Спортивная физиология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 06:44, реферат

Описание работы

Спортивная физиология является как учебной, так и научной дисциплиной. Ее изучение осуществляется во всех высших и средних физкультурных учебных заведениях, на факультетах физического воспитания педагогических вузов, а также на отдельных кафедрах государственных университетов и медицинских вузов. В преподавании предмета, практической деятельности тренеров, физиологов и спортивных врачей используются материалы, полученные при выполнении научно-исследовательских работ, которые проводятся в соответствующих НИИ, лабораториях и на кафедрах

Файлы: 1 файл

Спортивная физиология является как учебной, так и научной дисцип.doc

— 824.00 Кб (Скачать файл)

         Среди них  физические факторы – колебания давления и температуры, проникающая радиация, шум, вибрации и др.; химические факторы – различные вещества в воде, воздухе, земле, пище; биологические факторы – инфекции, вирусы. Кроме того, успехи науки и техники, наряду с полезным эффектом, приводят в современной жизни также к неблагоприятным последствиям. Автоматизация и механизация производства («кнопочное управление»), механизация горизонтального и вертикального транспорта, необходимость работы в ограниченном пространстве (батискафы, космические аппараты, подводные лодки), избыточность информации, постоянный дефицит времени и пр. снижает необходимый уровень двигательной деятельности и повышают нервно-психическое напряжение в жизни человека, вызывая стрессовые состояния и угрожая здоровью населения.

         Устав Всемирной  организации здравоохранения (ВОЗ)  определяет понятие здоровья  как «полное физическое, психическое  и социальное благополучие». Выделяют 4 степени адаптации к условиям  окружающей среды или 4 уровня  функциональных возможностей человека:

  • Удовлетворительная адаптация, достаточные функциональные возможности человека;
  • Состояние функционального напряжения;
  • Неудовлетворительная адаптация, функциональные возможности организма снижены;
  • Значительное снижение функциональных возможностей организма, истощение функциональных резервов, срыв адаптации.

         Эти уровни  адаптации отражают риск потери  работоспособности и характеризуют  изменения в ряде функциональных  показателей организма.

 

Таблица

Характеристика некоторых показателей  сердечно-сосудистой системы у мужчин

с разной степенью адаптации к окружающей среде 

(по: Баевский Р.М. и  др., 1984)

 

Возраст, лет

Показатели ЧСС,уд/мин, АД,мм рт.ст.

Удовлетворит. адаптация

Напряжение

Неудовлетв. адаптация

Срыв адаптации

До 25

 

26-40

 

Старше 40

ЧСС

АД

ЧСС

АД

ЧСС

АД

74,7

114,5/73,0

74,2

115,7/73,8

-

-

80,5

127,0/79,0

76,2

131,0/83,3

71,4

125,5/81,3

-

-

81,0

142,9/90,3

76,0

142,6/94,4

-

-

92,0

183,3/117,0

80,7

178,0/96,7


 

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

 

         В процессе эволюции животного мира, в том числе человека, многие органы и системы организма формировались в тесной взаимосвязи с разного рода движениями. Без работы мышц невозможно перемещение человека в пространстве, осуществление внешнего дыхания, перекачивание крови сердцем, продвижение пищи по пищеварительному тракту, работа мочеполовой системы, передача звуковых волн в слуховом аппарате, поисковая функция глаза и чтение текста, произнесение слов и многие другие функции.

         Нарастающее  в современном мире ограничение подвижности противоречит самой биологической природе человека, нарушая функционирование различных систем организма, снижая работоспособность и ухудшая состояние здоровья. Чем больше прогресс освобождает человека от тяжелого труда и излишних движений, тем больше растет необходимость компенсации двигательной активности.

         В этих  условиях очевидна роль развития  массовых форм физической культуры. Приобщение к физической культуре  очень важно для женщин, от  здоровья которых зависит качество  потомства; для детей и подростков, развитие организма которых крайне нуждается в высоком уровне подвижности; для лиц пожилого возраста для сохранения бодрости и долголетия.

