Врачебные наблюдения за питанием и питьевым режимом спортсмена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

В физической подготовке, помимо рационально построенных занятий, большое значение имеет организация правильного питания, обеспечивающая ускорение восстановительных процессов после тренировочных нагрузок и высокую работоспособность занимающихся.
В прежние времена специалистам физической подготовки при планировании нагрузок з

Содержание работы

1. Врачебные наблюдения за питанием и питьевым режимом спортсмена 3
1.1 Питание 3
1.1.1 Основные компоненты питания: белки, жиры,
углеводы, витамины, минеральные вещества 3
1.1.2 Режим питания 9
1.1.3 Особенности питания спортсменов в зависимости от
климатических условий 9
1.2 Питьевой режим 11
1.3 Регулирование веса спортсмена 12
1.3.1 Методы оценки массы тела 13
1.3.2 Изменение массы тела в процессе спортивной тренировки 14
1.3.3 Питание при регулировании массы тела спортсмена 15
2. Туризм – как средство развития двигательных качеств 17
Список литературы 20
Приложение 1

Файлы: 1 файл

ИТОГОВЫЙ ВАРИАНТ физическая культура.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

     При длительном соблюдении диеты с ограничением объема и калорийности питания представляется целесообразным один раз в 7—12 дней допускать день приема пиши по индивидуальному  желанию (так называемый «вираж») Естественно, что и в этом случае прием пищи не должен превращаться в обжорство. Подобные «виражи» можно приурочить к обеду после парной бани в связи с окончанием очередного тренировочного цикла. Эта методика позволяет спортсмену избавиться и от излишнего нервного напряжения при необходимости постоянно ограничивать свои желания.

     Бессолевая  диета, а также белково-жировая  и жировая диеты при регулировании  веса в спортивной практике не нашли  широкого применения. При бессолевой диете нарушается водно-солевой  обмен, что ограничивает возможности спортивной тренировки.

     Если  спортсмен соблюдает выбранную  диету продолжительное время  и это, естественно, совпадает с  тренировками к ответственным соревнованиям, то он должен постоянно находиться под контролем врача и тренера. Он должен также строго выполнять правила самоконтроля. Наряду с объективными данными врачебно-педагогических наблюдений, на правильность выбранной диеты будут указывать такие, например, субъективные ощущения: умеренная усталость после тренировок, быстрое восстановление к утру следующего дня, хорошее самочувствие.

     Диета при форсированной сгонке веса обычно назначается за 7—10 дней до старта в  соревнованиях и основывается на примерном меню, указанном выше. Питание может быть достаточно калорийным; уменьшается его объем главным образом за счет выпиваемой жидкости и углеводистых гарниров.

     Если  спортсмену нужно согнать 2—3 кг в  последние 1—2 дня до соревнований и  он не ограничивал себя ранее привычной  диетой, то ему необходимо уменьшить  суточным паек до 1 — 1,5кг, сохраняя повышенное содержание белков (мясо, творог, яйца).

     Ограничение питьевого режима в процессе регулирования  и сгонки веса приводит к жажде. Следует  различать истинную жажду, которая  вызвана действительным обезвоживанием организма, и ложную, связанную с  условнорефлекторными реакциями организма и состоянием слизистых оболочек полости рта и желудочно-кишечного тракта. При истинной жажде организм действительно обезвожен. Уменьшено количество циркулирующей крови. При значительном дефиците воды в организме сахар во рту не тает и не дает даже ощущений на вкус, сухая пища не проглатывается, голос становится хриплым. Ощущается также большая слабость и апатия.. В то же время одномоментный прием большого количества воды способствует водной интоксикации, отекам, мышечным судорогам и снижению работоспособности.

     При значительной потере воды следует выпить около 0,5 л минеральной воды и  спустя 20—30 мин. стакан горячего чая  с лимоном. Через 20—30 мин. можно приступать к еде, включив в закуску, свежую зелень. После еды следует выпить чай с лимоном. В процессе еды спортсмен должен принять до 10 г поваренной соли.

     Хорошо  утоляет жажду питье, которое  вызывает усиление секреции желудочного  сока, например: газированная угольной кислотой вода (не во время соревнований), высушенный кисло-соленый творог (гурд), хлебный квас, томатный сок с солью, вода, в которую добавлен свежий мясной сок, овощные соки, чай (особенно зеленый).

