Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:50, дипломная работа
Данная дипломная работа состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая включает в себя такие параграфы, как «Политический дискурс и его особенности», «Соотношение понятия «языковая личность» со смежными понятиями «идиолект», «речевой портрет» и «речевая личность»», «Языковая личность в рамках дискурса. Языковая личность носителя элитарной речевой культуры». Практическая часть состоит из одного параграфа – «Языковая личность В.В. Путина. Языковые средства создания имиджа В.В. Путина». В теоретической части будут представлены особенности как дискурса в целом, так и отличительные особенности политического дискурса, будет дана подробная характеристика понятия «языковая личность» и прослежено соотношение понятия «языковая личность» со смежными понятиями «идиолект», «речевой портрет» и «речевая личность», будет выявлена значимость языковой личности носителя элитарной культуры.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы анализа языковой личности политика.………………………………………………………………………..…..5
1.1. Политический дискурс и его особенности …...………………………..5
1.2. Языковая личность: история понятия, разное понимание и толкование термина учеными, модели описания языковой личности, соотношение со смежными понятиями, языковая личность в рамках политического дискурса……………………………………………………………...……………...16
Глава 2. Анализ языковой личности политика на уровне выразительности, экспрессивности
2.1. Экспрессивность политического дискурса, выразительность и изобразительность политической речи………………………………
2.2 Риторические средства, принципы классификации риторических тропов и фигур
Заключение……………………………………………………………………...…
Список используемой литературы……………………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы
анализа языковой личности политика.………………………………………………………
1.1. Политический дискурс и его особенности …...………………………..5
1.2. Языковая личность: история понятия,
разное понимание и толкование термина
учеными, модели описания языковой личности,
соотношение со смежными понятиями, языковая
личность в рамках политического дискурса…………………………………………………………
Глава 2. Анализ языковой личности политика на уровне выразительности, экспрессивности
2.1. Экспрессивность политического дискурса, выразительность и изобразительность политической речи………………………………
2.2 Риторические средства, принципы классификации риторических тропов и фигур
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Данная дипломная работа посвящена исследованию языковой личности В.В. Путина.
Тема исследования относится к такому кругу актуальных проблем лингвистики, как политический дискурс, языковая личность, языковая личность в рамках дискурса, язык современных СМИ. В изучение понятия «языковая личность» внесли большой вклад Ю.Н. Караулов, К.Ф. Седов, В.Б. Кашкин, В.И. Карасик, В.Г. Костомаров, Т.В. Кочеткова, О.Г. Ревзина, В.Н. Базылев и другие. Исследованию языковой личности В.В. Путина посвятили множество научных работ такие учёные, как О.Н. Паршина, М.А. Кормилицына, О.Б. Сиротинина, Т. Н. Колокольцева, Ю.Б. Никулева, М.В. Гаврилова, В.Б. Кашкин и другие.
Актуальность данной дипломной работы заключается в том, что мы исследуем языковую личность опытного политика современной российской политической элиты и в частности его «официальную» ипостась.
Задачами нашего исследования являются: выявление особенностей политического дискурса, характеристика языковой личности, выявление особенностей языковой личности в рамках дискурса, изучение уровня выразительности, экспрессивности политика, характеристика риторических фигур, используемых в речи политика. Конечной целью нашей работы является характеристика «официальной» ипостаси языковой личности В.В. Путина.
Объектом данного исследования, как уже было сказано, является языковая личность В.В. Путина в целом и в частности его «официальная» ипостась, которая сформировалась в предвыборных статьях и выступлениях 2012 года.
Материалом исследования послужили текстовые записи выступлений (обращения, интервью и пр.) В.В. Путина за 2012 год и предвыборные программные статьи названного политика. Всего было рассмотрено сколько-то текстов, представленных на официальных сайтах В.В. Путина и в СМИ. Общий объем выявленных и проанализированных риторических фигур и тропов составил столько-то единиц.
В качестве основных методов в нашей работе мы используем:
- типологический/системно-
- дедуктивный, индуктивный;
- эмпирический (в практической части).
