Варианты построения годичного цикла тренировки юных спортсменов в зависимости от вида спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 00:25, контрольная работа

Описание работы

Макроцикл — это большой тренировочный цикл типа полугодичного, годичного, многолетнего, связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.
В практике спорта принято выделять четырехлетние циклы, связанные с подготовкой к главным соревнованиям — Олимпийским играм, а для молодежи — к спартакиадам народов России, проходящими один раз в 4 года.
Построение тренировки на основе одного цикла в течение года характерно для сезонных видов спорта: лыжных гонок, биатлона, конькобежного спорта, гребли, велоспорта (шоссейные гонки) и т.п.

Содержание работы

Построение тренировки в больших циклах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Построение тренировки в годичных циклах . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Особенности периодизации тренировки в различных видах спорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Варианты построения годичного цикла тренировки в различных видах спорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Файлы: 1 файл

ТМФВ макроциклы контр раб.docx

— 38.84 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 

 

 

 

Контрольная работа

по курсу «Теория и методика физической культуры»

 

на тему: «Варианты построения годичного цикла тренировки юных спортсменов в зависимости от вида спорта».

 

 

Выполнила:

Студентка 22 группы ФФК и С

И. С. Сергеева

 

Проверила:

к.п.н., доцент                  Н. А. Герасимова

 

 

 

 

 

Самара 2013

 

Содержание

 

Содержание   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . .  .  .  .  .  .  .  .  . 2

Построение тренировки в больших циклах  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 3

Построение тренировки в годичных циклах  .  .  .  .  .  .  .  . .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  3 

Особенности периодизации тренировки в различных видах                                      спорта  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 7

Варианты построения годичного цикла тренировки в различных видах                     спорта  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 10

Список использованной литературы  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  16

 

 

Построение тренировки в больших циклах

 

Макроцикл — это большой тренировочный цикл типа полугодичного, годичного, многолетнего, связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.

Построение тренировки в многолетних макроциклах. В практике спорта принято выделять четырехлетние циклы, связанные с подготовкой к главным соревнованиям — Олимпийским играм, а для молодежи — к спартакиадам народов России, проходящими один раз в 4 года.

Построение тренировки на основе одного цикла в течение года характерно для сезонных видов спорта: лыжных гонок, биатлона, конькобежного спорта, гребли, велоспорта (шоссейные гонки) и т.п.

Большая продолжительность соревновательного периода в спортивных играх (до 7-8 месяцев) обусловливает также одно-цикловое планирование годичной подготовки.

 

Построение тренировки в годичных циклах

 

В подготовке высококвалифицированных спортсменов встречается построение годичной тренировки на основе одного макроцикла, на основе двух макроциклов и трех макроциклов. В каждом макроцикле выделяются три периода — подготовительный, соревновательный и переходный. При двух- и трехцикловом построении тренировочного процесса часто используются варианты, получившие название «сдвоенного» и «строенного» циклов. В этих случаях переходные периоды между первым, вторым и третьим макроциклами часто не планируются, а соревновательный период предыдущего макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего.

Подготовительный период направлен на становление спортивной формы — создание прочного фундамента подготовки к основным соревнованиям и участия в них, совершенствования различных сторон подготовленности. В соревновательном периоде стабилизация спортивной формы осуществляется через дальнейшее совершенствование различных сторон подготовленности, обеспечивается интегральная подготовка, проводятся непосредственная подготовка к основным соревнованиям и сами соревнования. Переходный период направлен на восстановление физического и психического потенциала после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, на подготовку к очередному макроциклу.

Подготовительный период подразделяется на два крупных этапа: 1) обще-подготовительный этап; 2) специально подготовительный этап.

Обще-подготовительный этап. Основные задачи этапа — повышение уровня физической подготовленности спортсменов, совершенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений в конкретном виде спорта, изучение новых сложных соревновательных программ. Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, 6—9 недель.