         За последнее  время, наряду со многими отрицательными  демографическими явлениями (сокращение рождаемости, повышение смертности, снижение продолжительности жизни), обнаруживается рост проявлений физиологической незрелости (Аршавский И.А.). Ребенок рождается доношенным, с нормальным весом и длиной тела, но в функциональном отношении недостаточно зрелым. Это проявляется в его пониженной двигательной активности, мышечной слабости (гипотонии), быстрой утомляемости, снижении устойчивости к простудным и инфекционным заболеваниям (снижение иммунитета), слабыми и неустойчивыми эмоциональными реакциями, слабым типом нервной системы. Результатом физиологической незрелости являются недостаточное развитие физических качеств и навыков, ожирение, развитие близорукости, искривления позвоночника, плоскостопие, детский травматизм. Эти явления накладывают свой отпечаток на всю последующую жизнь человека. Они приводят к задержке полового развития (инфантилизму) в подростковом периоде, к снижению физической и умственной работоспособности в зрелом возрасте и к раннему старению пожилых людей.

         Борьба с проявлениями физиологической незрелости не может сводиться к фармаковоздействиям, психологическим или педагогическим мероприятиям. Основное необходимое средство противостояния этому явлению – повышение двигательной активности. Это путь к долголетию и здоровому образу жизни.

         Развитие  массовой физической культуры  и спорта не только обеспечивает  сохранение здоровья и повышение  работоспособности, но и способствует  заполнению досуга и отвлечению  населения, в особенности подростков, от вредных привычек – курения, алкоголизма и наркомании.

         Для этого  необходимо преодолевать у населения  низкую потребность к занятиям  физической культурой. Спортивные  достижения выдающихся атлетов  вдохновляют большие массы людей  и способствуют их приобщению  к систематическим спортивным занятиям. Справедливо отмечал основатель современного альпинизма Пьер де Кубертен: для того, чтобы 100 человек занимались физической культурой, нужно, чтобы 50 человек занимались спортом; для того, чтобы 50 человек занимались спортом, нужно, чтобы 20 человек были высококвалифицированными спортсменами, а для этого нужно, чтобы 5 человек могли показать удивительные достижения.

ГИПОКИНЕЗИЯ, ГИПОДИНАМИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ  НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

 

         Снижение  физических нагрузок в условиях  современной жизни, с одной стороны, и недостаточное развитие массовых форм физической культуры среди населения, с другой стороны, приводят к ухудшению различных функций и появлению негативных состояний организма человека.

ПОНЯТИЯ ГИПОКИНЕЗИЯ И ГИПОДИНАМИЯ

 

         Для обеспечения  нормальной жизнедеятельности организма  человека необходима достаточная  активность скелетных мышц. Работа  мышечного аппарата способствует  развитию мозга и установлению  межцентральных и межсенсорных  взаимосвязей. Двигательная деятельность повышает энергопродукцию и образование тепла, улучшает функционирование дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем организма. Недостаточность движений нарушает нормальную работу всех систем и вызывает появление особых состояний – гипокинезии и гиподинамии.

         Гипокинезия  – это пониженная двигательная  активность. Она может быть с  физиологической незрелостью организма,  с особыми  условиями работы  в ограниченном пространстве ,  с некоторыми заболеваниями и  др. причинами. В некоторых случаях (гипсовая повязка, постельный режим) может быть полное отсутствие движений или акинезия, которая переносится организмом еще тяжелее.

         Существует  и близкое понятие – гиподинамия.  Это понижение мышечных усилий, когда движения осуществляются, но при крайне малых нагрузках на мышечный аппарат. В обоих случаях скелетные мышцы нагружены совершенно недостаточно. Возникает огромный дефицит биологической потребности в движениях, что резко снижает функциональное состояние и работоспособность организма.

         Некоторые животные очень тяжело переносят отсутствие движений. Например, при содержании крыс в течение 1 месяца  в условиях акинезии выживает 60% животных, а в условиях гипокинезии – 80%. Цыплята, выращенные в условиях обездвижения в тесных клетках и выпущенные затем на волю, погибали при малейшей пробежке по двору.

         Тяжело  переносится снижение двигательной  активности человеком. Обследование  моряков-подводников показало, что  после 1,5 месяцев пребывания в  море сила мышц туловища и  конечностей уменьшалась на 20-40% от исходной, а после 4 месяцев плавания – на 40-50%. Наблюдались и другие нарушения.

