Средства восстановления организма в силовых видах спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Поэтому практическое использование различных восстановительных средств в системе подготовки спортсменов-силовиков – важный резерв для дальнейшего повышения эффективности тренировки и достижения высокого уровня подготовленности.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что профилактика и восстановление организма при утомлении являются необходимыми процедурами при занятиях физической культурой, а в особенности такими видами спорта, как тяжёлая атлетика, пауэрлифтинг, бодибилдинг и атлетическая гимнастика.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ СИЛОВОЙ НАГРУЗКИ НА ОРГАНИЗМ СПОРТСМЕНОВ 18-22 ЛЕТ
1.1. Анатомо-физиологические изменения в организме после тренировочной нагрузки…………………………………………………………5
1.2. Характеристика процессов утомления и восстановления в спорте……………………………………………………………………………..10
ГЛАВА II. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В СИЛОВЫХ ВИДАХ СПОРТА
2.1. Педагогические средства…………………………………………….15
Психологические средства……………………………...................20
Медико-биологические средства………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………...…………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..35

Файлы: 1 файл

Курсовая - Средства восстановления организма после тренировочной нагрузки в силовых видах спорта.docx

— 68.93 Кб (Скачать файл)

Но не стоит забывать, что в возрасте 18-22 лет у многих юношей-спортсменов еще не завершено половое созревание (у некоторых оно продолжается до 24-26 лет) и из-за этого часть энергии, добываемая в первую очередь из углеводов и жиров, расходуется на процессы роста и развития некоторых тканей.

В целом, умеренные занятия как силовыми, так и другими видами спорта, оказывают общее оздоровительное воздействие на организм. Регулярные физические нагрузки являются важным профилактическим средством против болезней сердечнососудистой системы (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, атеросклероз), дыхательной системы (бронхиты, воспаление лёгких, туберкулёз), нарушений обмена веществ (сахарный диабет, рахит, ожирение), заболеваний опорно-двигательного аппарата (остеохондроз, артроз).

 

 

    1. Характеристика процессов утомления и восстановления

в спорте

 

Проблема утомления считается актуальной общебиологической проблемой, представляет большой теоретический  интерес и имеет важное практическое значение для деятельности человека в труде и спорте.

Первую попытку решения проблемы утомления предпринял Г.Галилей, который столкнулся с этим явлением, анализируя механику работы мышц при подъёме тела по лестнице и при ходьбе. По его мнению, в разбираемом случае мышцы утомляются  в связи с тем, что им приходится перемещать не только их собственный вес, но и вес остального тела. В противоположность этому, сердце имеет дело только с собственным весом, и оно неутомимо.

По мере развития физиологической науки, отдельные исследователи, особенно в 18-м и в первой половине 19-го века, пытались затрагивать проблему утомления, но такие проблемы были единичными [4].

Физиологические исследования процессов утомления развернулись в основном с середины 19-го века, в ходе которых  сразу же обрисовались две основные теории: гуморально-локалистическая (периферическая) и центрально-нервная.

Исходной позицией гуморально-локалистической теории, сторонниками которой были преимущественно зарубежные учёные, является представление об утомлении как о мышечной слабости и усталости, то есть о процессах, процессах, происходящих под влиянием работы, прежде всего, в самой мышце. В исследованиях А.А.Ухтомского не только была дана глубокая критика гуморально-локалистических теорий утомления, но и показана огромная роль центральной нервной системы в наступлении утомления [8].

Появление центрально-нервной теории утомления связано с работами великих отечественных физиологов И.М.Сеченова и И.П. Павлова, их учеников и последователей. Суть её состоит в проявлении  запредельного торможения  в нервных клетках на различных уровнях ЦНС при выполнении напряженной мышечной работы. Разработка этой теории  явилась важным шагом в раскрытии механизмов, предохраняющих нервную систему, а через неё весь организм от истощения, результатом которого может стать переутомление и перетренированность [4].

Значительный вклад в изучение проблемы утомления внёс американский учёный Фрэнк Розенблат. Согласно разработанной им центрально-корковой теории, начальным звеном утомления при мышечной работе человека являются изменения «кортикальных центров». По его мнению, уровень работоспособности мышц, связанный с настройкой их возбудимости, тонуса и упруго-вязких свойств, с состоянием кровоснабжения и трофических процессов в них, определяется уровнем работоспособности нервных центров, управляющих мышцами.

Утомление корковых нервных клеток приводит, с одной стороны, к нарушению контролируемой ими сложнейшей координации процессов, а с другой – меняет характер установочных влияний коры мозга и связанных с ней нижележащих образований на исполнительные органы.