     Спортсмены  в перерывах между выступлениями  в соревнованиях, даже при жажде, не должны принимать в значительных количествах воду и другие напитки. Потребление воды приближает наступление утомления. 
 

 

      2.  Туризм – как средство  развития двигательных качеств 

     В ХХI веке особую актуальность и значимость приобретает образование, воспитание нового здорового поколения, способного жить и работать в новом веке, веке образования, культуры, духовности, новых технологий. В настоящее время понятия «здоровый человек», «здоровая нация» расширили свое значение, охватывают и духовное, и физическое развитие человека. Сильнее, здоровее, умнее и совершеннее тот, кто охотно отдает себя во власть движения.

     Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного  аппарата, активизацией обмена веществ. Научно доказана взаимосвязь между деятельностью двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Лучшим и наиболее эффективным способом восстановления физических и духовных сил является активный отдых, который должен рассматриваться как одна из основных потребностей человека. Наиболее доступным и полезным видом активного отдыха является туризм. Туристический поход — это движение, физическая нагрузка, самым благотворным  образом воздействующая на организм человека.

     Туризм  и здоровье неотделим. Туристские путешествия  не только способствуют физическому  закаливанию организма, снимают усталость, укрепляют нервную систему, они все больше становятся настоятельной потребностью человека как активный, насыщенный физическими нагрузками отдых.

     В туристском походе приходится преодолевать большие расстояния в течение  длительного времени и со значительной физической нагрузкой, зависящей от сложности естественных препятствий, темпа передвижения, метеорологических условий, веса рюкзака. Следовательно, запас прочности и безопасность туриста во многом зависят от его выносливости.

     При воспитании выносливости ставятся три основные задачи: улучшение аэробных возможностей, совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем; повышение анаэробных возможностей; повышение физиологических и психологических границ устойчивости к сдвигам внутренней среды, вызванным напряженной работой.

     Выносливость воспитывается всеми средствами технической подготовки: походами выходного дня, участием в соревнованиях по спортивному ориентированию и технике туризма, тренировками с грузом на травянистых, осыпных, снежных, ледовых склонах и скалах. Специальная выносливость - способность к многократному повторению упражнений по технике туризма без снижения качества их выполнения.

     При воспитании выносливости, особенно у  школьников, нужно учитывать большие возрастные различия в приспособительных реакциях организма к повышенным нагрузкам. Работая с детьми, важно создать оптимальные условия для функционирования систем кислородного обеспечения организма. С этой целью целесообразно чаще проводить тренировки в лесной или парковой зоне.

     При ходьбе с грузом по пересеченной местности, преодолении технически сложных  участков мышцы ног, рук и туловища испытывают большую нагрузку в течение  длительного времени.

     Упражнения  для воспитания силы делятся на две  группы.

     Первую группу составляют упражнения с внешним сопротивлением: с сопротивлением партнера (упражнения в парах, борьба, акробатика); с весом предметов (штанга, гантели, набивные мячи, ядро, камни, мешки с песком, гиря, рюкзак с контрольным весом); с сопротивлением упругих предметов (эспандер, амортизатор) и внешней среды (бег по снегу, воде, песку, в гору, по пересеченной местности).

     Вторая  группа - это упражнения, отягощенные  весом собственного тела (подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре  лежа, лазанье по канату, преодоление навесной переправы, приседания, прыжки, упражнения на гимнастических снарядах, тренажерах).

     Максимальное  силовое напряжение может быть создано  тремя путями: преодолением непредельных отягощений (сопротивлением) с предельным числом повторений; предельным увеличением внешнего сопротивления (в динамическом или статическом режиме); преодолением сопротивлений с предельной скоростью.

     Специальные силовые упражнения выполняются  с рюкзаком или другим грузом (можно  с партнером) и включают: лазанье по канату, гимнастической или скальной стенке; подтягивание на перекладине; преодоление навесной переправы; прыжки через препятствия; приседания, ходьбу и бег; подъем по крутому снежному или травянистому склону.

     Применение  средств и методов воспитания силы в школьные годы должно быть тщательно согласовано с особенностями этой возрастной группы. Занятия на первых этапах физической подготовки должны обеспечивать оптимальную степени гармонического развития всех мышечных групп, содействовать образованию прочного "мышечного корсета", укреплять дыхательную мускулатуру. В комплексных тренировках упражнения на силу целесообразно применять в конце занятия.