Этап состоит из двух, в отдельных случаях — из трех мезоциклов. Первый мезоцикл — втягивающий — тесно связан с предыдущим переходным периодом и является подготовительным к выполнению высоких по объему тренировочных нагрузок. Второй мезоцикл — базовый — направлен на решение главных задач этапа. В этом мезоцикле продолжается повышение общих объемов тренировочных средств, однонаправленных частных объемов интенсивных средств, развивающих основные качества и способствующих овладению новыми соревновательными программами.

Специально подготовительный этап. На этом этапе стабилизируются объем тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физической подготовленности, и повышается интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Длительность этапа 2—3 мезоцикла.

Соревновательный период. Основными задачами этого периода являются повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью соревновательных и близких к ним специально подготовительных упражнений.

Организацию процесса специальной подготовки в соревновательном периоде осуществляют в соответствии с календарем главных состязаний, которых у квалифицированных спортсменов в большинстве видов спорта обычно бывает не более 2—3. Все остальные соревнования носят как тренировочный, так и коммерческий характер; специальная подготовка к ним, как правило, не проводится. Они сами являются важными звеньями подготовки к основным соревнованиям.

Соревновательный период чаще всего делят на два этапа: 1) этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы; 2) этап непосредственной подготовки к главному старту.

Этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы. На этом этапе длительностью в 4—6 микроциклов решаются задачи повышения уровня подготовленности, выхода в состояние спортивной формы и совершенствования новых технико-тактических навыков в процессе использования соревновательных упражнений. В конце этого этапа обычно проводится главное отборочное соревнование.

Этап непосредственной подготовки к главному старту. На этом этапе решаются следующие задачи:

— восстановление работоспособности после главных отборочных соревнований и чемпионатов страны;

— дальнейшее совершенствование физической подготовленности и технико-тактических навыков;

— создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счет регуляции и саморегуляции состояний;

— моделирование соревновательной деятельности с целью подведения к старту и контроля за уровнем подготовленности;

— обеспечение оптимальных условий для максимального использования всех сторон подготовленности с целью трансформации ее в максимально возможный спортивный результат.

Продолжительность этого этапа колеблется в пределах 6—8 недель. Он обычно состоит из 2 мезоциклов. Один из них направлен на развитие качеств и способностей, обусловливающих высокий уровень спортивных достижений, другой — на подведение спортсмена к участию в конкретных соревнованиях с учетом специфики спортивной дисциплины состава участников, организационных, климатических и прочих факторов.

Переходный период. Основными задачами этого периода являются обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на полноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, состав применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т. п.

Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индивидуальных способностей спортсмена.

Тренировка в переходном периоде характеризуется снижением суммарного объема работы и незначительными нагрузками. По сравнению, например, с подготовительным периодом объем работы сокращается примерно в 3 раза; число занятий в течение недельного микроцикла не превышает, как правило, 3—5; занятия с большими нагрузками не планируются и т. д. Основное содержание переходного периода составляют разнообразные средства активного отдыха и обще-подготовительные упражнения.

В конце переходного периода нагрузка постепенно повышается, уменьшается объем средств активного отдыха, увеличивается число обще-подготовительных упражнений. Это позволяет сделать более гладким переход к первому этапу подготовительного периода очередного макроцикла.

При правильном построении переходного периода спортсмен не только полностью восстанавливает силы после прошедшего макроцикла, настраивается на активную работу в подготовительном периоде, но и выходит на более высокий уровень подготовленности по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года.

Продолжительность и содержание периодов и их составляющих этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла определяются многими факторами. Одни из них связаны со спецификой вида спорта — структурой эффективной соревновательной деятельности, структурой подготовленности спортсменов, сложившейся в данном виде спорта системой соревнований; другие — с этапом многолетней подготовки, закономерностями становления различных качеств и способностей и т. п., третьи — с организацией подготовки, климатическими условиями, материально-техническим уровнем.

 

Особенности периодизации тренировки в различных видах спорта

 

Общие закономерности периодизации спортивной тренировки проявляются по-разному, в зависимости от специфики видов спорта, что видно уже отчасти из содержания предыдущих разделов. В целом наиболее значимые особенности можно охарактеризовать следующим.