 

ВЛИЯНИЕ НЕДОСТАТОЧНОЙ  ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

 

         В центральной  нервной системе гипокинезии  и гиподинамии вызывают потерю  многих межцентральных взаимосвязей, в первую очередь, из-за нарушения проведения возбуждения в межнейронных синапсах, т.е. возникает асинапсия.  При этом изменяется психическая и эмоциональная сфера, ухудшается  функционирование  сенсорных систем. Поражение мозговых систем управления движениями приводит к ухудшению координации двигательных актов, возникают ошибки в адресации моторных команд, неумение оценивать текущее состояние мышц и вносить коррекции в программы действий.

         В двигательном  аппарате отмечаются некоторые дегенеративные явления, отражающие атрофию мышечных волокон – снижение веса и объема мышц, их сократительных свойств. Ухудшается кровоснабжение мышц, энергообмен. Происходит падение мышечной силы, точности, быстроты и выносливости при работе (особенно статистической выносливости).  При локомоциях усиливаются  колебания общего центра масс, что резко снижает эффективность движений при ходьбе и беге.

         Дыхание  при недостаточной двигательной  активности характеризуется уменьшением  ЖЕЛ, глубины дыхания, минутного объема дыхания и максимальной легочной вентиляции. Резко увеличивается кислородный запрос и кислородный долг при работе. Основной обмен понижается.

         Нарушается  деятельность сердечно-сосудистой  системы. Возникает атрофия  сердечной мышцы, ухудшается питание миокарда. В результате развивается ишемическая болезнь сердца. Уменьшение объема сердца  приводит к меньшим величинам сердечного выброса (уменьшению систолического и минутного объема крови). Частота сердечных  сокращений при этом повышается как в покое, так и при физических нагрузках.

         Ослабленные   скелетные мышцы не могут в  должной мере способствовать  венозному возврату крови. Недостаточность  или полное отсутствие их сокращений  практически ликвидирует работу  «мышечного насоса», облегчающего кровоток от нижних конечностей к сердцу против силы тяжести. Выпадение помощи со стороны этих «периферических сердец» еще более затрудняет работу сердца по перекачиванию крови. Время кругооборота крови заметно возрастает. Количество  циркулирующей крови уменьшается.

         При низких  физических нагрузках и малом  увеличении глубины дыхания при  работе почти не помогает кровотоку  и «дыхательный насос», так как  присасывающее действие  пониженного  давления в грудной полости  и работа диафрагмы ничтожны. Все эти следствия пониженной двигательной активности вызывают в современном мире огромный рост сердечно-сосудистых заболеваний.

         В эндокринной  системе отмечается снижение  функций желез внутренней секреции, уменьшается продукция их гормонов.

         В случаях  кинезии происходят наиболее  глубокие поражения организма  и происходит сглаживание суточных  биоритмов колебания частоты  сердцебиения, температуры тела  и других функций. 

        

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ  НАПРЯЖЕНИЕ, МОНОТОННОСТЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

 

         Спортивная  деятельность предъявляет к организму  человека самые разнообразные  требования – от работы в  условиях дефицита времени на  фоне непрерывно изменяющихся  ситуаций, которая вызывает высокое  нервно-психическое напряжение, до длительной монотонной работы, заметно снижающей тонус нервной системы.

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

 

         Условия  спортивной борьбы, особенно в  ситуационных видах спорта (спортивных  играх, единоборствах), вызывают  у человека повышенно нервно-психическое напряжение. Огромный объем информации, который должен перерабатывать спортсмен в кратчайшие отрезки времени – часто в десятые и сотые доли секунды, высокая мотивация его выступлений приводят к появлению эмоционального стресса, а в особо сложных условиях – к негативным переживаниям – дистрессу

         Стресс (англ.stress – напряжение) – это общая системная реакция организма человека на экстремальные раздражения.

         Канадский  ученый Г. Селье рассматривал  реакции стресса как неспецифические системные реакции организма или общий адаптационный синдром, который не зависит от специфики раздражителя и протекает в следующие стадии:

  • 1-я стадия – тревоги, которая включает фазы «шока» (резких вегетативных реакций) и «противошока» (мобилизации функциональных резервов).
  • 2-я стадия – резистентности (устойчивости и высокой работоспособности)
  • 3-я стадия – истощения – общего снижения функционального состояния, развития патологических реакций и, в конечном счете, гибели организма.

         Эти стадии во многом аналогичны стадиям процесса адаптации (физиологического напряжения, адаптированности и дизадаптации) с тем только отличием, что процесс адаптации включает не только неспецифические, но и специфические приспособительные реакции.

Информация о работе Спортивная физиология