     Воспитание  ловкости складывается из воспитания способности осваивать новые  двигательные действия и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с быстро меняющейся обстановкой на туристском маршруте (например, применить серию быстрых и точных движений, связанных с переправой через водный поток, движением по осыпи, скалам и льду, спуском на лыжах, сплавом на горных реках).

     Основная  задача воспитания ловкости - овладение  новыми двигательными действиями. При  этом используются следующие упражнения: спортивные и подвижные игры, спортивное ориентирование, горнолыжный спорт, спортивная и художественная гимнастика, легкая атлетика (прыжки, барьерный бег), ритмическая гимнастика.

     В туризме специальная ловкость воспитывается  средствами специальной физической и технической подготовки без груза и с грузом: ходьбой по бревну, тросу, камням, кочкам, соревнованиями по технике туризма, скалолазанию, туристскими упражнениями на ледовых, снежных, травянистых и осыпных склонах.

     Под быстротой понимается способность  совершать двигательные действия в  минимальное время. Для воспитания быстроты используются различные скоростные упражнения: спортивные и подвижные игры, легкая атлетика (бег на короткие дистанции, прыжки и метания), ритмическая гимнастика. Применяются разнообразные упражнения, требующие быстрой реакции на заранее обусловленные сигналы (звуковые, зрительные, тактильные), быстрых локальных движений и кратковременных перемещений.

     Средства  специальной физической подготовки для воспитания быстроты: туристские упражнения прикладного многоборья (установка палатки на время, вязка  узлов, работа со специальным туристским снаряжением и т. п.).

     Непременное условие достижения высокой физической подготовленности туристов - соблюдение режима, правил гигиены, постоянный врачебный  контроль, который дополняется самоконтролем  спортсмена и заключается в систематическом  наблюдении за весом своего тела, пульсом, сном, аппетитом, общим состоянием. Управление подготовкой туриста будет эффективным только в том случае, если преподаватель или тренер систематически получает информацию о состоянии спортсмена и его работоспособности во время тренировки, об уровне физической подготовленности.

     Максимальный  оздоровительный эффект от разнообразной  и регулярной тренировки будет в  том случае, если характер и степень  физической нагрузки полностью соответствуют  состоянию здоровья, уровню функциональной готовности организма, возрасту и индивидуальным особенностям человека. Без этого тренировки окажутся не только малоэффективными, но могут принести вред.

     Характерная особенность тренировок в туризме  состоит в том, что подготовка к походу осуществляется в обстановке, резко отличной от условий самого путешествия, так как невозможно воспроизвести (смоделировать) все сложности планируемого мероприятия. Подготовка к походу всегда должна быть на порядок выше категории сложности маршрута, который туристам предстоит пройти. Поскольку туристы одной спортивной группы по многим причинам не всегда имеют возможность тренироваться вместе, общую физическую подготовку можно проводить по индивидуальным планам, но обязательны совместные походы выходного дня, контрольные тренировки по специальной физической подготовке, участие в соревнованиях по туристской технике.

     В туризме, как и в других видах  спорта, достижение высоких результатов  невозможно без постоянной физической подготовки, которая составляет основное содержание тренировки и в то же время неразрывно связана с укреплением и повышением общего уровня функциональных возможностей организма 
 

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

    1. Абухов  А.Х. Туризм на новом этапе. - М., «Профиздат», 1983.
    2. Вес реальный, вес идеальный. Тесты. Современный спорт 1990
    3. Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник для институтов и техникумов физической культуры. -М.: «Физкультура и спорт», 1987. - 163 с.
    4. Гужаловский А.А. Основы методики и теории физической культуры: учебник для техникумов физической культуры. – М. : «Физкультура и спорт», 1986. – 352с.
    5. Козлова Т.В., Рябухина Т.А. Физкультура для всей семьи. -  М., ФиС., 1989.
    6. Куколевский Г.М. Врачебные наблюдения за спортсменами – М.: «Физкультура и спорт» , 1975.- 335с.
    7. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика ФВ с основами теории: учеб. пособие для студентов пед. институтов и учащихся пед. училищ. – М.: «Просвещение», 1991.- 191с.
    8. Пасечный П.С. На туристкой тропе. -  М.: ФиС., 1986.
    9. Теория и методика физического воспитания. Изд. 2-е, допол. Учебник для техникумов физической культуры. Под ред. Харабуги Г.Д. - М.: «Физкультура и спорт» 1974.- 319с.
    10. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста - М.: « Профиздат», 1985.

Информация о работе Врачебные наблюдения за питанием и питьевым режимом спортсмена