В развитии  утомления различают скрытое (преодолеваемое) утомление, при котором сохраняется высокая работоспособность, поддерживаемая волевым усилием. Экономичность двигательной деятельности в этом случае падает, работа выполняется с большими энергетическими затратами. Это компенсируемая  форма утомления. При дальнейшем выполнении работы развивается некомпенсированное (полное) утомление. Главным признаком этого состояния является снижение работоспособности. При некомпенсированном утомлении угнетаются функции надпочечников, снижается активность дыхательных ферментов, происходит вторичное усиление процессов анаэробного гликолиза [10].

В спортивной практике приобретают особое значение диагностика и изучение показателей, которые сопровождают и сигнализируют  об утомлении. Отличают несколько наиболее общих  направлений:

1) Увеличение числа ошибок, как результат расстройства координации  движений.

2) Неспособность к созданию  и усвоению новых полезных  навыков, расстройство старых, ранее  приобретенных навыков.

3) Увеличение энергетических, прежде всего углеводных, трат  на единицу произведенной работы  и т.д [3].

Синдром перенапряжения или перетренированность, представляет собой дисбаланс между тренировкой и восстановлением. Это целый комплекс психофизиологических ответных реакций организма на чрезмерную тренировочную нагрузку, обычно в сочетании с подготовкой или участием в крупных соревнованиях, и недостаточное время для восстановления сил. Конечно, существуют ещё и дополнительные факторы, провоцирующие это состояние, такие как эмоциональные стрессы, неблагоприятный психологический климат, частые переезды, перелёты с пересечением часовых поясов, и, как следствие, недостаток сна и питания и множество других. Многие спортсмены, несмотря на чувство усталости, продолжают интенсивно тренироваться и участвовать в соревнованиях, что приводит к перетренированности. В других случаях это состояние наступает, когда спортсмен слишком рано начинает тренировки после болезни. Большое значение имеют также особенности питания: перенапряжение возникает чаще всего у тех, у кого недостаточно калорий, витаминов в рационе, преобладают в пище простые углеводы. Синдром перенапряжения связан с большим количеством травм и инфекционных заболеваний. Гормональные изменения, вызванные изнуряющими тренировками, отрицательно влияют на иммунную систему спортсмена. Происходят нарушения и в опорно-двигательном аппарате в виде уменьшения эластичности связок и упругости мышц. Нарушается деятельность мышц-антагонистов и, соответственно, координация движений, ухудшаются защитные реакции и внимание, что объясняет частоту возникновения травм.

Спортсмены высокой квалификации, начиная от мастера спорта, постоянно балансируют на грани между оптимальным уровнем тренировки и перетренированностью [30].

У состояния перетренированности есть несколько наиболее характерных симптомов:

- недостаточное восстановление  вызывает чувство постоянной  усталости, часто сопровождаемое  болезненными ощущениями в мышцах. Главное, что должно насторожить  спортсмена во время цикла  напряженных тренировок, это необходимость  прилагать все больше и больше  усилий на тренировках, при одновременном  снижении спортивных результатов, именно это характерно для  синдрома перенапряжения;

- Спортсмен ощущает постоянное  чувство усталости, сопровождающееся  нарушениями сна, например, плохое  засыпание, частые пробуждения. Сон  становится поверхностным, беспокойным, сопровождается кошмарами.

- Могут наблюдаться расстройства  в эмоциональной сфере – апатия, вялость, нежелание тренироваться, иногда, наоборот – шутливость, несерьёзное  отношение к тренировке, повышенная  раздражительность.

- Иногда спортсмена беспокоят  неприятные ощущения или боли  в области сердца и сердцебиение.

- В покое нередко наблюдается  тахикардия и повышенное артериальное  давление. У юных спортсменов, наоборот, может снижаться частота сердечных  сокращений и АД.

- Часто происходит снижение  аппетита, язык покрывается белым  налётом, при высовывании изо  рта определяется его тремор (дрожание).

- Нередко отмечается уменьшение  массы тела.

- В тренировочном процессе  происходит снижение спортивных  результатов. Это может быть выражено  снижением рабочих весов в  упражнениях силовой направленности, снижением абсолютной силы (например, становая тяга в пауэрлифтинге  или тяжелоатлетический рывок), нехваткой  отдыха в паузе между подходами  в упражнении, нарушением техники  выполнения упражнений, что может  привести к травме опорно-двигательного  аппарата [4].

Именно эти предупредительные сигналы должны указать спортсмену и его тренеру на необходимость провести корректировку тренировочного процесса и подготовки к соревнованиям, а спортивному врачу составить программу восстановления и не допустить усугубления патологического процесса. Очень важно симптомы перетренированности выявить как можно раньше, поскольку время, необходимое для полного восстановления, больше  того времени, в течение которого спортсмен находится в этом состоянии. Наиболее эффективным средством лечения является изменение режима тренировок, как за счёт их числа, так и времени. Следует также исключить длительные и интенсивные упражнения, технически сложные и те, которые направлены на выносливость. В тяжёлых случаях перетренированности занятия прекращаются на 1-3 недели. Назначается активный отдых с постепенным вовлечением в спортивный режим. Начинать следует с общей физической подготовки, небольшой нагрузки и только в процессе улучшения общего состояния спортсмена переходить к специальной подготовке [28].

