаптации) с тем только отличием, что процесс адаптации включает не только неспецифические, но и специфические приспособительные реакции.