Новизна результатов исследования заключается в том, что мы анализируем языковую личность В.В. Путина на уровне «официального» общения с народом, выявляя его новую, «официальную» ипостась. Также нами проведен разбор нового материала для исследования – программных статей 2012 года.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в разработку теории языка, функциональных особенностей политического дискурса и языковой личности.
Ценность практической части работы заключается в том, что здесь охарактеризован уровень выразительности, экспрессивности новой, «официальной» ипостаси В.В. Путина – как наиболее показательный уровень, на котором проявляются отличия В. В. Путина от других политиков (например, от Д.А. Медведева).
Данная дипломная работа состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая включает в себя такие параграфы, как «Политический дискурс и его особенности», «Соотношение понятия «языковая личность» со смежными понятиями «идиолект», «речевой портрет» и «речевая личность»», «Языковая личность в рамках дискурса. Языковая личность носителя элитарной речевой культуры». Практическая часть состоит из одного параграфа – «Языковая личность В.В. Путина. Языковые средства создания имиджа В.В. Путина». В теоретической части будут представлены особенности как дискурса в целом, так и отличительные особенности политического дискурса, будет дана подробная характеристика понятия «языковая личность» и прослежено соотношение понятия «языковая личность» со смежными понятиями «идиолект», «речевой портрет» и «речевая личность», будет выявлена значимость языковой личности носителя элитарной культуры. В практической части работы мы попытаемся охарактеризовать языковую личность В.В. Путина на базе исследований учёных-лингвистов, выявить основные особенности языка современных СМИ и языковые средства создания имиджа В.В. Путина в СМИ, подвести итог по проделанной работе.
Глава 1. Теоретические основы анализа языковой личности политика
Развитие антропоцентрической лингвистики совпало с тем, что у нас и за рубежом называют дискурсивным переворотом в гуманитарных науках. Обращение к дискурсу как предмету изучения в отечественной науке легко легло на почву богатой традиции, заложенной ещё фундаментальными трудами И.А. Бодуэна де Куртене [1963] и продолженной в исследованиях учёных первой половины 20-го века: М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Г.Т. Винокура, Л. С. Выготского, В.М. Жирмунского, Л.В. Щербы, Л.П. Якубинского и многих других. В современной лингвистике такие термины, как «дискурс», «дискурсивное мышление», «дискурсивная компетенция» приобретают всё большее значение. В то же время в современной науке нет единства в толковании значения этих терминов.
Для определения значения
исходного понятия мы обратились
к «Лингвистическому
Также мы обратились к монографии Е.А.Селивановой «Когнитивная ономасиология [Текст]», где приводятся различные дефиниции дискурса, но подчеркнуто, что наиболее значимыми их них являются четыре значения данного понятия [Селиванова, 2000].
Согласно первому значению, дискурс рассматривается как текст, высказывание, погруженное в определенную социокультурную ситуацию (Т.М. Николаева, З.Харрис, Б. Штерн). В этой связи возникла необходимость развести понятия текста и дискурса, согласно разнице аспектов, которые они представляли: дискурс - социальный, текст — языковой. Этому послужили теории Т. ван Дейка, рассматривающего текст как статический объект, а дискурс — как способ его актуализации в определенных ментальных и прагматических условиях, и идеи Э.Бенвениста, полагавшего, что дискурс это речь, неотделимая от говорящего.
На второе значение дискурса повлияла
концепция коммуникативной
Третье значение отождествляет дискурс с речью, преимущественно устной. «В первом приближении дискурс можно отождествить с семиотическим процессом, который ... следует понимать как все многообразие способов дискурсивной практики, включая практику языковую и неязыковую» [Селиванова 2000, с. 40]. Но, как замечает Е.С. Кубрякова, противопоставление дискурса как устной речи, в противовес письменной не может быть поддержано из-за невозможности «строгого различения указанных форм речи по присущим им стилям построения текста» [Кубрякова 2004, с. 526].
Термин «дискурс» в четвертом значении понимается как тип дискурсивной практики. «Дискурс представляет собой коммуникативно-прагматический образец речевого поведения, протекающего в определенной социальной сфере, имеющий определенный набор переменных: социальные нормы, отношения, роли, конвенции, показатели интерактивности» [Селиванова 2000, с. 41]. Такое значение дискурса используется в функциональной прагматике (Й.Ребайн, К.Элих, С.А. Сухих, В.В. Зеленская, Е.Ю. Протасова). Основным свойством дискурса являются интеракции, которые рассматриваются как взаимодействие представителей определенных социальных групп.