Чтобы избежать перетренированности спортсмен, как и тренер, должен внимательно следить за появлением первых признаков этого явления. Желательно вести учёт тренировочных занятий, отмечая своё самочувствие во время и после занятия. В дневник следует вносить любые изменения массы тела, аппетита, сна, отмечать продолжительность тренировки, количество подходов и повторений в упражнении, количество упражнений  и порядок их выполнения, продолжительность отдыха в паузах между подходами. Внимательное отношение со стороны тренеров, спортсменов и врачей, а также тщательное наблюдение за интенсивностью тренировок представляют оптимальную возможность для своевременного обнаружения и профилактики этого нарушения физического состояния [27].

 

Глава II.Восстановительные средства в силовых видах спорта

 

    1. Педагогические средства

 

Педагогические средства являются основными, поскольку, какие бы эффективные психологические и медико-биологические факторы ни применялись для стимулирования восстановительных процессов, рост спортивных результатов возможен лишь при рациональном построении тренировки.

Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующее стимуляции восстановительных процессов, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла [26].

Они включают в себя:

- рациональное планирование  тренировочного процесса в соответствии  с функциональными возможностями  организма спортсменов, оптимальное  построение тренировочных и соревновательных  микро- и макро- циклов, широкое использование  переключений, чёткую организацию  работы и отдыха;

- правильное построение  отдельного тренировочного занятия  с использованием средств для  снятия утомления (полноценная индивидуальная  разминка, подбор снарядов и мест  для занятий, упражнений для активного  отдыха и расслабления, создание  положительного эмоционального  фона);

- варьирование интервалов  отдыха между отдельными упражнениями  и тренировочными занятиями;

- разработку системы планирования  с использованием различных восстановительных  средств в месячных и годовых  циклах подготовки;

- разработку специальных  физических упражнений с целью  ускорения восстановления работоспособности  спортсменов, совершенствование двигательных  навыков, обучение тактическим действиям [18].

Что касается конкретных средств восстановления, то выбор того или иного из них должен осуществляться спортивным врачом и тренером в зависимости от характера и степени напряжённости предшествующих нагрузок, характера и степени утомления, индивидуальных особенностей спортсмена, наличие соответствующих условий и материальной базы.

Правильное чередование преимущественной нагрузки на различные мышечные группы в процессе отдельного занятия, микроцикла, мезоцикла и макроцикла позволяет повысить эффективность тренировки за счёт активизации процессов восстановления.

При построении отдельных тренировочных занятий особого внимания заслуживает организация вводно-подготовительной и заключительной частей. Рациональное построение вводно-подготовительной части способствует ускорению «вхождения» в работу, обеспечивает высокий уровень работоспособности в основной части занятия. При проведении подготовительной части нужно учитывать характер предстоящей нагрузки (развитие силы в пауэрлифтинге, работа на рельеф в бодибилдинге, тренировка на выносливость в гиревом спорте), знать, какие мышечные группы получат наибольшую нагрузку и уделить им особое внимание. В свою очередь, оптимальная организация заключительной части позволяет быстрее устранять развившееся в процессе занятия утомление.  Заключительную часть, так же как и вводную, нужно планировать в зависимости от характера нагрузки [18].

Правильный подбор упражнений и методов их использования в основной части занятия обеспечивает высокую работоспособность спортсменов, необходимый уровень их эмоционального состояния, что благоприятно сказывается на процессах восстановления между отдельными упражнениями, а также на характере утомления.

Методика построения тренировочного микроцикла зависит от различных факторов. К ним в первую очередь следует отнести особенности протекания процессов утомления и восстановления после нагрузок отдельных занятий. Чтобы правильно построить микроцикл, нужно точно знать, какое воздействие оказывают на спортсмена различные по величине и направленности нагрузки, каковы динамика и продолжительность протекания процессов восстановления после них. Не менее важным являются также сведения о суммарном эффекте нескольких различных нагрузок, о возможности использования малых и средних нагрузок с целью интенсификации процессов восстановления после больших и значительных нагрузок [18].

Большую роль играет оптимальное соотношение нагрузок и отдыха в тренировочных микроциклах. Кроме того, используют разгрузочные циклы, основная функция которых - обеспечение полноценного восстановления после напряжённой тренировки в предыдущих микроциклах и создание оптимальных условий для протекания адаптационных процессов в организме спортсмена. За 3 - 7 дней перед соревнованиями должны быть исключены из программы большие нагрузки. Общая нагрузка в предсоревновательной неделе не должна превышать 30 - 40% от нагрузки обычной недели основного периода [18].

Информация о работе Средства восстановления организма в силовых видах спорта