Первое. В зависимости от спортивной специализации могут быть существенные различия как в общей продолжительности макроцикла тренировки, так и, следовательно, в длительности его периодов. Так, в видах спорта, предъявляющих особенно высокие требования к выносливости (марафонский бег, лыжные гонки и т. п.), в большинстве случаев используются годичные циклы тренировки. Скоростно-силовые же и близкие к ним по характеру виды спорта (толкание ядра, прыжки в высоту и т. д.) дают возможность широко использовать полугодичные и подобные им циклы и чередовать их с годичными . Годичные циклы позволяют наращивать общий объем нагрузки в более значительных пределах, чем полугодичные, обеспечивать тем самым более фундаментальные адаптационные перестройки в организме спортсмена, а также более широко обновлять запас двигательных навыков. Полугодичные циклы, отличающиеся повышенной интенсивностью, создают условия для форсированного подъема уровня специальной тренированности и ускоренной реализации ее в спортивных результатах.

Чередование макроциклов различной продолжительности практикуется в тренировке гимнастов и представителей аналогичных видов спорта, где программа состязаний периодически меняется. Длительные циклы создают благоприятные условия для освоения новой программы, а более короткие — для совершенствования освоенной программы ускоренными темпами.

При одинаковой общей продолжительности тренировочного макроцикла в различных видах спорта сроки отдельных периодов могут значительно различаться. Наиболее продолжительный подготовительный период бывает, как правило, в видах спорта стайерского характера и в многоборьях. Протяженный соревновательный период характерен для таких видов спорта, как командные спортивные игры (особенно футбол и хоккей). Это объясняется, в частности, тем, что спортивная форма команды в целом («командная» спортивная форма) может поддерживаться дольше, чем индивидуальная, благодаря систематической взаимозамене игроков.

Второе. Специфика видов спорта проявляется в особенностях и соотношении различных этапов, выделяемых внутри периодов тренировки. Так, подготовительный период в тренировке по какому-либо «сезонному» виду спорта может иметь кроме двух основных этапов (общеподготовительного и специально-подготовительного) промежуточный этап, или подэтап . Отсутствие необходимых сезонных условий (снега, льда и т. д.) вынуждает подчас как бы отодвигать специально-подготовительный этап и замещать специфичные для него средства тренировки подобными им, но не вполне адекватными упражнениями (имитационными и т. п.).

Еще большее своеобразие, вытекающее из специфики видов спорта, имеет структура соревновательного периода. Особенно резко в этом отношении отличается соревновательный период в спортивных единоборствах и играх. Например, в боксе он включает относительно небольшое число состязаний турнирного характера, отделенных друг от друга значительными интервалами времени, тогда как, скажем, в хоккее официальные игры идут еженедельно (и чаще) почти без перерыва на протяжении 5—8 и более месяцев.

Третье. Довольно значительные особенности, обусловленные спецификой видов спорта, имеются и в соотношении различных сторон подготовки. Соотношение общей и специальной физической подготовки, например, в тренировке многоборцев изменяется по периодам и этапам макроцикла в значительно меньшей мере, чем при более узкой спортивной специализации. Удельный вес тактической подготовки в видах спорта, отличающихся многообразной и сложной тактикой (спортивные игры, спортивные единоборства), возрастает на втором этапе подготовительного периода в значительно большей мере, чем в каком-либо из видов спорта, характеризующихся относительно стандартными формами соревновательных действий.

Четвертое. В зависимости от специфики видов спорта различаются также частные тенденции динамики нагрузок по периодам и этапам тренировки. Так, объем нагрузок, связанных с участием в соревнованиях, в спортивных играх колеблется по периодам макроцикла в значительно меньшей мере, чем в ряде других видов спорта. Интенсивность специфических нагрузок в видах спорта скоростно-силового характера стремится в подготовительном периоде к максимуму быстрее, чем в видах спорта «на выносливость». Динамика нагрузок силового характера в тренировке спринтеров выглядит по-иному, чем в тренировке стайеров, и т. д.

Информация о работе Варианты построения годичного цикла тренировки юных спортсменов в зависимости от вида спорта