Данное понимание дискурса коррелирует с идеей Е.И. Шейгал, предлагающей воспринимать дискурс как систему коммуникаций, имеющую реальное и потенциальное измерение. «В реальном измерении - это поле коммуникативных практик как совокупность дискурсных событий, это текущая речевая деятельность в определенном социальном пространстве, обладающая признаком процессности и связанная с реальной жизнью и реальным временем, а также возникающие в результате этой деятельности речевые произведения (тексты), взятые во взаимодействии лингвистических, паралингвистических и экстралингвистических факторов» [Шейгал 2004, с. 12-13].
Мы считаем, что наиболее полно отражающим черты дискурса является третье значение этого термина из приведенных здесь значений. К тому же, оно совпадает с вышеописанным толкованием термина «дискурс» из «Лингвистического энциклопедического словаря» Н. Д. Арутюновой.
Став популярным, термин «дискурс» стал употребляться в еще одном, более широком смысле. Именно этот смысл раскрывается в справочнике «Политология: глоссарий по книге» Хейвуда Э. «Дискурс — речевое взаимодействие между людьми; рассуждение, беседа, коммуникация. Может отражать распределение власти между людьми» [Хейвуд 2005, с. 83]. Дискурс здесь понимается как любое коммуникативное событие, происходящее между автором сообщения и его адресатом, происходящим в определенном временнóм, пространственном, культурном, идеологическом и других контекстах. Причем дискурсом стали называть не только определенную фразу, произнесенную вслух, но и любой другой текст, в том числе и письменный.
Дискурс включает паралингвистическое сопровождение речи (мимику, жесты), выполняющее следующие основные функции, диктуемые структурой дискурса: ритмическую («автодирижирование»); референтную, связывающую слова с предметной областью приложения языка (дейктические жесты); семантическую (мимику и жесты, сопутствующие некоторым значениям); эмоционально-оценочную, функцию воздействия на собеседника, т. е. иллоккутивную силу (жесты побуждения, убеждения). Дискурс изучается совместно с соответствующими «формами жизни» (репортаж, интервью, экзаменационный диалог, инструктаж, светская беседа, признание и проч.).
Обратимся к следующим понятиям – «дискурсивное мышление» и «дискурсивная компетенция». Ещё Л.С. Выготский указывал на то, что в своих базовых, первичных формах мышление носит невербальный характер. «Мысль, — отмечал исследователь, — имеет своё особое строение и течение, переход от которого к строению и течению речи представляет большие трудности» [Выготский 1982, с. 355]. Так как изучение дискурса выходит за рамки лингвистики, для определения значения терминов «дискурсивное мышление» и «дискурсивная компетенция» мы вынуждены были обратиться к «Психологическому словарю» В.В. Давыдова и А.В. Запорожца. Словарь трактует термин «дискурсивное мышление» так: «Дискурсивное мышление — форма мыслительной стратегии, в которой происходит последовательный перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе связного логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего» [Психологический словарь 1983, с. 151]. Часто дискурсивное мышление противопоставляют интуитивному. Например, наше знание времени является дискурсивным, или концептуальным, если мы способны разъяснить, что такое время и привести какие-то доводы в поддержку своей точки зрения. В противном случае знание является интуитивным.
«Дискурсивная компетенция
— целостная способность
Ученые имеют несколько точек зрения на то, по каким критериям выделять типы дискурсов. Так, В.П. Конецкая в своем учебнике по социологии коммуникации приводит типологию дискурсов на основе коммуникативной составляющей. Утверждая, что дискурс - это более сложное, по сравнению с высказыванием, речевое произведение, содержащее, кроме частных коммуникативных установок, еще и стратегическую коммуникативную установку, автор различает три типа дискурса: комплементарный («дополнительный»), координирующий («согласованный») и компететивный («конкурирующий») [Конецкая 1997, с. 106].
Информация о работе Анализ языковой личности политика на уровне выразительности, экспрессивности